Судебная система нового и новейшего периода
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В соответствии с новой Конституцией СССР (1977 г.) в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном суде СССР, о государственном арбитраже СССР, об адвокатуре в СССР. Верховный Суд СССР - высший судебный орган, он осуществлял надзор за деятельностью судов союзных республик. Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет и призван был обеспечить правильность применения законов, при осуществлении правосудия на высший судебный орган возлагались обязанности обобщать и изучать судебную практику, осуществлять анализ статистики и давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Основной задаче государственного арбитража являлось разрешение в пределах компетенции хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Система государственного арбитража состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, краев, областей. Советом министров союзной республики по согласованию с Государственным арбитражем СССР могли образовываться государственные арбитражи города. Автономной области, автономного округа. В 1988-1989 гг. в нашей стране на общесоюзном и республиканском уровнях предпочтение было отдано специализированному конституционному надзору в качестве организационно-правовой формы охраны Конституции, обеспечения ее верховенства и соответствия ей нормативных актов. В связи с этим были внесены соответствующие изменения в Конституцию СССР и конституции некоторых союзных и автономных республик. Был принят Закон СССР от 23 декабря 1989 года "О конституционном надзоре в СССР". Предполагалось создание не только всесоюзного комитета конституционного надзора, но и республиканских комитетов.
В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и необходимостью обеспечения дальнейшего развития политических и экономических процессов, происходящих в России, 15 декабря 1990 года Второй Съезд народных депутатов РСФСР, приняв Закон РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР", учредил в стране Конституционный Суд и поручил Верховному Совету РСФСР разработать проект Закона РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов РСФСР. Тем самым начался следующий этап утверждения в Российской Федерации конституционного правосудия. Началом становления судебной власти в современной России считается 24 октября 1991 года - день принятия Концепции судебной реформы в Российской Федерации Верховным Советом РСФСР. Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Современная судебная система России закреплена в федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с указанным законом судебная система Российской Федерации выглядит следующим образом: все суды, действующие в Российской Федерации, подразделяются на две группы: федеральные и суды субъектов. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством к федеральным судам отнесены Конституционный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды. К судам субъектов Российской Федерации отнесены Конституционные (уставные) суды субъектов, а также мировые судьи. Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы военных судов, а также из трехзвенной системы общих гражданских судов. Эту систему составляют районные суды, суды уровня субъектов Российской Федерации (Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, автономной области и автономных округов, городов федерального значения), а также Верховный Суд Российской Федерации. Систему федеральных арбитражных судов составляют арбитражные суды субъектов, арбитражные суды округов, а также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить схожесть современной системы судов общей юрисдикции с системой общих судов, созданных в царской России в результате судебной реформы: ) количество звеньев в системе общих судов пореформенной царской России такое же, как число звеньев в современной системе федеральных судов общей юрисдикции и большую часть дел (кроме дел, подсудных мировым судьям) по первой инстанции рассматривают районные суды - низшее звено в системе федеральных судов общей юрисдикции. В царской пореформенной России также большую часть гражданских и уголовных дел (кроме дел, подсудных мировым судьям) по первой инстанции рассматривали окружные суды, являвшиеся судами низшего звена в системе общих судов; ) суды второго звена в системе общих судов пересматривают акты районных судов, не вступившие в силу, по кассационной инстанции. В царской пореформенной России суды второго звена в системе общих судов - судебные палаты пересматривали решения окружных судов, не вступившие в силу, по апелляционной инстанции; ) в настоящее время суды второго звена в системе общих судов - Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, автономной области и автономных округов, городов федерального значения рассматривают ряд дел, закрепленных в законодательстве, в качестве суда первой инстанции. Судебные палаты, являвшиеся судами второго звена в соответствии с Судебными Уставами 1864 года, также были уполномочены на рассмотрение ряда дел по первой инстанции; ) высшим звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время является Верховный Суд Российской Федерации. Высшим звеном в системе общих судов в России конца XIX века являлся Правительствующий Сенат. И Верховный Суд РФ, и Сенат уполномочены на пересмотр актов всех нижестоящих судов, вступивших в законную силу.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2006. - 52 с. . Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N1 ст. 1 . Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации"/Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Норма, 2006. - 496 с. . История государства и права России. Учебник / Под. ред. Титова. - М.: Проспект, 2006. - 544 с. . Хрестоматия по истории государства и права России. Учебное посбие/Под. ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2006. - 469 с. . Чернухина Л.С. Мировые суды и государственная власть в условиях дореволюционной России // Журнал российского права. - №5. - 2004. . Серов Д.О. Надворные суды в судебной системе России (1719-1727 гг.) // Журнал российского права. - №12. - 2004 . Смыкалкин А. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. - №6. - 2002. . Смыкалкин А. Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны // Российская юстиция. - №9. - 2002 . Митюков М.А. К истории учреждения Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. - №2. - 2002. . Демичев А.А. Периодизация истории суда присяжных в России // Журнал российского права. - №7. - 2001. . Курас Т.Л. Российская судебная система: история и современность // Сибирский юридический вестник. - №3. - 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|