Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета основных видов расходов, составляющих большую часть себестоимости изготовленной продукции (работ, услуг).





Преобладающая часть основных расходов — прямые расходы, т.е. включаемые в себестоимость конкретного вида продукции на основании первичных документов (в них проставляются соответствующие коды изделия или номера заказов).

Сырье и основные материалы, израсходованные на производство продукции (работ, услуг), включаются в себестоимость на основании лимитно-заборных карт, требований, накладных. Первичные документы предварительно группируются по направлениям затрат материалов, и данные, которые в них содержатся, включаются в ведомость распределения расхода материалов по каждому структурному подразделению организации. Оцениваются расходы материальных ценностей в зависимости от принятой в организации методологии.

На основании ведомостей распределения материальных расходов на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:

Д-т 20 К-т 10.

В этом случае в себестоимость конкретного вида продукции включаются фактически произведенные расходы конкретных материальных ценностей.

Если же из одного вида материальных ценностей производятся несколько видов изделий, то между себестоимостями каждого вида продукции расход материалов распределяется. Такое распределение может производиться по методике, наиболее отвечающей особенностям производства (например, пропорционально: расходу материальных ценностей по нормам, установленным на единицу продукции; установленному коэффициенту расхода; количеству или весу изготовленной продукции и др.).

Стоимость возвратных отходов уменьшает расходы на производство продукции. Обычно возвратные отходы приходуются на склад по накладным, оцениваются по ценам возможного использования и отражаются на счетах бухгалтерского учета следующей записью:

Д-т 10 К-т 20.

В себестоимости конкретных видов продукции возвратные отходы отражаются прямым (по документам) или косвенным (после дополнительных расчетов) способами.

Покупные изделия и полуфабрикаты, услуги сторонних организаций, как правило, предназначены для изготовления конкретных видов продукции. Поэтому в себестоимость этих видов они и включаются прямым способом на основании расходных документов.



В себестоимость конкретного вида продукции технологическое топливо и энергия включаются на основании первичных документов или показаний измерительных приборов (счетчиков). Если прямое отнесение невозможно, то расходы топлива и энергии распределяются косвенным путем пропорционально количеству часов работы оборудования с учетом его мощности или норм расхода энергоресурсов на единицу продукции.

Оплата труда производственных рабочих включается в себестоимость конкретного вида продукции (работ, услуг) на основании табелей учета использования рабочего времени, нарядов, рапортов, ведомостей и др. На основании первичных документов, сгруппированных по направлениям расходов, составляются ведомости распределения заработной платы по каждому структурному подразделению организации. На основании этих ведомостей распределения на счетах делаются записи:

Д-т 20 К-т 70.

Отчисления на социальные нужды включают в себестоимость продукции в установленных законодательством процентах от начисленной заработной платы. Такие отчисления рассчитываются в ведомостях распределения заработной платы по направлениям произведенных расходов. Данные из ведомостей переносят в сводный регистр для обобщения всех расходов на производство продукции (работ и услуг). После расчетов на счетах делаются записи:

Д-т 20 К-т 69.

Кроме основных расходов существуют и накладные расходы. Накладные расходы возникают в связи с организацией, обслуживанием производственного процесса и управлением им. Состоят накладные расходы из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Общепроизводственные(цеховые) расходы связаны с обслуживанием и управлением производствами (цехами, структурными подразделениями, мастерскими и т.д.) организации. Состав и размер ОПР определяется сметами, составляемыми организацией самостоятельно, на содержание и эксплуатацию оборудования, управленческих и хозяйственных расходов подразделения. Составляются сметы по каждому структурному подразделению отдельно. Целью планирования расходов и выделения в фактической себестоимости продукции самостоятельных калькуляционных статей является постоянный контроль за соблюдением смет и сопоставления фактически низведенных расходов с запланированными.

Планирование и учет ОПР может производиться по следующей номенклатуре статей:

• амортизация производственного оборудования и транспортных средств;

• отчисления в ремонтный фонд или затраты по ремонту производственного оборудования и транспортных средств;

• расходы по эксплуатации оборудования;

• заработная плата и отчисления на социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование;

• содержание аппарата управления цеха;

• содержание зданий цехов и цеховых сооружений;

• расходы на проведение испытаний, опытов и исследований;

• охрана труда работников цеха;

• потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам и др.

Формируются ОПР обычным порядком, т.е. на основании первичных расходных документов. Например, расходы материальных ценностей оформляются требованиями или накладными, амортизационные отчисления — ведомостями начисления амортизации, затраты на оплату труда — нарядами, ведомостями, табелями и т.д. Синтетический учет ОПР ведется на активном собирательно-распределительном счете 25. Аналитический учет по этим расходам ведется в специальных ведомостях по каждому цеху (структурному подразделению) в разрезе статей сметы.

На основании первичных документов, подтверждающих факт и сумму произведенных ОПР, на счетах бухгалтерского учета делаются записи:

Д-т 25 К-т 02, 10, 60, 70, 69 и др.

По окончании месяца сумма ОПР, учтенная по дебету счета 25, списывается. Списание означает расчленение всей суммы ОПР, т.е. обнуление (закрытие) счета.

ОПР относятся на себестоимость готовой продукции, т.е. уже законченной обработкой, и на себестоимость остатков незавершенного производства, оставшихся на конец месяца. Затем сумма ОПР, приходящаяся на себестоимость готовой продукции, распределяется между себестоимостями отдельных видов продукции пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих, прямым затратам материалов и заработной платы или другим показателям. Сама организация выбирает базу распределения ОПР.

При распределении ОПР пропорционально оплате труда рабочих сначала определяется отношение общей суммы общепроизводственных расходов по цеху к общей сумме заработной платы производственных рабочих по цеху. Затем найденный процент умножается на сумму основной заработной платы производственных рабочих, учтенную по каждому виду продукции цеха. В итоге получается доля ОПР, приходящаяся на этот вид продукции.

На основании такого расчета по распределению ОПР, оформленного бухгалтерской справкой, на счетах делается следующая запись:

Д-т 20 (изделие 1)

Д-т 20 (изделие 2) и т.д.

К-т 25.

Следующий вид накладных расходов — это общехозяйственные расходы. Они связаны с управлением и обслуживанием организации в целом. Состав и размер этих расходов также определяется сметой.

Планирование и учет ОХР может вестись по следующей номенклатуре статей:

• содержание аппарата управления организации;

• расходы на служебные командировки аппарата управления организации;

• содержание пожарной, военизированной и. сторожевой охраны;

• представительские расходы, связанные с деятельностью организации;

• содержание прочего хозяйственного персонала;

• канцелярские и почтово-телеграфные расходы;

• амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

• отчисления в ремонтный фонд или затраты на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;

• расходы на содержание зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;

• затраты на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общехозяйственных лабораторий;

• расходы на охрану труда работников предприятия;

• подготовка и переподготовка кадров;

• обязательные отчисления, налоги и сборы;

• непроизводительные ОХР.

Синтетический учет ОХР ведется на активном собирательно-распределительном счете 26. Аналитический учет ОХР ведется на счете 26 по статьям сметы в отдельной ведомости. Все фактические расходы собираются и отражаются записями:

Д-т 26 К-т 02, 10, 60, 70, 69 и др.

В конце каждого месяца ОХР списываются. Распределяются ОХР между готовой продукцией и незавершенным производством, оставшимся на конец отчетного месяца, а затем затраты, приходящиеся на готовую продукцию, распределяются между отдельными ее видами пропорционально выбранной базе или способу списания. Списать эти расходы можно двумя способами:

1) включением в затраты на производство конкретных видов продукции путем распределения, аналогичного распределению ОПР. На счетах бухгалтерского учета это отражается следующим образом:

Д-т 20 (изделие 1)

Д-т 20 (изделие 2) и т.д.

К-т 26.

Базой распределения ОХР могут выступать: основная заработная плата производственных рабочих; прямые затраты; затраты сырья и материалов и т.д.

2) ОХР как условно-постоянные расходы списываются на счет «Продажи», минуя счет «Основное производство» путем распределения между видами реализованной продукции:

Д-т 90, субсчет «Себестоимость продаж» (изделие 1)

Д-т 90, субсчет «Себестоимость продаж» (изделие 2) и т.д.

К-т 26.

При списании ОХР на счет 90 они распределяются между видами реализованной продукции (работ или услуг) пропорционально выручке от реализации, производственной себестоимости продукции или другому показателю, выбранному организацией самостоятельно.

Выбор того или иного способа списания ОПР или ОХР должен быть отражен в учетной политике организации. Конечно, второй способ значительно упрощает списание ОХР. Однако он применим при условии, что вся продукция, к которой относятся ОХР, реализована или удельный вес этих расходов в себестоимости продукции незначителен.

Фактические данные после учета и распределения накладных расходов заносятся в ведомость сводного учета расходов на производство продукции (работ, услуг).

Т.о., в конце отчетного месяца, после распределения и/или списания накладных расходов счета 25 и 26 закрываются и остатков на конец месяца не имеют.

При определении себестоимости продукции расходы отчетного месяца корректируются на разницу в стоимости остатков незавершенного производства на начало и конец этого месяца.

К незавершенному производству относится продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также неукомплектованные изделия, не прошедшие технические испытания и не сданные на склад готовой продукции. Не относятся к незавершенному производству: неисправимый брак; материалы в цехах, не начатые обработкой; детали, узлы и изделия по аннулированным заказам и т.д.

В бухгалтерском учете фактическая величина расходов в незавершенном производстве представляет собой величину дебетового сальдо по счету 20 «Основное производство».

В производствах, имеющих постоянные переходящие остатки незавершенного производства, для определения расходов, приходящихся на выпущенную из производства готовую продукцию, необходимо в конце месяца знать их количество и производить оценку.

Количественный учет движения остатков незавершенного производства ведут работники диспетчерских служб структурных подразделений (цехов и пр.). Т.о., для определения стоимости остатков незавершенного производства используются данные оперативного учета. Однако наиболее точные данные об остатках расходов в незавершенном производстве можно получить только путем проведения инвентаризации незавершенного производства.

Оценку остатков незавершенного производства рекомендовано производить:

а) в единичном производстве — по фактически произведенным затратам;

б) в массовом и серийном производствах — по нормативной плановой) производственной себестоимости; по прямым статьям затрат; по стоимости фактически израсходованных сырья, материалов и полуфабрикатов. Для такой оценки используют информацию количестве изделий или деталей, не законченных обработкой, о местонахождении и степени готовности. Затем складывают расходы по материалам и заработной плате по нормам и расценкам тех операций обработки, которые изделие (деталь) уже прошло. Такой расчет производится по всем незаконченным изделиям, работам или услугам.

При небольшом удельном весе и стабильности остатков незавершенного производства ОПР и ОХР относятся на остатки незавершенного производства в плановом (сметно-нормативном) размере.

 

 

Общая схема учета расходов по обычным видам деятельности представляет собой определенную последовательность выполнения учетных работ. Все учетные работы и процедуры условно можно разделить на следующие этапы.

Первый этап. Все фактические расходы в течение отчетного месяца на основании первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, начислению износа ОС и НМА, по расходам денежных средств и пр. отражаются на основных калькуляционных и собирательно-распределительных счетах.

Второй этап. Распределяются ОПР и ОХР. Учтенные предварительно на счетах 25 и 26, эти расходы сначала распределяются между выпущенной готовой продукцией и остатками незавершенного производства. Затем ОПР и ОХР списываются на счет 20 или на счет 90.

Третий этап. При наличии производственного брака на счете 28 «Брак в производстве» выявляются окончательные потери от брака. Такие потери определяются путем сопоставления себестоимости забракованной продукции и расходов по исправлению брака с суммами стоимости его по цене возможного использования и возмещениями, удержанными с виновников брака. Окончательные потери от брака, определенные по счету 28, списываются:

Д-т 20 К-т 28.

Т.о. после завершения этих этапов на счете 20 собираются все прямые и косвенные расходы на производство продукции (работ, услуг) за отчетный месяц.

Четвертый этап. Определяется фактическая производственная себестоимость выпущенной продукции. На этом этапе определяются и оцениваются остатки незавершенного производства на конец месяца. Стоимость остатков незавершенного производства остается как сальдо на конец месяца (или начало следующего) на счете 20 по каждому виду продукции. Затем по данным о фактических расходах, произведенных за месяц, изменениях остатков незавершенного производства и затратах, уменьшающих фактические расходы, определяют фактическую производственную себестоимость выпущенной из производства готовой продукции.

Фактическая себестоимость выпущенной продукцииопределяется следующим образом: к остаткам незавершенного производства на начало месяца (начальное сальдо по счету 20) прибавляют расходы за месяц (оборот по дебету счета 20), вычитают возвращенные и списанные суммы (возвратные отходы, потери от брака, простоев и др.) (оборот по кредиту счета 20), а также остатки незавершенного производства на конец месяца (конечное сальдо по счету 20). Эта сумма списывается со счета 20 и отражается бухгалтерской записью (в зависимости от выбранной организацией методики):

Д-т 40 или Д-т 43 К-т 20.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.