Учет темпераментов детей в учебно - воспитательном процессе
Знание темперамента, отражающего особенности прирожденной организации нервной системы и влияющего на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в учебной и воспитательной работе. При этом надо иметь в виду следующее: при любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента, можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные черты, личности и поведения. В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвинический или флегматический. Во-первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, да и пути его еще недостаточно изучены, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говорилось, нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамент имеет и положительные, и отрицательные сторона Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны, имея целью - создавать на основе данного темперамента ценные черты личности. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают ребенку в учебной работе и поведении.
Какова же должна быть стратегия воспитателя в отношении школьников различного темперамента? У школьников-холериков надо стараться путем тренировки развивать отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно, мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически воспитывать у ребят сдержанность в поведении и от ношениях с товарищами и взрослыми. В трудовой деятельности v таких учащихся необходимо воспитывать последовательность, аккуратность ипорядок в работе, от них надо требовать хорошего выполнения всех заданий, помня о том. что холерик не любит однообразной и кропотливой работы. Страстность же» работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять, Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не рекомендуется, это только усилит ею возбуждение. На холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос. Девиз в работе с холериком - «Ни минуты покоя» (должен быть все время занят делом, иначе он свою активность направит на других). Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя на таких учащихся, проводя с ними воспитательную работу, всегда следует помнить, что в основе меланхолического темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействии люди с такой нервной системой не переносят. Легкость, тактичность, чуткость и доброжелательность в отношениях с детьми-меланхоликами особенно необходимы: чрезмерная строгость и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность. Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости и застенчивости, давать им возможность больше действовать и проявлять активность. Но следует соблюдать постепенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
У детей меланхолического темперамента необходимо развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать коллективистские чувства» чувства дружбы и товарищества. Люди меланхолического темперамента, как указывалось, с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к новой деятельности, избегают всего нового, Эти свойства слабого типа нервной системы учителю следует особенно помнить при работе с учащимися 1 класса. Девиз работы с меланхоликом — «Не навреди» (не кричать, не давить, не давать жесткие и резкие указания), Для работы с этими учениками будут полезны следующие правила, используемые учителем: · Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса я быстрого ответа на него, дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; · Желательно, чтобы ответ был не в устной форме, а в письменной; · Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой разнообразный, сложный материал; · Лучше не заставлять их отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность позаниматься дома; · Формировать уверенность в своих силах (поощрения); · Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним; · Следует в минимальной степени отвлекать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания - они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтом}, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи. Девиз вработе с флегматиком - «Не торопи» (не подгонять). Рекомендации учителю:
· не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постелено; · флегматики не могут проявлять высокую активность, в выполнении разнообразных заданий; · давать время на обдумывание; · не следует проводить их опрос в начале урока; · в момент выполнения задания не следует их отвлекать. И наконец, у учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие. Девиз в работе с сангвиником - «Доверяй, но проверяй» (не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание). На все типы темперамента полезное влияние оказывает школьная дисциплина, а также физическое воспитание и другие оздоровительные мероприятия. Разумеется, большую роль в овладении своим темпераментом играет самовоспитание — сознательная установка школьника на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств. Вопрос №18(1) Дубровина стр.237-247
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|