Зайдуллина Гульнара Гумаровна
ВЛИЯНИЕ ГАЗИРОВАННОГО НАПИТКА «КОКА-КОЛЫ» НА ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Тюстин Руслан класс 6 «В», МБОУ «Гимназия № 2», г. Нижневартовск Зайдуллина Гульнара Гумаровна научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики НВГУ, г. Нижневартовск В последние годы врачи и общественность все больше говорят о вреде газированных напитков, кока-колы на организм человека. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко на Конгрессе педиатров России говорил о том, что нужно бороться с нездоровой и вредной пищей и следует запретить её продажу в школах. Он назвал чипсы, гамбургеры и кока-колу «суррогатным, вредным питанием». В борьбе с этой нездоровой пищей Г. Онищенко призвал «проявить твердую волю»…, так как «те пищевые привычки, которые прививаются детям в детстве, остаются с ними всю жизнь» [5]. Однако, численность детей, употребляющих кока-колу, не снижается, а, наоборот, стремительно растет. Поэтому целью нашего исследования сталоизучение вредного влияния газированного напитка «Кока-колы» на здоровье младших школьников. Объект исследования: влияние газированного напитка кока-колы на здоровье человека. Предмет исследования: вредное влияние газированного напитка кока-колы на здоровье младших школьников. Мы выдвинули гипотезы исследования: 1. регулярное употребление газированного напитка кока-колы отрицательно влияет на здоровье школьников потому, что может вымывать кальций из организма и может нарушать деятельность желудочно-кишечного тракта; 2. изучив отношение младших школьников к употреблению кока-колы, мы выясним их незнание о вреде, который наносит организму человека этот газированный напиток.
Задачи исследования: 1. изучить историю возникновения газированного напитка «Кока-колы», его состав и влияние на здоровье младших школьников; 2. исследовать вредное влияние кока-колы на детский организм и провести опыты; 3. изучить знания детей о кока-коле и рассказать им о вреде регулярного употребления этого газированного напитка; 4. сделать выводы, подготовить занятия-презентации с учащимися младших классов и составить кроссворд о вреде кока-колы. Любовь людей к газировке известна давно. Ещё в XVII веке появляются и первые сладкие напитки, еще не газированные. В XVIII веке ученые поняли, что вызывает появление пузырей и, создали газировочный аппарат. В России первое производство искусственных минеральных вод открылось в начале XIX века в пригороде Санкт-Петербурга. Знаменитый кондитер Излер выпускал сельтерскую (от названия немецкого источника Selters) и содовую воду. Слово «лимонад» впервые встречается у Петра I. Оно происходит от итальянского limonata — «лимонная вода». В России лимонадом называли все сладкие газировки [4]. Напиток «Кока-кола» был изобретён в Атланте (штат Джорджия, США) 8 мая 1886 года. Его изобрёл фармацевт Джон Стит Пембертон, который соединил экстракт листьев коки с экстрактом ореха колы и получил кока-колу. Напитки компании «Кока-кола» впервые появились в бывшем СССР в 1979 году, во время подготовки Олимпийских игр в Москве. «Кока-Кола» — самый популярный напиток в России, являлся лауреатом национальной премии «Товар Года» в 1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 и 2009 годах [6]. Сегодня уже известно, из чего на самом деле состоит этот газированный напиток. Химический состав кока-колы очень разнообразен. Этот напиток содержит такие вещества, как: ·синтетические сахарозаменители – цикламат, ацесульфам калия (Е 950), аспартам (который распадается на формальдегид и метанол);
·кислоты — фосфорную кислоту, орто-фосфорную кислоту, лимонную кислоту; ·усилители вкуса, красители и консерванты — Е 621, Е 211, Е150d, Е 171-173 и др. [4]. Кроме того, выяснилось, что среди прочих ингредиентов кока-колы в ней содержится «экстракт колы». Руководитель Фонда Святого Николая в Турции Муаммер Карабулут подал в 2006 году в суд на компанию «Кока-кола», потребовал раскрыть формулу колы и указать ее состав на этикетке. По результатам проведенного исследования было установлено, что экстрактом колы является натуральный краситель «кармин» или пищевая добавка «кошениль», добываемой из кошенильных червецов. В пищевой промышленности он также известен как карминовая кислота, которой присвоен международный индекс Е-120 [7]. Кошениль (франц. cochenille, от испан. cochinilla) — это насекомое из отряда полужесткокрылых, из самок которого добывают вещество, используемое для получения красного красителя — кармина. Ученые всего мира и врачи доказали, что постоянное употребление газированного напитка кока-колы может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, онкологическим заболеваниям. 1. Цикламат, аспартам, лимонная кислота, глютамат натрия, бензоат натрия, E 150 d, Е 171—173 вызывают заболевания пищеварительной системы (гастриты, отравления, заболевания печени, раковую болезнь) и нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта, обмен веществ в организме, приводят к увеличению веса [8]. Ученые доказали, что постоянное употребление кока-колы приводит к повышению кислотности желудка, повышению внутрибрюшного давления, к отрыжке, изжоге, образованию газов в кишечнике (метеоризму), вызывает такие заболевания, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушения со стороны желчевыводящих путей, заболевания поджелудочной железы. От колы страдает кожа, появляются прыщи. При длительном употреблении кока-колы может проявиться аллергия на её компоненты [3]. 2. Фосфорная кислота, формальдегид вымывают кальций из костей и зубов, способствуют возникновению заболеваний опорно-двигательного аппарата (остеопороз), приводят к болям в суставах [8]. Ученые всего мира провели ряд исследований и доказали, что сегодня резко возросло число молодых людей, больных остеопорозом (снижением плотности костей). Главные признаки этой болезни — сгорбленная спина из-за переломов позвонков спины и другие переломы. Причиной этого опасного заболевания является недостаток кальция в организме, который человек получает, употребляя молоко, сыр, творог. Известно, что человек набирает костную массу в возрасте до 20—22 лет. Учитывая то, что многие дети предпочитают пить кока-колу вместо молока, станет понятно, что большинство сегодняшних детей недобирают кальция, что усиливает естественный процесс разрушения костей.
3. Орто-фосфорная кислота, ацесульфам калия, бензоат натрия, формальдегид являются опасными для здоровья человека, так как ухудшают работу сердечно-сосудистой системы, оказывают возбуждающее действие на нервную систему, вызывает раздражение глаз и кожных покровов, вызывают рак легких, печени и могут привести к смертельному исходу [8]. Для изучения влияния кока-колы на здоровье младших школьников мы организовали опытно-экспериментальное исследование и провели серию опытов и наблюдений. Задачи опытной работы: 1. Провести опыт, чтобы исследовать, каким образом влияет постоянное употребление кока-колы на снижение уровня кальция в организме и возникновение остеопороза; 2. Провести опыты, чтобы выяснить, как влияет употребление кока-колы на деятельность желудочно-кишечного тракта младших школьников; 3. Провести сравнительные опыты, чтобы выявить вредное влияние постоянного употребления кока-колы на здоровье младших школьников. ОПЫТ № 1 В стакан кока-колы мы положили скорлупу от куриного яйца и стали наблюдать, что с ней произойдет через 2 дня, 1 неделю и спустя 3 недели. ОПЫТ № 2 В стакан колы мы положили две иглы: швейную иглу и иглу с большим ушком. Пронаблюдали, что с ними произойдет через 2 дня, 1 неделю и спустя 3 недели. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ № 3 Для сравнения в два стакана с водой положили скорлупу от куриного яйца и две такие же иглы и пронаблюдали за предметами.
ОПЫТ № 4 В стакан кока-колы мы положили шипучую конфету и стали наблюдать, что с ней произойдет. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ № 5 В стакан воды положили шипучую конфету и стали наблюдать, что с ней произойдет. За предметами, находящимися в стаканах кока-колы и стаканах воды, мы наблюдали в течение трех недель. Цель и задачи наблюдения: исследование иописание процесса изменения свойств и внешнего вида яичной скорлупы и швейных игл через два дня, семь дней и 21 день. Результаты проведенных опытов и наблюдений позволили сделать следующие выводы. Кока-кола уже через три недели разрушает яичную скорлупу, сильно размягчает ее, скорлупа разлагается. Кока-кола вымывает кальций из яичной скорлупы. Это означает, что скорлупа теряет свои первоначальные свойства (опыт № 1). Также может происходить и с нашим организмом. Постоянное употребление кока-колы школьниками может способствовать снижению уровня кальция в их организме. Кальций вымывается из костей и зубов и может привести, например, к остеопорозу. Остеопороз — это заболевание, вызванное недостатком кальция в организме и проявляющееся снижением плотности костей. Через три недели кока-кола меняет внешний вид и свойства не только скорлупы, но и швейных игл. Одна швейная игла стала шероховатой, с темными точками, другая — полностью почернела и легко сломалась пополам (опыт № 2). При добавлении в бутылку кока-колы шипучей конфеты ее содержимое фонтаном выплеснулось из горлышка бутылки. А при добавлении шипучей конфеты в стакан с водой подобного эффекта не произошло (опыты № 4, № 5). Все это доказывает наличие в составе колы вредных, даже опасных для организма школьника кислот и химических соединений. В свою очередь, эти вещества, кислоты могут нарушать деятельность желудочно-кишечного тракта человека: могут вызвать дискомфорт, вздутие, отрыжку, могут способствовать образованию газов в кишечнике (метеоризму), повышать кислотность желудка, способствовать возникновению гастрита, отравлений. Вода, в отличие от кока-колы, существенно не изменила ни свойств, ни внешнего вида яичной скорлупы и швейных игл. Таким образом, результаты проведенной серии опытов и наблюдений о вредном влиянии кока-колы на здоровье младших школьников, подтвердили выдвинутую гипотезу. Регулярное употребление газированного напитка кока-колы отрицательно влияет на здоровье учащихся, может снижать уровень кальция в организме, может способствовать возникновению остеопороза и может нарушать деятельность желудочно-кишечного тракта. Полученные результаты опытов поставили задачу изучить знания детей о вреде этого напитка и рассказать им о вреде кока-колы на организм человека.
Нами было проведено анкетирование учащихся начальных классов с целью изучения масштаба употребления газированного напитка кока-колы младшими школьниками и выяснения знаний учащихся о его вредном влиянии на здоровье человека. В анкетировании приняли участие младшие школьники в количестве 97 человек параллелей третьих (3 «А», 3 «Б», 3 «В») и четвертых (4 «А», 4 «Б») классов МОСШ № 3 г. Нижневартовска. Целью анкетирования было изучение масштаба употребления газированного напитка кока-колы учащимися младших классов. Из 97 опрошенных школьников младшего возраста предпочитают пить кока-колу 31 человек, что составило 32 %. На рисунке 1 видно, что 14 человек (45 %) употребляют колу редко, 1—2 раза в три-четыри месяца; 2 человека (7 %) — часто, 1—2 раза в месяц; 5 учеников пьют этот газированный напиток достаточно часто (16 %), 1—3 раза в неделю; 10 ребят (32 %) употребляют кока-колу ежедневно. В кока-коле ребятам больше всего нравится вкус, газ, цвет, запах, пузырьки, реклама продукта.
Рисунок 1. «Как часто ты пьешь кока-колу» (31 опрошенных младших школьников — 100 %)
Однако, среди оставшихся 65 опрошенных ребят выяснилось, что 37 человек (57 %) любят и пьют другие газированные напитки: «Спрайт», «Миринда», «Фанта», «Фиеста», «Айрн-брю», «Буратино», «Дюшес», «Севен ап», «Ситро», «Пепси-кола». Остальные 31 человек (32 %) ответили, что они любят квас, минеральную воду, соки, воду, молоко, морс. На вопрос «Откажешься ли ты пить кока-колу совсем?» мы получили, что 3 учеников — (10 %) откажутся от употребления колы, если будут уверены в том, что она вредна. 13 детей (42 %) не откажутся ее пить. 11 человек (35 %) ответили на вопрос отказом. А 4 ребенка (13 %) не знают, откажутся ли употреблять кока-колу. Результаты представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Отношение к употреблению кока-колы (31 опрошенных младших школьников — 100 %)
При анализе вопроса анкеты «Как ты думаешь, кока-кола приносит пользу или вред твоему здоровью?» получили следующие результаты. Из 31 опрошенных человек 5 школьников (16 %) ответили, что кока-кола не вредна. Из них один ребенок пояснил, что приносит пользу, так как «очищает организм». Остальные ребята не смогли ответить, в чем заключается польза от употребления колы. Оставшиеся 26 учеников (84 %) ответили, что употребление колы приносит вред. Причем 15 детей (58 %) пояснили, в чем заключается вред здоровью: «в ней много консервантов», «от неё болит живот», «она портит кишечник», «портит зубы», «содержит красители и вредные вещества», «сжигает кровь», «может вырвать». Однако эти дети сомневаются, не знают, откажутся ли они пить кока-колу. Таким образом, гипотеза о незнании, неправильном представлении младших школьников о вреде, который наносит здоровью человека этот газированный напиток, подтвердилась. Младшим школьникам необходима дополнительная информация о вреде данного газированного напитка. С этой целью мы разработали и провели с учащимися младших классов третьих и четвертых классов занятия-презентации о вреде кока-колы. Темы занятий-презентаций и используемые методы работы представлены в таблице 1. Таблица 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|