Методы диагностики заболеваний в Древнем Китае: учение о пульсе.
ТЕМА: ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Философские основы традиционной китайской медицины. 2. Строение человеческого тела, представление о здоровье и болезнях в Древнем Китае. 3. Методы диагностики заболеваний в Древнем Китае: учение о пульсе. 4. Традиционное китайское искусство врачевания “Чжэнь-цзю”. 5. Лекарственное и оперативное лечение в Древнем Китае. 6. Предупреждение болезней в Древнем Китае
Древнейшее в истории Китая рабовладельческое государство Шан (впоследствии оно называлось Инь) сформировалось в середине II тысячелетия до н.э. в долине р. Хуанхэ (Желтая река). Древний Китай - это родина шелка, бумаги и туши для письма, фарфора, компаса и пороха.
Философские основы традиционной китайской медицины
В основу традиционной китайской медицины легли представления древних китайских философов об окружающем мире и природе человека. Традиционная китайская философия изложена в трактате “Си цы чжуань”: единая изначальная материя тайцзи порождает 2 противостоящие субстанции - женское начало - инь и мужское начало – ян, которые едины и неделимы. Инь воспринималось как негативное, темное, холодное и женское, а ян – как позитивное, светлое, теплое и мужское. В трактате «Нэй цзин» («Трактат Желтого Императора Хуанди о внутреннем») по этому поводу говорится: «Чистая субстанция ян претворяется в небе, мутная субстанция инь претворяется в земле. Небо – это субстанция ян, а земля – это субстанция инь. Солнце – это субстанция ян, а Луна – это субстанция инь. Субстанция ян – это подвижность, а субстанция инь – это покой. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает». СЛАЙД (рис.43)
Взаимодействие и борьба этих 2-х начал порождает 5 стихий - у шин: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие мира - “десять тысяч вещей” - вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду). Человек рассматривался как часть природы, часть великой триады Небо-Человек-Земля, и развивался в гармонии с окружающим миром.
Строение человеческого тела, представление о здоровье и болезнях В Древнем Китае
Анатомические представления в Китае начали формироваться в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии (II век до н.э.) рассечение тел умерших было прекращено. Согласно учению Конфуция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти – его надлежало вернуть родителям в целости и сохранности. Строение человеческого тела в Древнем Китае основывалось на традиционной китайской философии. Каждый орган тела относится к субстанциям ян или инь. Субстанции ян соответствуют 6 органов – фу – желчный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь и 3 обогревателя (система поддержания внутреннего тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения и мочеотделения). Эти 6 органов постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют. Субстанции инь соответствуют 5 органов – цзан – печень, сердце, селезенка, почки и легкие. Эти органы выполняют функцию сохранения и не отдают хранящееся в себе вещество. Представления о здоровье и болезнях в Древнем Китае также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь - как нарушение их равновесия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на 2 группы: синдромы избытка - ян-синдром и синдромы недостатка - инь-синдром.
Методы диагностики заболеваний в Древнем Китае: учение о пульсе.
Диагностика в Древнем Китае также основывалась на традиционной китайской философии. Так, в трактате «Ней цзин» говорится: «Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, внимательно изучит состояние пяти органов – цзан и шести органов – фу, определит прямую и обратную последовательность циркуляции, уточнит отношения между субстанциями инь и ян, между мужским и женским началами». Диагностика в древнем Китае основывалась на 4-х методах обследования - сы-чжэнь: 1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного - ван; 2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека, и определение его запахов - вэнь; 3) подробный опрос больного - вень; 4) ощупывание - че, которое включало исследование пульса и давление на активные точки. Эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VI-V вв. до н.э. - Бянь Чюе. Вершиной искусства диагностики в древнем Китае было учение о пульсе. Китайские врачеватели считали, что каждый орган и каждый процесс в организме имеет свое пульсовое выражение на периферии. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в 9 точках и различали до 28 видов пульса. Из них основными считалось 10 видов: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный. СЛАЙД (рис. 44) Наиболее полно учение о пульсе изложено в труде известного китайского врача 3-го в. н.э. Ван Шухэ - “Мо цзин” (“Трактат о пульсе”). Этот трактат стал одним из основных фундаментальных трудов традиционной китайской медицины. Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движении крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая. В трактате “Нэй цзин” о круговом движении крови говорится в следующих словах: “Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью”.
4) Традиционное китайское искусство врачевания “Чжэнь-цзю” Традиционная китайская медицина включает следующие методы: · чжэнь-цзю терапию (“чжэнь” - иглоукалывание или акупунктура, “цзю” - прижигание); · систему дыхательных упражнений ци-гун; · точечный массаж ань-мо; · лекарственное лечение; · диететику; · традиционную китайскую гимнастку. Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (“чжэнь” - иглоукалывание или акупунктура, “цзю” - прижигание). В Восточном Китае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов. Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока. Введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы. Так, на основе многовековых наблюдений древнекитайские философы и врачеватели пришли к выводу о существовании “жизненных точек”, раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в этих «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь-ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего утраченное равновесие восстанавливается и болезнь уходит. Первое подробное изложение метода чжэнь-цзю приведено в трактате “Нэй цзин”, особенно во второй его части “Лин шу” (“Чудесные точки”), где описано 295 жизненных точек, расположенных вдоль 12 каналов, 15 основных коллатералей каналов, иглы и методы их введения, показания и противопоказания к иглоукалыванию и прижиганию. В III в. н.э. врач Хуанфу Ми обобщил достижения в области чжэнь-цзю за 4-5 веков и составил “Классический трактат по иглотерапии и прижиганию” - “Чжэнь цзю цзя и цзин”. Первые иглы для акупунктуры были каменными (из яшмы или кремния) - бьян чи. Они имели тончайшее отверстие (как игла шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. В дальнейшем иглы стали изготавливать из кости, бамбука, а позднее - из металлов (бронзы, серебра, золота, платины).
В трактате “Нэй цзин” описано 9 разновидностей игл: игла с наконечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная - для венепункции, саблеобразная - для удаления гноя, нитевидная игла - наиболее часто используемая, длинная игла (до 20 см) для прокалывания толстых мышц, большая игла - для лечения суставов, острая круглая игла - для быстрого введения. Такое разнообразие игл свидетельствует о широте применения метода иглоукалывания: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций. Иглоукалывание часто сочеталось с методом прижигания “цзю”, который заключался в тепловом воздействии на “жизненные точки” посредством зажженных сигарет, начиненных сухими лекарственными растениями. Чаще всего использовалось растение мокса (полынь обыкновенная). В древнем Китае существовало несколько методов прижигания: · прямое прижигание, при котором горящая сигарета находилась в непосредственной близости от тела; · непрямое прижигание, при котором между сигаретой и телом помещались лекарственные вещества; · прижигание теплыми иглами - сочетание иглотерапии и прижигания, при котором сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях. Таким образом, достигался комбинированный эффект: действие иглы и тлеющего лекарственного растения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|