Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка элективного курса

 

Программа элективного курса для девочек 9-го класса: "Ручная вышивка"

Пояснительная записка:

Ручная художественная вышивка - яркое явление национальной культуры, изучение и приобщение к которой обогащает, доставляет радость. Организация обучения и знакомства школьников с разнообразием видов вышивок, эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства - наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа.

Мы уделяем огромное внимание созданию курсов эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности.

Настоящая программа составлена для изучения ручных вышивок, знакомству с профессией вышивальщицы вручную. Ориентирует учащихся на получение данной профессии.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести основные умения и навыки, необходимые при вышивании. Учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера, одежду, подарочные изделия и предметы интерьера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов - это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Изучают историю рукоделия, назначение и применение вышитых изделий.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с разновидностями вышивок и способами труда, учатся получению и использованию информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности.

В основу содержания программы положены сведения о вышивке народов России. Программа включает цели и задачи курса, знания и умения которые должны получить учащиеся, способы оценивания результативности, тематическое планирование, содержание курса, виды занятий, определяет последовательность и объем изучаемого материала, приложения. Программа рассчитана 16 часов - предпрофильный курс.

Основные цели курса:

С позиции актуальности для самих учащихся осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.

Возможность практического применения полученных знаний в быту, компетенции в области самореализации в выборе профессии.

Основные задачи курса:

Сохранить и развивать древний вид искусства - вышивка.

Развивать творческий потенциал учащихся.

Заниматься эстетическим воспитанием с учетом дизайна.

Создавать предпосылки для формирования основы будущего профессионала.

Спецкурс предполагает сочетание теоретических знаний с практическими элементами умений и навыков.

Формы проведения занятий:

1. Демонстрация изделий.

2. Занятия с элементами лекций.

3. Практические занятия.

4. Самостоятельная работа с литературой.

5. Работа над проектом.

Наглядность:

1. Таблицы: орнаменты, простейшие швы, гладь, мережка, крест.

2. Рисунки - плакаты: мережки, крест, гладь, простейшие швы.

3. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

4. Изделия, изготовленные учителем: наволочки, картины, полотенца, салфетки, скатерти в различных техниках.

Учащиеся должны научиться:

1. Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

2. Уметь вышивать на пяльцах и без них.

3. Начинать и заканчивать работу без узлов.

4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

5. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

6. Выполнять работу простым, тамбурным швом, гладевым швом, мережками, декоративными швами, свободными швами, счетным крестом, гобеленовым швом. Выполнять работу качественно, учиться правильно, ухаживать за изделием.

7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

Учащиеся должны знать:

1. Виды ручной вышивки.

2. Историю и традиции вышивки.

3. Способы нанесения рисунка на ткань.

4. Способы закрепления нитей.

5. Способы выдергивания нитей.

6. Способы зашивок.

7. Применение мережек, креста, свободных швов.

Способы оценивания результативности учащихся:

1. Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

2. Выполнение заданий.

3. Защита проекта.

Преподаватель, который будет работать по данной программе, должен обладать умениями, иметь возможность показать готовые работы и научить азам вышивки.

 

Тематический план курса

№ пп Тема Часы Теория Практика
1 Место вышивки в истории костюма, интерьера. 2 1 1
2 Приспособления материалы, инструменты для рукоделия. 2 1 1
3 Виды гладевого шва. 2 1 1
4 Виды швов крестом. 2 1 1
5 Другие виды вышивок, их использование. 2   2
6 Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом. 2   2
7 Практическое занятие; формирование навыков вышивки выбранного вида. 2 1 1
8 Оценивание. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности. 2 1 1
8 Всего: 16 7 9

 

Содержание курса:

1. Место вышивки в истории костюма, интерьера.

Красота и польза вышитых вещей их история, значение рисунка, его расположение на вещи, потребительская ценность вышитого изделия, стоимость изделия прикладного искусства. Вышивка в интерьере своими руками. (лекция)

2. Приспособления, материалы, инструменты для рукоделия.

Как подобрать пяльцы, иголки, ткань, выбрать мотив, рисунок, цвет? Познакомиться с разнообразием ниток, их толщиной и способностью накладываться на ткань.

3. Виды гладевого шва.

Двухсторонняя гладь, белая гладь, тоновая гладь. Какие изделия можно вышить гладевыми швами? Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).

4. Виды швов крестом.

Крест простой и болгарский, гобеленовая вышивка, Практический показ и пробы выполнения стежков (практическая работа).

5. Другие виды вышивок, их использование.

Узелковое шитье, хардангер, ришелье, показать практически и на изделиях, выполнение стежков.

6. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом

Помочь составить проект изготовления изделия, рассказать об оформлении, использовании и уходе за вышитым изделием. Работа над проектом.

7. Практическое занятие; формировать навыки вышивки выбранного вида.

8. Оценивание: защита творческого проекта, конкурс изделий и выступлений. Информация о профессии, учебном заведении, условиях приема и условиях трудовой деятельности

Планы конспектов уроков по технике аппликации

 

УРОК 1.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: ВЫПУКЛАЯ АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАЖНЫХ ПОЛОС

Класс: 3

Цели:

1. Познакомить учащихся с историей ножниц;

2. Повторить способы аппликации;

3. научить делать выпуклую аппликацию из бумажных полос;

4. воспитывать аккуратность и терпение;

5. прививать навыки культуры труда;

6. развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: белая бумага (писчая), цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; ТСО - магнитофон и кассета (веселая музыка, "Танец маленьких лебедей" П.И. Чайковского).

Тема урока: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: выполнение ажурных аппликаций из бумаги лучше осуществлять парами: один держит колечко, а другой подклеивает. Обратить внимание при парной работе на координацию действий, ведь что может упустить один, заметит и поправит второй. Совместная деятельность объединяет соседей по парте и помогает их дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Изучение нового материала.

1. Беседа "Что могут ножницы?".

Откройте учебник, с. 19. Какие инструменты изображены? Для чего они нужны?

Учитель. Ножницы - это инструмент для резания тонких материалов.

Посмотрите, как они устроены и как у них заточены режущие лезвия. Подумайте, почему они заточены только с одной стороны, а вторая сторона у них плоская.

Такими ножницами режут бумагу, ткань, кожу, клеенку. Ножницы для бумаги называются канцелярскими. Они имеют длинные прямые лезвия.

Для резания тонкого листового металла используют кровельные ножницы. У них короткая рабочая часть и длинные ручки.

Ножницы садовник - секатор.

Портновские ножницы предназначены для резания толстых тканей больших размеров. Ими удобно работать, опираясь одним кольцом ручки на стол. Для раскроя ткани портной использует ножницы не только с прямыми лезвиями, но и с зигзагообразным краем.

Парикмахерские ножницы необходимы для стрижки волос. Они легкие, с прямыми и особенно острыми лезвиями.

Маникюрные ножницы меньше других. Они могут иметь закругленные концы. Представьте, как устала бы рука парикмахер, если бы ему пришлось работать, например, портновскими ножницами. А сколько времени ушло бы на стрижку маникюрными?

Очень важно правильно выбрать рабочий инструмент. Для выполнения изделий, предложенных в учебнике, вполне подойдут канцелярские ножницы.

Подберите ножницы с прямыми, не очень длинными лезвиями. Ими будет удобно резать о прямым, ломаным и изогнутым линиям.

1) Чтение рассказа из истории ножниц (с. 19 учебника).

2) Практическая работа

Рассмотрите фигуру петушка на с. 20.

Как при помощи ножниц можно сделать ажурного петушка?

(Нарезать полоски белой бумаги и склеить из них.)

Как можно сделать такие завитки? (Взять полоски разной длины, например отрезать полоски равной ширины, но разной длины: 5 см, 10 см, 15 см и20 см. Склеить поочередно маленькое колечко, потом побольше и т.д. вместе.)

Каким еще способом можно получать такие ажурные завитки? (Можно склеить длинную полоску, например,20 + 20 = 40, обернуть на палец один виток и склеить. Не отрезая, второй виток сделать на некотором расстоянии от первого также вокруг пальца. Закрепить клеем второй виток и т.д.)

Как получить форму капли? (Нужно или клеить сразу капли, или придать форму капли кругу, соединив пальцами один край углом.) Отрезайте

Полоски и тренируйтесь делать элементы ажура.

Работайте в парах.

Игра " Театр пальчиков".

Парта - это сцена, а артисты - ваши пальчики.

Первый номер нашего концерта - балетный номер. (Включает музыку "Танец маленьких лебедей".)

Пальцы изображают выбегающих балерин. Балерины встают на носочки. Стоя носочках, балерины начинают перебирать ножками: указательный и средний пальцы совершают танцевальные движения. В конце

балерины раскланиваются, при этом ладони покачивают вперед, и убегают.

Второй номер - русский танец.

На сцену выходят большой и указательный пальцы. Они под музыку начинают танцевать русский танец, выполняя приседание и прыжки. Во время приседаний пальцы сгибаются и выпрямляются, их кончики соединены и расположены на поверхности стола. Во время прыжков кончики пальцев разводятся в стороны, а затем опять соединяются.

Третий номер - акробаты (пальцы изображают акробатов).

Последовательность выполнения аппликации " Петушок":

1. Взять коробку от конфет, вырезать и вклеить в нее фон.

2. Нарезать полоски белой бумаги шириной, равной глубине крышки коробки от конфет.

3. Склеить круглую головку из кругов.

4. Склеить туловище в виде капли.

5. Склеить три больших капли для хвоста.

6. Соединить голову, туловище и хвост.

7. Склеить гребешок, бородку, нос и приклеить к петуху.

8. Приклеить ноги и жердочку к ногам.

9. Вклеить петуха в коробку.

Обратите внимание, что надо соблюдать пропорции тела петуха. Нарезайте полоски шириной, равной глубине коробки.

Приготовьте коробку с фоном для петуха.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Петух.

III. Итог урока.

Посмотрите на наших готовых петухов. Какое впечатление осталось у вас от этой работы?

Давайте оценим ваши фигурки.

Дома вы потренируетесь делать ажурные изделия из полосок. Фантазируя, из разноцветных бумажных лент разных размеров, вы можете получить много веселых игрушек. Учитель показывает детям рисунки.

Приводите в порядок рабочее место.

Урок закончен.

IV. Домашнее задание: прочитать текст (с.22 в учебнике), рассмотреть картинки, посчитать оси симметрии и уточнить их расположение.

УРОК 2.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗЫВАНИЕ.

Класс: 3

Цели:

1. Повторить симметрию и асимметрию;

2. Повторить способы аппликации;

3. Научить вырезать симметричные фигуры из бумаги;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать фантазию, мелкую моторику рук.

Оборудование: симметричные вырезки, пример симметричного вырезывания на большом листе, карандаш, цветная бумага, коробка из-под конфет, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка; ТСО - магнитофон и кассета с записями звуков природы; большое прямоугольное зеркало.

Тип урока: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

Покажите ваши ажурные аппликации. Сегодня наш класс превращается в филиал музея изящных искусств. Какие красивые поделки вы изготовили!

2. Рассказ об истории вырезывания.

Уже более 1000 лет во всём мире существует народное искусство - вырезывание из бумаги. Его используют для подарков, для украшения домов и окон, фонарей, вывешивают длинными гирляндами поперек улиц и дворов.

Искусство силуэта возникло в древности. В начале XVII века во Франции возникла мода на силуэты из бумаги и в короткое время перекинулась во все страны Европы и в Россию. Стены жилищ стали украшать небольшими силуэтными портретами, бытовыми сценками. Свое название силуэт получил от фамилии Этьена Силуэта, французского чиновника XVII века, который, следуя моде, увлекался вырезыванием из бумаги. О нем рассказывали разные истории, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру, которая была сделана как тень. Этот способ изображения стали называть силуэтом.

Искусством силуэта интересовались многие художники-профессионалы: Альбрехт Дюрер, Петер Пауль Рубенс. Это искусство привлекало и знаменитого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Силуэты можно и рисовать и вырезать из бумаги.

В России в XIX веке наибольшей популярностью пользовались силуэты Ф.И. Толстого, который создал многофигурные композиции разнообразного содержания.

Искусство силуэта привлекало и художников XX века М.В. Добужинского, К.А. Сомова. Крупными мастерами этого искусства считаются художники: Г.И. Нарбут, Н.В. Ильин, Е.С. Кругликова.

Многие художники-графики и в настоящее время с успехом используют силуэт как самостоятельное средство художественного выражения при создании экслибрисов, плакатов, в оформлении книг.

3. Практическая работа.

Откройте учебник на с.22.

Что вы заметили в изображении насекомого? (Изображение имеет ось симметрии.)

Что это значит? (Если мысленно согнуть такое изображение пополам, две части совпадут.)

А как проверить, не сгибая? (Приложить зеркало.)

Зеркальное или одинаковое симметричное изображение можно получить, если сложить бумагу пополам, нарисовать узор, вырезать и развернуть (показ учителем)

Рассмотрите изображения насекомых на картинке.

У какого насекомого одна ось симметрии? (нет таких.) Где одна ось симметрии? (на изображении паутины.)

У какого насекомого 2 оси симметрии? (у клопа-солдатика.)

Чем отличается вырезывание паук и клопа? (При вырезывании клопа надо сложить бумагу один раз, а потом еще раз, но не по серединке.)

ФИЗМИНУТКА

Жук.

Мы с вами рассмотрели всех насекомых. Осталось вырезать их, паутинку и приклеить на лист бумаги.

Алгоритм выполнения задания:

1. Рассмотреть насекомое.

2. Определить количество осей симметрии.

3. Сложить листок бумаги по осям симметрии.

4. Нарисовать рисунок по образцу в учебнике, с.22.

Придумайте, где будут жить жуки, пауки, бабочки - на лужайке с цветами, на кустике и т.д.

При вырезывании соблюдайте ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ

III. Итог урока.

Чем мы с вами занимались на уроке? (Вырезыванием.) Это сложная и кропотливая работа. Кто не успел, закончите работу дома.

Приводите в порядок рабочее место.

Урок закончен.

IV. Домашнее задание: прочитать и подумать, как сделать аппликацию на с.23.

УРОК 3.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: НАРЯД ДЛЯ БАНОЧКИ.

Класс: 3

Цели:

1. Закрепить технику симметричного вырезывания;

2. Повторить симметрию;

3. Научить вырезать изображение, не нанося предварительный контур;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: баночки, цветная бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, линейка, карандаш; счетные палочки, стаканчики из-под йогурта.

Тип урок а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: повторить с детьми симметричное вырезывание, складывание бумаги гармошкой, вырезание гирлянд и снежинок. Желательно опросить как можно больше детей; побуждать к самостоятельному планированию работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

III. Практическая работа.

Откройте учебник, с.24.

Посмотрите, какие красивые вазочки можно сделать из обычных баночек.

Какую технику применим для такого "наряда"? (симметричное вырезание.)

Вспомните, где вы использовали такое украшение. (При вырезании гирлянд и снежинок.)

Рассмотрите по картинкам, ка сделать наряд для баночки. А теперь поиграем в игру " Лестница к мастерству". Вы уже знаете, как составляется план работы, каждый пункт - это ступенька лестницы.

1) Выбрать цветную бумагу.

2) Разметить на глаз размер бумаги и отрезать.

3) Сложить бумагу в 3 раза.

4) Отметить высоту баночки

5) Нарисовать узор.

6) Вырезать узор.

7) Развернуть заготовку, обернуть вокруг, отогнуть кружева и склеить.

Выполняем наряд для баночки по плану.

А как сделать баночку по плану.

1. Взять оранжевую, желтую или коричневую бумагу, отмерить ширину баночки на глаз, плюс 2-3 см припуск на склеивание.

2. Сложить пополам, нарисовать половину лица и волосы.

3. Вырезать лицо и волосы.

4. Развернуть бумагу, ко дну баночки подклеить темную бумагу.

5. Обклеить баночку белой стороной вверх и расправить волосы.

IV. Итог урока.

Сегодня вы сделали очень красивые наряды для баночек. А как можно сделать другие баночки с зелеными веточками? (надо взять двухстороннюю бумагу или склеить одностороннюю белой стороной внутрь.)

Как получить одинаковые кружева для отделки? (Сложить бумагу гармошкой и вырезать.)

Дома вы нарядите небольшую бутылочку из - под кетчупа, сока или воды. Это будет полет вашей фантазии. Может, это будет бабушка в кружевной шали, а может, невеста в фате.

На след. уроке мы устроим выставку "На прогулке". Приведите в порядок рабочее место. Урок окончен.

V. Домашнее задание: повторить правила техники безопасности на

с.5

УРОК 4.

Раздел: Работа с бумагой.

Тема: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ПРОРЕЗНАЯ АППЛИКАЦИЯ.

Класс: 3

Цели:

1. Обобщить знания о прорезной аппликации на практике;

2. Расширение кругозора;

3. Развитие самооценки и умение анализировать приемы работ и выбор

нужных;

4. Воспитывать аккуратность и терпение;

5. Прививать навыки культуры труда;

6. Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику рук.

Оборудование: черная и белая бумага или картон, карандаш, канцелярские ножницы, стаканчики из-под йогурта, счетные палочки, клей ПВА, тряпочка, клеенка, кисточка для клея.

Тип УРОК а: Изучение нового материала.

Литература:

1. Т.Н. Проснякова "Уроки мастерства" 3 класс, Самара: Корпорация "Федоров", 2005 г.

2. М.А. Гусакова "Аппликация", Москва "Просвещение" 1982 г.

Место проведения: кабинет.

Рекомендации: провести этот урок в виде самостоятельной работы. Дети сами должны выбрать и материал, и инструменты для работы. Оценку работы в конце урока провести в форме игры "Найди как можно больше отличий". Педагогу надо сделать самому образец, как в учебнике, только с добавлениями, чтобы в конце урока учащиеся могли сравнить его со всеми.

Ход урока

I. Организационный момент.

а) приветствие

б) организация рабочего места

в) повторение правил безопасности при работе с ножницами

II. Работа по теме.

1. Проверка домашнего задания.

2. Рассказ "Бамбуковый медведь панда",

В наше время на просторах шара земного живут семь видов медведей. Интересно, что большинство видов получили название по окраске своего природного одеяния: белый, бурый, черный, белогрудый, очковый - у него вокруг глаз большие белые кольца или полукружья. Остальные два вида по окраске тоже черные, но название имеют иное, ведь черный-то уже есть. Это медведи малайский и губач. У губача длинная морда и подвижные губы, которые он складывает трубочкой, вытягивает вперед и, раскопав дом термитов, всасывает его обитателей, словно живым шлангом. Вот и все медвежье семейство. Но иногда в литературе, да и в разговорах среди специалистов можно услышать и о восьмом медведе-бамбуковом. Есть ли такой в природе? Есть, но он не медведь.

История этого медведя - не медведя очень интересна и даже романтична. Во второй половине прошлого века в кругах зоологов и натуралистов произошло событие, всполошившее даже маститых ученых многих стран. В парижский Музей естественной истории доставили оригинальную по окраске шкуру крупного зверя, похожую с первого взгляда на медвежью. Но когда ее расстелили на полу, подумали было, что она сшита искусным мастером из больших лоскутов звериного меха черного и белого цвета. Загадка! Шкуру подвергли тщательному осмотру, вертели в руках и так, и сяк, но ни каких следов кройки и шитья, склейки или иной скрепки не обнаружили. Что же это за шкура? - задумались ученые. Может, принадлежит она вымершему животному? Но некоторые специалисты возражали и считали, что мех на шкуре хитро вытравлен или окрашен, а в действительности она медвежья. Но кто же и где раздобыл и доставил в Париж эту шкуру - загадку?

В 1869 году по Китаю путешествовал французский миссионер Арман Давид. Помимо своей религиозной деятельности он, будучи натуралистом, попутно собирал сведения о животном мире страны, приобретал интересные экспонаты. В одном из глухих селений провинции Сычуань он и обнаружил на ограде дома эту странную шкуру. Давид приобрел ее после того, как местные жители сообщили ему о том, что принадлежит она реальному зверю, обитавшему в окрестностях селения, высоко в горах среди бамбуковых зарослей. Название зверя " бей-шунг", что в переводе примерно означает " белый горный медведь".А. Давид сумел отправить шкуру в Париж, а сам продолжил поиски хозяина шкуры. Ему повезло. В том же году он приобрел у охотников убитого бей-шунг, обработал его и с изложением охотничьих рассказов отправил во Францию. Было это более ста лет тому назад. Получив вторую шкуру и скелет, ученые смогли уже делать выводы. За большое внешнее сходство с обыкновенным медведем и по характеру питания его первоначально нарекли бамбуковым медведем. Однако, тщательно изучив поступившие материалы, зоологи, вскоре отказались от поспешного определения и нового зверя отнесли к семейству енотовых, назвали большой пандой. Большой потому, что ранее, в 1825 году, в семейство была зачислена малая панда, зверек, обитающий в некоторых областях Азии. Шли годы, но первоначальное название большой панды - бамбуковый медведь - оказалось живучим, и его часто употребляют в обиходе, поскольку внешнее сходство с медведем несомненное.

Открытие необычного зверя, как водится, обернулось против него самого. Пандой заинтересовались не только ученые, но и добытчики редких охотничьих трофеев, ловцы и торговцы дикими животными. В Китай устремилось немало авантюристов из Европы и Нового Света. Но добраться до мест обитания больших панд было чрезвычайно трудно. На пути охотников встали высокогорья, бездорожье, густые леса, непроходимые заросли бамбука, многочисленные водные преграды, горные обвалы…

С помощью местных жителей первую большую панду удалось поймать в 1916 году, но она быстро погибла. И лишь через двадцать лет одна американка приобрела молоденькую панду и благополучно доставила ее в США, в город Сан-Франциско.

В 1957 году большая панда впервые поселилась в нашей стране, в специальном домике на территории Московского зоопарка.

В естественных условиях большие панды питаются в основном листьями и молодыми побегами бамбука, поедают и некоторые другие растения, насекомых. Есть сведения, что иногда бамбуковые мишки лакомятся рыбой, мелкими грызунами и другими животными.

Максимальная продолжительность жизни больших панд в неволе 13-14 лет. Сколько они живут в естественных условиях, и сколько их бродит сегодня в густых горных лесах, никому не ведомо, подсчитать их количество-

Дело чрезвычайно трудное. Сейчас, как, впрочем, и раньше, большие панды - большая редкость в неволе. Изображение этого чудесного зверя стало эмблемой Международного фонда охраны дикой природы.

4. Самостоятельная практическая работа.

Внимательно прочитайте текст на с.28. Посмотрите на значки. Вспомните, что они означают. Составим лесенку - план работы:

1) Переведите через копировальную бумагу выкройку на белую бумагу (с.100.)

2) Вырежьте прямоугольник из черной бумаги или картона для фона.

3) Вырежьте контур из белой бумаги и наклейте на черный фон.

4) Вырежьте 2 глаза и нос из черной бумаги, наклейте на панду.

Задание. Изготовьте панду.

Учитель наблюдает, комментирует, помогает. Особое внимание уделяет технике безопасности.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

III. Итог урока.

Подпишите и положите ваши работы на парту.

Игра " Найди отличия".

Откройте учебник и посмотрите на картину в учебнике, затем на свою работу. Поднимите руку, у кого работа такая же, как на картинке. Поднимите руки, у кого одно отличие, два отличия.

А теперь сравните свою работу с выполненной мною. Найдите отличия (когти на лапах, сук, на котором сидит медведь, и две веточки в лапах и внизу).

Вспомните, как вырезать симметричные детали.

Приводите в порядок рабочее место.

Урок окончен.


Заключение

 

Работая над дипломной работе по технологии и методике обучения технике аппликации в школе, мною была изучена история развития аппликации как вид декоративно-прикладного искусства.

А также были разработаны планы уроков, направленные на изучение и выполнения поделок по технике аппликации.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания учащихся начальных классов средствами аппликации позволяет сделать следующие выводы:

1. Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизации его дотворческой деятельности по законам красоты.

2. Аппликация - один из важных факторов эстетического развития личности.

З. В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию красоты окружающего мира.

4. Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.

Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными нарушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности.

Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался вязать, вышивать, некоторые делали замечательные игрушки из бумаги, ткани и т.д. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека - через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.

Творческий процесс по созданию декоративно-прикладного искусства носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет в ходе практического выполнения изделий приобрести общетрудовые, специальные трудовые умения и навыки, а так, же специальные навыки в области художественно-практической деятельности.

У школьников появляется желание и потребность трудиться, т.к. эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от этого процесса и результатов. Нередки случаи, когда детское увлечение становится профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с декоративно-прикладным искусством, навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Недаром многие взрослее в организации своего досуга возвращаются к увлечениям детства.

И в заключение необходимо отметить, что аппликация - один из наиболее любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезывания и наклеивания. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство в частности техника аппликации в начальной школе позволяет решать те воспитательные задачи, которые сегодня являются одними из наиболее важных.


Список использованной литературы

 

1. Арапова, С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 2007. - с.219.

3. Беляков, Н.Д., Покровская А.И., Цейтлин Н.Е. Кружок "Умелые руки" в школе. - М., 2007. - с.158.

4. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. - М.: Просвещение, 2008.

5. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 1999. - с.180.

6. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М., 2003. - с.95.

7. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.

8. Гусакова, М.А. Аппликация. - М., 2007. - с.153.

9. Гусакова, М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ по специальности № 2002 "Дошкольное воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". - М.: Просвещение, 1999.

10. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитизд. Центр ВЛАДОС, 2001.

11. Корчикова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия "Мир вашего ребенка"). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

12. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности № 2110 "Педагогика и психология" (дошк.) - М.: Просвещение, 2000.

13. Крылова, О.Н., Самсонова Л.Ю. Поурочные разработки по трудовому обучению.1 класс. Учебное пособие. - М.: изд. "Экзамен", 2006. - с.86.

14. Махмутов, М.И. Современный урок: Вопросы теории.М., 2003. - с.92.

15. Майорова, И.Г. Трудовое обучение в начальных классах. - М., 1978. - с.147.6 Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (сост. Л.В. Русскова) - М.: Просвещение, 2006.

16. Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 2001. - с.210.

17. Новожилов, Э.Д. Технология и предпринимательство. - М.: МПУ, 2006. - с.87.

18. Основные понятия технологического образования. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: Соловьянюк, В.Г. - Бирск, 2007. - с.114.

19. Пантелеева Л.В. и др. Художественный труд в детских садах: Книга для воспитателя детского сада (Л.В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М.: Просвещение, 2007.

20. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие, автор-сост.: Соловьянюк В.Г. - Бирск, 2007. - с.139.

21. Пожидаева, С.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии и предпринимательства. - Бирск: гос. соц-пед. Акад., 2006. - с.43.

22. Самородский, П.С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии и предпринимательства. - Брянск: Издательство БГПУ, 2000. - с.68.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...