Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Экологическое состояние России.

Экологическое состояние России отмечается благоприятными природными условиями, являющимися основой развития экономики, науки и др. Вместе с тем в целом ряде регионов России экологическая ситуация катастрофична. После аварии на Чернобыльской АЭС на территории Российской Федерации в 14 областях (Брянская, Белгородская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Тульская, Пензенская, Тамбовская, Смоленская, Ульяновская, Тюменская) и в Мордовской республике образовались зоны загрязнения площадью 55.1 тыс.кв.м. Катастрофическая экологическая обстановка сложилась в Уральском регионе. Для России жизненно важна актуальность неотложных мер по обеспечению экологической безопасности Урала. В частности, речь идет об оптимальном сочетании пропорций общественного воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, о научно обоснованных социально-экономических критериях оценки качества окружающей среды, увязанных социально-политическими целями перспективного развития республики и т.д.

1. Экология России - это и ее земельный фонд. Состояние земельных территорий повсеместно ухудшается, их деградация и опустынивание приобретают все более значительные масштабы. Наиболее ярким примером опустынивания являются территория Черных земель и Кизлярских пастбищ, где образовалась и прогрессирует пустыня. За последние 5 лет площадь, занятая песками, только в Калмыкии возросла на 47.7 тыс.га.

В феврале 1993 года утверждена "Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 годы", которая разработана на основе постановления Правительства РФ от 15 июля 1992 года "О мониторинге земель". Программа предусматривает поэтапное введение на территории РФ мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения, устранения последствий негативных процессов. Основными задачами мониторинга земель на 1993 -1995 г.г. являются: формирование нормативно-правовой и научно-методической базы мониторинга земель, ландшафтно-экологическое районирование территории РФ с выделением ареалов основных негативных процессов по видам и системам их воздействия на состояние земель, совершенствование существующих и внедрение новых методов, технических средств и технологий мониторинга земель, формирование организационных структур мониторинга земель.

Итак, даже на примере России видно, как экологический императив напоминает нашему обществу о его неразрывной связи с живой и неживой природой, о той угрозе, которая несет с собой игнорирование ограниченности компенсаторных возможностей биосферы. И если до недавнего времени еще можно было представить процесс общественного развития в двухмерной системе координат, где учитывались лишь социальные и экономические параметры, а природа рассматривалась как лежащая за границами управляемой системы, то сейчас необходим переход к трехмерной системе координат, включающей, кроме названных еще и экологическую (природные ресурсы) подсистему, но общество взаимосвязано с государством, а государство и право, будучи порождением общества, формой его существования не могут остаться безучастными к природе. Поэтому государство охраняет общество и природу.

2. В экологической политике государства РФ выделяется два связанных между собой направления: во-первых, мероприятия, нацеленные на то, чтобы при обеспечении высоких темпов экономического развития страны прекратить дальнейшее наращивание загрязнения окружающей природной среды и не допустить появления новых факторов, отрицательно влияющих на нее, во-вторых, мероприятия, необходимые для того, чтобы постепенно уменьшить, а затем полностью прекратить загрязнение окружающей среды и другое отрицательное воздействие на нее со стороны уже функционирующих хозяйственно-технических объектов.

Первое направление реализуется главным образом реализуется в сфере отношений по капитальному строительству. Именно здесь для проведения поисковых проектно-конструкторских, строительно-монтажных и других работ, связанных с созданием новых заводов, фабрик, цехов, агрегатов, машин, и т.п. особенно важны меры по выполнению профилактических требований, связанных с охраной окружающей среды. Второе направление предполагает проведение мероприятий по реконструкции и обновлению действующих заводов, фабрик, машин, механизмов, замене на них устаревших технологий более прогрессивными, которые в достаточной степени учитывают требования экологической безопасности, оснащение действующих предприятий эффективными очистительными системами и т.д. Такие меры нацелены на снижение уровня загрязнения атмосферы и водоемов, более рациональное использование полезных ископаемых, земель, вод, лесов, ресурсов растительного и животного мира.

На сегодняшний день в России сложилась определенная система государственного экологического управления. Это, в основном, отраслевая система, при которой контроль за использованием природных ресурсов возлагается на тех, кто добывает и использует эти ресурсы. О том, что подобная практика показала свою полную несостоятельность, известно давно. Однако какие-либо альтернативные предложения длительное время оставались без внимания.

Здесь нужна консолидация специализированного общегосударственного управления в области охраны природы при сохранении общего руководства делом охраны природы в целом со стороны верховных органов власти и ведомственно-отраслевого управления. Существует и государственный экологический контроль, который в отличие от государственного экологического мониторинга, который ограничивается сбором, обобщением, оценкой и передачей информации о природной среде, представляет собой один из видов организационно-управленческой, административной деятельности государства, его задачей является проверка выполнения всеми министерствами и ведомствами, государственными и общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами планов и мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей природной среды, установленных нормативов вредного воздействия на нее, действующего природоохранительного законодательства.

Российское экологическое законодательство характеризуется прежде всего в сравнительно-историческом плане, вплоть до формирования соответствующей самостоятельной отрасли права. Экологическое право (или право окружающей среды), представляющее собой на сегодняшний день комплексную отрасль права, образовалась в результате дифференциации и интеграции земельного, недрового, лесного, воздушного, фаунистического права.

В качестве самостоятельной отрасли права экологическое право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы (отношения по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровление окружающей человека среды). В эколого-правовых нормах определяются цели и задачи, последовательность и содержание природоохранительных мероприятий, формулируются правила их планирования и финансирования, прогнозирования и стандартизации качества окружающей среды. Нормы экологического права устанавливают перечень объектов природы, подлежащих государственной охране, меры дозволенного поведения и запретных действий по отношению к природе, права и обязанности природопользователей, меры ответственности за нарушение установленных правил.

Рассматривая конституционные основы экологического законодательства можно выделить в них два направления:

- общеправовое, относящееся ко всем отраслям законодательства;

- специально-правовое, касающееся только сферы природопользования.

Природоохранительные правовые нормы в целом направлены на охрану здоровья людей, земли, ее недр, воды, воздуха, флоры и фауны. Соответственно анализируется законодательство, в нем выделяется:

¨  охрана здоровья;

¨  земельное;

¨  водное;

¨  о недрах;

¨  воздушное;

¨  о фауне;

¨  о флоре.

В законодательство привлечены и подзаконные акты - постановления правительства и санитарные правила.

Нужно признать, что пока еще экологическое законодательство слабо связано с современными социально-экономическими процессами. Так, нуждаются в теоретической разработке вопросы об объеме экологического регулирования в отраслевых актах и общих законах, о нормах прямого действия, об ответственности за посягательство на экологическую безопасность. Существенно важно законодательное оформление финансирования и стимулирования природоохранных мер, проводимых предприятиями в условиях становления рыночной экономики. В этих условиях исключительное внимание должно быть уделено правовым аспектам экологического регулирования самого приватизационного процесса.

В законодательстве отмечается и конституционное право граждан России на благоприятную окружающую среду (на экологическую безопасность). Оно является конкретизацией основного и неотъемлемого права человека на жизнь. Право на экологическую безопасность обладает абсолютной нравственной ценностью. Оно имеет также непосредственно юридическое значение. Именно право человека на экологическую безопасность должно быть положено в основу законотворческой деятельности в области охраны окружающей среды. При таком подходе государство из исключительного собственника природных ресурсов и по сути преимущественного их пользователя превращается в гаранта обеспечения права человека на экологическую безопасность, в руках государства сосредотачиваются, прежде всего, контрольные функции.

Экологическое законодательство придает стабильность отношениям в области природопользования. Они могут быть изменены (прекращены) только по основаниям, указанным в Законе. В настоящее время та гарантия сохранения взаимозависимости в природе, которая сравнительно недавно существовала во всем мире, нарушено. Сегодня остро ощущаются последствия пренебрежительного, даже преступного отношения к законам природы. Очень нерационально ведется земледелие: 113 млн.га, в том числе 64 млн.га пашни, подвержено водной и ветровой эрозии, 20 млн.га пашни засолено, 68 млн.га имеет повышенную кислотность. В Красную книгу нашей страны включено 700 видов растений, 203 вида насекомых, 28 видов и подвидов рыб и моллюсков, 37 видов и подвидов рептилий, 80 видов птиц, 94 вида и подвида млекопитающих.

Ведение лесного хозяйства в настоящее время в упадке: в этом немаловажную роль играет то обстоятельство, что в бывшем СССР на единицу объема заготавливаемой древесины производилось в два-три раза меньше продукции, чем, например, в Швеции, Канаде, США. В среднем за год в том же СССР выгорало 630 га лесов, допускались перерубы расчетных лесосек. Более 200 тыс.га лесов погибло от воздействия промышленных выбросов в атмосферу.[4] "В европейской части страны потеряно под водой 18% сельскохозяйственных угодий..."[5] Все выше перечисленное относится к негативной стороне деятельности. И сейчас Россия пожинает плоды бесхозяйственности прошлых лет.

4. Проблема правовой охраны природы коснулась растительного и животного мира, важнейших водных бассейнов страны: Волги, Урала, Томи, Иртыша; морей - Балтийского, Черного, Каспийского и Аральского. Вода в водных бассейнах настолько загрязнена, что порой в ней не разрешают даже купаться. А в прошлом году в Омске стоял вопрос о надвигающейся эпидемии холеры и нельзя было употреблять в пищу речную рыбу.

При энергетическом кризисе 70 - 80 г.г. возникли "цепи" международных поставок сжиженного газа. Возникло массовое производство буровых и эксплуатационных платформ для разработки морских месторождений нефти и газа. Но главным была всемирная экономия энергии.

Дорогая нефть стала практически недоступной для многих стран.

Добыча как нефти, так и газа, досталась нашей стране очень дорогой ценой. Так, заметную лепту в сокращение поголовья диких оленей внесло сооружение газопровода Мессояха - Норильск, нарушившего традиционные пути миграции олений, которые вынуждены были вытаптывать и поедать пастбища домашних оленей. Катастрофическое сокращение поголовья оленей приводит к разрушению не только жизненного уклада, но и психологии, ценностных ориентацией народов Севера. В последнее время вместо дальнейшего подъема добычи нефти впервые намечается спад - видимость изобилия оказалась иллюзией, а топливно - энергетическое хозяйство страны оставалось все эти годы затруднительным и малоэффективным.

К природным ресурсам относится и уголь. В настоящее время угольная промышленность остается жизненно важной, но ее проблемы придется решать в более сложных условиях, чем раньше, поскольку в годы перестройки угольная промышленность была отброшена на уровень 1970 года - на 20 лет назад. Нехватка крепежного леса, особенно после развала страны, тормозила добычу угля, тяжелая социальная обстановка во многих угольных бассейнах вызвала забастовки шахтеров, нехватка угля сказывалась на работе металлургических заводов - шла цепная реакция кризиса в тяжелой промышленности.

В настоящее время судьба ядерной энергетики зависит от того, как ученые специалисты смогут отстоять тот или иной проект, как убедят людей, что они могут спать спокойно, что без новой АЭС и жизнь станет хуже. После Чернобыля паника захлестнула Запад. "Чернобыль будет стоить... до 425 тыс. смертей от рака"[6] - писал западно - германский журнал "Штерн". Уничтожался урожай овощей ФРГ и Голландии, даже в Канаде рекомендовалось не пользовать дождевой водой, ограничивались поездки в нашу страну.

Перспективы развития атомной энергетики после Чернобыля нужно оценивать с точки зрения таких ведущих стран, как Япония, которая ввела технику безопасности до таких пределов, что крупнейшая в мире АЭС Фуксима построена на берегу моря в чрезвычайном сейсмоопасном районе - 10 баллов.

Хотим мы этого или нет, наступила новая эра в истории цивилизации, в которой не обойтись без ракет, АЭС и электроники. Но проблемы охраны природы остаются прежними: первая проблема - экологизация правовых норм, регулирующая административные и хозяйственные отношения; вторая проблема - совершенствование природоохранительного законодательства; третья связана с исследованиями организационно-правового и экономико-правового механизмов охраны окружающей среды; четвертая - исследование международно-правового механизма охраны окружающей среды. Итак и, чтобы эти проблемы были решены, в РФ существует экологическое законодательство. Например, ст.86 говорит об обязанности полного возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

"Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и др. экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

 

IV. Экологический вред:

Выраженное в ст.126 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (ст.444 ГК РСФСР) общее положение права о том, что причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине, находит свою конкретизацию в эколого-правовых отношениях по возмещению вреда, что сформулировано в названии настоящей статьи.

Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой,благоприятной для жизни продуктивной окружающей природной среде. Материальным объектом применения вреда является качество окружающей природной среды,состояние её экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере и которые постоянно и неизменно воспроизводят жизнь во всех формах её проявления.

1. Экологический вред органически связан с экономическим. Оба они имеют один источник нанесения такого вреда, одни и те же способы причинения его - загрязнения, истощение, разрушение природной среды.

Ст. 79 гласит о разрешении споров в области охраны окружающей среды между предприятиями, учреждениями, организациями, распложенными на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов.

“Споры в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, распложенными на территориях республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов, рассматриваются коллегиями, образуемыми на партийных началах из представителей заинтересованных республик в составе РФ, автономной обл. и автономных округов, краёв, областей. Если комиссия не приходит к согласованному решению, то споры разрешаются комиссией, образуемой Верховным Советом РФ.

И Ст.80. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды между предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории РФ и др. суверенных государств, решаются в порядке, установленном соглашением между суверенными государствами.

Эти способы очень своевременны, поскольку каждая организация должна охранять экологию родного края, не сваливая вину за экологические преступления на других.

За экологические нарушения предусматривается ответственность предусматривается ответственность ст.81.Статья носит как бы информационный характер. Она вводит в сложный комплекс отношений института эколого-правовой ответственности, понятии и составе экологического правонарушения, классификации видов юридической (правовой) ответственности за экологические правонарушения.

"За экологические правонарушения, то есть виновные, противоправные деяния нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с настоящим законом, иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе РФ.”

2. Нужно отметить, что государство заботится об охране окружающей среды.

В 1990 г. Госкомгидрометом СССР и АН СССР был подготовлен обзор состояния загрязнения окружающей среды в СССР.

В 1992 г. администрацией Президента РФ и Минэкологии России был подготовлен Национальный доклад РФ к конференции ООН по окружающей среде и развитию. Доклад содержал сведения, характеризующие: экологические аспекты социально-экономического развития России и использования природных ресурсов; состояние загрязнения природной среды и природные катастрофы, региональные экологические проблемы, общественное экологическое сознание, государственную политику и управление в этой области.

Наконец, 27 июня 1992 г. Советником Президента по политике в области экологии и природных ресурсов РФ был подписан первый в истории России Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ В 1991 г. Сюда были включены сведения о качестве природной среды и состоянии природных ресурсов, особо охраняемых природных территориях, региональных и межгосударственных экологических проблемах, влиянии хозяйственной деятельности на окружающую среду, техногенных авариях и природных катастрофах, международном экологическом сотрудничестве, государственном регулировании природопользования и охране окружающей природной системы, мониторинге природной среды, экологическом воспитании, образовании и информационно-просветительской деятельности.

Правительство РФ устанавливает также порядок образования и использования Федерального внебюджетного экологического фонда; порядок определения выплаты и её предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнении природной окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.Эти вопросы регулируются специальными правительственными постановлениями.

Законом предусмотрена и компетенция специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды (Ст.7). “К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов РФ в обл. охраны окружающей среды относятся:

- комплексное управление в области охраны окружающей среды РФ, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой области, государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов, растительного и животного мира;

- организация мониторинга окружающей природной среды;

- утверждение нормативов, правил, участия в разработке стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охране окружающей среды, а также учёт и оценка ресурсов, обеспечение экологической информации населения, выдача разрешений на захоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и др. отходов и т.д.

Закон не очерчивает “круг” специально уполномоченных на то государственных органов РФ в обл. охраны окружающей природной среды. Впервые он был определён постановлением РФ от 7 июня 1992 г. № 468,согласно которому к таким органам были отнесены Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его подразделения на местах.

3. В соответствии с Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, утверждённым постановлением Правительством РФ от 18.12.92 г. №996, Минприроды является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Основные задачи Минприроды РФ: комплексное управление в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, координация природоохранных действий министерств и ведомств, предприятий и организаций; совершенствования экономического, правового и административного механизмов охраны окружающей среды и природных ресурсов; организация государственной экспертизы и экологического контроля; управление природно-заповедным фондом и ведения красной книги России; международное сотрудничество в области окружающей среды.

Охрана природы является одной из основных функций государства, носящая комплексный характер и отличающаяся от др. функций качественным своеобразием. С позиции общей теории государства можно выделить функцию государства по обеспечению экологической безопасности в качестве самостоятельного направления его деятельности. Эта функция характеризуется как одновременно общесоциальная и общечеловеческая. Её выделение связано с необходимостью охраны и гарантии права человека на экологическую безопасность. Кроме того, данная функция государства должно рассматриваться в контексте современной общей системе экологической безопасности, которая призвана предотвратить глобальную экологическую катастрофу.

Планирование и программирование использования природных объектов отличается от аналогичных действий в отношении средств производства и иных имущественных объектов. Если имущество подвергается естественному износу, то в природных объектах происходят изменения в результате вторжения в них хозяйственной деятельности человека, которые необходимо не только планировать, но прогнозировать, с тем чтобы правильно выработать стратегию управления экологопользования и охраны окружающей природной среды.

Функция распределения и перераспределения природных объектов обусловлено тем, что для эффективного использования и охраны их необходимо включение граждан и организаций в механизм отношений собственности на данные природные объекты, которое не изменяет статуса собственности государства на землю, недра, леса, воды и иные природные ресурсы. Включение осуществляется путём предоставления природных объектов на праве владения либо пользовании, либо аренды, которые в свою очередь можно подразделить на виды (постоянные, временные и т.п.).

Функция воспроизводства природных объектов вытекает из конституционного положения, обусловленного интересами не только настоящими, но и будущего поколений.

Функция воспроизводства реализуется преимущественно не правовыми формами: обеспечение необходимыми мелиорантами для восстановления плодородия почв, поставка необходимой лесопосадочной техники; мелиоративные работы по созданию новых водоёмов и т.д., поскольку для её реализации необходимы определённые затраты и мат. средства.

Правовые формы данной функции реализуются преимущественно организационным путём, причём в связи с расширением местного самоуправления у данных органов расширяются полномочия в реализации этой управленческой функции.

Функции пространственно-территориального устройства природных объектов обусловлено их особыми свойствами: объёмной пространственностью и неподвижностью, в силу чего природные объекты не поменять местами, как бы этого не требовало хозяйственная целесообразность или потребность в организации экологопользования. Поэтому необходима привязка производственно-хозяйственной деятельности общества к стабильно существующим и неподвижным условиям, в той или иной местности.

В функции территориально пространственного устройства происходит увязка экологических (продиктованных интересами охраны и воспроизводства природных богатств, сохранением их экосвязи) и экономических (продиктованных интересами производства и народнохозяйственного комплекса страны) интересов.

Территориально-пространственное устройство можно назвать правовым механизмом, обеспечивающим взаимодействие двух систем, развивающихся по своим индивидуальным законам - общества и природы. И от этого, настолько правильно будет обеспечиваться стыковка этих систем, зависит обеспечение гармоничного функционирования экономического и экологического развития всех сфер человеческой жизни.

Территориально-пространственное устройство выражается в рациональном (с экологических и экономических позиций) отводе природных объектов для того или иного вида хозяйственной деятельности, а следовательно, с размещением, расстановкой средств производства с учётом условий и особенностей природных объектов, которые с момента отвода также начинают играть роль средств производства в качестве пространственного базиса его или в качестве сырьевого придатка. Например, отводя территорию под лесоперерабатывающие предприятия, государство придало данному земельному участку статус не с/х; выделенный лесосечный участок из экологического объекта превращается в экономический и поэтому закон устанавливает многочисленные правила по его хозяйственной эксплуатации, с тем, что бы экономический интерес не пришёл в противоречие с функционированием экосистемы данного лесного участка.

Территориально-пространственное устройство как управленческая функция имеет две стороны:

а) реализация этих функций путём разработки проекта территориального устройства и внедрения его на местности. Например, процесс землеустроительных работ включает этап подготовительных работ; этап составления, рассмотрения и утверждения проекта, этап перенесения проекта в натуру и этап изготовления землеустроительных документов. [7]

б) контроль за реализацией функции, степенью соблюдения её, устранения нарушений и т.д. Итак, в реализации землеустроительных проектов в натуру данная часть функции именуется авторским надзором, поскольку устанавливается, как правило, органами, осуществляющими авторскую разработку и внедрение землеустроительного проекта.

Функция контроля за использованием и охраной природных объектов является базовой для всех остальных функций управления в области экологопользования и охраны окружающей природной среды, поскольку без контроля за исполнением принятых управленческих решений все остальные функции не достигнут цели.

Функция разрешения споров о праве природопользования обусловлено коллизиями, возникающими в ходе использования гражданами и организациями выделенных им в собственность, владения, пользования и аренду природных объектов.

Функция разрешения споров реализуется различными ОГВ: судами, арбитражным судом, органами местной администрации и д.р. Различна и процедура рассмотрения данных споров. Итак, порядок рассмотрения споров в судах регулируется гражданско-процессуальным кодексом; в арбитражах - правилами рассмотрения хозяйственных споров; в административных органах - положениями об этих органах и специальным законодательством.

4. Охрана окружающей человека природной среды относится к числу важнейших экономических и социальных задач нашей страны. Ещё на первом съезде народных депутатов СССР говорилось, что “на решение экологических проблем, стоящих перед страной, ложен быть направлен весь производственно-технический, интеллектуальный потенциал, включая академическую, вузовскую и отраслевые науки. Надо вести дело к тому чтобы шаг за шагом улучшать экологическую обстановку во всех регионах страны.”[8]

В соответствии с действующим законодательством МВД в обл. охраны природы осуществляет своевременное предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Минздравом осуществляет надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и др. территорий населённых пунктов, а также загородных мест отдыха и пляжей; оказывает соответствующим органам содействие по осуществлению мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролирует и направляет работу пожарных подразделений, и др. министерств и ведомств, определяет порядок совместной работы пожарных организаций страны производит регистрацию, учёт, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятием, учреждениям и гражданам; осуществляет подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивает проведение мероприятий по рациональному использованию природными ресурсами.

Вместе с тем в наше время уместно поставить вопрос о создании в нашей стране экологической милиции на местах. Это должно способствовать реальности гарантий права граждан на экологическую безопасность, повышению ответственности за посягательство на природные объекты.

Нужно подчеркнуть, что по своему характеру экологическая безопасность - не только внутригосударственная, но и межрегиональная глобальная общечеловеческая проблема. Поэтому функцию государства по обеспечению такой безопасности можно отнести одновременно к числу его внутренних в внешних функций. Для всех государств проблема защиты человека, общества от реальной или потенциальной угрозы экологического бедствия одинаково актуальна, поскольку она связанна с общими судьбами человечества.

В условиях рыночной экономики обеспечение экологической безопасности имеет свою специфику. В Росси в наши дни актуализируются вопросы о том, смогут ли предприниматели защитить природу от самих себя. Здесь многое будет зависеть от их культурно-нравственной позиции. Вместе с тем нужно законодательно стимулировать экономическую заинтересованность предпринимателей в исключении или хотя бы уменьшении вреда, причиняемого окружающей среде. Этому должна способствовать соответствующая кредитно-налоговая политика.

Нужно сказать, что многие природные катастрофы провоцирует человек. Конечно, стихийные силы природы - землетрясения, наводнения, ураганы, извержения вулканов - преследовали человека всегда. Однако, еще с древних времен людей преследовали катастрофы, которые, при всем желании, трудно целиком “списать” за счет природных катаклизмов. Авторы, вышедшей недавно на западе книги “Стихийные бедствия: дело рук бога или человека?”, тщательно проанализировали катастрофы во всем мире, - от наводнений в Азии и штормов в Тихом океане до землетрясений в Центральной Америке. Они пришли к однозначному выводу: многие стихийные бедствия провоцируются по существу человеком.

Конечно, нам нелегко сегодня доказать, например, причастность древних людей к опустыниванию в Африке и превращению тропических лесов этого континента в нынешнюю саванну. Но многие факты подтверждают именно эту версию. Трудно не согласиться с мыслью Ф.Энгельса, которую он высказал не об оспариваемой многими сегодня теории классовой борьбы, а о том, как природа мстит за насилие над ней: “людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и др. местах выкорчевывали леса, чтобы добыть пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало нынешнему запустению этих стран, лишив их, вместе с лесами, центров сбора и хранения влаги. Когда альпийские итальянцы вырубили на южном склоне гор хвойные леса, так заботливо охраняемые на севере, они не предвидели, что этим вырубают корни высокогорного скотоводства в своей области”. И хотя слова о запустении упомянутых стран звучат сегодня явно несвоевременно, процессы оридизации климата там действительно имели место.

Начиная с 60-х годов в мире наблюдается заметный рост числа человеческих жертв и материальных потерь, вызванных спровоцированными природными катастрофами. Так, интенсивное освоение горных склонов, связанное с расширением рекреационных зон, а также со сведением лесов на топливо и потребностями с/х, привело к резкому росту числа оползней, лавин. Участились также сильные бури, суховеи, наводнения и т.д.

Авария на Чернобыльской АЭС дала выброс 50 млн. кюри радиоактивного вещества, распространение радиации над всей Европой, выселение 116 тыс. чел. из 30 км зоны, загрязнение свыше 131 тыс. кв.м территорий, необходимость проведения профилактических работ и оздоровительных мероприятий для более чем 5 млн. чел.

В г. Череповце аварийный выброс фенолов на металлургическом заводе составил 5т. Сильное загрязнение 95 тыс. га Рыбинского водохранилища, гибель рыбы и 500 га нерестилищ, образование 100 км подводного шлейфа ядовитых веществ. Авария на Башкирском нефтепроводе породила взрыв газового облака, произошла ж/д катастрофа; погибло около 300 чел., ранено около 1000 чел. Авария на городских очистительных сооружениях г. Орла выбросила 120-1250 тыс. куб. м нечистот, загрязнение реки Оки в пределах ряда областей.

Из всего вышеизложенного следует, что охрана природы - это и цветущая планета, и здоровье и процветание всех людей и Земли, поэтому для государства она является одной из основных функций. Охраной природы занимаются различные ведомства и учреждения - это и Минздрав, и органы пожарной безопасности, министерства водного, сельского хозяйства, гидрометеорологическая служба и т.д.

На пример, гидрометеорологическая служба должна организовывать общегосударственную службу наблюдений и контроля за уровнем загрязнения атмосферы, почвы и водных объектов и выдачи информации об изменениях в природной среде.

Министерство водного хозяйства следит за состоянием вод, способностью водного вещества быть источником промышленного и с/х их пользования.

Культурно-оздоровительная функция вод должна выражаться в использовании водных ресурсов в качестве места отдыха, туризма, спортивного рыболовства, санаторно-курортного лечения, организация заповедников и заказников.

Правовая охрана земель состоит в назначении правовых предупредительных мер с тем, чтобы предотвратить возможность наступления негативных последствий, вредных для сохранения плодородных свойств почвы, обеспечить рациональное использование земель. Такие меры реализуются путём правового регулирования порядка учёта и планирования охраны и использования земель предприятиями, организациями, гражданами. Занимается правовой охраны земель, госучётом земель - Министерство с/х; ве<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...