Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы диагностики заболеваний в Древнем Китае: учение о пульсе.

ТЕМА: ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Философские основы традиционной китайской медицины.

2. Строение человеческого тела, представление о здоровье и болезнях в Древнем Китае.

3. Методы диагностики заболеваний в Древнем Китае: учение о пульсе.

4. Традиционное китайское искусство врачевания “Чжэнь-цзю”.

5. Лекарственное и оперативное лечение в Древнем Китае.

6. Предупреждение болезней в Древнем Китае

 

 

Древнейшее в истории Китая рабовладельческое государство Шан (впоследствии оно называлось Инь) сформировалось в середине II тысячелетия до н.э. в долине р. Хуанхэ (Желтая река).

Древний Китай - это родина шелка, бумаги и туши для письма, фарфора, компаса и пороха.

 

Философские основы традиционной китайской медицины

 

В основу традиционной китайской медицины легли представления древних китайских философов об окружающем мире и природе человека. Традиционная китайская философия изложена в трактате “Си цы чжуань”: единая изначальная материя тайцзи порождает 2 противостоящие субстанции - женское начало - инь и мужское начало – ян, которые едины и неделимы. Инь воспринималось как негативное, темное, холодное и женское, а ян – как позитивное, светлое, теплое и мужское.

В трактате «Нэй цзин» («Трактат Желтого Императора Хуанди о внутреннем») по этому поводу говорится: «Чистая субстанция ян претворяется в небе, мутная субстанция инь претворяется в земле. Небо – это субстанция ян, а земля – это субстанция инь. Солнце – это субстанция ян, а Луна – это субстанция инь. Субстанция ян – это подвижность, а субстанция инь – это покой. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает».

СЛАЙД (рис.43)

Взаимодействие и борьба этих 2-х начал порождает 5 стихий - у шин: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие мира - “десять тысяч вещей” - вань у, включая человека.

Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

Человек рассматривался как часть природы, часть великой триады Небо-Человек-Земля, и развивался в гармонии с окружающим миром.

 

Строение человеческого тела, представление о здоровье и болезнях

В Древнем Китае

 

Анатомические представления в Китае начали формироваться в глубокой древности. Однако после утверждения конфуцианства в качестве официальной идеологии (II век до н.э.) рассечение тел умерших было прекращено. Согласно учению Конфуция, тело человека, которое он получил от родителей, нельзя было уродовать после смерти – его надлежало вернуть родителям в целости и сохранности.

Строение человеческого тела в Древнем Китае основывалось на традиционной китайской философии. Каждый орган тела относится к субстанциям ян или инь.

Субстанции ян соответствуют 6 органов – фу – желчный пузырь, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь и 3 обогревателя (система поддержания внутреннего тепла, которое зависит от дыхания, пищеварения и мочеотделения). Эти 6 органов постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют.

Субстанции инь соответствуют 5 органов – цзан – печень, сердце, селезенка, почки и легкие. Эти органы выполняют функцию сохранения и не отдают хранящееся в себе вещество.

Представления о здоровье и болезнях в Древнем Китае также базировались на традиционной китайской философии. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у шин, а болезнь - как нарушение их равновесия. Различные соотношения этих нарушений объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на 2 группы: синдромы избытка - ян-синдром и синдромы недостатка - инь-синдром.

 

Методы диагностики заболеваний в Древнем Китае: учение о пульсе.

 

Диагностика в Древнем Китае также основывалась на традиционной китайской философии.

Так, в трактате «Ней цзин» говорится: «Врач, совершенный в искусстве постановки диагноза, внимательно изучит состояние пяти органов – цзан и шести органов – фу, определит прямую и обратную последовательность циркуляции, уточнит отношения между субстанциями инь и ян, между мужским и женским началами».

Диагностика в древнем Китае основывалась на 4-х методах обследования - сы-чжэнь:

1) осмотр кожи, глаз, слизистых и языка больного - ван;

2) прослушивание звуков, возникающих в теле человека, и определение его запахов - вэнь;

3) подробный опрос больного - вень;

4) ощупывание - че, которое включало исследование пульса и давление на активные точки.

Эти методы были введены легендарным врачевателем, жившим в VI-V вв. до н.э. - Бянь Чюе.

Вершиной искусства диагностики в древнем Китае было учение о пульсе. Китайские врачеватели считали, что каждый орган и каждый процесс в организме имеет свое пульсовое выражение на периферии. Обследуя больного, они изучали пульс не менее чем в 9 точках и различали до 28 видов пульса. Из них основными считалось 10 видов: поверхностный, глубокий, редкий, частый, тонкий, чрезмерный, свободный, вязкий, напряженный, постепенный.

СЛАЙД (рис. 44)

Наиболее полно учение о пульсе изложено в труде известного китайского врача 3-го в. н.э. Ван Шухэ - “Мо цзин” (“Трактат о пульсе”). Этот трактат стал одним из основных фундаментальных трудов традиционной китайской медицины.

Пульсовая диагностика тесно связана с представлением о круговом движении крови, которое является одним из величайших достижений философской мысли Древнего Китая.

В трактате “Нэй цзин” о круговом движении крови говорится в следующих словах: “Сосуды сообщаются между собой по кругу. В нем нет начала и нет конца... Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно... а сердце хозяйничает над кровью”.

 

4) Традиционное китайское искусство врачевания “Чжэнь-цзю”

Традиционная китайская медицина включает следующие методы:

· чжэнь-цзю терапию (“чжэнь” - иглоукалывание или акупунктура, “цзю” - прижигание);

· систему дыхательных упражнений ци-гун;

· точечный массаж ань-мо;

· лекарственное лечение;

· диететику;

· традиционную китайскую гимнастку.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (“чжэнь” - иглоукалывание или акупунктура, “цзю” - прижигание). В Восточном Китае было замечено, что уколы, порезы или ранения в определенных точках тела приводят к исцелению некоторых недугов.

Например, сжатие центральной ямки верхней губы позволяет вывести больного из состояния обморока. Введение игл у основания первого и второго пальцев с тыльной стороны кисти руки излечивает от бессонницы.

Так, на основе многовековых наблюдений древнекитайские философы и врачеватели пришли к выводу о существовании “жизненных точек”, раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в этих «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь-ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего утраченное равновесие восстанавливается и болезнь уходит.

Первое подробное изложение метода чжэнь-цзю приведено в трактате “Нэй цзин”, особенно во второй его части “Лин шу” (“Чудесные точки”), где описано 295 жизненных точек, расположенных вдоль 12 каналов, 15 основных коллатералей каналов, иглы и методы их введения, показания и противопоказания к иглоукалыванию и прижиганию.

В III в. н.э. врач Хуанфу Ми обобщил достижения в области чжэнь-цзю за 4-5 веков и составил “Классический трактат по иглотерапии и прижиганию” - “Чжэнь цзю цзя и цзин”.

Первые иглы для акупунктуры были каменными (из яшмы или кремния) - бьян чи. Они имели тончайшее отверстие (как игла шприца), по которому, как полагали, движется начало ян. В дальнейшем иглы стали изготавливать из кости, бамбука, а позднее - из металлов (бронзы, серебра, золота, платины).

В трактате “Нэй цзин” описано 9 разновидностей игл: игла с наконечником для поверхностного укалывания, закругленная игла для массажа, тупая игла для постукивания и давления, острая трехгранная - для венепункции, саблеобразная - для удаления гноя, нитевидная игла - наиболее часто используемая, длинная игла (до 20 см) для прокалывания толстых мышц, большая игла - для лечения суставов, острая круглая игла - для быстрого введения.

Такое разнообразие игл свидетельствует о широте применения метода иглоукалывания: он использовался для лечения и предупреждения болезней, для обезболивания во время операций. Иглоукалывание часто сочеталось с методом прижигания “цзю”, который заключался в тепловом воздействии на “жизненные точки” посредством зажженных сигарет, начиненных сухими лекарственными растениями. Чаще всего использовалось растение мокса (полынь обыкновенная).

В древнем Китае существовало несколько методов прижигания:

· прямое прижигание, при котором горящая сигарета находилась в непосредственной близости от тела;

· непрямое прижигание, при котором между сигаретой и телом помещались лекарственные вещества;

· прижигание теплыми иглами - сочетание иглотерапии и прижигания, при котором сигарета закручивалась вокруг иглы и зажигалась, когда игла находилась в тканях. Таким образом, достигался комбинированный эффект: действие иглы и тлеющего лекарственного растения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...