Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав работ на основных стадиях и этапах исследования

Конкретный состав этапов работ каждой из стадий исследования систем управления определяется условиями, в которых они осуще­ствляются. Вместе с тем для общего случая исследования СУ целесооб­разно предусмотреть выполнение работ, представленных в табл. 1.

Таблица 1. Стадии, этапы и примерный состав работ прикладного исследовании систем управления

Стадия Этап Состав работ Документация
1 2 3 4
Подгото- вительная     Предва- рительное обследо- вание (диагност ика) СУ     Проведение экспресс-обоснования необходимости проведения иссле- дования (выявление проблем) СУ Подготовка и издание приказа о проведении исследования Создание КРГ и рабочих органов по проведению исследования Разработка методики проведения исследования Планирование работ по исследова- нию СУ Проведение учебы персонала Разработка программы предваритель- ного исследования (диагностики СУ) Сбор информации и проведение ее предварительного анализа, условий и методов исследования СУ. Фор- мулирование предварительных ра­бочих гипотез Определение требований к СУ Справка     Приказ   Положение о КРГ Методика План-график Учебные планы Справка Программа   Отчет     Протокол согласования  
  Деталный ана- лиз СУ     Разработка программы детального анализа СУ Сбор НТИ (НТД, НМД, ТД и др. материалов)     Программа   Банк данных икомплект источников НТИ
    Проведение детального анализа СУ в соответствии с Программой, вклю- чая определение стратегического по- ложения организации на рынке Отчет с эс- кизной раз- работкой СУ  
    Разработ- ка ТЗ   Определение целей и разработка за- дач, этапов исследования, основных требований к СУ, формулирование обобщенных рабочих гипотез, спосо- бов реализации результатов исследо- вания, перечень подлежащей разра- ботке документации, порядок рас- смотрения и приемки работ, ТЭО, разработка плана-графика работ Проект ТЗ    
    Согласование и утверждение ТЗ ТЗ
Исследо- вательско- проектная   Разработ- ка и выбор направле- ний ис- следова­ния (раз- работка ТП) СУ   Сбор и изучение НТИ (НТД, НМД, ТД и др. материалов)     Формулирование исходных гипотез (на основе рабочих) по разработке стратегического видения и миссии предприятия и решения других задач СУ, обоснование и установ- ление целей, разработка стратегии развития предприятия, определе- ние направлений исследования, способов достижения целей и ре- шения  поставленных в ТЗ задач, сравнительные исследования, раз- работка основных положений СУ, унификация и стандартизация до- кументов управления, разработка методики проведения исследовательско-проектных работ и ТЗ для программированных задач управления, оценка эффективности Рассмотрение и утверждение на- правлений исследования (ТП) СУ   Банк данных и комплект источников НТИ Отчет, по­яснительная записка, методика, формы до- кументов, ТЗ на про- граммиро- ванные за- дачи (проект ТП)   Направления исследова- ния (ТП)
    Проведе- ние ис- следова- ний   и проект- ных работ (разра- ботка РП) СУ   Разработка рабочих гипотез, по- строение моделей СУ, проведение теоретических и эксперименталь- ных исследований, обработка дан- ных, сопоставление исследований, проверка исходных гипотез, типи- зация управленческих процессов и документации, разработка рабочей документации для решения про- граммированных задач, процедур управления и других документов СУ Апробация, корректировка модели СУ, проведение дополнительных ис- следований (при необходимости), формулирование новых закономер- ностей, прогнозов и т.п., корректи- ровка рабочей документации СУ   Поясни- тельная   за- писка, ком- плект рабо- чей доку- ментации   Поясните- льная запис- ка, комплект рабочей до- кументации    

 

 

    Оценка готовности организации к реализации (внедрению) рабочей документации СУ Разработка планов мероприятий по реализации рабочей документации СУ Оценка эффективности исследова­ний и проектных работ Аналитиче­ская справка Проекты планов реа­лизации Расчет эф­фективности  
Оформ­ление отчетно­сти, экс­пертиза исследо­ваний и проект­ных работ (РП) СУ   Оформление отчета о проведении исследований и проектных работ (проекта РП) СУ, его рассмотрение и утверждение. Организация   и   проведение экспертизы  исследований  и проектных работ (РП) СУ. Корректировка документации (РП) СУ по результатам экспертизы Утвержден­ный отчет (РП) Акты, свод­ки замечаний Откорректи­рованная документация (РП), прото­кол согласо­вания
Реализа­ции (вне­дрения) и совер­шенство­вания   Выполне­ние пла­нов реа­лизации рабочей докумен­тации (РП) СУ Контроль и анализ реализации рабочей докумен­тации СУ     Подготовка и издание приказа о введении в действие утвержденной рабочей документации СУ и вы­полнение планов мероприятий по ее реализации Организация выполнения планов мероприятий по реализации рабо­чей документации СУ Контроль реализации рабочей до­кументации (РП) СУ Корректировка хода реализации рабочей документации (РП) СУ по результатам контроля Анализ реализации рабочей доку­ментации (РП) СУ Приказ Приказы, распоряже­ния,  акты, отзывы Акты, кон­трольные карты Приказы, распоряже­ния, допол­нения, изме­нения и т.п. Справки, рекоменда­ции  
  Обобще- ние    и оценка результа- тов ис- следова- ния    и функцио- нирова- ния СУ   Обобщение результатов исследова- ния и функционирования СУ Оценка полноты достижения целей и решения задач СУ. Оценка фак- тической эффективности СУ Рассмотрение результатов исследо- вания и функционирования СУ. Проведение приемо-сдаточных работ Проведение работ по коммерциа- лизации рабочей документации (ТЗ, ТП, РП) СУ Справка   Расчет     Протокол, акт     Контракты  
  Совер- шенство- вание СУ         Анализ функционирования и про- ведение работ по исследованию СУ   Корректировка рабочей докумен- тации и разработка новых рабочих документов (РП) СУ     Выполнение мероприятий по раз- витию и совершенствованию СУ   Аналитиче- ские справ- ки, отчеты Откорректи- рованная и новая рабо- чая  доку- ментация Приказы, распоряже- ния, акты

Содержание исследовательских работ на подготовительной стадии

Подготовительную стадию исследования СУ в случаях, преду­сматривающих внедрение его результатов, т.е. включающих выпол­нение работ по проектированию систем и реализации всех проект­ных решений, не без оснований можно называть предпроектной. Это наиболее значимая стадия создания подобных систем.

Применительно к СУ, использующим принципы системного управления, необходимо учитывать многие особенности этой стадии что требует выработки соответствующих методических положений по ее проведению. Как показывает имеющийся опыт, в большинстве случаев основными здесь являются этапы, связанные с проведением диагностики, детального анализа действующих на предприятии сис­тем и разработкой ТЗ на создание проекта такого вида систем. Это наиболее трудоемкая часть всей работы.

От глубины проведения анализа, обоснованности выводов и правильности заложенных в ТЗ решений во многом изначально за­висит эффективность всего исследовательского проекта прикладного характера.

Перед подготовкой и изданием приказа о проведении исследо­вания СУ целесообразно провести предварительные работы, обосно­вывающие необходимость выполнения таких исследовательских ра­бот. Достаточной объективностью на первом этапе работ, исключи­тельно малой трудоемкостью и простотой отмечается обоснование, базирующееся на экспресс-опросе (ответах) менеджерского состава предприятия.

Анкетирование наиболее часто используется в практике исследо­ваний, так как оно позволяет с меньшими трудозатратами собрать мнения и точки зрения опрашиваемых. Очень важно при анкетиро­вании правильно, просто и однозначно, кратко и в то же время с необходимой полнотой сформулировать вопросы в анкетах.

Обычно процесс разработки анкеты включает:

• определение формы и содержания обращения к опрашиваемому;

• выбор типа вопросов;

• формулирование вопросов;

• изложение необходимой для опрашиваемого информации;

• разработку формы анкеты.

Далее следует разработать шкалу диапазонов, позволяющих на основе числа положительных ответов на вопросы анкеты однознач­но давать рекомендации о необходимости проведения прикладного исследования СУ. Объективность таких рекомендаций обеспечива­ется максимально искренними и правильными ответами.

Методически анкетный опрос предпочтительнее проводить в письменной форме.

По результатам опроса и полученным рекомендациям можно выявить основные проблемы и выяснить следует ли на данном предприятии проводить прикладное исследование СУ. По ответам на вопросы можно также определить положительные (сильные) и отрицательные («узкие») места в СУ, а также установить некоторые причины негативных сторон системы, обусловивших низкий уро­вень управления.

Разработка и содержание программы исследования СУ во мно­гом определяется моделью системы. Однако независимо от модели при составлении программы следует предпочесть системный подход. Это обусловливает необходимость формирования перед составлени­ем программы прежде всего целей исследования. Ключевым направ­лением всей программы при этом должны стать вопросы сравни

тельного анализа исследуемой СУ с современными требованиями управления. В программе в первую очередь должны быть предусмотрены вопросы анализа сравнительного соответствия элементов СУ предъявляемым к ним требованиям. В основном целью исследования должны стать определение не только негативных расхожде­ний, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и приведение СУ в соответствие с требованиями современных систем, целями и задачами, стоящими перед организацией.

При анализе, например, планируемых (нормируемых) показате­лей в программе можно предусмотреть использование таблиц опре­деленного вида (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Матрица анализа выполнения плановых (нормируемых) показателей системы управления (вариант)

Пока

за-

тель

 

План

за

исследуе­мый пери-

од.

 

Фактически

 

 

Выпол-

нение

плана, %

(100 х факт/план)

 

Темп

роста,

%(100 х факт, за ис-след.

пери­од/факт.

за пре-

дыдущий

период)

Относи-

тельное

откло-

нение, (факт— план)/п

лан

 

Прим

е-

чание

 

 

за преды­дущий период за пери­од ис­следо- вания  
1 2 3 4 5 6 7 8
               

При системном подходе в программу следует также включать та­кие вопросы: сравнение качественных сторон элементов производ­ственной системы (продукции, экономических результатов в облас­ти качества, производственных функций, производственной струк­туры и др.); сравнение элементов управляющей системы (элементов входа, общих и специальных функций управления качеством, оргструктуры, методов управления и др.). Наряду с указанным в про­грамме необходимо также учитывать передовой опыт исследователь­ских работ аналогичных систем.

На подготовительной стадии по результатам детального анализа составляется отчет или аналитическая справка, где указываются:

• результаты сопоставления различных элементов;

• оценка эффективности действующей системы по достижению ее целей и возможности использования для создания более совершенной СУ;

• предложения по совершенствованию действующей системы и преобразованию ее в современную СУ, удовлетворяющую современ­ным требованиям управления и потребителей.

Разработку ТЗ на исследование СУ осуществляют на основе ре­зультатов анализа. В нем устанавливаются требования к СУ и порядку ее создания. Здесь также желательно предусмотреть такие разделы:

• основание для разработки проекта систем — на основании ка­кого распорядительного документа или другого решения проводится исследование;

• цели проведения исследовательских и проектных работ системы;

• результаты исследования на подготовительной стадии — дают­ся краткая характеристика предприятия и основные результаты про­веденного анализа; отчет или аналитическая справка об анализе вы­носится в приложение к ТЗ;

• общие требования к построению СУ — формулируются прин­ципы, правила построения и требования к системе в целом и ее от­дельным подсистемам, элементам с учетом дополнений со стороны потребителя;

• сроки разработки проекта систем — с указанием сроков разра­ботки проекта систем для каждого элемента и подсистемы и их оче­редности с указанием ответственных исполнителей-подразделений;

• требования (задания) к объектам исследования систем — ука­зываются все необходимые конкретные разработки, изменения и дополнения к действующей СУ, в том числе целевые программы, обеспечивающие достижение целей проекта, а также проектные формы их представления, причем по каждой форме представления — проектируемому документу — дается дата начала и окончания работ, указывается исполнитель (требования-задания, например при сис­темном подходе, целесообразно группировать обобщенно: сначала для построения СУ в целом и совершенствования элементов произ­водственной системы, а затем для построения проектов каждой из подсистем, а к каждому заданию целесообразно, исходя из материа­лов анализа и имеющегося опыта у разработчиков ТЗ, давать пред­ложения и рекомендации по их выполнению);

• объемы и источники финансирования всех работ;

• состав, содержание и организация работ по внедрению разра­ботанных предложений — содержит перечень этапов и состав работ и мероприятий по подготовке и внедрению проектных документов, сроков выполнения, исполнителей, форм их завершения;

• технико-экономическое обоснование предложений — опреде­ляется величина экономического эффекта по условиям использова­ния за установленный расчетный период времени на основе стоимо­стных оценок результатов и затрат на разработку и внедрение проекта;

• порядок приемки СУ — включает информацию о порядке приемо-сдаточных работ, предъявления потребителям, при необхо­димости аттестации и сертификации систем и т.п.;

• нормативно-технические и методические источники проекти­рования — определяются и перечисляются НТД и НМД и другая документация, справочные и авторитетные литературные источники, которые могут быть использованы для разработки проекта (в переч­не могут указываться также проекты-аналоги подобных систем, ти­повые проекты, монографии и т.п.;

• перспектива продолжения работ — излагаются направления развития и совершенствования систем;

• приложения — перечень подразделений и должностных лиц, согласовывающих основные документы систем, отчет или аналити­ческая справка об анализе, обоснования проведения тех или иных работ и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...