Государственная поддержка - основа успеха развития малого бизнеса
ВВЕДЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ПЕРИОД КРИЗИСА ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА - ОСНОВА УСПЕХА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Введение
Малый бизнес как явлениеотражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Малое предпринимательство как явление отражает всю систему отношений (финансовых, экономических, социальных), которые объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, поставщиками всех факторов производства (сырья, материалов, оборудования, топлива, энергии и т.п.), с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти, а также с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Малый бизнес – это один из столпов экономики любой экономически развитой страны мира. Малый бизнес – это десятки миллионов рабочих мест. Это подвижный, чутко реагирующий на вызовы рынка сегмент экономики любого государства, от самочувствия которого во многом зависит и экономическое здоровье страны в целом. Актуальность данной темы в том, что по малому и среднему бизнесу кризис ударил больнее, ведь у него нет серьезного запаса прочности или финансовых ресурсов. Цель работы – рассмотреть перспективы малого бизнеса.
Задачи работы следующие: - проанализировать возможности малого бизнеса в период кризиса; - выяснить роль государственной поддержки малого бизнеса; - рассмотреть перспективные направления развития малого бизнеса.
1. возможности малого бизнеса в период кризиса
Среди основных негативных факторов, оказывающих значительное влияние на малый бизнес в условиях кризиса, можно выделить низкую инвестиционную активность, снижение ликвидности и неплатежи контрагентов за товары (услуги). Кроме того, у многих малых предприятий возникли проблемы с доступом к дополнительным финансовым ресурсам. Безусловно, влияние кризиса на малый бизнес приводит к снижению положительной динамики развития малого бизнеса и экономики России в целом. В России финансовый кризис прошёл бы более "безболезненно", если бы у нас был лучше развит малый и средний бизнес. При доле малого бизнеса в ВВП страны как в большинстве развитых стран (от 50-70%) любому государству легче выйти из кризисной ситуации, так как этот сектор экономики оказывает стабилизирующее воздействие. В существующей ситуации многие представители малого бизнеса резко снизили инвестиции в модернизацию и расширение производства, у них уменьшились объёмы производства и товарооборот, некоторым пришлось сокращать численность персонала[1]. Кризис затронул все сферы экономики, в первую очередь он коснулся банковского сектора и строительной отрасли, далее его негативное влияние ощутили на себе и другие отрасли. Среди субъектов малого бизнеса, которые в наименьшей степени пострадают от кризиса, специалисты называют предприятия, выпускающие недорогую продукцию, имеющую массовый спрос, и оказывающие недорогие услуги. Те предприятия, которые не имеют задолженности по кредитам и не нуждаются в заёмных средствах, и те, кто выпускает продукцию по госзаказу, также имеют неплохие шансы легче пережить кризис.
В целом, влияние кризиса на малый бизнес выражается в существующих либо возможных в будущем финансовых проблемах - отсутствие оборотных средств и возможности получения займов (особенно, под невысокие проценты или без залога, а также на создание нового бизнеса), сложности с получением займов от государственных (муниципальных) фондов поддержки малого бизнеса из-за недостаточных размеров их денежных активов, снижение потребительского спроса (как следствие – снижение прибыли и рентабельности), вероятность неплатежей от контрагентов, что приводит к отказу от привычных схем расчётов, прекращению работы с некоторыми поставщиками и подрядчиками, что также отражается на прибыли предприятия. Мировой финансовый кризис, безусловно, затронул все сферы экономики, но, как выяснилось, наши соотечественники оказались более устойчивыми к экономическим потрясениям, чем жители Европы или Америки. По оценкам экспертов, российский рынок труда в последнее время начал стабилизироваться, и в экономике заметны уже первые положительные тенденции. Какие же имеет перспективы малый бизнес и дальнейшее развитие малого бизнеса в условиях кризиса? Специалисты называют одной из главных тенденций рынка труда, наиболее заметной в последнее время, перераспределение трудовых ресурсов в малый бизнес из более крупного. Это связано с возросшим в нашей стране интересом к этому виду деятельности в связи с тем, что в современных условиях многие считают, что иметь собственное дело более надёжно и выгодно, чем работать "на кого-то" и создают свой бизнес. А вновь созданным малым предприятиям требуются специалисты и рабочие. Согласно статистическим данным, в сфере малого бизнеса наблюдается более стабильная ситуация с выплатой заработной платы и даже её увеличение. Кроме того, рост внимания к малому бизнесу обусловлен государственной поддержкой предпринимательства, объёмы которой ежегодно увеличиваются. Например, госзакупки продукции малого бизнеса в этом году были увеличены до 20% от объёма государственных заказов, что в значительной степени поможет предпринимателям решить проблемы со сбытом продукции[2]. По словам Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, ситуация в сфере малого и среднего бизнеса складывается весьма обнадёживающая.[3] В настоящее время, в условиях кризиса, снизился поток товаров, поступающих из-за рубежа. В связи с этим российскому предпринимательству стало легче в плане конкуренции - продукция отечественных товаропроизводителей стала пользоваться большим спросом. Что касается торговых организаций, то здесь малый бизнес оказался в более выигрышном положении благодаря своей мобильности, чего не скажешь о крупных торговых организациях. Представителям малого бизнеса намного легче адаптироваться в новых условиях, учесть изменившийся потребительский спрос и занять свою нишу в определённом секторе рынка.
Говоря про малый бизнес и развитие малого бизнеса в условиях кризиса, необходимо отметить, что на сегодняшний день у него очень хорошие перспективы развития, хотя работать приходится в нелёгких условиях. Смятение и растерянность от резко изменившейся экономической ситуации у владельцев небольших фирм и предприятий уже прошли, и можно наблюдать оживление активной экономической деятельности в малом бизнесе. Оно наиболее заметно в сельском хозяйстве и в секторе, занимающемся переработкой продукции сельхозпроизводителей. В большинстве остальных отраслей экономики специалисты также прогнозируют заметное оживление и дальнейшее успешное развитие малого бизнеса. Государственная поддержка - основа успеха развития малого бизнеса
Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка. Она осуществляется в различных формах: стимулированием производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставлением налоговых льгот, дотацией льготного банковского кредитования, созданием информационно-консультативных и научно-технических центров, развитием системы страхования, организацией материально-технического снабжения[4]. Важную роль играют принятие и исполнение специального законодательства.
Правительство РФ разработало программы антикризисных мер на 2009 г., доработанный с учетом мнений экспертов, граждан РФ, представителей партий, общественных и политических организаций[5]. Одним из 7 основных приоритетов антикризисной деятельности правительства в текущем году названо снижение административных барьеров для бизнеса. В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действии чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Министерства внутренних дел России, Федеральной антимонопольной службы, Счетной палаты, в том числе при проведении контрольных мероприятий с целью выявления необоснованных препятствий осуществлению предпринимательской деятельности. Дополнительными мерами по устранению административных барьеров в 2009 году станут: - исключение работ, которые ранее не лицензировались, из перечня работ, допуск к которым, начиная с 2008 года, стал осуществляться только через саморегулируемые организации; - внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения системы санкций, выносимых при проведении проверок деятельности хозяйствующих субъектов. При выявлении нарушения обязательным должно стать вынесение сначала предупреждения (предписания) об устранении нарушения, и только в случае невыполнения предписания - наложение штрафа; - закрепление в положениях об органах исполнительной власти обязанности пользоваться существующими базами данных о сертификатах, исключив обязанность предоставления копий сертификатов со стороны предпринимателей; - внесение поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих запрет органам милиции составлять протоколы об административных правонарушениях на потребительском рынке. С 1 июля 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства[6]. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний должны осуществляться не чаще, чем один раз в три года, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора. Также сокращен перечень товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации. Расширится сфера декларирования соответствия, что серьезно сократит издержки бизнеса на осуществление процедур обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности.
В 2009 году установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость присоединения не будет превышать 5 МРОТ (550 рублей), а от 15 до 100 кВт - можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года. В 2009 году требование об обязательной квоте (не менее 20%) для малого предпринимательства при госзакупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит увеличить спрос на продукцию малых компаний еще на 25 млрд. рублей. Также установлены льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества. При этом передача помещений иным хозяйствующим субъектам будет возможна только в том случае, если не будет заявок на аренду от малых и средних компаний. В 2009 году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства увеличены до 10,5 млрд. рублей, т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. рублей[7]. Разработан механизм рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, а также обеспечено развитие системы небанковских микрофинансовых институтов, для оказания финансовой поддержки микро предприятиям и начинающим предпринимателям, за счет средств Внешэкономбанка. До 30 млрд. рублей расширена программа финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, реализуемой Внешнэкономбанком, в том числе на цели микрокредитования будет направлено до 1 млрд. руб. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования учитывается расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства. В 2009 году впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса - до 60% в течение первого-третьего кварталов текущего года. В большинстве субъектов Российской Федерации предпринимаются меры по обеспечению условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Так, во исполнение Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», а также в целях обеспечения условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений в 80 субъектах Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты.[8] Регионы пользуются предоставленными налоговыми возможностями по поддержке малого и среднего предпринимательства. 36 регионов приняли решение о снижении дифференцированных ставок, в 27 регионах соответствующие проекты нормативных правовых актов находятся на различных стадиях рассмотрения. В рамках региональных программ занятости предусмотрены специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Запланировано оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек. В рамках господдержки реального сектора экономики для всех предприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до 20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготы по амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научных разработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемые предприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования, не производимого в России, что серьезно уменьшит расходы предприятий на модернизацию производства. Совершенствуются бюджетный процесс и система государственных закупок в целях создания возможностей лизинговых операций при госзакупках. Ведется работа по регламентации процедур закупок субъектов естественных монополий и государственных корпораций, в том числе установление преференций для поставщиков российских товаров. Приняты дополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчеты за поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компании включены в состав организаций, которым в 2009 г. будет оказываться поддержка за счет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства). Предпринят ряд мер для повышения доступности банковского кредитования для предприятий. Так, в рамках государственной программы поддержки малого бизнеса субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям[9]. Таким образом, активные меры, предпринимаемые в условиях кризиса Правительством РФ для оказания государственной поддержки малому и среднему бизнесу (к которым относится: финансовая и имущественная поддержка, стимулирование спроса на отечественные товары малого предпринимательства, снижение налогового бремени и административных барьеров, информационная поддержка) позволяют надеяться, что малый бизнес в нашей стране выйдет из кризисной ситуации с незначительными потерями и, в скором времени, упрочит свои позиции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|