Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет темпераментов детей в учебно - воспитательном процессе




Знание темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в учебной и воспитательной работе. При этом надо иметь в виду следующее: при любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходи­мые, положительные черты, личности и поведения.

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвинический или флегматический. Во-пер­вых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, да и пути его еще недостаточно изучены, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говорилось, нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамент имеет и по­ложительные, и отрицательные сторона Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положитель­ные стороны, имея целью - создавать на основе данного темперамента ценные черты личности. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают ребенку в учебной работе и поведении.

Какова же должна быть стратегия воспитателя в отношении школьников различного темперамента?

У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной про­цесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать у ребят сдержанность в поведении и от ношениях с това­рищами и взрослыми. В трудовой деятельности v таких учащихся необходимо воспитывать после­довательность, аккуратность ипорядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том. что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же» работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять, По­скольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повы­шенным тоном не рекомендуется, это только усилит ею возбуждение. На холерика лучше дейст­вует подчеркнуто спокойный, тихий голос. Девиз в работе с холериком - «Ни минуты покоя» (дол­жен быть все время занят делом, иначе он свою активность направит на других).

Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспи­тательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействии люди с такой нервной системой не пе­реносят. Легкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхо­ликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше действовать и проявлять активность. Но следует соблюдать постепен­ность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

У детей меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через обществен­ную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистские чувства» чувства дружбы и товарищества.

Люди меланхолического темперамента, как указывалось, с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к новой деятельности, избегают всего нового, Эти свойства слабого типа нерв­ной системы учителю следует особенно помнить при работе с учащимися 1 класса. Девиз работы с меланхоликом — «Не навреди» (не кричать, не давить, не давать жесткие и резкие указания), Для работы с этими учениками будут полезны следующие правила, используемые учителем:

· Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса я бы­строго ответа на него, дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

· Желательно, чтобы ответ был не в устной форме, а в письменной;

· Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток вре­мени большой разнообразный, сложный материал;

· Лучше не заставлять их отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, следует отло­жить опрос на следующий урок, дав возможность позаниматься дома;

· Формировать уверенность в своих силах (поощрения);

· Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;

· Следует в минимальной степени отвлекать его внимание, соз­давать спокойную, не нервозную обстановку.

Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания - они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтом}, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необ­ходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, без­различие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи. Девиз вработе с флегматиком - «Не торопи» (не подгонять). Рекоменда­ции учителю:

· не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постелено;

· флегматики не могут прояв­лять высокую активность, в выполнении разнообразных заданий;

· давать время на обдумывание;

· не следует проводить их опрос в начале урока;

· в момент выполнения задания не следует их отвле­кать.

И наконец, у учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легко­мыслие. Девиз в работе с сангвиником - «Доверяй, но проверяй» (не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание).

На все типы темперамента полезное влияние оказывает школьная дисциплина, а также физическое воспитание и другие оздоровительные мероприятия. Разумеется, большую роль в овладении своим темпераментом играет самовоспитание — сознательная установка школьника на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.

Вопрос №18(1)

Дубровина стр.237-247

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...