Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нетрадиционные формы работы с родителями

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Традиционные формы работы с родителями

-родительские собрания

-общеклассные и общешкольные конференции

-индивидуальные консультации педагога

-посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На таких собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.

 

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает меро-приятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

 

Нетрадиционные формы работы с родителями

-тематические консультации

-родительские чтения

-родительские вечера

-ролевые игры

-переписка с родителями

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

•учитель собирает и анализирует информацию;

•определяется список литературы по данному вопросу;

•изучение литературы родителями;

•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Ролевые игры— форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из шко­лы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

 

План работы с родителями учащихся 1 класса

Изучение семей учеников:

1. Родительское собрание: «Давайте

Познакомимся», «Особенности программы начальная школа ХХI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой

2. Тестирование «Ваш ребёнок». Знакомство с родителями новых учеников класса. Привлечение родителей к участию в жизни класса.

3. Совместное планирование воспитательной работы в классе. Выбор родительского комитета.

Педагогическое просвещение родителей:

1. Педагогическая консультация: "Что такое развитие младшего школьника".

2. Педагогический практикум "Режим дня первоклассника".

3. Родительское собрание «Адаптация первоклассников».

4. Педагогическое чтение «Как помочь ребёнку стать внимательным».

Индивидуальная работа с родителями:

1. Посещение семей учащихся.

 

2. Индивидуальные беседы с родителями.

 

3.Родителям о внимании и внима­тельности.

 

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.

 

План работы с родителями учащихся 2 класса

Изучение семей учащихся:

1. Родительское собрание «Роль семейного воспитания в жизни ребенка».

 

2. Сочинение о семье.

 

3. Формирование картотеки семей учащихся.

Педагогическое просвещение родителей:

1. Лекция "Дифференциация обуче­ния - путь поддержки индивидуальности ребенка".

 

2. Выбор родительского комитета (корректировка).

 

3. Родительское собрание «Выполнение учащимися домашних заданий»

 

4. Тематическое родительское собрание «Родительский авторитет».

 

Индивидуальная работа с родителями:

 

1. Совместное определение перспек­тив и средств развития ученика.

 

2. Индивидуальные консультации для родителей психолога школы, социального педагога, врача школы (по запросам родителей).

 

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.

 

 

План работы с родителями учащихся 3 класса

 

Изучение семей учеников:

 

1. Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться".

 

2. Педагогические мастерские.

 

3. Анкетирование.

 

Педагогическое просвещение родителей:

 

1. Вечер вопросов и ответов:"На ка­ких психических процессах построено обучение?"

 

2. Открытый урок для родителей.

 

3. Лекция "Познаватель­ные процессы личности и условия их развития".

 

4. Выбор родительского комитета (корректировка).

5. Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

 

Индивидуальная работа с родителями:

 

1. Педагогическая консультация "Как помочь ребенку в трудную минуту".

 

2. Выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников.

 

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.

 

 

План работы с родителями учащихся 4 класса

 

Изучение семей учащихся:

 

1. Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению".

 

2. Корректировка банка данных о семье.

 

3. Тестирование.

 

Педагогическое просвещение родителей:

 

1. Обмен опытом воспитания детей в семье.

 

2. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы."Знакомимся с нашими учителями". Встреча родителей с будущими учителями - предметниками.

Индивидуальная работа с родителями:

 

1. Индивидуальные поручения.

 

2. Обзор литературы для родителей "Домашняя библиотека".

 

3. Подготовка и награждение уча­щихся.

 

Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.

 

Только совместные усилия семьи и школы могут достичь главных целей образования и воспитания.

 

Список используемых источников:

 

1.Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011

2. Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4

3.Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. //Педагогика, № 4, 1996.

4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)

 

 

Электронные источники:

www.zarobr.ru

http://www.uroki.net/docnach/docnach18.htm

www. in-exp.ru

www. webkonspect.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...