Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навигационно-географический очерк

Введение

 

Навигация - часть общей науки о судовождении, состоящей из целого комплекса отдельных дисциплин, которые теоретически и практически решают следующие задачи:

выбор кратчайшего и наивыгоднейшего пути судна с учетом навигационной и гидрометеорологической обстановки;

безаварийное проведение судна по выбранному пути;

изучение старых и выработка новых методов вождения судов с помощью штурманских приборов и навигационных

систем, отвечающих современному уровню развития науки и техники.

Навигация занимает ведущее место в комплексе дисциплин судовождения, так как ее основные теоретические положения и требования являются основой для развития и совершенствования других дисциплин.

В навигации рассматриваются:

основные понятия о форме и размерах Земли;

основы теории картографических проекций, применяемых в судовождении, и решение на них аналитическими и графическими способами специфических штурманских задач по проводке судна с учетом воздействия различных факторов;

вопросы определения направлений и пройденного расстояния в море;

методы счисления пути и способы определения места судна в море по береговым и плавучим ориентирам с помощью штурманских приборов и инструментов и технических средств судовождения, а также способы определения поправок этих приборов и оценки точности определения места;

вопросы управления и безаварийной проводки судна при особых условиях, шхерах, во льдах, в условиях ограниченной видимости;

наивыгоднеший способы выбора маршрута при плавании на большие расстояния с учетом экономической выгоды при этом.

Лоция - изучает и описывает океаны, моря, реки, озера, в гидрографическом отношении и особенно подробно районы побережья и районы навигационной опасности, средства навигационного оборудования морских путей.

 

Навигация Наука, построенная на строгой математической основе. Ее теоретические положения и требования разработаны с большой точностью. Однако конкретная обстановка на море, под час очень сложная. не всегда позволяет штурману получить необходимою навигационную информацию с требуемой точностью даже при помощи современных технических средств. Достоверность и точность полученной информации во многом зависят еще от опытности. Поэтому судовождение, основанное на научно математической базе в соединении с рекомендациями хорошей морской практики, обеспечивает безопасность судна при плавании в любой обстановке.

 

Шевченко А.А.

 

Генеральные карты

№ п/п Номер карты   Название карты Масштаб карты Первое издание Новое Издан. Бол. кор.
  1. 2. 3. 4.     30306 30305 30399 30307   Адриатическое море Ионическое море Тирренское море От Балкарских островов до островов Сардиния и Корсика   1000000 1000000 1000000 1000000    

 


Путевые карты

№ п/п Номер карты   Название карты Масштаб карты Первое издание Новое Издан. Бол. кор.
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.   31031 31030 31029 31028 31027 31026 31034 31039 31040   Северная часть Адриатического моря Южная часть Адриатического моря Восточная часть Ионического моря Западная часть Ионического моря Район к юго-востоку от острова Сицилия Тунисский пролив От острова Сардиния до острова Сицилия От мыса Рас-Энгела до мыса Корбелен От мыса Корбелен до залива Оран   500000 500000 500000 500000 500000    

 

Частные карты и планы

№ п/п Номер карты   Название карты Масштаб карты Первое издание Новое Издан. Бол. кор.
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.   12. 13. 14. 15. 16. 17. 18.   38322 32304 32303 32301 32300 32311 32312 32313 32314 32316 32317   32330 32331 32332 32333 32334 36318 39318   Порт Сплит От острова Ластово до острова Муло От мыса Волувица до острова Млет От порта Бриндизи до мыса Волувица Пролив Отранто Залив Таранто От мыса Алисе до мыса Спартивито От мессинского пролива до порта Сиракузы Мальтийский пролив От залива Джела до мыса Гранчтола с островами Гудеш и Ликоса Северо-западная часть Тунисского пролива От мыса Рас-эт-Тиб (Бан) до порта Бизерта От порта Бизерта до порта Аниаба От порта Аниаба до порта Джиджелли От порта Джиджелли до гавани Деллис От гавани Деллис до порта Шершель Алжирская бухта Порт Алжир   10000 20000 200000 200000 200000 200000 200000 200000 200000 200000 200000   200000 200000 200000 200000 200000 25000 10000     1984г.

 


Список пособий

№ п/п Адмиралтейс- кий номер Название пособия Год издания Приме- чание
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.   7202ДСП 9025 9010 9011 2219 2220 3203 6238 6242 6243 9002 9004 9005 1249 1248 1253   Каталог карт и книг. Часть III Условные знаки морских карт Таблицы морских расстояний Мореходные таблицы Огни Средиземного моря I. Восточная часть. Огни Средиземного моря II. Западная часть. Радиотехнические средства навигационного оборудования Атлас поверхностных течений Средиземного моря Атлас волнения и ветра Средиземного моря Гидрометкарты Средиземного моря Морской астрономический ежегодник ВАС Том II для широт 20о-39о ВАС Том III для широт 40о-59о Лоция Средиземного моря. Часть VI. Адриатическое море Лоция Ионического моря и острова Сицилия Лоция Юго-западной части Средиземного моря   1985г. 1958г. 1975г. 1982г. 1982г. 1983г. 1981г. 1974г. 1983г. 1970г. 1978г. 1973г.  

 

Сведения о маяках

  Назв. маяка или предмета Дальность учета видим. глаза   Характер и период огня   Пеленг открыт   Время открыт   Траверз расстояния   Время на траверзе
  Сплит Ражаль Водняк-Вели Стонгица Проезд Сушац Под-Мгару Струга Глават Палагружа Сан-Катальдо Отранто Кастелло-а-Маре Санта-Мария-Леук Колонне Риццуто Стило Скартивенто Мурро-Порко Каццо-Скадаро Скаламбри Гордан Снадилло Рас-эт-Тиб (Бон) Зембретта Канч Рас-Энгела Серрат Роса Гард Фер Бугарун Бенгут Матифу Бриз-Лаш-Эст   12,8 миль 15,8 миль 17,8 миль 32,8 миль 13,8 миль 26,8 миль 11,8 миль 29,8 миль 22,8 миль 28,8 миль 24,8 миль 26,8 миль 36,8 миль 26,8 миль 26,8 миль 19,8-15,8 24,8 миль 26,8 миль 19,8 миль 26,8 миль 18,8 миль 27,8 миль 26,8 миль 32,8 мили 13,8 миль 32,8 миль 30,8-27,8 26,8-22,8 12,8 миль 33,8 мили 21,8 миль 31,8 миль 37,8 миль 25,8 миль 11,8 миль   Пр (6с) 10МТ (н) (с) БлПр (5с) 13МТ (с) БлПр (6с) 15М БлПр (15с) 30М БлПр (3С) 11М БлПр (15с) 224М БлПр2 (6с) 9М БлПр (10с) 27М БлПр3 (24с) 20М БлПр (17,5с) 26М БлДлПр (5с) 22М БлПр (5с) 24М БлПр4 (20с) 34М БлПр3 (15с) 24М БлПр (5с) 24М БлКрДлПр2 (10с) 17-13 БлПр3 (15с) 22М БлПр (8с) 24М БлПр (5с) 17М БлПр3 (15с) 24М БлПр2 (8с) 16м БлПр (7,5с) 25м БлПр2 (10с) 24 БлПр3 (20с) 30 БлПр (4с) 11М БлПр2 (10с) 30М БлКрПр (2,5с) 28-25 БлКрПр (10с) 221-20 БлПр2 (6с) 10М БлПр (5с) 31М БлПр3 (15с) 19М БлПр2 (10с) 29М БлПр4 (25с) 35М БлПр3 (15с) 23М КрЗтм (4с) 9М 205 о 202о 203о 116о 158о 112,5о 129о 87о 209,5о 181о 174,8о 157о 208о 268о 307,5о 284о 279о 275о 246,5о 227о 227о 267о 270о 235о 271о 251о 235о 236о 236о 234,9о 247о 232о 228о 0о   00.00ч 00.00м 00.30м 01.15м 02.30м 01.59м 03.34м 03.02м 04.00м 03.52м 13.20м 14.12м 10.16м 15.56м 21.40м 23.22м 01.16м 03.28м 08.08м 08.40м 12.44м 12.44м 19.40м 22.30м 00.35м 01.34м 03.16м 15.28м 19.44м 19.44м 22.28м 23.50м 07.50м 11.39м   8 кбт 5 кбт 2 мили 4 мили 6,8 миль 5 миль 6,5 миль 9 миль 20 миль 25 миль 12,5 миль 12,5 миль 11 миль 6 миль 20 миль 19,8 миль 22 мили 23 мили 17 миль 13,8 миль 20 миль 20 миль 10 миль 10 миль 11,5 миль 13 миль 13.6 миль 5 миль 19 миль 19 миль 12 миль 12 миль 16 миль 3 мили   00.00 ч 01.10 м 01.59 м 02.30 м 03.14 м 03.48 м 04.09 м 04.28 м 04.52 м 04.40 м 14.32 м 15.44 м 13.28 м 18.08 м 22.40 м 23.22 м 02.00 м 04.28 м 08.48 м 10.04 м 14.00 м 14.00 м 21.16 м 00.32 м 01.00 м 04.00 м 05.14 м 17.12 м 21.36 м 21.36 м 23.28 м 01.44 м 11.18 м 14.06 м

Расчеты курсов

№Курса ИК Расстояние покурсу Скорость Координаты точкиповорота j Координаты точкиповорота l

Объекты ипеленги на них в моментповорота

Стр. Лоциии др. пособий
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 219о 187,5о 215о 147о 217,5о 272о 288о 295о 270о 246о 270о 234о 7,5 миль 50 миль 11 миль 220 миль 280 миль 46 миль 163 мили 42 мили 14,5 миль 42,5 мили 241 миля 53 мили 10 уз 10 уз 15 уз 15 уз 15 уз 15 уз 15 уз 15 уз 15 уз 15уз 15 уз 10 уз 43о24¢ N 43о19¢ N 43о10,5¢ N 40о01,5¢ N 36о25¢ N 36о24¢ N 37о16,5¢ N 37о34,5¢ N 37о34,5¢ N 37о17¢ N 9о05¢ N 37о18,5¢ N

16о25¢ E

16о24¢ E

16о16¢ E

18о45¢ E

15о11¢ E

14о14¢ E

11о00¢ E

10о12¢ E

9о53,7¢ E

9о05¢ E

37о17,5¢ E

4о00¢ E

Мк Ражаль 186о Мк Ражаль 277о Мк Водняк 125о Мк Отранто 284о Мк Каццо 352о Мк Гордан 184о Мк Рас-Тиб 168о Канч 194о Рас-Энгела 210о Серрат 116о Бенгут 191о  
                 

Корректура карт.

В результате изменений непрерывно происходящих в навигационной обстановке, карты и руководство для плавания сравнительно быстро устаревают. Вследствие этого безопасность мореплавания в значительной мере зависит от поддержания карт и руководств для плавания на уровне современности. Систематическое исправление и дополнение сведений на картах и руководствах с целью постоянного поддержания на уровне современности, т.е. привидение их в соответствие с действительной обстановкой на море называется корректурой.

Своевременное оповещение мореплавателей о всех изменениях навигационной обстановки и режима плавания в океанах и морях осуществляется:

а) Передачей навигационной информации по радио в воде:

НАВИП на прибрежные воды иностранных государств и воды открытого моря;

районных предупреждений НАВАРЕА в соответствии с мировой системой навигационных предупреждений;

прибрежных предупреждений.

б) Передачей местных предупреждений.

в) Доведением навигационной информации через печатные издания:

Извещения мореплавателям ГУНиО МО и приложения;

Извещения мореплавателями гидрографических служб флотов.

г) Изданием:

дополнений и сводных корректур к руководствам для плавания;

вклеек на отдельные участки навигационных карт.

д) Переизданием карт и руководств для плавания.

Навигационная информация передаваемая по радио.

По своему характеру и срокам передачи НАВИП, передаваемое по радио, подразделяются на внеочередные передачи оповещений об опасности для мореплавателей и по расписанию очередных НАВИП.

Извещения мореплавателям.

Сведения публикующиеся в ИМ, обязательны для использования мореплавателями.

Извещения мореплавателям ГУНиО МО издаются на прибрежные воды иностранных государств, воды открытого моря и на районы прибрежных вод СНГ. В ИМ публикуются сведения необходимые для поддержания на уровне современности карт и руководств для плавания, предназначенных для захода иностранных судов в открытые порты СНГ.

Выпуск ИМ ГУНиО МО составляются по следующей схеме:

титульный лист на котором указывается издатель, номер и дата публикации выпуска, номера ИМ, НА-ВАРЕА и НАВИП, включенные в данный выпуск и общие сведения справочного характера. В конце листа приводятся номера ИМ, НАВАРЕА и НАВИП, в которых сообщается о новых сооружениях на море, представляющих опасность для мореплавания;

Содержание: перечень карт, руководств и пособий для плавания, подлежащих корректуре по данному выпуску. Приложения издаются с грифом "ДСП" по каждому четвертому выпуску ИМ ГУНиО МО и имеют свою порядковую нумерацию.

Порядок переиздания (корректуры) карт.

Различают следующие виды переиздания (корректуры) карт:

новое издание;

малая корректура;

вклейки.

Новые издания карт печатаются в тех случаях, когда исправления настолько значительны, что не могут быть нанесены иначе, как путем полного или частичного пересоставления и изготовления новых издательских оригиналов карт.

Исправления, связанные с изменением геоденной основы, также вызывают необходимость печатать карту новым изданием.

По выходе карт новым изданием предыдущие тиражи этих карт считаются непригодными для навигационных целей и изымаются из пользования, о чем объявляется в приложениях к ИМ ГУНиО МО или во втором отделе ИМ,

С малой корректурой карты печатаются по мере израсходования предыдущих тиражей и необходимости их пополнения. При подготовке к печати очередного тиража печати карты на нее наносятся все корректурные исправления, объявленные в постоянных ИМ. По выходе карт с малой корректурой предыдущие тиражи карт остаются пригодными для пользования.

Вклейки издаются в тех случаях, когда отдельные участки карты подверглись таким изменениям, которые не могут быть объявленными в ИМ и в тоже время не вызывают необходимости печати, карты новым изданием. О выходе в свет вклеек объявляется в приложениях к ИМ или в отделе II выпусков ИМ ГУНиО МО.

Порядок переиздания (корректуры) руководств для плавания.

Переиздание руководств для плавания осуществляется в тех случаях, когда объем исправлений достигает 15% объема текста руководства.

По выходе из печати переизданного руководства для плавания предыдущие его тиражи считаются непригодными для навигационных целей и изымаются из пользования. Поддержание руководств для плавания на уровне современности осуществляется в береговых корректорских подразделениях, и на судах по дополнениям, ИМ и сводным корректурам.

Дополнения к лоциям, а в отдельных случаях и к другим руководствам для плавания издаются по мере пополнения корректуры.

Дополнениям присваиваются очередные номера.

В дополнение не включаются те пункты предыдущего дополнения, которые содержат указания только об отмене прежней корректуры.

Такой порядок опубликования сведений в дополнениях позволяет корректировать по последнему дополнению как лоцию, ранее не корректировавшуюся, так и лоцию, откорректированную по предыдущему дополнению. Пункты в дополнении располагаются в той же последовательности, в какой составлено корректируемое руководство для плавания. Слева от пунктов указываются страницы и строки, к которым относится объявляемая корректура. Сводные корректуры к руководствам для плавания издаются, как правило, ежегодно. О выходе в свет дополнений и сводных корректур объявляется в приложениях к ИМ ГУНиО МО.

Наставление для входа в Северную гавань.

Большие суда направляющиеся в Северную гавань, обойдя мыс Марьян, должны лечь на курс около 20о, имея прямо по носу селение Каштел-Гомилица. Следуя этим курсом, надо оставить к E светящий буй, выставленный к Т от мыса Марьян, и банку Галия. Когда светящий знак Галия пройдет на траверз, необходимо, медленно поворачивая вправо, привести колокольню в селению Вряниц прямо по носу и лечь на курс 96 о, который ведет чисто от всех опасностей. При следовании ночью, обойдя мыс Марьян, надо держать на огонь Каштел-Гомилица. Когда будет пройден зеленый сектор огня светящего знака Галия, надо медленно повернуть вправо и лечь на курс 96 о держа на огонь Вряниц. Суда, которые должнышвартоваться возле фабрики "Эговинил" и завода "Партизан", должны повернуть к месту швартовки после того, как светящий знак Галия прийдет на траверз. Малые суда, а большие суда днем в хорошую погоду, могут входить в Северную гавань с SE от банки Галия, через проход между скалами Галия и Шило. В этом случае необходимо после того, как судно минует мыс Марьян и обойдет с северной стороны светящий буй, выставленный к N от мыса, лечь на курс около 56о, держа прямо по носу днем трубу завода "Партизан", а ночью на огонь Каштел-Сугурац. Этим курсом, который ведет чисто от всех опасностей необходимо следовать до пересечения линии, соединяющей светящие знаки Галия и Шило. Затем необходимо, постепенно поворачивая вправо, обойти вокруг скалы Шило, проложить курс на колокольню церкви в селении Вряниц и далее следовать к месту швартовки.

Селения Арбания и Слатине - расположены на юго-западном берегу Каштеланского залива соответственно в 4 и в 2,5 мили к WNW от мыса Чиова.

Огонь установлен на оконечности пирса у селения Арбания. Огонь Слатине установлен на оконечности мола гавани у селения Слатине. Банка Слатине с наименьшей глубиной 6,4 м лежит в 1,1 мили к NW от гавани у селения Слатине.

Южный берег острова Чиова протяженностью 8 миль горист. При подходе наиболее приметна гора Рудине.

Ее высота 218 м, расположенная посреди острова Чиово. Восточная часть острова (южного берега острова) приглуба. Бухточка Мовартица, вдается в берег в 5 милях к W от мыса Чиова.

Бухточка Света-Фумия находится в 1,6 милях к WSW от бухточки Моваритица. Она ограничена с юга островами Света-Фумия, Кралевац, Запориновац, а с севера - южным берегом острова Чиово. Бухточка хорошо защищена от бора и сирокко. Суда с осадкой более 4 м должны входить в бухту с W. Суда становятся на якорь севернее островка Света-Фумия на глубинах 11 - 16 м.

Островок Света-Фумия (43о29¢N; 16о14¢Е) высотой 33 м соединен с островом Чиово отмелью с глубиной 4 м. Островок Кралевац, высотой 34 м лежит в 2 кбт к W от островка Света-Фумия. Глубина между островками 5,4 м. Островок Запориновац, высотой 6 м, расположен в 3 кбт к W от островка Кралевац. В проходе между ними глубина 17 м, но посередине прохода имеется банка с глубиной 11 м.

Район запретный для плавания.

Он расположен в западной части Каштеланского залива и предназначен для гидросамолетов. Границы района показаны на картах. При взлете и посадке гидросамолетов в этом районе на сигнальной станции гавани Дивуле поднимается конус, окрашенный красно-желтыми горизонтальными полосами. Как исключение плавание разрешается лишь в следующих случаях:

а) Когда на сигнальной станции нет сигналов о взлете и посадке гидросамолетов;

б) Во время сильной боры, когда судам опасно проходить вблизи южного берега Трогиского пролива.

Якорные места.

Наилучшее якорное место для больших судов находится в Северной гавани порта Сплит, перед входом в бухточку Полюд в 5,5 кбт к W от скалы Школиг, однако оно открыто боре. Глубина на якорном месте 33-36 м. Кроме того большие суда могут остановится на якорь к S от селения Каштел-Кашбеловац, на глубинах 17 - 20 м.

Суда ожидающие разрешение на вход в гавань Градска-Лука, могут становится на якорь в 2-6 кбт к S от восточного мола этой гавани. Якорное место открыто боре и сирокко. Грунт якоря держит хорошо.

 

Навигационно-географический очерк

 

Адриатическое море представляет собой наиболее обширный залив Средиземного моря, глубоко вдающееся в его северный берег, между Балканским и Анпешенским полуостровами. Свое название море получило от основания на берегу его вершины в 1376 г. до н.э. города Адрия. Когда-то он был главным городом на Адриатическом море.

Адриатическое море вытянутое с SE на NW почти на 430 миль; его ширина 40-120 миль. Вход в Адриатическое море, называемый проливом Отронто, расположен между островом Керпира (39о40¢N; 19о50¢Е) лежащим у юго-западного берега Балканского полуострова и мысом Санта-Мария-ди-Лука (39о48¢N; 18о22¢Е) выступающим от Анпешенского полуострова. Проливом Отронто Адриатическое море соединяется с Ионическим. Линия соединяющая остров Ластово и острова Палагружа с полуостровом Гаргано, разделяет Адриатическое море на северо-западную и юго-восточную части.

Границы района.

В этом обзоре производится описание побережья Адриатического моря от мыса Кефали (39о54¢N; 19о55¢Е) до мыса Санта-Мария-ди-Леука. Описываемые берега принадлежат Народной Республике Албании, Социалистической Федеративной Республике Югославии и Итальянской Республике.

Берега.

Северо-восточный и юго-восточный берега Адриатического моря значительно отличаются по своему виду один от другого. Северо-восточный берег моря почти на всем протяжении горист и только к северу от пролива Отронто между заливом Влера и устьем реки Дрил лежит Албанская низменность шириной 5-12 миль. Прибрежная полоса низменности заболочена, а вглубь берега местность повышается и становится каменистой. Горные хребты простираются вдоль всего берега параллельно береговой черте. Из прибрежных гор наиболее высоки горы хребта Велебит, который опоясывает большую часть северо-восточного берега залива Кварнер.

Юго-западный берег Адриатического моря преимущественно низменный, местами заболоченный, кое-где он окаймлен песчаными пляжами. Однообразие рельефа этого берега нарушается только высокими и обрывистыми полуостровами Гаргано (41о50¢N; 16о00¢Е), который далеко выступает в море и небольшими обрывистыми участками у мыса Медзалуна (43о33¢N; 13о38¢Е) и севернее гавани Пезаро. По мере удаления от береговой черты местность постепенно повышается и становится холмистой. Местами возникают невысокие горы.

В северо-восточный берег моря вдается несколько заливов и бухт, из которых наиболее крупные являются залив Кварнер и Тристский залив, отделенные друг от друга возвышенным полуостровом Цетрия. Некоторые заливы и бухты глубоко вдаются в берег и делают узкие входы, благодаря этому они имеют хорошее укрытие от волнения, естественный бассейн. Наиболее защищенные из них являются заливы Которский, Неретванский и бухта Шибеняк.

Юго-западный берег моря изрезан незначительно. Большинство заливов и бухт, вдающихся в него, невелики и открыты ветрам и волнению. Самым крупным заливом является залив Маифредония.

У юго-западного берега Адриатического моря установлены буровые вышки, на которых зажигаются огни; при некоторых из них имеются звуковые установки. Положение вышек показано на картах. Сведения об изменении в составе вышек публикуется в ИМ.

Острова и проливы.

У северо-восточного берега Адриатического моря между мысом Пятка и полуостровом Истрия на расстоянии до 65 миль от береговой черты расположены многочисленные острова. Мыс Плога делит их на две группы. Острова южно-восточной группы вытянуты в направлении E-W. К ним относятся острова Млет, Ластово, Коргула, Вис, Хвяр, Бряг, Шолта. Острова северо-западной группы расположены параллельно берегу, образуя гряду. Наиболее крупными островами этой группы являются острова Зларин, Жирое, Муртер, Дуж-Оток, Пашман, Углян, Паг, Раб, Лошинь, Црее, и Крк. Среди больших островов обеих групп расположены острова меньших размеров, многочисленные острова и скалы. Проливы между островами юго-восточной группы ведут к берегу. Они широкие и глубоководные. Между островами северо-западной группы пролегает несколько проливов, которые, соединяясь друг с другом, образуют несколько укрытых водных путей, ведущих вдоль берега. Большинство этих проливов доступно для плавания больших судов.

Острова Палагруша принадлежащие Югославии, расположены посередине Адриатического моря и наиболее удалены от берега Югославии. У юго-западного берега Адриатического моря очень мало островов. Вблизи него лежат две группы островов - Тремити и Льякоса. Возле берега Албании единственный остров Сазани.

Глубина, рельеф дна и грунт.

Адриатическое море является наиболее мелководным из морей, входящих в Средиземноморский бассейн. В северо-западной части моря глубина едва достигает 200 м, к NW она постепенно убывает и в 70 милях от берега вершины составляют 50м. К W от островка Ябуна лежит впадина, вытянутая на 60 миль с NNO на SSW, с глубинами более 200 м. В юго-восточной части моря глубина достигает 1200 м. Вдоль берега Албании рельеф дна сравнительно ровный. Глубина постепенно увеличивается по мере удаления от берега. Изобата 100м проходит здесь в 5-20 милях от береговой черты. Берег Югославии более приглуб, по мере продвижения к NW рельеф дна становится неровен. Мористые кромки островов очень приглубны, во многих местах изобата 100 м проходит в 1-2 милях от них. Особенно неровен рельеф дна в проходах между островами, где имеется множество отмелей, банок и скал. Юго-западный берег Адриатического моря более отмел, чем северо-восточный. Он окаймлен многочисленными отмелями, которые из-за речных наносов постепенно расширяются. Почти на всем протяжении рельеф дна ровный; отдельно лежащих опасностей нет. В северо-западной части Адриатического моря грунт - песок, местами ил и глина.

Земной магнетизм.

Магнитная изученность у берегов Италии хорошая, а у побережья Албании и Югославии магнитных наблюдений мало. Магнитное склонение приведено к эпохе 1965 г. и изменяется от 0,8о E на юго-восточной границе района до 1,5о W на северо-западной границе. Точность карты магнитного склонения ±0,5о.

Среднегодовые измерения магнитного склонения в юго-восточной части района +0о,0,5, в центральной части района +0о,0,6 и в северо-западной части +0о,0,7.

Магнитных аномалий в районе не отмечено. Амплитуда суточных изменений магнитного склонения летом составляет около 11¢, а зимой около 4¢. Максимальное отклонение магнитной стрелки к Е летом происходит в 7 ч по местному времени, а зимой в 9 ч. Максимальное отклонение к W происходит около 12 - 13 ч по местному времени, как летом, так и зимой. Во время очень сильных магнитных бурь амплитуда колебаний магнитной стрелки достигает 1о,3. Магнитное наклонение в пределах района возрастает от 56о на юго-востоке до 62о на северо-западе. Горизонтальная составляющая напряженности магнитного поля уменьшается от 250 мэ на юго-востоке, до 217 мэ на северо-западе.

Особые физико-географические явления.

Берега Адриатического моря находятся в зоне активной сейсмической деятельности. Землетрясения с силой 6-9 баллов происходят у побережий Италии, Албании и Югославии. У побережья Италии в районе полуострова Гаргано наблюдались моретрясения.

Запретные районы.

Вблизи всех берегов имеются районы торпедных, артиллерийских и зенитных стрельб; районы противолодочных учений; районы запретные и ограниченные для плавания и якорной стоянки; районы свалки взрывных веществ; опасные от мин и бывшие опасные от мин районы. Вблизи побережья Италии в районах боевой подготовки ВМФ установлен определенный режим плавания, о котором мореплаватели оповещаются в специальных извещениях.

В случаях отсутствия специальных извещений суда по возможности должны обходить указанные районы. При плавании вблизи районов боевой подготовки суда должны выполнять все указания судов, сопровождающих подводные лодки в подводном положении. Сообщение о дате и времени проведения учений и стрельб в указанных районах объявляется в срочных извещениях мореплавателям Италии, а так же объявляется по радио. Во время учений подводных лодок на береговых постах и экспортирующих судах поднимается соответствующий флажный сигнал по МСС. Во время проведения стрельб и учений мореплаватели должны принимать меры предосторожности и проходить на достаточном расстоянии от указанных районов. Плавание в опасных от мин районах осуществляется по фарватерам, показанным на картах. При плавании в бывших опасных от мин районах безопасная якорная стоянка возможна только в специально отведенных местах, показанных на картах. Использование других якорных мест, описываемых в лоции, без крайней необходимости не следует. Лов рыбы в бывших опасных от мин районах допускается при условии строгого соблюдения требований специальных инструкций по противоминной безопасности.

Средства навигационного оборудования.

Побережье Адриатического моря имеет развитую сеть береговых средств навигационного оборудования. На мысах, и наиболее удаленных от берега островах установлены маяки и светящие знаки с дальностью видимости 15 миль и более. Эти маяки и знаки обеспечивают сквозное плавание по Адриатическому морю. В судоходных проливах и на подходах к портам, как днем так и ночью. Опасности вблизи следования судов и на фарватерах, как правило, ограждены светящими и несветящими буями и вехами. На надежность местоположения буев и вех, а также на строгое постоянство характеристик огней полностью полагаться нельзя. Звукосигнальных средств навигационного оборудования в описываемом районе мало, особенно в юго-восточной части моря. Несколько больше их имеется в северо-западной части моря, где туман и плохая видимость бывают чаще. Из радиотехнических средств навигационного оборудования на побережье моря имеется радиомаяки и аэрорадиомаяки.

Порты и якорные места.

На берегах Адриатического моря имеется ряд крупных портов, играющих значительную роль в экономике Албании, Югославии и Италии. В Албании это порт Дуррес, в Югославии порты Сплит, Шибенил, Задар, Риека и Пула. Наиболее крупными портами Италии являются порты Брикдизи, Баря, Анкона, Венеция и Триест.

В Адриатическом море расположены многочисленные гавани. К ним относятся гавани Груж и Плоче в Югославии и гавани Барлетта, Римини, и Порто-Корсим в Италии. У северо-восточного берега моря расположены многочисленные якорные места. Лучшие якорные места для больших судов, защищенных от ветров и волнений любых направлений. При ветрах с берега большие суда могут становится на якорь во многих местах, но при перемене ветра эти места следует покидать.

Лоцманская служба.

Лоцманская проводка обязательна для всех судов заходящих в большинство портов и гаваней Адриатического моря.

Условия плавания в Ионическом море относительно несложные. Глубины здесь в основном большие, сеть визуальных и радиотехнических средств навигационного оборудования достаточно хорошо развита, в этом районе действует радионавигационная система Лоран-С.

Западный берег Греции это южный и западный берега полуострова Пелопонес и южная часть западного берега Балканского полуострова. Эти гористые полуострова отделены друг от друга глубоко вдающимися в материк заливами Патраякос и Корянфским; их соединяют лишь узкий перешеек, через который прорыт Коринфский канал - кратчайший путь между Эгейским и Ионическим морями. Вблизи южной оконечности Ампешского полуострова находится большой гористый остров Сицилия с прилегающими островами. Гористый рельеф берегов района обуславливает изрезанность берегов. Особенно извилисты те участки, где направление горных хребтов не совпадает с направлением береговой черты. В таких местах цепи гор, вплотную подступая к морю, образуют обрывистые полуострова и мысы. Глубокие заливы вдаются в материк на несколько миль, а иногда и на десятки миль. Крупнейшими из таких заливов являются заливы Мааншанос, Патрянкос, Коринфский и Таранто. Берега почти везде приглубы. В 1 - 5 милях от берега глубина 100 м, а в 5 - 7 милях 2000 - 3000 м. Некоторую опасность для плавания представляет район между мысом Акритас и гаванью Метони, где на расстоянии до 5 миль от берега находятся острова и опасности. Много островов и опасностей имеется между Ионическими островами и берегом материка на подходах к заливу Патраякос. В других местах опасности расположены в непосредственной близости от берега.

Острова и проливы.

Район изобилует большими и малыми островами. Вдоль западного берега Греции и на 140 миль тянуться Ионические острова. Между Ионическими островами и берегом материка расположены острова Эхинадес, Драгонера и два больших острова: Кастос и Каламос. Берега Ионических островов сильно изрезаны, и здесь есть много укрытых от ветров бухт. Проливом Зашентос, Итаня, Кершера и другие, отделяющие Ионические острова один от другого и от западного берега Греции, глубоководные и в основном безопасны для плавания. В самой узкой части Карифского перешейка, соединяющего южную часть Балканского полуострова с полуостровом Пелопонес, прорыт Коринфский канал, который сократил путь из Ионического моря в Эгейское на 150 миль.

Мессинский пролив, отделяющий остров Сицилия от южной оконечности Ампешского полуострова, тянется на 300 миль в общем направлении N - S. Этим проливом пользуются суда, следующие из Ионического моря в Тирреисное. Плавание Мессинским проливом требует большой осторожности, т.к в нем действует сильные приливные течения. Хороших якорных мест в Мессинском проливе мало. У западного берега острова Сицилия расположены Эгадские острова. Севернее острова Сицилия находятся Липарские острова и остров Цетика.

Глубины, рельеф дна и грунт.

Ионическое море глубоководное, изобата 100м проходится на расстоянии не более 5 миль от берега, а в некоторых местах - почти вплотную. На расстоянии около 10 миль от берега глубины резко увеличиваются до 1500 м, а дальше рельеф дна становится относительно ровным. Отдельные впадины имеют до 3500 м и более.

Максимальная глубина в Ионическом море 5121 м находится в 67 милях к W от мыса Тенарян.

Грунт вдоль берегов Ионического моря преимущественно песок и ил, местами глина и камень.

Земной магнетизм.

Магнитные склонения приведено к эпохе 1975 г. и изменяется на 1,2о W на западной границе района до 1,0о Е на восточной; точность определения магнитного склонения порядка 0,5о. Годовое изменение склонения 0,03о. Магнитное поле в пределах района имеет спокойный характер. Аномалий склонения интенсивностью более 2о нет.

Средства навигационного оборудования.

В наиболее важных пунктах установлены маяки с дальностью видимости более 20 миль; при некоторых маяках имеются радиомаяки. Входы в гавани и бассейны портов, как правило, обозначены огнями. На надежность вех и буев, а также строгое постоянство характеристики огней полностью полагаться нельзя.

Район с особым режимом плавания.

Вблизи берегов Греции и Италии имеются районы, запретные для плавания, лова рыбы и постановки на якорь, а также бывшие опасные от мин районы. Границы этих районов показаны на картах.

Порты и якорные места.

Почти все порты района защищены молами и волноломами и имеют неплохие условия для якорной стоянки. Кроме портов у берегов Греции и Италии имеются бухты и гавани, защищенные только от ветров с берега и используемые лишь для временной якорной стоянки. В хорошую погоду на якорь можно становиться у берега почти в любом месте района.

Лоцманская служба.

Лоцманская проводка почти во всем порты района обязательна: исключение, как правило, дается для судов валовой вместимостью до 1415 м3 (500 рег. т). В большинстве портов лоцмана есть. В тех портах где лоцмана нет, проводку судов производят местные рыбаки.

 

Навигационная информация

 

В описываемом районе имеются радиостанции, передающие гидрометсведения (METEO) и (НАВИМ).

Южный берег Средиземного моря от мыса Рас-Аш-Дир до мыса Рас-эт-Тиб простирается на 240о в общем направлении к N. У мыса Рас-эт-Тиб он круто поворачивает к W и до мыса Альмина тянется на расстоянии до 800 миль. Плавание вдоль берега трудностей не представляет т.к все опасности лежат вблизи береговой черты. Район между устьем реки Уэд-Кис и мысом Рас-эль-Ма, а также между мысами Трес-Форнас и Масари обследован недостаточно, здесь приближаться к берегу следует с большой осторожностью. Вблизи берега материки, Мальтийских и Пилакских островов и острова Пантеллерия имеются бывшие опасные от мин районы запретные, опасные для плавания, районы боевой подготовки места запретные для постановки на якорь, и лова рыбы. В Тунясском проливе установлены пути для разделения движения судов.

Пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...