Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Порядок формирования и структура Конституционного Суда РФ

 

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этом определении отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус - судебный орган, функция - осуществление конституционного контроля, главные принципы деятельности - самостоятельное и независимое осуществление судебной власти, процессуальная форма деятельности - конституционное судопроизводство.

Являясь особым органом судебной власти, Конституционный Суд, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и непосредственного действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается его двуединая правовая природа. Закон о Конституционном Суде по сравнению с предшествующим и прежней Конституцией не сохранил термин "высший" при определении Конституционного Суда. Он действительно не является высшим органом в том понимании, что не возглавляет систему судебных органов, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, не является для судебной системы надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией.

Вместе с тем Конституционный Суд - высший орган в том смысле, что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, связан при осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершиной правовой системы и Законом о Конституционном Суде.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Как видно, количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы не допустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта Конституционного Суда РФ) поданных голосов было бы поровну. Конституционный Суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии не менее 3/4 судей Конституционного Суда РФ. Получается, что решения Конституционного Суда правомочны, если на заседании присутствует не менее 15 судей.

Все судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Законом о Конституционном Суде РФ установлены временные рамки: внесения кандидатуры судьи на рассмотрение Совета Федерации Президентом, - 1 месяц со дня освобождения вакантного места в Конституционном Суде, рассмотрения кандидатуры Советом Федерации, - 14 дней. Данное положение закона, по сути, означает, что процесс формирования состава судей Конституционного Суда РФ полностью зависит от законодательной и исполнительной власти. На данном основании можно сделать вывод, что Президент РФ самостоятельно формирует список своих "кандидатур" на должности судей Конституционного Суда РФ. Однако это не так, - предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. [32] Такая позиция законодателя основывается на стремлении включить в состав Конституционного Суда людей с самыми различными взглядами и интересами.

Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены каким-либо сроком. Данное положение ставит дополнительный барьер от посягательств всяких третьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем само существование конституционного правосудия.

Все судьи переизбираются и замещаются не сразу полным составом. Судья несменяем и может быть освобожден от должности лишь по причинам, указанным в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ". К судье Конституционного Суда РФ предъявляют ряд требований[33]:

Гражданство Российской Федерации. Гражданство РФ подтверждается паспортом гражданина РФ. Гражданство означает, что данное физическое лицо состоит в определенном свойстве с государством, в нашем случае - с РФ. Если посмотреть на порядок исчисления стажа, то можно сказать, что кандидат на должность судьи не обязательно должен быть урожденным гражданином РФ;

Возраст - не менее 40 лет Достижение указанного возраста также можно подтвердить данными паспорта, метриками, свидетельством о рождении и т.д. Указанный возрастной ценз установлен специально, судьей не сможет стать лицо, которое, хотя и является гражданином РФ, имеет стаж юридической работы не мене 15 лет, безупречную репутацию, но не достигло данного возраста. Установление законодателем определенного возрастного ценза объясняется тем, что именно в таком возрасте человек, отвечающий другим требованиям комментируемой статьи, будет наиболее профессионально выполнять свои должностные обязанности. Однако это не означает, что судьей Конституционного Суда РФ можно стать в 85 и 90 лет. Статьей 12 комментируемого Закона установлен предельный возраст судьи Конституционного Суда РФ - 70 лет;

Безупречная репутация. Она может подтверждаться тем, что кандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ никогда не привлекался к административной или уголовной ответственности, на своей работе не подвергался дисциплинарным взысканиям, возможно даже, что он не был замечен в непристойных местах (частных клубах для досуга) и т.д. Судья должен быть образцом справедливости и беспристрастности для общественности. Он не должен быть замешан в политических скандалах, не должен иметь связей с преступным обществом и т.д.;

Высшее юридическое образование. Его подтверждается дипломом об образовании. При этом комментируемый Закон не установил требований относительно того, по какой форме обучения обучался кандидат (дневной, заочной, вечерней), поэтому следует делать вывод о том, что все указанные формы обучения подходят для будущего кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ;

Стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.д.анное положение может подтверждаться различными документами. При этом в отношении судей должен соблюдаться специальный порядок подсчета стажа.[34] В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Также в стаж работы по юридической профессии включается работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике (например, время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии);

Наличие признанной высокой квалификацией в области права. Признанная высокая квалификация в области права может выражаться в общем признании высокого профессионализма кандидата на должность судьи. Это в свою очередь может подтверждаться наличием публикаций, написанных данным кандидатом по юридической тематике. Кроме того, высокая квалификация в области права может выражаться в присуждении данному гражданину государственных наград за профессиональные заслуги, наличием у кандидата ученой степени в области права.

Для судей Конституционного Суда устанавливается ряд запретов на занятие в определенных работах, совершении других действий. [35] В целом данный список аналогичен списку запретов, существующих в отношении государственных служащих. [36] При этом необходимо особо отметить принцип несовместимости должности судьи с занятием должностей в органах политических ветвей власти, - в этом проявляется аполитичность Конституционного Суда, как считает Овсепян[37].

В отношении судей Конституционного Суда установлены гарантии независимости, аналогичные гарантиям судьям общей юрисдикции, арбитражными судьями. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ составляют все основополагающие принципы его правового статуса. Все гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ можно подразделить на 3 группы: [38]

Организационные. К ним можно отнести принципы несменяемости, неприкосновенности и равенства прав судей, а также основания и порядок приостановления и прекращения полномочий Судьи Конституционного Суда РФ, право судьи на отставку, запрет на вмешательство других органов государственной власти на вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ и судьи;

Экономические. В свою очередь они находят свое отражение в финансировании (размер финансирования Конституционного Суда РФ специально указывается в бюджете РФ и не один орган государственной власти не может контролировать порядок расходования данных средств и указывать Конституционному Суду РФ на порядок и цели расходования данных средств; при этом размер расходов федерального бюджета на Конституционный Суд РФ в каждом следующем финансовом году не может быть уменьшен по сравнению с предыдущим годом). Экономические гарантии деятельности судьи Конституционного Суда РФ установлены в Указе Президента РФ от 7 февраля 2000 г. "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей"[39] (например, согласно п.8 данного указа Управление делами Президента РФ обеспечивает медицинское, санаторно-курортное и социально-бытовое обслуживание судей Конституционного Суда РФ; медицинское обслуживание членов семей умерших (погибших) судей Конституционного Суда РФ производится в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на обслуживании).

Гарантии безопасности. [40]

Все дела в Конституционном Суде РФ рассматриваются в двух организационных формах: заседание палат и пленарное заседание. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, в одной 9, в другой 10 судей. Состав каждой палаты определяется путем жеребьевки. В целях обеспечения равных возможностей по разрешению палатами различных категорий дел жеребьевка среди судей проводится по спискам, составляемым с учетом избранной каждым судьей специализации по одной или нескольким отраслям права. При этом в одной и той же палате Конституционного Суда РФ не допускается участие и председателя, и заместителя председателя Конституционного Суда РФ. Сам председатель и его заместитель, а также судья - секретарь Конституционного Суда РФ избираются на эту должность судьями Конституционного Суда РФ. Персональный состав палат Конституционного Суда РФ не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд.

Избрание на должность Председателя, заместителя Председателя и судьи - секретаря Конституционного Суда РФ проводится последовательно в закрытом пленарном заседании Конституционного Суда РФ, которое созывается не позднее 2 месяцев со дня, когда соответствующая должность стала вакантной. До выборов на соответствующую должность проводится рейтинговое голосование для определения кандидатов. В список для рейтингового голосования для определения кандидатов на должность Председателя Конституционного Суда РФ вносятся все судьи, на должность заместителя Председателя - все судьи, кроме Председателя Конституционного Суда РФ, на должность судьи-секретаря - все судьи, кроме Председателя и заместителя Председателя. Трое судей, получившие наибольшие числа голосов, считаются кандидатами на соответствующую должность. Если наибольшее число голосов получено более чем тремя судьями, все они считаются кандидатами на соответствующую должность. Если наибольшее число голосов получено двумя судьями, а следующее за ним число голосов - двумя или более судьями, все эти судьи считаются кандидатами на соответствующую должность. Если наибольшее и следующее за ним число голосов получено в каждом случае одним судьей, а третье по величине число голосов - двумя или более судьями, все эти судьи считаются кандидатами на соответствующую должность.

Далее Конституционный Суд РФ жребием образует счетную комиссию из трех судей, не являющихся кандидатами на должность. Председательствующий в комиссию не включается.

После подсчета голосов счетная комиссия составляет протокол голосования, который подписывается ее председателем и членами и оглашается в пленарном заседании Конституционного Суда РФ. Избранным на соответствующую должность считается судья, за которого подано не менее 10 голосов. После этого Конституционный Суд РФ открытым голосованием утверждает протокол голосования и в зависимости от итогов выборов либо объявляет избранным на соответствующую должность судью, получившего необходимое большинство голосов, либо, если ни один из судей не получил необходимого для избрания числа голосов, принимает решение о проведении второго тура голосования.

Второй тур голосования проводится в том же порядке, что и первый. При безрезультатности второго тура голосования Конституционный Суд РФ принимает решение о дальнейшей процедуре выборов.

Во всех случаях, когда председатель Конституционного Суда РФ отсутствует по каким-либо причинам, его обязанности исполняет заместитель председателя. Если заместитель председателя Конституционного Суда РФ не способен исполнять обязанности, то обязанности председателя Конституционного Суда РФ исполняет судья - секретарь Конституционного Суда РФ. При невозможности исполнения обязанностей судьей - секретарем Конституционного Суда РФ обязанности председателя Конституционного Суда РФ будет исполнять тот судья, который имеет наибольший стаж работы в Конституционном Суде РФ, а при равности стажа - старший по возрасту судья.

Заместитель председателя Конституционного Суда РФ исполняет отдельные полномочия Председателя Конституционного Суда РФ, которые ему он передаст, и те полномочия, которыми его наделит Конституционный Суд РФ. Интересно, что и регламент Конституционного Суда РФ ничего не устанавливает по поводу полномочий заместителя председателя Конституционного Суда РФ. Очевидно, что председатель Конституционного Суда РФ вправе по своему усмотрению решать вопрос о функциях своего заместителя, может изменять их так, как ему будет удобно.

Судья - секретарь Конституционного Суда РФ. Как и в случае с председателем Конституционного Суда РФ, часть полномочий предусмотрена данным Законом, а часть может устанавливать Регламент Конституционного Суда РФ. Если рассматривать полномочия судьи-секретаря, то можно увидеть, что все они связаны с организационным, материально-техническим обеспечением работы Конституционного Суда РФ (это подготовка заседаний Конституционного Суда РФ). Кроме того, он руководит работой аппарата Конституционного Суда РФ, его подразделений.

Среди полномочий судьи - секретаря Конституционного Суда РФ особо следует выделить группу полномочий по обеспечению взаимодействия Конституционного Суда РФ с другими органами и общественностью. Судья-секретарь должен обеспечивать доведения до всех принятых Конституционным Судом РФ решений.


Заключение

 

Проанализировав основные правовые принципы и основы деятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу, что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеми необходимыми полномочиями, инструментами, гарантиями для выполнения своих первостепенных задач - защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России.

Итогом конституционного судопроизводства является формирование Судом определенных правовых позиций, т.е. обобщенных представлений Суда по конкретным конституционно-правовым проблемам. Необходимо отметить, что существует ряд причин, по которым правовые позиции Конституционного Суда РФ не получают должного применения. Это рецидивы правового нигилизма: медлительность Федерального Собрания (парламента) и представительных (законодательных) органов субъектов Федерации по внесению изменений и дополнений в действующие законы, по подготовке и принятию новых законов; необоснованные позиции судов общей юрисдикции и других правоприменительных органов, не желающих менять правоприменительную практику в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда; неясность в понимании содержания правовых позиций Конституционного Суда; слабое информирование о правовых позициях и решениях Конституционного Суда РФ и др. Конституционный Суд не публикует (в силу отсутствия финансовых средств) многие свои решения, в частности свои "отказные" определения, в которых излагаются и комментируются вполне определенные правовые позиции.

Указанная проблематика имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение данной работы заключается в раскрытии и изучении принципов демократического конституционного правосудия, понятия конституционной судебной власти, ее роли в современном государстве, его место и роль в судебной системе РФ. Практическое значение данной проблематики заключается в глубоком знакомстве и усвоении нормативной базы, литературы ведущих правоведов и юристов, законов, а также возможность практического применения нормативно-правовых актов в своей работе.


Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ: офиц. текст. - М.: Юрид. Литература, 2006. - 64 с.

2. ФКЗ "О судебной системе в РФ" №1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ, 1994, №32, ст.3301;

3. ФКЗ "О конституционном суде РФ" №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. // СЗ РФ, 1994, №13, ст.1447;

4. ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" №79-ФЗ от 27 июля 2004 г;

5. ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" №45-ФЗ от 20 апреля 1995 г. // СЗ РФ, 1995, №17, ст.1455;

6. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. №5485 - 1 // Российская газета. - 1993. - 21 сентября;

7. ФЗ "О коммерческой тайне" №98-ФЗ от 29 июля 2004 г. // СЗ РФ, 2004, №32, ст.3283;

8. Закон РФ "О статусе судей в РФ" от 26 июня 1992 г. №3132 - 1 // Российская газета. - 1992. - 29 июля;

9. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей" СЗ РФ, 2000, № 7, ст.795;

10. Постановление Пленума Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. №19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ" // ВКС РФ, 1998 г., №5;

11. Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 г. №10 (35) - 5 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1997. - №4;

12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: 2001г;

13. Батяев А.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006 г;

14. Громов Н., Колесников Е. Принципы судопроизводства должны распространяться и на Конституционный суд // Российская юстиция. 2000. N 2;

15. Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации // Государство и право, 1996, № 1;

16. Стрекозов В.Г. Конституционное право России, М., "Новый юрист", 1997;

17. К вопросу разделения властей/Н. Колпаков // Конституционное и муниципальное право. - 2001. - №2;

18. К вопросу о реализации конституционной законности в правоприменительной практике судов и органов государственной власти (Н.Я. Лыгин, В.Н. Ткачев, "Законодательство", N 7, 8, июль, август, 2006 г)

19. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В. Д) - "Юрайт-М", "Новая Правовая культура", 2002 г.


[1]        См.: Конституция РФ, ст.10

[2]        См.: К вопросу разделения властей/Н. Колпаков/Конституционное и муниципальное право. – 2001. - №2. – С.18

[3]        См.: Стрекозов В.Г. Конституционное право РФ, стр. 217.

[4]        См.: Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации, стр. 34.

[5]        См.: ФКЗ «О конституционном суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 5

[6]        См.: ФКЗ «О конституционном суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., гл. 4

[7]        См.: Конституция РФ

[8]        См.: Батяев А.А. Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ст. 5

[9]        См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 14, 15, 16

[10]      См.: Конституция РФ, ст.15

[11]      См.: Постановление Пленума Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. №19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ» // ВКС РФ, 1998 г., №5

[12]      См.: Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. №3132- I, ст.16

[13]      См.: Карпович В.Д. Комментарий к Конституции РФ, п.1 ст.120

[14]      См.: ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» №45-ФЗ от 20 апреля 1995 г.

[15]      См.: Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. №3132- I, ч.3 ст.3

[16]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 11

[17]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 30

[18]      См.: Конституция РФ, ч.1 ст.123; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст.31

[19]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст.54

[20]      См.: Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»

[21]      См.: ФЗ «О коммерческой тайне» №98-ФЗ от 29 июля 2004 г.

[22]      См.: Конституции РФ, ч.3 ст. 123; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 35

[23]      См.: Батяев А.А. Комментарий к ФЗ «О Конституционном Суде РФ», ст. 35

[24]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 34

[25]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., аб.4 ст. 34

[26]      См.: Конституция РФ, ст.68

[27]      См.: Батяев А.А. Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» ст.32

[28]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 59

[29]      См.: ФКЗ «О судебной системе в РФ» №1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г., ст. 15; ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 14

[30]      См.: Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июля 1992 г, ст.16

[31]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст.16

[32]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 9

[33]      См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст.8

[34]      См.: Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов

[35]      См.: ФКЗ «О конституционном суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 11

[36]  См.: ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г., ст. 17

[37]      См.: Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации, стр. 36-39.

[38]      См.: Батяев А.А. Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» ст. 13

[39]      См.: Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. "Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей"

[40]      См.: ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (СЗ РФ, 1995, N 17, ст. 1455; 1999, N 2, ст. 238)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...