Налоговый механизм инвестиционной деятельности в Республике Корея.
В Южной Корее, начиная с 1991 года, доля государственных ассигнований в научные исследования и разработки не превышает 5% общенациональных вложений в науку, и, соответственно, основные средства вкладывает бизнес. Базовый пакет мер стимулирования инновационной активности закреплен в Законе о поддержке технологического развития (Technology Development Promotion Law) и в Законе о развитии промышленности (Industrial Development Law)[[2]]. Наряду с тонкими и регулярно пересматриваемыми налоговыми инструментами воздействия на промышленную науку, в стране в течение 35 лет действует достаточно жесткая система резервирования финансовых средств для развития технологий (Technology Development Reserve Fund System). Ее базовой позицией является требование выделения определенной доли доходов компании на вложения в науку. В этом случае при расчете доходов данная сумма заносится в графу «убытки». В настоящее время размер так называемого резервного фонда вырос до 3% от суммарного объема продаж в текущем году, и он должен быть израсходован на условиях льготного налогообложения в течение 3 лет. По истечении этого срока, остатки средств переходят в разряд прибыли и облагаются соответствующим налогом, что является своеобразным штрафом за недовложение средств в науку. Резервные фонды должны иметь предприятия, относящиеся к следующим отраслям: обрабатывающая и добывающая промышленность, оборонный комплекс, строительство, сфера услуг по обработке информации и данных. Средства из резервного фонда могут быть вложены в любой вид деятельности, ориентированный на совершенствование или создание новых технологий. Но в соответствии с поправками в налоговое законодательство от 2008 года к конкретным видам работ в рамках ИР, которые не могут оплачиваться из резервного фонда, т.е. обладать налоговыми преференциями, следует отнести:
· общее управление; · оценка качества и исследование рынка; · сбор информации; · анализ бизнеса и эффективности управления; · юридическое сопровождение, включая патентную защиту; · исследования и разработки, относящиеся к третьей стороне.[3] В отличие от многих стран, использующих налоговые стимулы для содействия развитию конкретных направлений бизнеса, Южная Корея очень широко применяет этот инструмент стимулирования экономической активности в стране, решая различные задачи, в значительной мере ориентированные на инновационную реструктуризацию экономики. Только в 2008 г. к ранее используемым был добавлен 7%-ый налоговый кредит для инвестиций в фармацевтическую промышленность. Также был введен 10%-ый инвестиционный налоговый кредит на новое или обновленное энергооборудование, включая оборудование, использующее солнечную или оптическую энергию. Правительство Южной Кореи - страны, занимающей четвертое место по объему импортируемой нефти в мире, было вынуждено пойти не только по пути финансирования программ по разработке технологий сохранения энергии, но и стимулирования использования альтернативных источников энергии. В национальную систему налогообложения Южной Кореи, ориентированную на стимулирование инновационной активности частного бизнеса, за период 1981- 2009 гг. изменения, иногда принципиального характера, вносились более 10 раз. Если в 1981 г. на весь объем ИР в частном секторе экономики распространялся 10%- ый налоговый кредит, увеличенный в 1986 г. дополнительно на 10% приростного кредита, то в последующие годы государство стало применять дифференцированный подход к крупному и малому бизнесу. В 1993 г., например, на предприятия малого и среднего бизнеса распространялась плоская шкала с 5%-ой ставкой, а крупный бизнес мог воспользоваться 50%-ой ставкой приростного налогового кредита. К настоящему времени за крупным бизнесом сохранилась 40%-ая ставка приростного налогового кредита, а изменения, внесенные в 2009 г. в налоговое законодательство страны, повысили ставку налогового кредита для научной деятельности малого и среднего бизнеса с 15% до 25%. Общий объем средств, полученных фирмами Южной Кореи в 2005 г. через систему налогового кредита, оценивается в 5,9 млн долл. (США) для крупных фирм и 0,13 млн долл. для малого и среднего бизнеса[[4]].
Налоговое законодательство Республики Корея активно используется для поддержки развития малого и среднего бизнеса, в том числе и в инновационной сфере. Но для того, чтобы попасть под действие данных налоговых преференций, малые и средние предприятия должны соответствовать конкретным критериям по своим размерам и роду деятельности, а также быть экономически независимыми. Так, в соответствии с законом о монопольном регулировании, сторонние собственники не должны владеть более чем 30% капитала подобной компании. Хотя основным критерием для отнесения компании к малому и среднему бизнесу в Южной Корее является показатель количества занятых, пределом также служит объем ежегодных продаж, превышающий 10 млрд вон (KRW). Таким образом, Республика Корея является одним из ведущих государств, которые занимаются инновационной деятельностью, государство, которое четко понимает и ставит перед собой задачи дальнейшего развития. Основными особенностями инновационной политики можно выделить: 1. основные средства на развитие инноваций выделяются частными фирмами; 2. ведущую роль по координированию инновационной деятельности со стороны государства выполняет министерство образования, науки и техники; 3. на данном этапе развития основные инновационные государственные программы направлены на развитие малого и среднего бизнеса; 4. базовый пакет мер стимулирования инновационной активности закреплен в Законе о поддержке технологического развития; 5. развитая система налогообложения и стимулирования развития инноваций. Дополнительный вопрос: отрасли, где распространяется государственная монополия.
Процессы глобализации и монополизации экономики предопределяют существенную активизацию роли государства в экономическом процессе. Так, например, крупнейшие финансово-промышленные группы Южной Кореи (чеболи) возникли прямо или косвенно в связи с реализацией государственных и импортозамещающих проектов в базовых отраслях – производстве цемента и удобрений, рафинированного сахара, нефтепереработке, крупномасштабном строительстве. Им предоставлялись всемерная поддержка, в том числе и государственные кредиты на льготных условиях. В Южной Корее действует государственная монополия в финансово-кредитной сфере; устанавливаются задания и субсидии для экспорта; контролируются внутрифирменные издержки и качество продукции, особенно в экспортных отраслях; крупные сельскохозяйственные предприятия принудительно дробятся; контролируется проникновение иностранного капитала и валюты в страну.
Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|