Нетрадиционные формы работы с родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся Традиционные формы работы с родителями -родительские собрания -общеклассные и общешкольные конференции -индивидуальные консультации педагога -посещения на дому Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На таких собраниях обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме.
Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает меро-приятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком: •особенности здоровья ребёнка; •его увлечения, интересы; •предпочтения в общении в семье; •поведенческие реакции; •особенности характера; •мотивация учения; •моральные ценности семьи. Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями -тематические консультации -родительские чтения -родительские вечера -ролевые игры -переписка с родителями Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие: •на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии; •учитель собирает и анализирует информацию; •определяется список литературы по данному вопросу; •изучение литературы родителями; •изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях. Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Ролевые игры— форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
План работы с родителями учащихся 1 класса Изучение семей учеников: 1. Родительское собрание: «Давайте Познакомимся», «Особенности программы начальная школа ХХI века» под ред. Н.Ф.Виноградовой 2. Тестирование «Ваш ребёнок». Знакомство с родителями новых учеников класса. Привлечение родителей к участию в жизни класса. 3. Совместное планирование воспитательной работы в классе. Выбор родительского комитета. Педагогическое просвещение родителей: 1. Педагогическая консультация: "Что такое развитие младшего школьника". 2. Педагогический практикум "Режим дня первоклассника". 3. Родительское собрание «Адаптация первоклассников». 4. Педагогическое чтение «Как помочь ребёнку стать внимательным». Индивидуальная работа с родителями: 1. Посещение семей учащихся.
2. Индивидуальные беседы с родителями.
3.Родителям о внимании и внимательности.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.
План работы с родителями учащихся 2 класса Изучение семей учащихся: 1. Родительское собрание «Роль семейного воспитания в жизни ребенка».
2. Сочинение о семье.
3. Формирование картотеки семей учащихся. Педагогическое просвещение родителей: 1. Лекция "Дифференциация обучения - путь поддержки индивидуальности ребенка".
2. Выбор родительского комитета (корректировка).
3. Родительское собрание «Выполнение учащимися домашних заданий»
4. Тематическое родительское собрание «Родительский авторитет».
Индивидуальная работа с родителями:
1. Совместное определение перспектив и средств развития ученика.
2. Индивидуальные консультации для родителей психолога школы, социального педагога, врача школы (по запросам родителей).
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.
План работы с родителями учащихся 3 класса
Изучение семей учеников:
1. Родительское собрание "Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться".
2. Педагогические мастерские.
3. Анкетирование.
Педагогическое просвещение родителей:
1. Вечер вопросов и ответов:"На каких психических процессах построено обучение?"
2. Открытый урок для родителей.
3. Лекция "Познавательные процессы личности и условия их развития".
4. Выбор родительского комитета (корректировка). 5. Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».
Индивидуальная работа с родителями:
1. Педагогическая консультация "Как помочь ребенку в трудную минуту".
2. Выставка лучших работ учащихся, тетрадей, дневников.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.
План работы с родителями учащихся 4 класса
Изучение семей учащихся:
1. Родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании у ребенка интереса к учению".
2. Корректировка банка данных о семье.
3. Тестирование.
Педагогическое просвещение родителей:
1. Обмен опытом воспитания детей в семье.
2. День открытых дверей. Экскурсия по учебным кабинетам школы."Знакомимся с нашими учителями". Встреча родителей с будущими учителями - предметниками. Индивидуальная работа с родителями:
1. Индивидуальные поручения.
2. Обзор литературы для родителей "Домашняя библиотека".
3. Подготовка и награждение учащихся.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития детей. Посещение семей учащихся.
Только совместные усилия семьи и школы могут достичь главных целей образования и воспитания.
Список используемых источников:
1.Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011 2. Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2007. – № 4 3.Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. //Педагогика, № 4, 1996. 4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко, 1997.)
Электронные источники: www.zarobr.ru http://www.uroki.net/docnach/docnach18.htm www. in-exp.ru www. webkonspect.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|