Методические указания к семинарам
Семинарское занятие является важной формой учебной работы, требующей от курсанта тщательной подготовки. Для того, чтобы хорошо подготовиться к семинару, курсант должен ясно представлять себе цели и задачи занятия. Семинарское занятие нельзя рассматривать только как повторение и закрепление материала, изложенного на лекции или в учебнике. Задачи семинара не сводятся также к проверке усвоения курсантами курса конституционного права Российской Федерации. Главная цель семинара - путем коллективного обсуждения источников и рекомендованной литературы содействовать углубленному изучению наиболее сложных и важных вопросов курса. Поэтому семинарские занятия дополняют, углубляют и закрепляют материал лекционного курса и учебной литературы. Семинар может также содержать элементы практического занятия. Обязательным условием семинарского занятия является тщательное предварительное изучение курсантами рекомендованных статей Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, составляющих совокупность источников конституционного права. Это дает возможность получить наиболее полное представление о содержании источников и с этими конкретными знаниями подойти к материалам учебника и учебных пособий. План семинарского занятия указывает тему, порядок ее рассмотрения и необходимую литературу, разделенную на нормативно-правовые акты, учебную и дополнительную литературу. Самостоятельная подготовка курсанта к семинару должна заключаться в следующем: прежде всего, нужно просмотреть конспект соответствующей лекции и материал учебника, относящийся к данной теме (указанный в разделе "Учебно-методическая литература").
Затем в соответствии с планом семинарского занятия следует приступить к изучению источников. Нормативно-правовые акты, обязательные для тщательного рассмотрения, указаны в разделе "Нормативно-правовые акты". Они должны быть законспектированы курсантом в отдельной тетради. Сплошного конспектирования источников не требуется. Целесообразно делать лишь выписки, заметки, относящиеся к поставленным в семинарском задании вопросам. Иногда необходимо сгруппировать рекомендованные статьи или параграфы источника, выделить в нем структурные единицы и т.п. Таким образом, при конспектировании курсант должен не просто механически переписать в тетрадь текст (или часть текста) нормативно-правового акта, а пропустить его вначале через свое сознание, осмыслить, проанализировать, отделить главное от второстепенного, и только после этого начинать конспектирование. В тетради для конспектов нужно оставлять большие поля, куда выписываются незнакомые термины, встречающиеся в тексте, а также их определения; на полях делаются различные пометки, уточнения, на них же заносится то новое, что курсант узнал по конкретному вопросу на семинаре. Следовательно, конспектирование должно заключаться в сжатом изложении основных мыслей и фактов; работа над конспектом должна продолжаться при повторном чтении учебной и дополнительной литературы, а также на семинаре. В процессе семинарского занятия курсанты освещают отдельные вопросы темы и дополняют выступления своих товарищей, учатся формулировать и обосновывать решение конкретных вопросов, заданных проблемной ситуацией, защищать и отстаивать свое мнение в товарищеском обсуждении, Заключение преподавателя, новые данные, полученные в ходе семинара, следует внести в записи, сделанные курсантом в период самостоятельной подготовки к занятию.
Планы семинарских занятий
ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО – ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА. 2 часа 1. Понятие и предмет отрасли конституционного права. 2. Конституционно-правовые отношения, нормы и институты. 3. Источники конституционного права. 4. Система конституционного права Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА Нормативно-правовая: · О международных договорах РФ: Федеральный закон от 15 июля 1995 г.// СЗ РФ. - 1995. - №29. - Ст.2757. · О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г.// СЗ РФ. - 1994. - №8. - Ст.801.
Учебно-методическая: · Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов.- 6 изд.- М.: Норма, 2007. · Иванова В.И. Основы конституционного права Российской Федерации. Учебное пособие.- 4-е изд.- М.: Издательство РУДН, 2007. · Костерина Э.В. Конституционное право России в схемах и таблицах. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2008. · Корнеева Н.В.Конституционное право России. Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2008. · Козлова Е.И, Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник для вузов.- 4-изд.- М.: Проспект, 2008. · Конституционное право России. Учебное пособие /Постников А.Е., ред. - М.: Проспект, 2008. · Конституционное право России. Учебник для вузов /Прудников А.С., Авсеенко В.И., ред.- 3-е изд.- М.: ЮНИТИ, 2007. · Конституционное право России. Учебник для вузов /Кокотов А.Н., Кукушкин М.И., отв. ред...- 2-е изд.- М.,2007. · Конституционное право России: курс лекций. Учебное пособие /Шульженко Ю.П., ред.- М.: Проспект, 2008. · Кудинов О.А. Конституционное право России Учебное пособие.- 3-е изд.- М.: Ось-89, 2007. · Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации: Учебное пособие / Сост. канд. юрид.наук Н.Х.Сафиуллин, канд.полит.наук А.Н.Махмутова. Казань: КЮИ МВД России, 2002. Дополнительная: · Авакьян С.А. Методы правового регулирования и их специфика // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №1. · Аничкин Е.С. Факторы единства и многообразия конституционного законодательства // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №2. · Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М., 2006. · Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. - М.: 2002.
· Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М., 2001. · Конституция, закон, подзаконный акт. - М., 1994. · Савин В.И., Медолазов К.Л. К вопросу о соотношении норм конституционного и гражданского права в российском законодательстве // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №1.
Вопросы для самоконтроля: · конституционное и государственное право, их взаимоотношение; · особенности норм конституционного права; · специфика конституционно-правовых отношений; · основные институты конституционного права; · основные этапы конституционного развития Российской Федерации; · тенденции и проблемы развития конституционного права в Российской Федерации; · основные источники науки конституционного права Российской Федерации; · отличие науки конституционного права от отрасли конституционного права; · роль конституционного права РФ для профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|