Комплекс физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Представленные данные подтверждают, что в подготовке бегунов на короткие дистанции высокой квалификации наблюдается концентрация определенных нагрузок на различных мезоциклах круглогодичной тренировки. Это обстоятельство позволяет подразделить тренировочные нагрузки на группы и программы в соответствии с характером их воздействия на организм, биоэнергетикой во время выполнения упражнения, педагогическим эффектом выполнения упражнений. Для спринтеров высокой квалификации основными тренировочными программами являются: -я программа (J4) - упражнения аэробной направленности. Кроссовый бег до 30 минут. Бег на отрезках свыше 400 м со скоростью ниже 80 % (ЧСС - 120-130 уд/мин). Используется: · на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю; · на специально-подготовительном этапе - 1 раз в неделю; · в соревновательном периоде - 1 раз в неделю (до 15 мин или как средство восстановления после · соревнований). -я программа (J3) - упражнения аэробно-анаэробного направленности. Бег 100-300 м со скоростью 90-81%. Используется: 1. на общеподготовительном этапе - до 3-4 раз в неделю; 2. на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю; . в соревновательном периоде - 1-2 раза в неделю. . 3-я программа (J2) - упражнения анаэробно-гликолитической направленности. Бег 100-300 м со скоростью 100-91 %. Используется: · на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю; · на специально-подготовительном этапе -до 2 раз в неделю; · в соревновательном периоде - 1 раз в неделю. · 4-я программа (J1) - упражнения алактатно-анаэробной направленности. Бег до 80 м со скоростью 100-96%. Используется:
· на общеподготовительном этапе - 1-2 раза в неделю; · на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю; · в соревновательном периоде - 2-3 раза в неделю (с учётом участия в соревнованиях). · 5-я программа: ССП - упражнения скоростно-силовой подготовки (прыжковые упражнения и упражнения с · отягощением). Здесь необходимо отметить, что в изучаемой литературе (Хоменков Л.С., 1987; Озолин Н.Г., Воронкин В.И., Примаков Ю.Н., 1989, и др.) не предусматривается выделение скоростно-силовой подготовки в самостоятельную программу. Однако для наглядного отображения всей тренировочной нагрузки спринтеров мы решили проанализировать и выделить данную подготовку легкоатлетов в отдельную программу. Используется: · на общеподготовительном этапе - по 2 раза в неделю; · на специально-подготовительном этапе - 2-3 раза в неделю; · в соревновательном периоде - 1-2 раза в неделю. На основании анализа практического опыта построения тренировки, литературы и опроса специалистов были определены параметры нагрузок по каждой программе в одном тренировочном занятии (тренировке) и недельном микроцикле (табл. 2).
Таблица 2. Параметры тренировочных нагрузок при выполнении программ подготовки различной направленности для спринтеров высокой квалификации
Примечание. * - количество отталкиваний; ** - тонны.
Представленные выше данные, позволяют подойти к решению вопроса о тактике правильного использования средств восстановления в круглогодичной тренировке спринтеров высокой квалификации при выполнении различных тренировочных программ подготовки. Для эффективного построения тренировочного микроцикла следует учитывать воздействие на спортсмена различных по величине и направленности нагрузок, какова динамика и продолжительность процессов восстановления после них. Не менее важным являются сведения о кумулятивном эффекте различных нагрузок с целью интенсификации процессов восстановления после значительных физических напряжений. При планировании двух или трёх занятий с различными нагрузками в день необходимо знать закономерности колебаний специальной работоспособности в течение дня и механизмы, их обуславливающие. Чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакциям трёх типов: · первому, выраженному тренировочному эффекту с максимальным ростом тренированности; · второму, незначительному тренировочному эффекту или полному его отсутствию; · третьему, переутомлению спортсмена. Реакция первого типа характерна для всех случаев, когда в микроцикл входит оптимальное число занятий с большими и значительными нагрузками, которые рационально чередуются как между собой, так и с занятиями с меньшими нагрузками. Если в микроцикл входит незначительное количество занятий с нагрузками, способными служить стимулом к росту тренированности, возникает реакция второго типа. И, наконец, злоупотребление большими нагрузками или нерациональность их чередования может привести к переутомлению спортсмена, т.е. вызвать реакцию третьего типа. На основании полученных данных представляется возможным рассматривать подготовку спринтера как выполнение определенных тренировочных программ. При этом каждая программа в недельном микроцикле может выполняться большим, средним и малым объёмами. Заключение
Исходя из изученного материала по теме: «особенности физической подготовки легкоатлетов в беге на короткие дистанции», можно сделать следующие выводы:
. В процессе многолетних занятий легкоатлет, как и любой другой спортсмен, проходит техническую, физическую, тактическую, теоретическую и морально-волевую подготовку. . На первом этапе подготовки основное внимание уделяется обучению технике легкоатлетических упражнений. На втором - наряду с обучением (примерно в равной степени) большое место отводится тренировке, развитию физических (двигательных) качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. На третьем этапе главной задачей становится развитие двигательных качеств. . Подготовка легкоатлета - обучение его технике легкоатлетических упражнений и тренировка, как и любой педагогический процесс, строятся на определенных педагогических принципах. Принцип всесторонности - один из главных. Суть его заключается в сочетании разностороннего физического развития и теоретической, моральной и волевой подготовки, составляющих единый педагогический процесс. Принципы систематичности и постепенности. Подготовка легкоатлета осуществляется по определенному плану и программе, предусматривающим постепенное решение учебных, воспитательных и тренировочных задач, с использованием в определенной последовательности необходимых средств и методов на основе дидактических правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному». Подбор и последовательность применения определенных средств и методов должны соответствовать задачам каждого этапа подготовки. Принцип наглядности. Принцип наглядности требует, чтобы занимающийся видел, как выполняются различные упражнения. В зависимости от условий, в которых проводится учебный урок или тренировочное занятие, используются те или иные средства и методы. Весьма эффективным является наблюдение за тренировкой квалифицированных спортсменов. Принцип сознательности и активности. Одна из главных задач учителя или тренера - добиться, чтобы его подопечные сознательно и активно участвовали в процессе обучения и тренировки. Подготовка легкоатлета - это многогранный процесс, в котором можно выделить физическую, техническую, тактическую, морально-волевую и теоретическую подготовку.
. Подготовительный период перед соревнованиями имеет следующие задачи: повышение общей физической подготовленности; развитие двигательных качеств для избранного вида спорта (СФП); овладение техникой; освоение элементов тактики; воспитание морально-волевых качеств; повышение уровня теоретической подготовленности. Решение этих задач зависит от специализации и уровня подготовки занимающегося. Выбор средств, например, будет различным для метателей и бегунов на средние дистанции. Если метатели в подготовительном периоде развивают силу и быстроту, то бегуны на средние дистанции -преимущественно общую и специальную выносливость. . В соревновательном периоде основные задачи легкоатлета - это: поддержание или повышение достигнутого уровня общей физической подготовки; совершенствование СФП в избранном виде; совершенствование спортивной техники; овладение тактикой в процессе участия в соревнованиях; повышение уровня морально-волевой подготовки; повышение уровня теоретической подготовки. . После напряженного подготовительного и соревновательного периодов требуется восстановление сил спортсмена. Этой цели служит переходный период. Основные задачи этого периода: поддержание достигнутого уровня подготовленности и обеспечение отдыха для центральной нервной системы. Список использованной литературы
1. Алабин В. Г. Исследование средств и методов начальной спортивной подготовки детей и подростков. Автореф, канд. дисс. М., 1966. . Алабин В. Г. Начальная спортивная подготовка юного легкоатлета. Минск, 1972 2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия для студентов: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН,1999 3. Бальсевич В. К. Исследование основных параметров движений в беге на скорость и некоторые пути совершенствования в технике бегунов на короткие дистанции. Автореф. канд. дисс. М., 1965. 4. Бальсевич В. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. 5. Богатырев Е. Легенды и были о «королеве». - М.: Физкультура и спорт, 1985. 6. Бриедис А. А. Подвижные игры. Л., 1961. 7. Бубэ X., Фэк Г., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. М., 1968. . Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 1971. 9. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов. М.: Финансы и статистика, 1993. 10. Геллер Е.М. Спортландия. Минск, 1969. 11. Гилмор Г. Бег ради жизни. М., 1970.
12. Гойхман П., Трофимов О. Легкая атлетика в школе. - М.: Физкультура и спорт, 1972. 13. Горбунов В. Подружись с «королевой». М., 1970. 14. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт, 1991. 15. Донской Д. Движения спортсмена. М., 1965. 16. Егер К, Оельшлегель Г. Юным спортсменам о тренировке. - М.: Физкультураи спорт, 1975. 17. Залесский М., Рейзер Л. Путешествие в страну бега.- М.: Физкультура и спорт, 1987. 18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М., «ФиС», 1970 19. Иванов Г.Д. Физическое воспитание. Учебник. Алматы: РИК, 2005. 20. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов.- М.: Высшая школа,1978 21. Ионов Д., Черняев Г. Пути прогресса в спринте.- «Легкая атлетика», 1968, 11, 28-29. 22. Кайтмазова Е.Н., Теннов В.П. Легкая атлетика за рубежом. На старте женщины. М.: «Физкультура и спорт», 1978. 263 с. . Коробков Г.В. Записки легкоатлета. М., 1971. 24. Кузнецов В.В. Бег, прыжки, метания. - М.: Физкультура и спорт, 1964. 25. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М., 1970, Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер. с венгр. Под общ.ред.В.В.Столбова.-М.:Радуга,1982 . Легкая атлетика для юношей: Сборник статей / Под ред. П. Лимаря. - М.: Физкультура и спорт, 1984. 27. Легкая атлетика. Под общей редакцией Е. М. Лутковского, А.А. Филиппова. М., 1970, 174-177 28. Легкая атлетика. Учебник для инструкторов физкультуры. Под общей редакцией Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова. М., 1972, 243-252. 29. Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М.: Физкультура и спорт, 1976. 30. Малков Е.А. Подружись с королевой спорта. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. 31. Масловский Е. А. Экспериментальное исследование взаимосвязи скоростно-силовых качеств и двигательного навыка у девочек и девушек (на примере прыжков в длину с разбегу). Дисс. канд. М., 1967. 32. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. М., 1965. 33. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС,2001 34. Мотылянская Р.Е. Некоторые вопросы врачебно-физиологического раздела методики спортивного отбора в ДЮСШ.- «Теория и практика физической культуры», 1968, 4, 40, 45. 35. Мотылянская Р.Е. Спорт и возраст. М., 1956. . О методах и организации отбора в спортивные школы по легкой атлетике (методическое письмо). М„ 1969. . Озолин Н.Г.Современная система спортивной тренировки М 1970. 38. Озолин Э.С. Спринтерский бег. - М.: Финансы и статистика, 1986. 39. Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Юный легкоатлет.- М.: Физкультура и спорт, 1984. . Пудов Н. Советы бегунам. - М.: Физкультура и спорт, 1983. 41. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Под общей редакцией В. П. Филина. М., 1968. 42. Совершенствование технического мастерства спортсменов. Под общей редакцией профессора В. М. Дьячкова. М., 1972. 43. Специальные упражнения для юных легкоатлетов. Под общей редакцией В. Алабина и В. Крупенио. Минск, 1970. 44. Специальные упражнения легкоатлетов. Под общей редакцией Выставкина Н.И. и Синицкого 3. П. Изд. 2-е. М., 1966. . Стасюк А.К. Исследование различных вариантов спортивной подготовки юных спортсменов на этапе углубленных занятий легкой атлетикой. Автореф. канд. дисс. Тарту, 1971. . Теннов В. Моряк с Балтики. - М.: Физкультура и спорт, 1987. . Теория спорта/ Под ред.Платонова В.Н.: Киев: Высшая школа,1987 . Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие/Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В.,СПб,1998.-153 с. . Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов. /Под общ. ред. В.И. Ильинича. - М.:Гардарики, 2003 . Филин В. П. Бег на короткие дистанции. М., 1964. . Филин В. П. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов. М., 1969. . Шкловский И. А., Катуков Ю. В., Алабин В. Г. Спорт и дети. Челябинск, 1966. . Шолих М. Круговая тренировка. М., 1966, . Яковлев В. Г. Первая школа начинающего физкультурника. М., 1970.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|