фирменный наименование регистрация правоотношение
1 Фирменное наименование как объект исключительного права
История развития фирменных наименований
Потребность в индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых и реализуемых ими товаров и услуг возникла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIXв. Новейшая история фирменных наименований в России началась в период после революции в 1917 г. На смену оставленной Первой мировой и Гражданской войнам всеобъемлющей разрухе и политике "военного коммунизма" с весны 1921 г. начали приходить признаки экономического оживления в связи с проведением новой экономической политики (НЭП). После создания в 1922 г. Советского Союза в стране возникали хозяйственные единицы, которые необходимо было как то называть. Чтобы ввести этот процесс в определенные рамки, Совет народных комиссаров принял в 1927 г. "Положение о фирме", или, как мы сегодня сказали бы, - о фирменных наименованиях. Положение было принято на закате нэпа, и поэтому многие директивы этого документа еще напоминали рыночную экономику. Формально нэп никто не отменял, однако методы хозяйствования к концу 1920-х годов внедрялись уже отнюдь не экономические, поэтому фирмы так и не появились, а хозяйствующие субъекты приобретали такие названия, которые в основном отражали род деятельности того или иного предприятия. Структура народного хозяйства в Советском Союзе была такова, что все хозяйствующие субъекты, работавшие в одной области, подчинялись определенному отраслевому комиссариату (впоследствии министерству). От министерства предприятия получали производственные задания и указания о том, куда необходимо было реализовать продукцию. Министерство также давало и названия своим подчиненным предприятиям. Так был назван, например, Уральский машиностроительный завод (УРАЛМАШ). Это наименование явилось одним из немногих удачных названий предприятия. Впоследствии оно было зарегистрировано как товарный знак, который относительно недавно был признан в числе первых (и совсем немногих) общеизвестным товарным знаком.
Многим другим предприятиям повезло гораздо меньше. Например: Научно-производственное объединение по механизации и роботизации труда и совершенствованию ремонтного обеспечения на предприятиях черной металлургии. Едва ли у человека, прочитавшего это название, может возникнуть желание стать постоянным клиентом такой "фирмы". При плавной экономике название предприятия не играло никакой роли, ибо продукция все равно продавалась по разнарядкам, а если не продавалась, то это не создавало трудностей для предприятий. Главное было выполнить план по производству. Только невыполнение плана было чревато серьезными последствиями для руководства предприятия. Значительное число предприятий вообще не имели названий. Почти все предприятия оборонного комплекса именовались только по номерам: почтовый ящик номер такой-то. Бытовало даже идиоматическое выражение: "работать на ящике". Таким образом, отсутствие внимания к фирменным наименованиям в советское время в значительной степени можно объяснить отсутствием экономического интереса конкретного предприятия в результатах своей производственной деятельности В 1985г в Советском Союзе был взят курс на перестройку социализма однако быстро выяснилось что перестроить существовавшую экономическую систему невозможно необходимо строить новую Поэтому в 1991г начался переход к новым экономическим отношениям В этом же году в Советском Союзе были приняты законы в области интеллектуальной собственности а в 1992г, после распада Советского Союза такие законы были приняты и в России.
Рядовым гражданам, а часто и начинающим предпринимателям проблемы интеллектуальной собственности либо неизвестны вообще, либо кажутся чем-то несущественным. Однако сам факт, что при переходе к рыночной экономике законы в области интеллектуальной собственности были приняты одними из первых, говорит о том, что без регулирования этих отношений работа экономики просто невозможна. В то же время предприниматели, вначале не придавшие значения этим вопросам, приходили к пониманию их важности путем экономических потерь для себя, а иногда и потери бизнеса. Переход к рыночным экономическим отношениям привел к тому, что хозяйствующие субъекты сами стали отвечать за эффективность своей деятельности, само их существование стало зависеть от этих результатов, поэтому организации, работающие в одной области, стали конкурировать друг с другом. Началась борьба за покупателя товаров и услуг. Вновь возникавшие коммерческие предприятия нужно было обозначать собственным названием и регистрировать, учитывая, что потребителю необходимо различать их на рынке. Компаниям стали даваться названия, которые были оригинальными, короткими и запоминающимися. Этот процесс во многом развивался стихийно. Исторически сложилось так, что регистрация компаний производилась каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно, без какой-либо связи с другими субъектами. Это привело к тому, что регистрировались компании с одинаковыми названиями в разных городах. Более того, даже в одном регистрационном органе возможно было зарегистрировать (почти) одинаковые названия компаний. Ныне фирменное наименование состоит из двух частей: одна часть - собственно наименование, придуманное учредителем компании, например "Рога и Копыта", и другая часть - его организационно-правовая форма, например "общество в ограниченной ответственностью". Как правило, для потребителя важно именно придуманное, оригинальное наименование, он его запоминает и ориентируется на него в дальнейшем при покупке товаров и услуг. Что касается безликой организационно-правовой формы, ее часто пишут мелкими незаметными буквами. В результате на одном и том же рынке могут сосуществовать компании с фактически одинаковым название, но разной организационно - правовой формой: общество с ограниченной ответственностью или закрытое акционерное общество, или полное товарищество, или потребительский кооператив. На практике это дезориентирует потребителя.
Как уже упоминалось, часто компании регистрируют наименования, повторяющие их зарегистрированные товарные знаки, или, наоборот, регистрируют компанию, а затем ее наименование в качестве товарного знака. Правовая неурегулированность этого вопроса привела к возникновению многих проблем, что и побудило законодателей обратить свое пристальное внимание на этот вопрос. Постепенно приходит понимание необходимости принятия специального федерального закона о фирменных наименованиях. По инициативе Роспатента в план работы Правительства РФ была включена подготовка проекта закона о фирменных наименованиях. Такой проект был разработан, однако решение вопроса о принятии закона отложено на неопределенное время [15]. В качестве положительного фактора необходимо отметить, что в 2001 г. был принят Закон " О государственной регистрации юридических лиц". В соответствии с ним был введен единый порядок регистрации. Конечно, он не решает проблем, связанных с (практически) одинаковыми фирмами, но с разной организационно - правовой формой, и не разрешает конфликты между фирменными наименованиями, товарными знаками и доменами. Тем не менее в качестве начального шага по урегулированию проблемы фирменных наименований принятие данного Закона имеет большое значение.
Понятие и признаки фирменного наименования
До принятия четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) нормы, регулирующие права на фирменное наименование, содержались в одной статье ГК РФ, а также Положении о фирме 1927 года в части, не противоречащей ГК РФ.
Теперь же фирменному наименованию посвящен целый раздел, а его содержание касается как учреждаемых, так и уже существующих организаций. Четвертая часть ГК РФ впервые определила фирменное наименование как самостоятельное средство индивидуализации коммерческой организации, что одновременно исключает его принадлежность физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. Отныне фирменное наименование становится неотчуждаемым. Из ст.1473 ГК РФ можно сделать следующий вывод, что, фирменное наименование - средство индивидуализации субъекта гражданского правоотношения, призванное отличать одну коммерческую организацию от другой коммерческой организации, осуществляющей аналогичную деятельность. Право на фирменное наименование может принадлежать только коммерческим организациям [5]. Коммерческая организация, согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ, представляет собой организацию, преследующую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К коммерческим юридическим лицам относятся хозяйственные товарищества: полное товарищество, товарищество на вере; хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. Существует проблемный момент, на котором хотелось бы остановиться - неопределенность в употреблении законодателем, наряду с "фирменным наименованием", понятия "наименование юридического лица". Так, текст ст. 54 ГК РФ гласит: "Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица", что наводит на мысль о существовании, помимо фирменного наименования, еще не совпадающего с ним "наименования коммерческой организации"[3]. Чтобы определить соотношение понятий "фирменное наименование" и "наименование юридического лица", необходимо рассмотреть структуру фирменного наименования. Традиционно в составе фирменного наименования выделяют две части: корпус (который в литературе также называют основной, обязательной частью) и добавление (в разных источниках - часть произвольная, специальная, отличительная, оригинальная, вспомогательная и т.п.). Корпус представляет собой указание на организационно-правовую форму, а также в случаях, предусмотренных законом - на вид деятельности лица, специальная часть - "индивидуализирующее словесное обозначение, которое необходимо для отличия одних юридических лиц от других", которым "может быть любое значимое слово, имя собственное, фантазийное слово, словосочетание, сочетание букв и т.п".
Этот подход воплощен в ч. 2 ст. 1473 ГК, согласно которой "фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно - наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности". Но эта формулировка в сочетании со ст. 54 породила концепцию, согласно которой "собственно фирменным наименованием юридического лица является то, что сторонники традиционного подхода называют добавлениями фирмы", т.е. что "фирменное наименование юридического лица является составной частью его полного наименования; наименование состоит из указания на организационно-правовую форму и фирменного наименования лица" [14]. К такому выводу подталкивает и формулировка ст. 5 ФЗ "О государственной' регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которая в перечне сведений о юридическом лице, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), называет в п. (а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, а в п.(б) организационно-правовую форму, таким образом разнеся их. При этом понимаем процедурный характер норм закона о регистрации, но такой прием законодательной техники приводит к превратному толкованию нормы. При ближайшем рассмотрении формулировки ст. 1473 ГК РФ напрашивается еще один вариант соотношения понятий: если читать её буквально, и "собственно наименование юридического лица" понимать как "наименование юридического лица" вообще, получается, что фирменное наименование включает как составляющие части указание на организационно-правовую форму и название юридического лица. Следует так же остановиться на элементах фирменного наименования. Легального определения "элементов", впрочем, как и самого - фирменного наименования, Кодекс не дает; но они упоминаются в ст. 1476 ГК РФ, где речь идет об использовании в составе- коммерческой обозначения и товарного знака фирменного наименования или отдельных его элементов. Представляется, что сокращенное фирменное наименование некорректно рассматривать в качестве элемента полного фирменного наименования, прежде всего потому, что элемент - это составная часть какого-либо сложного целого, а в данном случае, как мы только что выяснили, составными частями фирменного наименования являются корпус и добавление. П. 3 ст. 1473 ГК РФ ("Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке") ставит в один ряд полное и сокращенное фирменное наименование, диспозитивно закрепляя право на последнее. Поэтому сокращенное фирменное наименование, можно рассматривать как "дубликат" полного, но не как его составляющую. Исходя из того, что речь об элементах фирменного наименования идет применительно к случаям его использования в составе других средств индивидуализации, оправданно предположить, что элементом будет выступать "часть фирменного наименования, состоящая из оригинального, зачастую фантазийного обозначения"[17] которая может придать другому средству индивидуализации большую силу воздействия на потребителя, поскольку взятая отдельно обязательная часть сама по себе не несет индивидуализирующей нагрузки. Итак, завершая рассмотрение вопроса о составе фирменного наименования, можно отметить, что несмотря на все разночтения, оптимальным вариантом остается существование фирменного наименования в его традиционной структуре, предполагающей единство основной и дополнительной частей [16]. Говоря о содержании фирменного наименования, невозможно не уделить внимания так называемым "принципам фирмы". Они представляют собой систему требований к фирменному наименованию. Традиционно выделяют принципы; истинности, исключительности (новизны) и постоянства фирмы. Принцип постоянства (неприкосновенности) фирменного наименования, т.е. неизменность фирменного наименования при изменении владельца предприятия, оказался наиболее уязвим в связи с тем, что фирменное наименование было признано средством индивидуализации организации, а не предприятия, и подвергся наибольшей критике. Первоначально сущность этого принципа состояла в том, что "несмотря на переход предприятия из рук, в руки, фирма остается в полной неприкосновенности" [18]. В связи с вышеупомянутой переменой понимание принципа изменилось; на современном этапе под ним подразумевают "неизменность фирмы в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свои организационно-правовои статус". Однако даже в.такой интерпретации он противоречит праву на свободное изменение владельцем фирменного наименования лица путем внесения изменений в учредительные документы, широко реализуемого в современных условиях. Очевидно, что, поскольку данный принцип не имеет законодательного закрепления, его следует признать отжившим положением доктрины и провозгласить вместо него принцип свободы изменения фирменного наименования. Принцип исключительности (новизны) фирменного наименования традиционно означает, что наименование должно быть новым и отличным от других, уже используемых наименований. Исключительное право на фирменное наименование не является абсолютным в классическом понимании этого слова; поэтому могут возникать ситуации, когда корпус и добавление фирменных наименований двух разных субъектов идентичны, но тем не менее нарушения права не происходит, поскольку эти юридические лица не находятся, например, в положении конкурентов по отношению друг к другу. И, напротив, даже при несовпадении различительных частей фирменных наименований может возникнуть ситуация их смешения. Наконец, принцип истинности оказался самым жизнеспособным, несмотря на то, что уже во времена своего формирования подвергался критике. Первоначально принцип истинности понимался узко: согласно ему, фирменное наименование должно было "ясно указывать на "юридическую физиономию" своего владельца", т.е. буквально содержать в себе имя одного или нескольких владельцев (учредителей); в частности, фирменное наименование не должно было вводить третьих лиц в заблуждение относительно степени ответственности отдельных участников предприятия. В процессе эволюции принципа истинности на первый план вышла свобода фирменного наименования от ложных сведений. Ст. 7 Положения о фирме закрепляла этот принцип в форме запрета: "Не дозволяется включать в фирму обозначения, способные ввести в заблуждение" [19]. Из этого следует, что только принцип истинности фирменного наименования в его "осовремененном" виде сохраняет своё значение. Рассмотренные выше принципы определяют структуру фирменного наименования. Иными словами, то словесное обозначение, которое используется в качестве фирмы, должно строиться по определенным правилам и состоять из относительно самостоятельных частей. Так, фирменное наименование акционерного общества обязательно должно содержать указание на то, что общество является акционерным; фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно указывать на то, что предприятие является казенным и т.д.
2. Основные положения фирменного наименования как средства индивидуализации предпринимательской деятельности
Субъекты прав на фирменные наименования
Спор о том, служит ли фирма индивидуализации предприятия или его владельца, который многие десятилетия ведется цивилистами разных стран, нашел соответствующее отражение и в российской юридической литературе. Едва ли есть необходимость приводить здесь основные аргументы сторонников противоположных точек зрения, поскольку этот вопрос достаточно подробно освещен еще в русской дореволюционной литературе [20]. На наш взгляд, решение данного вопроса и не может быть однозначным ввиду того, что по-своему справедливы обе позиции. Во всяком случае обычно законодательство дает необходимые основания для научной аргументации как той, так и другой точек зрения. Так, новый ГК РФ, рассматривающий предприятие как объект гражданских прав (п. 1 ст. 132), казалось бы, снимает почву для всяких споров. Но поскольку эта идея в Кодексе реализована непоследовательно, ибо в ряде случаев предприятие выступает и в качестве субъекта права, проблема опять остается открытой. Впрочем, она носит больше теоретический, чем практический характер, в связи с чем вряд ли нуждается в более детальном рассмотрении. Гораздо более актуальным представляется вопрос о том, кто из субъектов гражданского права обладает правом на пользование фирменным наименованием. Действующее законодательство решает его достаточно определенно, указывая, что фирмовладельцами могут быть только коммерческие юридические лица (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Это, однако, не освобождает от необходимости более детального его рассмотрения, поскольку некоторые аспекты проблемы требуют уточнения [21]. Прежде всего, из законодательства следует, что фирменным наименованием могут пользоваться только организации, но не граждане. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим собственным именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (п. 1 ст. 19 ГК РФ). Как представляется, данное правило в полной мере распространяется и на граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Причем этот вывод отнюдь не расходится с тем, что записано в п. 3 ст. 23 ГК РФ, а именно, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Случай с фирменным наименованием является одним из таких исключений. В самом деле, предоставление индивидуальному предпринимателю права на пользование особым фирменным наименованием было бы излишней мерой, так как его индивидуализация в гражданском обороте вполне обеспечивается тем, что он выступает в нем под своим собственным именем. Более того, иное решение вопроса было бы неправильным и по существу, так как оно лишь создавало бы для третьих лиц дополнительные трудности в определении действительного правового статуса предпринимателя. Очевидно, далее, что традиционная структура фирменного наименования едва ли применима к индивидуальному предпринимателю. Отсутствует и реальная опасность коллизии интересов двух или большего числа индивидуальных предпринимателей, действующих на одном и том же участке рынка. Если их имена полностью совпадают и это действительно создает трудности для них самих или третьих лиц, действующее законодательство предоставляет немало возможностей для выхода из создавшейся ситуации. Нельзя, однако, не отметить, что с принятием части второй ГК РФ вывод о том, что правом на фирменное наименование могут владеть лишь организации, оказался поколебленным. Глава 54 ГК РФ, посвященная договору коммерческой концессии, позволяет заключить, что обладателями фирменного наименования могут быть и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей [4]. На наш взгляд, данное положение является ошибочным, так как с учетом приведенных выше соображений оно расходится со смыслом и основным назначением законодательства о фирменных наименованиях. Далее, среди организаций правом на фирменное наименование пользуются только те из них, которые обладают статусом юридического лица. Это означает, что иные организационные образования, в частности простое товарищество, т.е. объединение лиц, связанных друг с другом лишь договором о совместной деятельности, не могут выступать в обороте под особым фирменным наименованием. Не обладают собственными фирменными наименованиями также представительства и филиалы юридических лиц и иные их обособленные подразделения (цеха, отделения, участки и т.п.). Все они должны выступать в обороте не от собственного имени, а от имени образовавшего их юридического лица и соответственно пользоваться его фирменным наименованием. К сожалению, действующее законодательство, включая и новый ГК РФ, не содержит на этот счет четких правил, что приводит зачастую к негативным последствиям. Наименования многих представительств и филиалов вводят третьих лиц в заблуждение относительно их правового статуса, так как создают видимость того, что эти образования являются самостоятельными юридическими лицами. Как показал опыт последних нескольких лет, недобросовестные участники оборота нередко пользуются данным обстоятельством для обмана своих клиентов. Поэтому было бы целесообразно, чтобы закон обязывал во всех случаях отражать в наименованиях филиалов и представительств их организационно-правовой статус, а в идеале - вообще запрещал бы им пользоваться особыми наименованиями, не указывающими на их связь с создавшим их юридическим лицом [22]. Наконец, чтобы обладать правом на фирменное наименование, организация должна не только иметь статус юридического лица, но и относиться к числу коммерческих организаций. При этом конкретный вид деятельности фирмовладельца (производство, торговля, посредническая деятельность, научные исследования, оказание услуг и т.п.), равно как и тип предприятия (частное, муниципальное, государственное), никакого значения не имеет. Необходимым объединяющим всех их признаком является предпринимательство, т.е. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Поэтому учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера и полностью или частично финансируемые собственником, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют. Их индивидуализация в обороте обеспечивается с помощью официального наименования, которое должно содержать указание на их организационно-правовую форму и быть отражено в их учредительных документах [23]. Можно привести следующий пример из судебной практики по спору о возникновении исключительного права на фирменное наименование. Акционерное общество "ЛАД-М" обратилось к гражданину Саркисянцу Е.А. с иском о: признании его действий по администрированию доменных имен "lad-m.ru" и "ladm.ru" нарушением прав истца на товарные знаки "ЛАД-М" и "ЛАДМ" и запрещении ответчику использовать обозначения, сходные с товарными знаками истца "ЛАД-М" и "ЛАДМ" в доменных именах "lad-m.ru" и "ladm.ru; о признании действий по администрированию доменных имен "lad-m.ru" и "ladm.ru" нарушением исключительного права истца на использование фирменного наименования "ЗАО "ЛАД-М" и запрещении ответчику использовать обозначение, сходное с фирменным наименованием истца в указанных доменных именах; о взыскании 100 000 рублей компенсации на основании п. 4 ст. 1515 ГК РФ. Решением арбитражного суда заявителю в иске было отказано. Суд не обнаружил никаких нарушений со стороны ответчика, поскольку ответчик произвел регистрацию спорных доменов за три года до того, как истец зарегистрировал за собой товарные знаки. Апелляция и кассация вынесенное решение оставили в силе. Однако Президиум ВАС РФ все вынесенные по делу судебные акты отменил и признал действия ответчика незаконными. Президиум ВАС РФ указал, что в данном деле речь идет о праве лица на использование фирменного наименования. Такое право возникает у юридического лица со дня его государственной регистрации. А как следует из материалов дела, истец был зарегистрирован как юридическое лицо задолго до того, как ответчик зарегистрировал на себя спорные домены. Следовательно, со стороны ответчика имеет место нарушение исключительных прав истца, так как при регистрации и администрировании доменов он использовал чужое фирменное наименование без разрешения правообладателя. В заключение следует отметить, что наряду с российскими коммерческими организациями правом на фирменное наименование пользуются иностранные юридические лица, на которых распространяются все правила, установленные гражданским законодательством.
2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования
ГК РФ установил, что у юридического лица право на фирменное наименование возникает тогда, когда оно зарегистрировано в установленном порядке. При этом было определено, что порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом). Однако порядок регистрации и использования собственно фирменных наименований законодателем так и не был установлен. Другие правовые нормы решают данный вопрос по-иному. Согласно ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака [1]. Положение о фирме 1927 г. предусматривает, что право на фирму возникает с момента, когда началось ее использование. При этом право на фирменное наименование не подлежит особой регистрации независимо от регистрации предприятия (п. 10 Положения о фирме 1927 г.). Следует заметить, что ст. 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. предусматривала регистрацию фирменных наименований путем включения их в государственный реестр юридических лиц. По сути, такая же модель косвенной регистрации фирменных наименований была воспроизведена ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Из ст. 1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что он регулирует отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Регистрация фирменных наименований как самостоятельный акт уполномоченного государственного органа данным Законом не предусмотрена. Однако в соответствии со ст. 5 Закона в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании юридического лица, в том числе фирменном наименовании для коммерческих организаций, а также об организационно-правовой форме юридического лица. Аналогичное правило содержится в приложении 2 к "Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц", утвержденном Постановлением Правительства РФ. С 1 января 2008 г. в связи с вступлением в силу ч. 4 ГК РФ законодательство о фирменных наименованиях возвращается к принципам, заложенным в ст. 149 Основ гражданского законодательства 1991 г., а именно устанавливается явочный порядок приобретения такого права, как право на фирменное наименование. Пункт 6 ст. 17 Вводного закона отменяет абз. 3 и 4 п. 4 ст. 54 ГК РФ, указывающие на необходимость специальной регистрации фирменных наименований и связывающие право на фирменное наименование с такой регистрацией. Абзац 2 п. 4 ст. 54 ГК РФ предусматривается в следующей редакции: "Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса". При этом ч. 4 ГК РФ устанавливает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 1473). Согласно п. 2 ст. 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования [24]. Явочный порядок приобретения исключительного права на фирму отчетливо прослеживается в п. 5 ст. 1473 ГК РФ. Согласно данной норме, если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям, которые предъявляются к нему Кодексом, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Следовательно, юридическому лицу не может быть отказано в государственной регистрации по тому основанию, что его фирменное наименование не соответствует требованиям закона. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает следующие положения, касающиеся наименования юридического лица: · В наименовании юридического лица без специального разрешения не могут указываться следующие словосочетания и наименования: "Россия" "Российская Федерация" и производные от них, "Москва", "Санкт-Петербург", "Федеральный", "Федеративный" (исключение: Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования "Россия", "Российская Федерация" и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа); · Фирменное наименование должно быть на русском языке; · Фирменное наименование не должно содержать лексики, противоречащей основам морали и нравственности. Также существуют особые требования к фирменному наименованию некоторых организационно-правовых, так например: · фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество"; · фирменное наименование кооператива должно содержать слова "производственный кооператив" или "артель". Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер ее деятельности, наименование государственного унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества [25]. Записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. Запись о фирменном наименовании вносится на основании данных о юридическом лице, содержащихся в подлиннике или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены Постановлением Правительства РФ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" [12]. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться, в частности, следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. Датой представления документов для осуществления государственной регистрации юридического лица является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня принятых от него документов и даты их получения регистрирующим органом в случае, если док<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|