Психологические особенности артистов цирка
Цирковое искусство разнообразно по своим жанрам. Специфика каждого из них требует проявления различных способностей, а следовательно, и различных задатков, в качестве которых выступают типологические особенности проявления свойств нервной системы. В работе Н. Е. Высотской с соавторами (1974) показано, что для акробатов-темповиков, жонглеров и иллюзионистов характерны слабая нервная система, высокая подвижность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением по «внешнему» балансу. Эта типология полностью соответствует характеру их деятельности, связанному с быстротой движений — их ведущим качеством. М. К. Акимова (1974) также полагает, что высокая лабильность и подвижность нервных процессов способствуют овладению навыками жонглирования. Для силовых акробатов, гимнастов и джигитов характерны другие типологические особенности: слабая нервная система, инертность возбуждения и уравновешенность нервных процессов по «внешнему» балансу. Инертность возбуждения служит задатком хорошей двигательной памяти (для гимнастов и джигитов), а слабая нервная система — базой для проявления высокой чувствительности (что особенно важно для силовых акробатов, у которых большую роль играет удержание равновесия). У канатоходцев и эквилибристов обнаружены слабая нервная система, подвижность нервных процессов, уравновешенность по «внешнему» балансу и преобладание торможения по «внутреннему». Последнее обеспечивает устойчивость позы тела, так как пробу Ромберга на статическое равновесие лучше выполняют лица с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу, а не с уравновешенностью и тем более не с преобладанием возбуждения.
Своеобразна типология у клоунов. Наличие у многих из них большой и средней силы нервной системы, инертности нервных процессов создает основу для высокой работоспособности в течение длительного времени. Очевидно, это связано с тем, что клоунада — единственный жанр циркового искусства, представители которого выступают с короткими сценками в течение всего многочасового представления. В целом же, преобладание у артистов цирка слабой нервной системы оправдано тем, что она способствует проявлению артистизма, а преобладание у них возбуждения или склонности к этому по «внешнему» балансу содействует эмоциональности выступлений. Психологические особенности актеров В ряде исследований актеров и студентов, обучающихся актерскому мастерству, выявлены типичные для них личностные характеристики. Известно, что эмоциональность — одно из важных профессиональных качеств артистов, особенно актеров драматических театров. Они должны изображать эмоциональные переживания своих героев, а это требует от них собственного глубокого сценического переживания, которое, по данным А. П. Ершовой (1968), зависит от эмоциональной возбудимости и реактивности, а также от богатого чувственно-конкретного воображения. В ее исследовании было выявлено, что у подростков, наиболее способных к актерскому творчеству, было более выраженное увеличение амплитуды КГР и частоты сердечных сокращений в ответ на мысленное представление эмоционально окрашенной ситуации. По данным В. В. Близновой и М. Н. Шевцова (1977), студенты отделения театральной режиссуры имеют более высокий нейротизм и, следовательно, большую эмоциональную нестабильность, чем студенты университета. Н. П. Алексеев с соавторами (1983) показали, что студенты театрального вуза, успешно овладевающие основами актерской профессии, характеризуются значительно большей эффективностью управления КГР (ее произвольная активация и произвольное угашение) с помощью мысленного представления эмоционально окрашенных ситуаций. В то же время авторы отмечают, что высокая эмоциональная реактивность сама по себе не является показателем актерской одаренности или профессионального мастерства. Скорее, важна умеренная эмоциональная реактивность, но при высокой эмоциональной лабильности.
Лица, занимающиеся актерским творчеством, намного полнее и более дифференцированно отражали внешний облик других по сравнению с испытуемыми-инженерами. Элементов, составляющих этот облик, они отметили в 2,9 раза больше, чем инженеры. Описывая эти элементы, различных признаков в них они указали в 8,5 раза больше, чем испытуемые из группы инженеров. На особенности мимики они обращали внимание в 2,1 раза чаще, чем инженеры, на особенности оформления внешности - в 2,4 раза чаще и на особенности физической наружности они указывали в 4,5 раза чаще, чем инженеры. Столь же значительными оказались различия между актерами и инженерами, когда были сравнены характеристики, которые они давали личностным особенностям других людей. Испытуемые-актеры отмечали особенности речи в 2,5 раза чаще, указывали на память и воображение характеризуемых в 2,7 раза чаще, чем инженеры. Чаще группы испытуемых-неактеров они пробовали определить кругозор описываемых людей, прогнозировать их творческие возможности и дать общую личностную оценку каждому. В то же время актеры значительно реже, чем неактеры, пытались определить отношение к труду и степень развития воли у характеризуемых лиц. Сравнение содержания образов, а также понятий, которые формируются при познании самих себя у лиц, занятых актерским творчеством и, наоборот, от него далеких, также выявило наличие заметных различий между этими группами испытуемых. Испытуемые-актеры отметили различных элементов в своем внешнем облике в 5,85 раза больше, чем инженеры. Признаков, относящихся к этим элементам, они называли в 10,6 раза больше, чем инженеры. На особенностях своей физической наружности они остановили свое внимание в 5,9 раза чаще, на характеристиках экспрессии - в 3,7 раза чаще и на оформлении собствен-ной внешности - в 1,9 раза чаще, чем испытуемые-инженеры.
Раскрывая различные стороны в собственной личности, актеры употребляли для их обозначения в 4,2 раза больше психологических терминов-понятий, чем испытуемые из группы инженеров. У испытуемых-актеров (особенно у опытных актеров) по сравнению с группой инженеров проявилась способность более четко и точно «схватывать» индивидуальное своеобразие каждого из предложенных им для оценки людей (в том числе и их самих). Бодалев А. А, 1972. С. 26-27.
В. И. Кочнев (1986) выявил ряд особенностей эмоциональной реактивности более успешных студентов актерского отделения по сравнению с менее успешными. Первые характеризовались более высоким исходным уровнем эмоциональной активации и менее выраженной тенденцией к увеличению этого уровня после удара током. Они же характеризуются большей амплитудой и меньшим временем КГР на воображаемый удар током. У них наблюдалось большее соответствие амплитуды реакции на воображаемый удар током амплитуде реакции на действительный удар током. А. Н. Доценко и Б. В. Тихонов (1989) выявили личностные особенности успешных и неуспешных студентов-актеров. Успешные характеризовались большей интеллектуальностью, импульсивностью, смелостью, направленностью на себя, высокой тревожностью и стрессонеустойчивостью, интровертированно-стью. Неуспешные были более уравновешенными, менее тревожными, стрессоустойчивыми, общительными. По данным Л. Г. Брылевой (1983), драматические актеры отличаются высокой доминантностью (ведут за собой зал) и неозабоченностью условностями и нормами общества, а также самоконтролем как возможностью актуализации вовне созданных внутри образов. В результате исследования актеров драматического театра Т. В. Пахомова (1998) дала их психологический портрет. Представителям актерской профессии свойственны чувствительность, тревожность, общительность, экспрессивность в общении и выражении эмоций, стремление к успеху у зрителей и признанию критиков и коллег, реализации своих потенциальных возможностей. Им присущи эмоциональность, развитое воображение, заразительность, оригинальность мышления.
Л. О. Исмайлова (1999) выявила у актеров по сравнению с людьми технических профессий повышенную личностную тревожность и эмоциональную неустойчивость (нейротизм). Эмпатийность тоже больше выражена у актеров, но существенные различия выявлены только между группами мужчин. Между актерами-мужчинами и актерами-женщинами различий по эмпатии нет, а тревожность выше у женщин. Поведение актера в процессе переживания роли (особенно в эмоционально напряженных, конфликтных сценах) характеризуется сравнительно низким уровнем организации с точки зрения обстоятельств роли и одновременно - предельно высокой адекватностью по отношению к задаче, стоящей перед ним как субъектом деятельности. Выявляется хорошо ощутимое противоречие между эмоциональным состоянием актера как изображаемого персонажа и высокоадаптивным поведением его как субъекта творческого процесса, как художника. Это противоречие и послужило основанием знаменитого «Парадокса об актере» Дени Дидро, явившегося первой в истории театральной психологии до конца последовательной попыткой «снятия» отмеченного противоречия. Дидро ограничивал роль переживаний начальным этапом работы над образом. Актер должен переживать на репетициях, при подготовке роли, при ее обдумывании. Это необходимо для понимания характера, действий и мотивов сценического героя. Когда актер все понял и нашел рациональным путем способы сценической передачи материала, он должен полностью разрядиться от переживаний, ибо они не только больше не нужны, но и являются профессиональной помехой. «Чувствительный человек теряется при малейшей неожиданности» (1939. С. 48), тогда как актер на сцене - это «механизм», заранее настроенный на совершение соответствующих действий, поступков в строго предопределенном виде и последовательности. Пожалуй, с наиболее серьезной критикой основных положений «Парадокса об актере» выступил А. П. Ленский. Несостоятельность «Парадокса», по его словам, заключается в том, что Дидро принимает наличие большого самообладания за отсутствие способности к глубокому переживанию и не замечает того, что великие актеры крайне чувствительны и одновременно отличаются большой волей и самообладанием. «Абсолютное отсутствие чувства, также как и крайняя чувствительность без самообладания, делают человека совершенно непригодным для сцены. Но крайняя чувствительность при полном самообладании делает актера великим» (Ленский А. П., 1894. С. 82). КочневВ. И., 1988. С. 109.
По данным В. С. Ошмариной (2000), актеры по сравнению с представителями других профессий проявляют большую подверженность чувствам, более впечатлительны, обладают широкой палитрой чувств, у них более выражено стремление постоянно отслеживать свои эмоции и чувства и, несмотря на это, их поведение более экспрессивно. Таким образом, во всех исследованиях показана большая эмоциональность, тревожность, впечатлительность, экспрессивность, эмоциональная неустойчивость актеров. По данным, полученным Зив (Ziv, 1984), для артистов-юмористов характерны тревожность, депрессия, низкая самооценка и интроверсия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|