Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ассертивность как Фактор успеха МВ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Стадии развития МО:

1. Первое впечатление. Аргайл и Дин: встреча взглядов двух людей выполняют функции: а) сбор информации и б) контроль близости (дистанции, тем обсуждения, контроль прикосновений.

Силы приближения (потребность в обратной связи, аффилиативные сигналы) КОНТАКТ ГЛАЗ Силы избегания (страх быть понятым, избегание реакции партнера)

Эксперименты Аргайла и Дина: К кому ближе встанут испытуемые? 1. К человеку с открытыми глазами? 2. К человеку с закрытыми глазами? 3. К фотографии в натуральную величину?

  1. 37,1 дюйма 2,54 см
  2. 30,8 2,54 см
  3. 26,3 2,54 см

 

2. Возникновение и выражение аффилиации. Аффилиация понимается как континуум аффилиаций:

от 0 к «+» или к «-». Элбертс исследовал выражение аффилиации в гетеросексуальных отношениях: первые беседы сопровождаются поддразниванием, гневом и конфликтом («Служебный роман»).

Мужчина: Не похоже, чтобы в Вашей жизни был хоть один день удовольствий.

Женщина: Я не разговариваю с грубыми самодовольными мужланами…

Скорее всего разовьются романтические отношения.

 

3. Формирование отношений (например, аттракции).

Кнапп (1992) выделяет фазы развития отношений в процессе взаимодействия:

1) Вступление (оценка привлекательности и доступности партнера)

2) Экспериментирование (изучение друг друга, некритичное отношение, поиск общих тем)

3) Интенсификация (чаще и глубже раскрываются друг другу)

4) Интеграция (знаки близости, парная идентичность, чувство «мы», ласковые клички)

5) Объединение (публичные обязательства, помолвка, брак и др.)

6) Дифференциация (ослабление аффилиации, «мы» превращается в «ты» и «я»)

7) Ограничение (контактов)

8) Стагнация (затруднение общения)

9) Избегание (игнорируют друг друга)

10) Прекращение (официально разрывают отношения)

Фильтры отношений (по Дюку[1])

Согласно концепции фильтров, если пара не прошла какой-либо фильтр, отношения прекращаются (или сохраняются вынужденно, или развиваются в свою противоположность: неприязнь, вражду). Содержание фильтров определяется типом отношений (супружеские, приятельские…) и этапом МВ.

Глубоких и устойчивых отношений достигают только те пары, которые прошли все фильтры.

Причем, детерминанты аттракции содержательно меняются на каждом этапе развития отношений. То, что вызывало симпатию вначале в дальнейшем м.б. неприятным!

Первый фильтр: внешность, общительность.

Второй фильтр: идентичность (сходство установок).

Третий: ролевое соответствие.

АТТРАКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Отношение – буквально означает взаиморасположение объектов и их свойств (отношения подчинения: начальник выше, подчиненный ниже в иерархии; отношения зависимости: «ты живешь, пока я тебе разрешаю» и др).

Мясищев В.Н. 50 – 70 г.г. (Концепция отношений): Отражение, общение и отношение тесно связаны и выражаются через обращение (приветливое, вежливое,…холодное).

Форма обращения определяется:

· Ситуацией (например, деловой беседы)

· Внутренней культурой собеседников

· Психологической компетентностью

Отношение структурно и включает: эмоции, когниции, оценки, воля, действия[2].

Виды отношений: интерес, оценка, убеждение.

Признаки отношения: избирательность, активность,целостно-личностный характер, сознательность. В отличии от отношений установка и стереотип – неосознанны.

Личность – система отношений. Гармоничная личность – гармоничная система отношений.

Аттракция (от лат. attrahere и англ. attraction) – привлекательность (притягательность, привязанность) партнера.

Термин утвердился в 1965 г.[3] Изначально под аттракцией понималась физическая близость, а в дальнейшем и как тенденция к объединению.

Компоненты аттракции:

· Чувство

· Отношение (Аттитюд на единичный объект)

· Оценка

Стадии аттракции:

ненависть←враждебность←антипатия←0→симпатия→дружба→любовь

 

Однако по мнению Т.Рейка противоположный полюс любви – не ненависть, а равнодушие (от любви до ненависти один шаг?).

Гозман: Эти отношения неполярны! Иногда к человеку испытывают и любовь и ненависть одновременно. (Асеев:…. Как я тебя ненавижу!)

Следствия аттракции (проявления [4]):

  • рост альтруизма (+ корреляция),
  • рост взаимной аттракции,
  • более высокие оценки друг другу,
  • доброжелательный стиль общения,
  • психологический комфорт партнеров МВ,
  • уверенность в завтрашнем дне,
  • нет страха критики, не боятся спорить,
  • творческая атмосфера (безопасности),
  • рост конформности, подражания объекту аттракции,
  • рост обучаемости,
  • рост уровня коммуникации (чаще общаются),
  • большая точность межличностного восприятия,
  • рост стрессоустойчивости,
  • рост групповой эффективности.

Факторы развития аттракции:

· Статусно-ролевые различия (Теодоро из «Собака на сене» Лопе де Вега: любовь предпочитает равных!)

· Фактор свободы (или вынужденности) взаимодействия («У любви как у пташки крылья….» - Кармен)

· Фактор формализованности взаимодействия (отношения подчинения), Этот фактор далеко не все признают как значимый. Гозман не признает.

· Фактор времени. На разных стадиях развития отношений разные детерминанты. Так, внешние данные важны только на первой и последней стадиях (ну ты и урод!)

· Фактор пространственной близости (дистанции). Эффект простого нахождения в поле зрения [5]: незнакомые люди оценивались выше после их неоднократного появления в поле зрения. Близость парт, коек способствуют росту аттракции.

· Фактор третьего (лишнего) – выступает как катализатор.

 

СИМПАТИЯ

Симпатия – привлекательность партнера по внешним характеристикам.

Детерминанты симпатии:

· Внешние данные (физическая привлекательность). Более важен для мужчин. Что объясняется т.н. репродуктивной стратегией.

· Социально-демографические характеристики, символы статуса (Есть же и геронтофилы! И, кстати, педофилы). Особенно важен для женщин – в силу все той же репродуктивной стратегии.

· Поведенческие паттерны!!!!(Это главное!).

Физическая привлекательность определяется:

· Степенью соответствия стандартам внешности, принятым в данной субкультуре (конвенциональны). Единственная общая для всех культур характеристика мужская мускулатура и высокий рост.

Дарвин: У человека нет единых стандартов красивого тела.

Дж. Хоманс: Мы значительно лучше знаем, что нравится рыбам, чем то, что нравится людям.

· Красотой (она физиологична: маленькие дети (начиная с 2 лет 9 месяцев, не имеющие представления о стандартах, предпочитают красивые лица сверстников, а младенцы до 1,5 лет красивые молодые женские лица). Эксперименты К. Дайона: «присяжные» чаще оправдывают красивых.

· Соответствием уровней привлекательности партнеров. (по данным И. Сильвермана). Феномен ровни (Грегори Уайт, 1980). Гипотеза взаимодополнения качеств не нашла подтверждения!

· Степенью уверенности в развитии отношений (Т.Хастон). Чем выше уверенность, тем красивее партнер!

· Самооценка: чем выше, тем привлекательнее красивые.

· Особенности поведения объекта аттракции (если демонстрирует негативные отношения, то его физическая привлекательность снижается (Теодоро: Жестокость некрасива!)

Социально-демографические детерминанты аттракции включают:

  • Статус
  • Образование
  • Профессия
  • Удачливость (неудачники у большинства не вызывают симпатии!)
    • Однако, как показал Э.Аронсон: слишком много достоинств снижают аттрактивность. Способствует снижению самооценки! Включаются механизмы социального сравнения! Это потенциально опасный конкурент! Нельзя перегибать с самопрезентацией!
    • В семантике сознания координаты «хороший» и «умный», «сильный» находятся на разных полюсах. («Дуракам везет!»)

Поведенческие паттерны включают:

  • Контакт глаз
  • Улыбка
  • Комплименты (важно не переборщить, иначе степень их достоверности подвергается сомнению, особенно при отношениях высокой степени интимности).
  • Склонность к самораскрытию (исключая интимные подробности – здесь аттракция снижается)
  • Чувство ответственности за человека, возможность и желание ему помочь
    • В экспериментах М. Лернера испытуемые наблюдали за «наказанием» током нерадивого ученика. Чем больше было наказание, тем меньше он нравился. Но если испытуемые могли «прервать» его страдания, то наблюдался рост аттракции.

 

ДРУЖБА

Праславянское «друг» означает «приятель», а также «другой». «Дроужьба»

- близость, общество, соединение, воинское объединение (дружина). Немецкое Фройнд – от фройен – радоваться и т.д.

Дружба наблюдается даже у животных разных видов.

Дружба – кооперативное поведение, строящееся на взаимной поддержке (не сводимое к половому или материнскому инстинкту).

Во многих племенах (индейских, полинезийских) мужчина обязан был завести 3-х друзей, зачастую вместе с обрядом инициации («Бескорыстная дружба мужская»).

Детерминанты дружбы:

· Потребности в принадлежности, контроле и любви (по У.Шутцу. Модель «фундаментальной ориентации межличностных отношений»)

· Детский опыт (травматический, у детей не имеющих друзей)

· Аттитюды, модели мира, продуцируемые обществом (воспевание дружбы).

 

Виды дружбы:

По Аристотелю:

1. утилитарная

2. гедонистическая (удовольствие)

3. нравственная (бескорыстная)

Игорь Семенович Кон:

1. дружба-слияние (как член семьи, родной человек)

2. дружба-замещение (недостающих родственников)

3. дружба-дополнение (недостающих ролей, отношений)

4. дружба-конкуренция (с другими социальными ролями: например, с семейной ролью)

 

Факторы, определяющие характер дружбы:

1. культурные традиции (так, у скифов друг ценился выше семьи)

2. принцип территориальности

3. характер и длительность взаимодействия (длительное сотрудничество формирует дружбу), как показано экспериментами М. Шерифа[6]

4. система социальных связей (если индивид включен в группу, то подспудно группа определяет – с кем и как ему дружить)

5. круг непосредственного общения

 

Специфические признаки дружбы:

· дистанция дружеского МВ (15 – 45 см),

· специфический, индивидуализированный для данных друзей этикет (Что, где, когда и как можно позволить в отношениях, разговорах: например объятья и поцелуи),

· ритуализация МВ,

· рост чувства долга,

· специфический сленг,

· формирование чувства «мы».

Регуляторы дружбы:

1. Сознательная установка партнеров (т.е. как они сами категоризуют свои отношения).

2. Динамика личностного роста и направлений индивидуального развития (Цели МВ, интересы, ценности).

3. Опыт дружбы (успешный, неуспешный).

4. Время. Через 6 недель дружба стабилизируется. Количество моментов доверия достигает высшей точки (Hays).

5. Система правил (Кодекс поведения друзей м.б. эксплицитный или имплицитный) по Аргайлу:

· Обмен (информацией, эмоциями, помощью)

· Интимность (доверие другу, сохранение тайны)

· Отношение к другим (защита от других, терпимость к друзьям друга, не критикивать публично, не ревновать)

· Координация (не навязываться, не поучать, уважать свободу и личность друга)

 

ЛЮБОВЬ

Все сказанное верно, хотя бы для кого-нибудь

 

Бихевиоризм: Любовь – приемлемое объяснение самому себе своих физиологических изменений в организме (Эксперименты С. Шехтер и Дж. Синглер, а позднее – Э.Уолстер)

Фрейд: Л= либидо= инстинкт продолжения рода. Нарциссизм – первая ступень любви к ближнему.

Маслоу: Л – высшее проявление творческой зрелой самоактуализирующейся личности. Влюбленный свободен от тревожности, испытывает комфорт и безопасность.

Любовь характеризуется:

· Рост психологической близости

· Рост сексуальной удовлетворенности

· Растет интерес друг к другу

· Точное восприятие друг друга, полное знание

· Принятие другого таким, какой он есть

· Невозможность интима, секса без психологической близости

· Легко переживают сексуальную фрустрацию

· Равноправие

· Нет женских и мужских ролей, двойных стандартов

· Верность, в том числе в период трудностей и болезней

· Сопереживание. Одна болезнь на двоих.

Э.Берн: Л – это отношение Ребенок ↔ Ребенок. Родитель и Взрослый в этих отношениях лишаются полномочий!!!! Это свобода от манипуляций? Или это жизненная игра? Здесь есть некоторые внутренние противоречия!. Включает: уважение, восхищение, страсть, дружба, интимность, благодарность[7]

Л.Каслер: Л – конформная реакция личности на нормативное воздействие общества. Л как эмоция ничем не отличается от других эмоций. В ее основе – страх потери источника удовлетворения потребностей. Л – зависимость, страх потери, тормоз личностного развития.

Признаки любви (К. Дайон): Эйфория, депрессия, фантазии, нарушение сна, трудности концентрации внимания. В 2 раза больше говорят друг с другом, в 8 раз чаще смотрят друг другу в глаза.

Гендерные различия:

· Романтизм больше характерен для мужчин. Чем выше СО мужчины, тем интенсивнее романтическое поведение. У Ж. – наоборот[8].

· Женщины но чаще разрывают отношения.

· Ж. склонны выше оценивать М.

· Ж. склонны к глубокому самораскрытию чувств.

· У М. любовь тесно связана с симпатией. У Ж. – не так однозначно, корреляции ниже.

Структура любви:

По Фромму: забота, ответственность, уважение, знание[9].

По Р.Хаттиссу: уважение, + чувства, эротические чувства, потребность в + отношении со стороны возлюбленного, чувство близости, чувство враждебности (время от времени).

По З.Рубину: привязанность, забота, доверие.

Факторы любви:

  1. гормональные сдвиги
  2. информация (перцептивные впечатления)

Виды Любви

(Любовь к картошке? Любовь к Родине? Любовь к матери? Любовь к мужчине?)

Э.Фромм:

1. братская

2. материнская

3. эротическая

4. к себе

5. к богу

Т.Кемпер (в рамках социально-интерактивной теории):

1. романтическая (партнеры обладают и властью (влиять друг на друга) и статусом (возлюбленных)

2. братская (высокий статус обоих, низкая власть обоих)

3. харизматическая (у одного – статус и власть, у другого – статус) – учитель – ученик.

4. измена (У одного – статус и власть, у другого – власть) – супружеская измена.

5. влюбленность (у одного – и власть и статус, у другого – ничего) – безответная любовь.

6. поклонение (у одного – статус, у другого – ни статуса, ни власти) – любовь к кумиру.

7. родительско-детская (у родителя – низкий статус, на высокая власть, у ребенка – высокий статус (любимого) низкая власть

Д.А. Ли и Клайд Хендрик (эмпирически подтвердил классификацию Ли):

  1. эрос (страсть, стремление к полному обладанию)

И.Кон: Любовь-страсть: амбивалентна (сопровождается страданием), принципиально неутолима, усиливается в опасности, в борьбе

  1. людус (гедонистическая любовь-игра, допускающая измену)
  2. сторге (любовь-дружба)
  3. прагма (смесь людуса и сторге, любовь по расчету)
  4. мания (смешение эроса и людуса, иррациональная одержимость)
  5. агапе (синтез сторге и эроса, бескорыстная самоотдача)

Для М. типичны 1 и 2, а для Ж – 3,4,5.

Особые виды любви

Любовь-страсть тесно связана с внешней агрессией (перспективы получить электрошок вели к тому, что женщины, вместе с которыми предстояло разделить эту участь казались более привлекательными). В др. эксп. Просмотр сцен насилия, а затем знакомство с женщиной повышало ее привлекательность. Все эти данные были получены в рамках теории когнитивных эмоций (Бершейд и Уолстер, Даттон и Арон).

Любовь-невроз (Карен Хорни)[10]. Это скорее невротическая потребность в любви, а не сама любовь. Здесь на первое место выходит стремление к обретению уверенности и спокойствию. Иллюзия любви – вторичная потребность. У истинной любви на первом месте потребность в привязанности. В невротической любви личность другого игнорируется. Человек служит средством решения проблем. Характерна ненасытность в любви и требование абсолютности, жертвенности (без остатка). Чувствительность к отвержению (страх). Робость как реакция страха отвержения. Страх порождает ошибки поведения, которые в свою очередь порождают страх. Возникает замкнутый круг.

 


Онтогенетические фазы любви (они же виды)

 

В среднем человек переживает 5 фаз любви: младенческая фаза, фаза родительской любви, фаза приятельской любви, фаза юношеской любви и фаза зрелой любви.
И если вы хотите все же понять, как развивается способность любить, то нужно понять эти фазы.

Младенческая фаза.

Ребенок озабочен лишь получением желаемого. Его не волнует, сколько хлопот доставляет он всем. Младенец умеет любить лишь себя.

Фаза родительской любви.

Первая любовь ребенка обращена к родителям, особенно к матери. Бывает так, что девушка ждет, что ее парень будет поступать как ее отец: суетиться около нее, гладить по головке, устраивать вечеринки, усаживать ее на самом высоком стуле в центре внимания. Смешно, правда?

Фаза приятельской любви.

Просыпается интерес к сверстникам своего пола. Бывает, парень застревает на этой фазе любви. Он может вечно околачиваться с друзьями, не обращая внимания на девушек. Не смотря на его активность, ему не хватает уверенности в себе, когда рядом нет его друзей. Такое состояние может переходить в боязнь женщин вообще.

Фаза юношеской любви.

Проявляется интерес к противоположному полу. Юношеская фаза – это период проб и ошибок. Девчонки бывает, дружат сначала с одним, затем с другим, а после с третьим парнем. Человек, застрявший на этой фазе любви, всегда будет ждать от партнера исполнения любых желаний и капризов, но ничего не даст ему.

Фаза зрелой любви.

Теперь вы думаете больше о том, каким может быть ваш вклад во взаимоотношения, а не о том, что вы можете получить от них. Ваши мысли перемещаются от собственной персоны на партнера. А если вы действительно и бескорыстно любите, то естественно, вы постараетесь сделать для него все, что от вас зависит. Точно так же и ваш партнер: если он любит вас, то ваши интересы для них всегда будут выше собственных. Следовательно, чем больше отдаешь, тем больше получаешь.

Младенческая фаза – когда человек ощущает лишь собственные потребности.

Родительская фаза: человек ощущает себя в центре постоянного внимания.

Приятельская фаза – когда человек чувствует себя уверенно лишь в окружении своих друзей.

Юношеская фаза – когда в поисках настоящего чувства происходит частая смена партнеров, время проб и ошибок.

Зрелая фаза – когда человека больше беспокоит то, что он может привнести в отношения с партнером.

 


Любовью и влюбленность

У любви и влюбленности 3 исходящих проявления: страсть, близость и необычайные эмоции.

Любовь приходит постепенно, влюбленность – быстро. Любовь растет, а рост требует времени. Влюбленность же, как обычно, словно сваливается на голову.

«Любовь с первого взгляда». Но такого не бывает. Возможна симпатия с первого взгляда, необыкновенное расположение с первого взгляда. Можно испытывать сильное влечение к человеку, которого только что встретили, но, несмотря на свою силу, это влечение поверхностно. Это влюбленность глазами во внешность, в поступки, в реакцию. Но чтобы человека действительно любить, вам предстоит пройти огромный путь.

Любовь уходит медленно. Влюбленность – улетает.

В центре любви – всегда один человек, влюбленность же способна вмещать нескольких.

Любовь созидательна, влюбленность же разрушительна. Любовь благотворно скажется на вашей личности, она раскроет все самое лучшее в вас. Она наполнит вас новой энергией, наметит цели и пробудит интерес к жизни. Она будет способствовать творчеству и достойным делам. Вашему личному развитию. Любовь возродит чувство собственного достоинства, чувство долга и уверенности в себе. Она будет двигать вас к успеху. Вы будете усердно учиться, планомерно жить и не размениваться на пустяки.

Влюбленность же в отличие от любви разрушительна. Она несет беспорядок. Когда вы влюблены, то снижается ваша успеваемость, и трудоспособность, ваши таланты не могут проявляться. Ваши родные и близкие друзья тут же заметят: "Вот это да! Что с тобой случилось? Ты никуда не ходишь и ничего не делаешь, может, ты болеешь? Влюбленность строит воздушные замки, где все будет хорошо, и вы отлично будете понимать друг друга, и где нет школы, работы, учебы, денег и ответственности перед другими. Влюбленность смотрит сквозь розовые очки.

Любовь предполагает совместимость, влюбленность пренебрегает ею. Если вы любите, то вас привлекает не только внешность и поведение любимого, но и его (ее) характер, эмоции, идеи, позиция. Вам интересен его (ее) образ мышления и реакция на ту или иную ситуацию. Вам интересна реакция любимого на успех или неудачу, на неожиданности и трудности жизни. Является ли он (она) добрым, воспитанным и заботливым человеком? Совпадают ли ваши взгляды на религию, образование, семью, секс, финансы? Одинаково ли вы относитесь к друзьям? В чем совпадают ваши интересы? Предпочитаете ли вы вечером общаться с семьей и друзьями или выбираться куда-нибудь? И чем больше общего у вас будет в этих сферах, тем больше у вас шансов развить подлинную любовь.

Влюбленность делает вас настолько глупыми, что вы думаете, что одно, два восхищающих вас качества (красивый, спортивный, язык подвешен), перевесят все его недостатки и проблемы (грубость, хамство, лень) Любовь же принимает достойного человека, несмотря на его недостатки (малый рост, большой нос, уши)

Любви не страшна разлука, для влюбленности – это разрыв. В разлуке любовь может даже окрепнуть. Когда любимый человек вдали от вас, то вы лучше понимаете, как много он значит для вас (ваши отношения) Влюбленность же умирает, стоит только человеку исчезнуть из виду. Как говорят: с глаз долой – из сердца вон. Поскольку влюбленность жива за счет физического влечения, то она не выдерживает проверки временем.

Любовь осторожна в физических контактах, а влюбленность эксплуатирует их. Истинной любви свойственно физическое влечение, но по-настоящему любящие люди никогда не ставят секс на первое место в своих отношениях, для них это как сливки на торте. Сначала они уважают и ценят друг друга, а уже потом близость выражает их чувства друг к другу в браке. Они оберегают друг друга.

Любовь бескорыстна, влюбленность эгоистична. Любовь основывается не только на эмоциях, она выражается еще в действиях, когда вы внимательны к человеку, делаете что-либо хорошее для него, и не только когда вам это хочется, а постоянно. Естественно, что если к вам так же относятся, то и любить легко; но существует один тест для истинной любви: смогли бы вы любить человека, если он не замечает ваших нужд или забывает сделать то, о чем вы его просили, либо когда он попал в беду.

Влюбленность эгоистична. Влюбленные думают о том, что бы получить от другого, чтобы его любили и лелеяли.

Люди по настоящему любящие друг друга, не прячутся от проблем, а пытаются их решить. Если что-то угрожает их отношениям, они открыто обсуждают это и пытаются найти разумный выход.

Рабы влюбленности не обращают никакого внимания на обстоятельства. Допустим, женатый человек влюбляется в молодую девушку, и она в него. Если этот мужчина по настоящему любит свою жену, то он не позволит страсти сломать его семью, то есть поговорит с девушкой и все объяснит ей (сначала поговорит со своей женой). А если женатый человек вечно влюбляется, то ему запросто пойти гулять с той молодой девушкой, которой нет дела до того, что мужчина женат.

Не нужно идти на поводу временных страстей. Запомните, что если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется – ни через неделю, ни через месяц, ни через год.


ВРАЖДЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Враждебность (по Кэрролу Е. Изарду) сложная форма аффективно-когнитивной ориентации, мотивационного состояния. Включает набор взаимодействующих эмоций, влечений и аффективно-когнитивных структур. Комплекс эмоций, выражающих враждебность: гнев, отвращение, презрение. Комплекс когнитивных структур: мысли и образы, связанные с причинением вреда объекту вражды[11].

Проявления враждебности:

Враждебное ОТНОШЕНИЕ проявляется в агрессивном ПОВЕДЕНИИ.

А также: скептицизм, самоуверенность, снижение умственной продуктивности.

Карен Хорни отмечает также наличие тревожности во враждебном отношении («страха возмездия»).

Пример: Парень отправился с девушкой в горы. Поссорился. Проходя мимо ущелья испытал желание столкнуть девушку в пропасть. Одновременно – приступ тревоги, сердцебиение, затрудненное дыхание.

ИНТЕНСИВНОСТЬ ВРАЖДЕБНОСТИ ВЫЧИСЛЯЕТСЯ КАК

∑ ГНЕВА, ОТВРАЩЕНИЯ И ПРЕЗРЕНИЯ.

 

Виды враждебности: вытесненная и открытая.

 

1. Вытесненная враждебность (по Хорни) сопровождается чувством беззащитности и беспомощности. Является следствием работы защитных механизмов личности, для которой тяжелее осознать собственную враждебность, нежели ее отрицать. Со t вытесненная враждебность усиливается. Это является следствием неотреагированного ущемления интересов:

Начальник пренебрег интересами подчиненного. Подчиненный испытал гнев, но промолчал. В дальнейшем начальник снова с большей вероятностью проигнорирует интересы подчиненного.

Ф. Кюнкель: невротическое отношение вызывает во внешней среде реакцию, подкрепляющую это отношение. Возникает т.н. «чертов круг»: человек начинает проецировать свою враждебность на внешний мир.

Работает также механизм замещения: враждебность проецируется не на реальный источник, а на посторонние объекты (может закрепиться как фобия, например к рептилиям, которые м.б. и ни при чем!). Враждебность к источнику не осознается. Отрицается. Как и враждебность источника. Но т.к. она не исчезла, напряжение снимается лишними часами сна и выпивкой.

2. Открытая враждебность проявляется угрозами или агрессивными действиями.

Агрессия это поведение, наносящее вред, в основе которого лежит неадаптивная форма гнева. Цель агрессии: причинить ущерб, оскорбить, победить (Изард). Крайние формы агрессии называются яростью.

Агрессия наиболее характерна для людей с мозговыми и неврологическими нарушениями, являющимися следствием генетических отклонений, травмы головного мозга, алкогольной интоксикации, отравления наркотиками.

Агрессия также может являться следствием научения. Иногда в силу ряда причин у человека формируется агрессивный поведенческий паттерн. Это происходит в следующих случаях:

· если в прошлом агрессия вела к успеху, это состояние и соответствующее ему поведение закрепляется;

· ребенок, наблюдая поведение взрослых, перенимает «взрослые» формы поведения.

· потребители агрессивных СМИ также научаются агрессии.

Выделяют следующие виды агрессии (по направленности):

1. объектная (направлена на объекты),

2. субъектная (на людей и животных),

3. самоагрессия (направлена на себя),

4. мнимая агрессия (в реальности, демонстрируя агрессивное поведение, человек агрессию не испытывает).

Кроме того, агрессия может быть направленной и ненаправленной.

Направленная агрессия имеет конкретного адресата и имеет цель – причинить объекту агрессии ущерб. Ненаправленная адресована всему миру и цели не имеет. Единственно положительный эффект ненаправленной агрессии – снятие напряжения, катарсис.

 

Управление гневом:

· Изменить «философию жизни». В этом отношении весьма интересна древнекитайская философия «недеяния», суть которой прослеживается в афоризмах типа: Если у Вас есть враг, сядьте на берегу реки, и рано или поздно она пронесет его бездыханное тело мимо Вас.

· Аутоанализ враждебных отношений (поиск причин и их устранение).

· Релаксация (мышечное расслабление). Например, в такой последовательности. Расслабление мышц рта→лба→языка→плеч→разжать кулаки→улыбка.

· Музыкотерапия.

· Библиотерапия (лечебное чтение, врачующее слово друга).

Эмпирические приемы регуляции враждебности:

· Апелляция к смеху, т.к. смех и гнев имеют общие физиологические корреляты (своевременная шутка снимает напряжение и разряжает атмосферу).

Так, американские полицейские психологи, приезжая по вызову соседей на семейный конфликт начинают шарить по холодильникам, не обращая внимание на ссорящихся супругов. Те либо смеются, либо уже вместе дают отпор «внешнему нападению». После чего начинается психотерапевтическая работа с супругами.

· Разъединение враждующих сторон (если Вы начальник).

· Дать инициатору разбушеваться («выпустить пар»), чем достигается катарсис (буквально: очищение, снятие напряжения).

· Использование приемов аттракции: персонифицированное обращение, улыбка, комплимент.

В.А.Соснин и П.А. Лунев:

· Анализ высказанной угрозы (Действительно ли это угроза? В чем она состоит? Реальна ли? Каковы последствия ее выполнения?)

· Выдержать паузу, не опускаться на уровень «коленного рефлекса».

· Повторите (с озабоченным видом), перефразируйте, резюмируйте, попросите пояснить сказанное.

· Выразить сомнение (Мне трудно поверить, что Вы это сделаете).

· Выразить замешательство (Я ошеломлен).

· Вызвать чувство вины (демонстрируя переживания, огорчение, что Вы вынуждены противопоставлять свои интересы друг другу).

· Переориентировать высказанную угрозу (показать партнеру какой вред предполагаемые действия партнера принесут ему самому, но делать это тонко!!!!).

· Выразить понимание и сочувствие.

· Обсудить Ваши соображения с собеседником, выражая опасения об ухудшении отношений.

· Принять вызов: выразить свое отрицательное отношение к угрозе и решимость противостоять угрозе (но не спонтанно!! А обдуманно!!!).

· Ответить контругрозой (предварительно оценить позиции сторон).

· Прервать беседу и удалиться.

· Уступить.

· Проявлять гибкость (промолчать, попросить повторить угрозу, выразить сомнение, вызвать чувство вины, сделать перерыв… уступить или применить контругрозу).

 

Эмпирические приемы профилактики враждебных отношений:

· Доброжелательная ответная реакция;

· Разрешение спорных вопросов «здесь и теперь», не откладывая в долгий ящик.

· Не стремиться к победе «во что бы то ни стало», дабы не провоцировать формирование у оппонента комплекса «побежденного» (во избежание попытки реванша).

· Первым идти на некоторые уступки.

· Разрешение внутриличностных конфликтов:

1. отделить факты от своих оценок

2. прощать других и себя

3. направить агрессию в нужное русло

4. акцентировать внимание на целях, а не на том, как нас воспринимают

5. знать себя (свои плюсы и минусы)

6. отсрочить переживания

7. оценить ситуацию по–новому (Спасибо дерзким и наглым юнцам за науку! Не дают расслабляться. Побуждают к развитию.)

· Контроль ключевых элементов общения (Г.Скотт). Этот метод используется для профилактики конфликтов в межличностном общении. Для чего рекомендуется следовать принципам открытости и дипломатичности:

1. Вскрывать противоречия вербальных и невербальных средств общения собеседника и дружелюбно выносить их на открытое обсуждение («Я чувствую, что Вы чем-то расстроены, судя по тону вашего голоса, хотя и утверждаете обратное. Я хотел бы это обсудить и уладить все, что Вас беспокоит»).

2. Открыто, но дипломатично обсуждать ложные установки в общении, свои чувства, мысли и побуждать к тому же партнера. При этом использовать «Я–подход» (Отказаться от формулировок типа «Вы всегда приносите отчет в последнюю минуту», и перейти к формулировкам типа «Мне иногда обидно…», «Я был бы рад, если бы Вы мне раньше позвонили»).

3. Правильно слушать.

 


АССЕРТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕХА МВ

Ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей.

Обычно человек в личностно-опасных ситуациях нападает или спасается бегством.

Причина недостаточной ассертивности – неуверенность в себе.

Варианты поведения:

1. застенчивое, неуверенное поведение

2. агрессия

3. уверенное поведение

Признаки неуверенности (ЗАПОВЕДИ НЕУДАЧНИКА):

· ожидание неприятностей (пессимизм)

· стремление быть принципиальным и последовательным

· ориентация на привычные способы действия, а не на ситуацию

· избегание трудностей

· зацикливание на неудачах

· поиск самооправданий

· сверхсерьезное отношение

· нелюбовь к себе

· фатальное восприятие неуспеха

· внезапная «потеря слов»

· висение слов «на кончике языка»

· позы и жесты неуверенности, мимика неуверенности

Вербальные формулы неуверенности:

· невозможно

· не могу

· пытаться

· если

· только

· да, но

· трудно

· обязан

· должен

· не уверен

· сомневаюсь

Признаки уверенности:

· Говорит о своих переживаниях, желаниях: «Я хочу» (А что делать – так хочу!)

· Доверяет своим чувствам (а не советам псевдодрузей)

· Имеет смелость быть собой

· Принимает на себя ответственность

· Осознают свои цели, прямо их называют!

· Осознает реальность, ситуацию (правильно ее понимает) и соотносит со своими возможностями.

· Оптимизм

 

Тренировка уверенности:

· Репетиция

· Аутогенная тренировка (НЛП: Выбери себе мелодию, символизирующую уверенность, добейся УР связи (НЛП-программирования) этой мелодии и ситуации успеха. Выбери мелодию тревоги…В ситуации неуверенности мысленно проигрывай мелодию тревоги, постепенно трансформируя ее в мелодию успеха. Включай ее всегда, когда требуется. После этого можно перепрограммировать на жесты (сжал кулак – тревожен, разжал – спокоен)

 

 

Тренинг ассертивности

1. Психогимнастика: изобразить робость, обиду, гнев, радость, спокойную уверенность (мимика и пантомимика).

2. Походка уверенного человека.

3. Уверенный голос.

4. Гештальттерапия (Рудестам). По Рудестаму фразы «Я должен…», «Я не могу», «Мне надо», «Я боюсь, что» свидетельствуют о неспособности к ответственному поведению. В парах. Лицом к лицу, глядя в глаза произнести три фразы, начиная с «Я должен…».

5. То же, но «Я хочу…»

6. «Я не хочу»

7. «Я могу»

8. Тренинг самопрезентации (полюби и оцени себя!!!). Задание: написать как можно больше своих положительных качеств за ограниченное время (У Прихожана дается 15 минут). Оценивается уровень самопрезентации: чем больше слов, тем больше уровень (менее 8 – н

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...