Методика незаконченных предложений Сакса — Сиднея, модифицированная для психосоматических больных
Стр 1 из 29Следующая ⇒ Суть методики состоит в том, что испытуемому предлагается опросник, содержащий 64 незаконченных предложения с детерминирующим реакцию началом, и дается инструкция закончить их первой пришедшей на ум фразой. Бланк опросника Инструкция: Прочитайте внимательно эти незаконченные предложения, дополнив их первой пришедшей вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если вы не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его, обведя Диагностика в психосоматике кружком номер, и вернитесь к нему позже. Будьте правдивы. Ваши ответы никому, кроме психотерапевта, не будут известны. 1. Думаю, что мой отец редко... 2. Если все против меня, то... 3. Я всегда хотел... 4. Если бы я занимал руководящий пост... 5. Будущее кажется мне... 6. Если бы не болезнь... 7. Мое начальство... 8. Знаю, что глупо, но боюсь... 9. Думаю, настоящий друг... 10. Когда я был ребенком... 11. Идеалом женщины (мужчины) для меня является... 12. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной... 13. По сравнению с большинством других семей моя семья... 14. Лучше всего мне работается с... 15. Моя мать и я... 16. Все-таки здоровые люди... 17. Сделал бы все, чтобы забыть... 18. Если бы только мой отец захотел... 19. Думаю, что я достаточно свободен, чтобы... 20. Я мог бы быть очень счастливым, если бы... 21. Если кто-нибудь работает под моим руководством... 22. Надеюсь на... 23. В школе мои учителя... 24. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь... 25. Не люблю людей, которые... 26. Раньше я... 27. Считаю, что юношей (девушек)... 28. Супружеская жизнь кажется мне... 29. Моя семья обращается со мной, как с... 30. Люди, с которыми я работаю... 31. Моя мать... 32. Моей самой большой ошибкой было...
33. Я хотел бы, чтобы мой отец... 34. Моя наибольшая слабость заключается в том... 35. Моя болезнь... 36. Моим скрытым желанием в жизни... 37. Мои подчиненные... 38. Наступит тот день, когда... Глава 2 39. Когда ко мне приближается мой начальник... 40. Хотелось бы мне перестать бояться... 41. Больше всего люблю тех людей, которые... 42. Если бы я снова стал молодым... 43. Считаю, что большинство женщин (мужчин)... 44. Если бы у меня была нормальная половая жизнь... 45. Большинство известных мне семей... 46. Люблю работать с людьми, которые... 47. Считаю, что большинство матерей... 48. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если... 49. Думаю, что мой отец... 50. Когда мне начинает не везти, я... 51. Когда я даю другим поручение... 52. Больше всего я хотел бы в жизни... 53. Когда я буду старым... 54. Люди, превосходство которых над собой я признаю... 55. Мои опасения не раз заставляли меня... 56. Когда меня нет, мои друзья... 57. Из-за болезни... 58. Моим самым живым детским воспоминанием является... 59. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)... 60. Моя половая жизнь... 61. Когда я был ребенком, моя семья... 62. Люди, которые работают со мной... 63. Я люблю свою мать, но... 64. Самое худшее, что мне случилось совершить, это... При затруднении испытуемому необходимо повторить инструкцию и дать пример ответа: «Я думаю, что мой отец бывает не прав». Ответы испытуемого группируются в ключе. Ключ к методике незаконченных предложений Сакса — Сиднея 1. Отношение к матери — предложения № 15, 31,47, 63. 2. Отношение к отцу — предложения № 1, 18, 36, 49. 3. Отношение к семье — предложения № 13, 29, 45, 61. 4. Отношение к женщинам (мужчинам) — предложения №11, 27, 43 59. 5. Отношение к половой жизни — предложения № 12, 28, 44, 60. Диагностика в психосоматике 6. Отношение к товарищам и знакомым — предложения № 9, 25,41,56. 7. Отношение к вышестоящим лицам на работе, в школе — предложения № 7, 23, 39, 54.
8. Отношение к подчиненным — предложения № 4, 21, 37, 51. 9. Отношение к товарищам по работе — предложения № 14, 30, 43, 62. 10. Страхи и опасения — предложения № 8, 24, 40, 55. 11. Сознание вины — предложения № 17, 32, 48, 64. 12. Отношение к себе — предложения № 2, 19, 37, 50. 13. Отношение к прошлому — предложения № 10, 26, 42, 58. 14. Отношение к будущему — предложения № 5, 22, 38, 53. 15. Цели — предложения № 3, 19, 36, 52. 16. Отношение к болезни — предложения № 6, 16, 35, 57. Обработка результатов Учитывается качество ответа (смысл законченного предложения), латентный период (время, затраченное на обдумывание ответа), а также эмоциональная реакция испытуемого. Каждый ответ (система отношений) оценивается по 3-балльной системе (0, 1, 2). 0 баллов ставится в том случае, если адаптация не нарушена, конфликт не выявлен; 1 — если конфликт на субклиническом уровне, испытуемый сам видит пути разрешения конфликта; 2 — когда адаптация нарушена, требует психотерапевтической коррекции. Анализируя ответы испытуемого, удается выявить его отношение к себе, своему прошлому, настоящему, будущему, окружающей среде и др. Часть ответов бывает формального характера, соответствуя по содержанию началу фразы. Эмоционально значимые предложения даже при формальном соответствии ответа сопровождаются задержкой (удлинением латентного периода), мимико-вегетативной реакцией. У пациентов с истерической акцентуацией, как правило, выявляется множество конфликтов, выражена демонстративность, вычурность ответов. У пациентов со страхами и болезненными переживаниями выявляется неуверенность в будущем. Глава 2 Чем категоричнее и ярче даже отрицательные ответы, свидетельствующие о конфликте, тем больше они свидетельствуют о социальной дезадаптации испытуемого. Методика помогает сориентироваться в многообразной системе отношений личности пациента, выявить нарушения этих отношений, определить точки приложения психотерапевтической коррекции и реабилитации пациентов. Включение четырех дополнительных предложений (№ 6, 16, 35, 57) позволяет оценить степень выраженности психо-травмирующего воздействия на соматическое заболевание. При этом следует иметь в виду, что заболевание как психотравма может находить свое отражение и в высказываниях пациентов по другим вопросам, прямо не связанным с болезнью.
Методика определения психологической характеристики темперамента Опросник темперамента позволяет диагностировать следующие полярные его свойства: экстраверсию — интроверсию, ригидность — пластичность, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокую — низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопросы. Каждое свойство темперамента оценивается с помощью кода опросника. Бланк опросника Инструкция: Нужно ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и записать свой ответ (+ или —) рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент. 1. Вы любите часто бывать в компании? 2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы? 3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения? 4. Во время беседы вы очень быстро говорите? _____________________________ Диагностика в психосоматике 5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей? 6. Бывает ли, что вы передаете слухи? 7. Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным? 8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так, что неохотно меняете ее на что-нибудь другое? 9. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить? 10. У вас очень быстрый почерк? 11. Ищете ли вы себе сами работу, занятие, хотя можно было бы и отдыхать? 12. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний? 13. У вас много очень хороших друзей? 14. Трудно ли вам оторваться от дела, которым поглощены, и переключиться на другое? 15. Часто ли вас терзает чувство вины? 16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?
17. В школе вы бились над трудными задачками до тех пор, пока не решали их? 18. Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно? 19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми? 20. Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе? 21. Вы вспыльчивы и легкоранимы намеками и шутками над вами? 22. Во время беседы обычно вы жестикулируете? 23. Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим? 24. Бывают ли у вас такие мысли, о которых вы не хотели, чтобы о них.знали другие? 25. Вы любите подшучивать над другими? 26. Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо? 27. Часто ли вам снятся кошмары? 28. Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал? 29. Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела? 30. Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя? Глава 2 31. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию? 32. Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то, даже не очень важное, решение? 33. Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу? 34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции? 35. Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать это? 36. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к вашим родителям? 37. Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком? 38. Обычно вам трудно взяться за новое дело? 39. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 40. Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми? 41. В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости? 42. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться? 43. Вас принимают иногда за человека беззаботного? 44. Считаете ли вы хорошим другом только того, чья симпатия к вам надежна и проверена? 45. Вас можно быстро рассердить? 46. Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ? 47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо? 48. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? Обработка результатов Следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные суммы умножить на коэффициент (3, 2 или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется общая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента. Обработку результатов удобно проводить с помощью масок или в компьютеризированной форме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|