Сохраняется возможность чтения текстов, но при этом встречаются отдельные литеральные и вербальные парафазии. Темп чтения медленный.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ДОКЛАД На тему: Акустико-мнестическая афазия
Выполнил: Недавний Максим Павлович Содержание 1. Центральный механизм акустико-мнестической афазии 2. Клиническая и психологическая картина нарушения 3. Синдром акустико-мнестической афазии 4. Нейропсихологические критерии диагностики 5. Исследование речи и восстановительное обучение при акустико-мнестической афазии
Центральный механизм акустико-мнестической афазии Процесс слухового, акустического запоминания является прямым продолжением процесса восприятия, т. е. акустико-гностического анализа звукового состава слова. Любое внешнее воздействие, а тем более необходимость запомнить следующее слово, по смыслу не связанное с предыдущим словом, отвлечение на него внимания, неизбежно тормозит и блокирует акустико-мнестические процессы. Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области (А. Р. Лурия, 1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (рис. 18, поля 21 и 37).
Впервые была выделена и описана А. Р. Лурией. Раньше ее либо смешивали с сенсорной, считая эту форму афазии этапом развития последней, либо называли то проводниковой, то транскортикальной моторной афазией. Однако клиника афазии и экспериментальные данные дали возможность А. Р. Лурии, а затем его ученикам вычленить механизм этой формы афазии, описать синдром и сравнить ее с сенсорной, выделив ее в самостоятельную форму афазии. Функции этой области височной коры мало изучены; однако некоторые существенные черты отличают эти отделы от других: это наличие связи указанных отделов коры со зрительным анализатором, с древними формациями коры — лимбической областью и медиобазальными отделами, со слуховым анализатором — и отсутствие связей с периферией. Как и 22-е поле, эти отделы получают волокна из зрительного бугра.
К центральным механизмам акустико-мнестической афазии относятся: - нарушение слухоречевой памяти; - сужение объема акустического восприятия; - нарушение зрительных предметных образов-представлений. У больных свежие следы памяти считываются лучше, чем предшествующие, поэтому увеличение информации усиливает дефект. Не испытывая затруднений при повторении отдельных слов, больные затрудняются, как только им предлагают повторить серию слов. Нарушение процесса называния предметов связано с дефектами предметных образов, чувственной основы слова. Этот дефект может выступать на фоне хорошей спонтанной речи и негрубого нарушения понимания речи. Феномен отчуждения смысла слова связан с нестойкостью зрительных предметных образов. Имеется другой механизм – сужение объёма восприятия, который приводит к дефектам повторной речи и понимания обращённой речи. Чтение и написание доступно для больных.
Клиническая и психологическая картина нарушения Нарушение понимания. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка —- диван. — кот; лес — дом — ухо и т. д.). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова. При повторном прослушивании они также не удерживают либо их последовательность, либо опускают одно из них. Нарушение слухоречевой памяти наблюдается и при других формах афазий, однако при акустико-мнестической афазии это нарушение речевой памяти является основным дефектом, так как оказываются сохранными фонематический слух, артикуляторная сторона речи. У больных наблюдается повышенная речевая активность, компенсирующая трудности коммуникации.
Л. С. Цветкова (1975) объясняет невозможность удержания речевого ряда не только тормозительно слухоречевой памяти, но и сужением ее объема. Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания при этой форме афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из пяти — семи слов: человек может указать или дать не тот предмет, о котором идет речь, возникает его акустико-мнестическая дезориентированность, с трудом ориентируется в беседе с двумя-тремя собеседниками, «отключается» в сложной речевой ситуации, не может посещать доклады, лекции, утомляется при восприятии музыки и радиопередач. При втором варианте акустико-мнестической афазии, так называемой оптической афазии, трудности удержания на слух смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух с его зрительным представлением. Объясняется эта слабость зрительных представлений тем, что задневисочные отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными с затылочными, оптико-гностическими отделами. Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что зрительное представление о предмете становится неполным. При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются значимые для их опознания детали. Так, человек может недорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что недорисовываются те элементы предметов, которые, с одной стороны, специфичны именно для них, а с другой — связаны с многозначностью слова (например, слова: носик, гребешок, ручка). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан и т. д. Нарушение экспрессивной речи. При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико-мнестической афазии, как и при акустико-гностической афазии, сохраняет свой выраженный предикативный характер.
Трудности нахождения слов объясняются обеднением зрительных представлений о предмете, слабостью оптико-гностического компонента. Семантическая размытость значения слов приводит к возникновению обильных вербальных парафазии, редких литеральных замен, слияния двух слов в одно, например, «ножилка» (нож + вилка). Нарушение номинативной функции речи при акустико-мнестической афазии проявляется не только в трудностях при назывании, но и в подборе слов в собственной речи, в рассказах по картинкам и т. д. При рассказе по серии сюжетных картинок, пересказе текста, в спонтанной речи существительные замещаются местоимениями. Аграмматизм при акустико-мнестической афазии характеризуется смешением флексий глаголов и существительных в роде и числе. В отличие от акустико-гностической афазии высказывание при акустико-мнестической афазии отличается большей законченностью, в речи нет «речевой окрошки». Нарушение чтения и письма. При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е. смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной, так как больные имеют больше времени для подбора слов, выбора синонимов, а также фразеологизмов, способствующих «всплыванию в памяти» нужных слов, изредка наблюдаются литеральные парафразии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем). При записи текста под диктовку больные испытывают значительные трудности в удержании в слухоречевой памяти даже фразы, состоящей из трех слов, при этом они обращаются с просьбой повторить каждый фрагмент фразы. При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.
Дефекты слухоречевой памяти сказываются и в решении арифметических примеров. Например, при сложении чисел 27 и 35 больной пишет «2» и произносит «один в уме», и даже в том случае, если единица записана вблизи примера, он забывает ее прибавить к следующим слагаемым. Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушения слухоречевой памяти вторично приводят к трудностям нормальной реализации письма, чтения и счета.
Синдром акустико-мнестической афазии В нейропсихологический синдром акустико-мнестической афазии входят следующие симптомы: - нарушения понимания речи; - отчуждения значения и смысла слов; - нарушения устной экспрессивной речи – спонтанной, повторной; - нарушения номинативной функции речи, восприятия и оценки ритмов. Согласно концепции А. Р. Лурия, возникновение акустико- мнестической афазий обусловлено дефицитарностью слухо-речевого анализатора, но, в отличие от акустико-гностической формы, при этой афазий речевой слух не страдает, а ведущим дефектом является неполноценность слухоречевой памяти (Лу- рия А. Р., 1974, 1976; Дорофеева С. А., 1967а, б). Клинико- психологически это проявляется в значительном ограничении объема воспринимаемого речевого материала при его воспроизведении или запоминании без повторения. Повторение от- дельных звуков речи, простых слов не затрудняет больных. Трудности возникают при воспроизведении серии гласных звуков, слогов, слов, более длинных предложений. Наряду с этим имеет значение и семантический фактор —повторение серии из несвязанных по смыслу слов затрудняет больше, чем предложений из 3-х, реже 4—5 слов. Способность воспроизвести предложения определяется не только его длиной, но и сложностью построения. В более грубых случаях акустико-мне стической афазий дефект слухоречевой памяти может проявляться нарушением повторения сложных слов. Типичным для всех больных с данной формой афазий яв ляется нарушение номинации. Функция называния может нарушаться в большей или меньшей степени. Отчетливой разницы в назывании предметов и действий нет. Трудности называния выражаются увеличением латентного периода припоминания, вербальными заменами, реже литеральными или от казом от ответа. Иногда называние заменяется описанием на- значения предмета или ситуацией, в которой он встречается. Не- редко конкретное название изображений предметов заменяется их обобщенным понятием (стол — мебель» и т. п.). Вспомнить нужное слово помогает подсказка или контекст, хотя и не всегда.
Спонтанная и диалогическая речь фразовая, но в той или иной степени обедненная. Наблюдаются затруднения в нахождении нужных слов или выражений, паузы внутри предложе ний и между ними, вербальные и значительно реже литераль ные парафазии. Произносительных нарушений речи не отмечается, речь достаточно выразительная. Наиболее грубые затруднения вызывает составление фраз к сюжетным картинкам. Высказывания часто становятся бессвязными, изобилующими вербальными заменами, персеверациями, вводными словами, ненужными подробностями. Вместо одной короткой фразы появляются обрывки незаконченных предложений. Еще грубее нарушается повествовательная речь - способность к пе ресказу простого и короткого текста. Выявляются вербальные замены уже не отдельных слов, а целых предложений, вследствие чего искажается смысл повествования. Фразы обычно не заканчиваются, нарушается связь слов в предложениях и предложений друг с другом, иногда пересказ не имеет ничего общего с образцом. В процессе общения с больными создается впечатление, что они хорошо понимают обращенную речь, однако вследствие нарушения слухового внимания не всегда выполняют словесные инструкций. Понимание речи страдает также вследствие неудержания услышанного. Задания приходится повторять, тексты, а нередко и длинные инструкций предъявлять по частям. Нарушения слухоречевой памяти в известной мере являются причиной нарушения понимания сложных логико- грамматических конструкций. Нарушения письменной речи при акустико-мнестической афазий своеобразны. Не страдает способность узнавать буквы и синтезировать слоги, сохраняется возможность использовать как глобальный, так и аналитический способы чтения, т. е. механизм чтения не разрушается. Дефекты письма не определяются затруднением фонематического анализа, не страдает способность фонологической квалификации произнесенной фонемы (как у больных с акустико-гностической афазией), нет затруднений в нахождении соответствующий графемы. Чтение облегчает номинацию, активизирует стереотипы, хранящиеся в долговременной памяти. Те же функции выполняет и письмо, заставляя фиксировать внимание на структуре слова, закрепляет зрительный об- раз слов. Вместе с тем, письменная речь при этой форме не- полноценна: нарушается понимание и запоминание читаемого, письмо под диктовку, письменное называние, формулирование предложений. Причиной этих нарушений также является неполноценность функции запечатления следов услышанного. В редких случаях у больных с акустико-мнестической афазией выявляются элементы теменной симптоматики: нарушение праксиса позы, право-левая ориентировка, конструктивный праксис, идеомоторная апраксия, нарушение счетных опера ций. Локализация очага поражения преимущественно в средне-задних отделах левой височной доли.
Нейропсихологические критерии диагностики 1.Выполняются письменные задания, хотя встречаются неточности в понимании более сложных команд и конструкций. Возможно также частичное понимание прочитанных про себя текстов. 2. Самостоятельное письмо возможно, но отражает особенности экспрессивной речи больного. Письмо под диктовку сохранено, но осуществляется с параграфиями. Сохраняется возможность чтения текстов, но при этом встречаются отдельные литеральные и вербальные парафазии. Темп чтения медленный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|