Профилактическая и коррекционная работа учителя на уроке
Необходимость осуществления профилактической и коррекционной работы учителя на уроке обусловлена ростом в последние годы числа разного рода отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников. В этой связи со всей остротой встает вопрос о такой организации общения и совместной деятельности учителя и учащихся, в процессе которой осуществляется взаимное личностное развитие участников педагогического взаимодействия. Такому контакту соответствует техника психотерапевтического педагогического воздействия, основанная на саногенном мышлении. Под саногенным мышлением Ю.М. Орлов понимает мышление, способствующее поддержанию здоровья, погашающее внутренний конфликт, напряженность, позволяющее контролировать эмоции, потребности, желания и соответственно предотвращающее заболевания. Овладеть саногенным мышлением означает не только научиться управлять своими эмоциями, потребностями, но и стремиться познавать себя и прийти к согласию с собой и окружающим миром. Результат саногенного мышления находит свое отражение в поведении учителя, в характере и методике его профессионально-педагогической деятельности. Суть психотерапии педагогической деятельности заключается в организации комфортного общения, приносящего удовольствие совместной деятельности учителя и учащихся (Д.А. Белухин). К примеру, учитель приходит на урок, испытывая сильную физическую боль или переживая крупные неприятности. Такое состояние педагога отражается на его внешнем облике и угнетающе действует на учеников. В результате их активность резко снижается, в классе создается отрицательный эмоциональный настрой.
Эффективность урока также будет страдать, если педагог часто бывает чрезмерно возбужденным, веселым. Подобная повышенная активность на учебном занятии может вызвать обратную реакцию учащихся. Эмоциональный настрой и физическое состояние учителя но многом определяют ход и результаты урока. Настроенный на доброжелательное общение, он как бы излучает положительную энергетику, мобилизует учащихся на работу, чем и гарантирует успех. Наблюдения показывают, что в речевых действиях учителя нередко преобладают отрицательные оценочные суждения или сравнения, которые неприятны ученику. Не часто учитель при затруднении школьника позволяет себе поддержать его успокаивающими «поглаживаниями», «похлопываниями» со словами: «Не волнуйся», «Я уверен, у тебя все получится», «Подумай еще раз» и т.д. Словесные педагогические действия, в которых доминируют приказания, предупреждения, упреки, порицания и другие элементы репрессивного свойства, следует отнести к авторитарному стилю профессионального поведения, ведущему к снижению психического здоровья учащихся. Таким образом, зная основные виды словесных воздействий, можно уяснить для себя причины неудач в общении с учениками и наметить конкретные пути профилактики дидактогении на учебном занятии. Реализация профилактической и коррекционной функции на уроке не ограничивается психотерапией педагогической деятельности – она проявляется в постоянной заботе учителя о психическом и физическом здоровье учащихся. Особое внимание педагог должен уделять реализации потребности школьников в двигательной активности.Как известно, под активным двигательным режимом понимается регламентированная по интенсивности физическая нагрузка, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность человека в движениях, соответствует функциональным возможностям неравномерно развивающихся систем растущего организма, способствует укреплению здоровья детей.
Доказано, что двигательная активность оказывает чрезвычайно благоприятное воздействие на растущий организм. Напротив, ее ограничение ведет не только к задержке развития организма, ухудшает здоровье ребенка, но и затрудняет освоение необходимых двигательных навыков. Специальными исследованиями установлено, что в условиях школьного режима двигательная потребность детей удовлетворяется только на 18–20%. Урок физкультуры удовлетворяет суточную потребность в движении на 20–40%. Без уроков физкультуры дети недополучают до 80% движений. Для удовлетворения этой естественной потребности младших школьников суточный объем их активных движений должен составлять не менее двух часов, а недельный – не менее 14 часов. Общепринятые методики обучения детей, как правило, осуществляются в условиях обездвиженности учащихся, что способствует принятию ими аномальной, а не рабочей позы, установлено, что наименее утомительная для детей поза – сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты) тазобедренном и коленном суставах, ступни – опираться на пол, предплечья – свободно лежать на столе. Согласно гигиеническим требованиям, посадка учащихся является устойчивой и менее утомительной, а площадь опоры достаточной, если глубина сиденья составляет не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедер и ягодиц. К расстоянию (по вертикали) от заднего края стола до сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника следует добавить 5–6 см. Если такая пропорция нарушается, то ребенок во время письма будет либо поднимать, либо опускать правое плечо, что ведет к искривлению позвоночника. Важно помнить, что расстояние от переднего края крышки стола до грудной клетки ученика должно составлять не более 5 см. При увеличении этой дистанции ребенок лишается возможности использовать (пинку стула как дополнительную опору, а при уменьшении – крышка стала может упираться в его грудную клетку, нарушая дыхание и кровообращение. Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сидения (дистанция сидения) должно быть только отрицательным (не меньше 4 см и не больше 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник будет вынужден тянуться вперед и принимать неудобную рабочую позу. При такой посадке увеличивается статическое напряжение и ребенок быстро утомляется.
На уроке учитель обязательно должен следить за тем, как ученик держит голову, руки, как опирается на спинку стула, где находятся его ноги, насколько близко придвинут стул к столу. Стул должен находиться на таком расстоянии от стола, чтобы при опоре на спинку стула между грудью ребенка и столом помещалась ладонь (4 пальца, без большого). Наблюдения за учащимися начальной школы показывают, что гам, где учитель не обращает внимания на рабочую позу и двигательную активность детей, свыше 90% из них привычно принимают аномальную позу на уроке, что приводит к ухудшению зрения, опорно-двигательного аппарата, угнетает деятельность важнейших функциональных систем организма и всю его регуляторную сферу. Красноярские ученые пришли к выводу, что угнетение центральной и вегетативной нервных систем в результате принятия ребенком неправильной позы осложняет процесс восприятия и усвоения учебного материала. В этой связи вполне обосновано предложение профессора В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены позы «сидя» на позу «стоя», т.е. в режиме динамической позы. Потребность в двигательной активности учащихся на уроке может реализовываться и посредством проведения физкультминуток (прил. 2), продолжительность которых, согласно гигиеническим нормам, в 1–8 классах должна составлять не менее 5 минут. Приведем пример использования физкультминутки на уроке русского языка в 6 классе: – Ребята, я предлагаю отдохнуть и отправиться в путешествие. Выберем маршрут. Север или юг? (Ученики выбирают юг.) На чем совершим экскурсию? – На самолете! – Итак, приготовились. Садитесь поудобнее, пристегните ремни, самолет набирает высоту. (Ребята имитируют движение самолета.) Посмотрите в иллюминатор. Богатая растительность средней полосы сменяется огромными степными просторами. А вот и Черное море. Мы спускаемся по трапу самолета. Как приятны еще теплые осенние лучи! Вдохнем терпкий, соленый аромат воздуха. Не пора ли искупаться? Осторожно входим в воду. Обрызгайте друг друга водой! Поплывем? А теперь – на берег. Потянулись к солнечным лучам. Еще! Еще! Ах, как здорово!
Наше воображаемое путешествие заканчивается. В следующий раз мы отправимся на север. Я думаю, это тоже будет интересно. Учитель может проводить физкультминутки на всех этапах урока: в начале, перед объяснением или после объяснения нового материала, до или в ходе выполнения практических заданий. Каждое упражнение выполняется в течение музыкальной фразы или под счет учителя. Современной педагогикой и психологией разработан широкий арсенал игр,предназначенных для внедрения в процесс обучения. Многие из них успешно решают и проблемы двигательной активности учащихся на уроке. Использование игр не только позволяет развивать общеучебные умения и психические свойства – память, внимание, восприятие информации различной модальности, но и помогают создавать благоприятный психологический климат на уроках, объединять коллектив учащихся, устанавливать эмоциональные контакты. Игры могут выполнять как здоровьеохранные, так и здоровъекоррекционные функции. Благодаря им, например, снимается эмоциональное напряжение, решаются задачи компенсации информационной перегрузки, организации психологического и физиологического отдыха, формирования навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации (В.В. Петрусинский). Так, игру «Словесный волейбол» можно применять на уроках иностранного или русского языка. Суть игры заключается в том, что учитель (или ведущий), кидая мяч, называет слово, например существительное «облако». Тот, кто ловит мяч, добавляет подходящий по смыслу глагол, например «плывет». Учащийся, неверно подобравший слово, в результате чего получилась бессмыслица, выбывает из игры. Таким образом, к концу игры доходят только самые знающие и сообразительные. Известно, что в процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий,предложенных профессором В.Ф. Базарным и его коллегами. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Повторить каждое из этих упражнений нужно 10–15 раз по порядку с №1 по №5 (см. рис. 1).
Рис. 1. Схема траекторий и направления взгляда учащихся
Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя должно находиться множество специальных упражнений и игр. Достаточно проста и эффективна физкультура для глаз,предложенная профессором Э.С. Аветисовым: • крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их (повторить упражнение 6–8 раз); • быстро моргать в течение 15 секунд (повторить 3–4 раза); • закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями указательного пальца в течение одной минуты; • выполнять круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении. Своеобразной гимнастикой для глаз являются игры «Пчела» и Дирижер». Игра «Пчела» заключается в том, что нужно представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на пей свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде учителя «пчела садится учащимся на переносицу». Школьники не должны упускать ее из виду. В игре «Дирижер» ученики представляют себя знаменитыми дирижерами. Они встают, берут в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начинают дирижировать. При этом они не отрывают глаз от кончика палочки, т.е. сопровождают глазами все ее движения в течение музыкального фрагмента. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации. В процессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится па нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика педагогическими средствами переутомлений, невротических реакций, а в ряде случаев и коррекция неблагоприятных психосоматических состояний детей на уроке являются приоритетными задачами в здоровьесберегающей работе учителя. С этой целью многие педагоги, особенно в начальной школе, с успехом применяют психогимнастику, физкультминутки, дыхательные упражнения. Так, психотерапевт Е. Мазо рекомендует при возбуждении, повышенной раздражительности, вспыльчивости детей выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений, когда выдох значительно превосходит по длительности вдох. Гимнастика проводится по следующей схеме:
где в числителе – продолжительность вдоха в секунду; в знаменателе – продолжительность выдоха в секунду; в середине – длительность паузы между вдохом и выдохом. Пауза обязательна. При нервно-психическом перенапряжении и переутомлении хорошие результаты дает тонизирующий вариант дыхательных упражнений. Упражнение 1: • вдох (спокойный, полный, глубокий); • выдох (интенсивный, резкий, энергичный). Упражнение 2: сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха. Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха. Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Учитель должен уделять особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подходить к каждому из них. Дыхательная гимнастика Стрельниковой состоит из следующих элементов: 1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту. 2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения. 3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения. 4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу. 5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно. 6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад. 7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук. 8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад. Представляют интерес так называемые «оживлялки».Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них: Упражнение 1: • с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз); • щеки – вверх – вниз (10 раз); • кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз); • указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить; • 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев. Упражнение 2: • потянуть вниз мочки ушей (10 раз); • «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз); • «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд). Практика показывает, что эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроках является психогимнастика (прил. 3). Школьники с удовольствием откликаются на задание учителя войти в образ сказочного или литературного героя. В начальной школе эмоционально настроиться на работу на уроке помогает вхождение в образ внимательного, старательного и активного ученика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|