Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индия в 1980-х годах. Отход от курса Неру во второй половине 1980-х гг.

Во время правления Индиры усилились авторитарные тенденции. Крупный бизнес должен был согласовывать все проекты с бюрократией. Кроме того, повторялась засуха. Плюс нефтяной шок 1973 (Индия очень зависит от импорта нефти).

В итоге началось движение неповиновения правительству. Оппозиционные партии сблизились. И в 1975 Джанасанк, Организация Конгресс и др. объединились в единый блок.

В то же время прошло заседание высокого суда в Алхабаде против Индиры Ганди. Этот суд решил ее депутатского мандата, а по индийским законам без мандата нельзя быть премьер-министром.

26.06.1975 - в стране введено чрезвычайное поражение. Индира вообще любила вводить в разных штатах президентское правление, если там побеждали неугодные партии, а тут еще и это. Начались репрессии против антиконгрессистских активистов. Это еще сильнее убило доверие к партии.

Проблема была также в сыне Индиры Санджайе (должностей не имел, а был человеком №2 в стране). Он имел стратегию из пяти пунктов: борьба с рождаемостью, чистота улиц и т.п. Но выполнялись они совершенно зверскими способами: людей насильно стерилизовали, людей выгоняли из трущоб и т.п. Это повысило недовольство.

01.1977 - Индира объявляет об отмене чрезвычайного положения и проведении новых выборов. Образован оппозиционный блок Джаната Парти (народных партий). Конгресс в итоге поддерживали только коммунисты, которым так сказали делать в СССР.

Конгресс получил 35% голосов, но из-за сплоченности оппозиции он получил только 135 мест. Джаната Парти получила 44% голосов. Премьер-министром стал Атал Бихари Ваджпаи - правый.

Монополия ИНК на власть прекратилась. Однако новое правительство по-прежнему следовало национальным интересам Индии и общалось с СССР.

Тем не менее, новое правительство не смогло управлять. Объединенная оппозиция все еще не была единой по своим устремлениям. А ультраправые и ультралевые не могут договориться. Поэтому вскоре оно вынуждено самораспутиться.

1980 - прошли выборы и к власти снова пришел ИНК. Премьер-министром снова стала Индира Ганди.

В 1980-е ИНК продолжает политику 1960-70-х. Однако заложенные усилия наконец-то стали давать дивиденды: экономический рост ускорился. Госсектор по-прежнему развивается приоритетно (к концу 1980-х доля государства в ВВП 35%, что примерно на уровне США и ниже, чем в Европе). Однако это привело к тому, что государство начало диктовать условия частному бизнесу.

Кроме в того, в то же время разразились этно-религиозные противоречия. Нарастали сепаратистские настроения в Пенджабе (сикхи). При этом сикхские террористы засели в Золотом храме в Амритсаре (главная святыня сикхов). И военные уговорили Индиру Ганди дать разрешение на штурм и начали атаку (1984) с танками и артиллерией во время большого праздника сикхов. Понятно, кто это привело к ужасным последствиям: убили довольно много мирных жителей, хотя и захватили всех террористов. Сикхи были в шоке, и в итоге личные телохранители Индиры Ганди (сикхи-неофиты) расстреляли ее.

На этой волне сын Индиры Ганди Раджив Ганди возглавил Конгресс, и партия набрала беспрецедентное число голосов. Это правительство смогло урегулировать ситуацию в стране. Произошел постепенный отказ о приоритетного развития госсектора, контроля над крупным капиталом, объявлен переход к развитию hi-tech. Укрепились производственно-технологические связи с Западом. В то же время начались коррупционные скандалы (в получение взятки объявили Раджива Ганди - обвинил министр финансов!). Для отвлечения людей от этой проблемы Раджив влез в гражданскую войну в Шри-Ланке (получилось не очень, потому что воевали с тамилами, а тамилы и в Индии живут).


 

 

118: Правительство ИНК (И) в 1991-1996 гг. + №59: Экономический кризис 1990-1991 гг. и начало политики либерализации.

На выборах 1989 Конгресс проваливается и к власти приходит Джаната Дал (слияние Джаната Пирти и ряда других). В стране начинается политический кризис. Новая власть не может управлять страной, т.к. входящие в нее партии были разнонаправленными (правыми и левыми). В итоге ВВП впервые после обретения независимости упал. Золотовалютные резервы сократились.

1991 - к власти возвращается ИНК. Раджива во время предвыборной кампании убила террористка из Тамильских тигров. Премьер-министром стал Нарасимха Рао. При этом Конгресс смог создать только правительство меньшинства.

С этого начинается новый этап в истории Индии: ИНК теряет монополию на власть и с тех пор больше никакая из партий не может создать большинство в парламенте самостоятельно. В наши дни даже ИНК и БДП не могут вместе набрать 50% голосов, поэтому крайне важны союзники. Ведь в парламенте в среднем 40 партий!

Основная роль в правительстве принадлежала Манмохану Сингху, который проводил либеральную реформу: были сняты бюрократические ограничения с бизнеса и созданы благоприятные условия для притока иностранного капитала. Также были уменьшены государственные расходы и гос. вмешательство в экономику. Однако более тонкие механизмы госрегулирования сохранились.

Тяжелым было и внешнеполитическое положение Индии. С развалом биполярной системы Индия перестала получать дивиденды от Движения неприсоединения. В этот период Индия входит ВТО, но получает 7-10 льготных лет. Для этого ей пришлось понизить тарифы на ввоз (очень-очень сильно, ибо у Индии был считай протекционизм). ВВП вернулось к росту (4-6%).

 

Но в 1996 году Конгресс не смог удержать власть. Дело было в неправильном выборе союзников. БДП получило больше мандатов. В итоге правительство образовал левоцентристский Объединенный фронт, который поддерживал ИНК. Премьер-министром стал Деве Говда, который не нравился Конгрессу, поэтому через год его сняли и поставили Индера Кумара Гуджрала. В этот период Индия пыталась наладить отношения с соседями.

 

 

№119: Развитие Индии в 1998-2004 гг.

1998 - Конгресс снимает поддержку, проводятся новые выборы, на которых побеждает БДП. Из поддержала партия Тамилнада и премьер-министром стал Атал Бихари Ваджпаи. А уже в 1999 прошли новые выборы, на которых БДП получило большинство мест в парламенте. Правили они до 2004 года.

Вообще БДП (Бхаратия Джаната Парти = Индийская народная партия) - националистическая партия, которая открыто сотрудничает с националистическими организациями. Поэтому ее малость побаивались на Западе.

Впрочем, за время правления БДП мало что изменилось. Лозунги у них были какие-то социалистические о непускании иностранного капитала, свадеши и т.п. Хотя делалось все то же, что делал ИНК. Курс на экономическую либерализацию был продолжен. Однако со временем БДП несколько изменило свою политику и встало на путь большего сотрудничества с иностранным капиталом и заговорило о возможном отходе от протекционистской политики.

Активизация политического индуизма не привела к кардинальному изменению ситуации в стране. У БДП заметно более фундаменталистские подходы по сравнению с ИНК и левоцентристским блоком, большое внимание она отводит пропаганде принципа «индусскости». Начали переписывать учебники (возвышение культуры Индии над всеми, углубление истории и т.д.).

Пакистан тоже боялся зря - никого не тронули, даже наоборот - начали попытки наладить отношения. Была подписана Лахорская декларация о нормализации отношений (1999). Через 1,5 года произошел Каргейсий инцидент, когда Пакистан напал на Индию.

В этот период также улучшились отношения Индии с Россией.

 

 

1999 - создание (Б)РИК(С).

 

2004 - победа Конгресса. Сначала вроде как выигрывала БДП, но в итоге Конгресс победил при поддержки левоцентристов. Премьер-министром стал бывший министр финансов Манмохан Сингх.

 

 

№133: Проблема сепаратизма и терроризма в современной Индии. Проблема коммунализма и фундаментализма.

Коммунализм — это религиозный национализм, отождествляющий нацию и религиозную общину в полирелигиозной стране.

Фундаментализм в качестве одной из основных своих задач рассматривает возвращение религиозным структурам господствующих позиций в обществе. Основными его идеологическими положениями являются необходимость строгого следования предписаниям, установленным в религиозных священных книгах, недопустимость критики, либо либерального толкования указанных текстов.

Представляется, что рост фундаментализма и шовинизма во многом связан с новыми тенденциями в жизни человека. Необычайное усложнение современной жизни, невероятное ускорение всех процессов, начиная от скорости передвижения до скорости получения информации, “сжатие” земного шара благодаря электронным средствам связи, возрастание объема информации в геометрической прогрессии и т. д. ставят в тяжелейшее положение человека как биологическое существо. Он оказался не готов так быстро адаптироваться: за ХХ век произошло в этих областях больше перемен, чем за весь предыдущий исторический период. В результате человек вновь, чисто подсознательно, стремится к определенной изоляции от чужеродных элементов и к единению с духовно близкими. Религия же в наибольшей степени отражает духовную близость (или отчужденность) регионов, стран, наций и групп населения, поскольку именно в ней отражены основные цивилизационные особенности тех или иных этносов и национальностей.

 

Многие эксперты подчеркивают существование этнонационального сепаратизма в Индии. Межэтнические и конфессиональные конфликты происходят по следующим причинам:

· отсутствие единого государства на территории Индии вплоть до завоевания независимости;

· существование различных религий (индуизм, ислам, буддизм, джайнизм, сикхизм, христианство, зороастризм);

· наличие более 1600 языков, принадлежащих к различным языковым семьям (в Индии в последнее время существует определенное акцентирование субнациональной идентичности);

· возникновение очень существенных различий между построенными по национально-лингвистическому принципу штатами, что ведет к политическим противоречиям между ними и к появлению несовпадающих требований регионов к Центру;

· происходящие этнические перемены: в зоны проживания племен происходит миграция представителей других этносов, которые нередко начинают преобладать в экономической сфере + внешняя миграция;

· постепенное разрушение традиционной системы распределения властных полномочий.

 

Вместе с тем следует отметить, что межрегиональный разрыв в Индии значителен лишь при сравнении с развитыми странами: самый “богатый” штат Пенджаб превосходит по душевому ВВП самый “бедный” (Бихар) в 4 раза, но для развивающегося мира подобные диспропорции не являются чем-то особенным. Главное - это то, что самоидентификация в Индии осуществляется на цивилизационной, а не национальной, основе. В ней даже отсутствует четкое название наиболее многочисленного народа - “хиндустанцев” или “людей, говорящих на хинди”. На низовом уровне они ассоциируют себя либо со всей цивилизацией, либо с локальными сообществами. Угроза целостности страны может возникнуть лишь в условиях какого-то особо неблагоприятного стечения обстоятельств. Наглядно проявляется «единство в многообразии», которое многие рассматривают как основу индийской цивилизации.

Уже отмечалось значение религии (индуизм - даже гораздо более широкое понятие, чем просто религия). Любопытно, что в подавляющем большинстве индийские северяне сейчас поддерживают в Шри Ланке тамилов (индуистов), выходцев с дравидского юга Индии, а не сингалов (буддистов), выходцев с «арийского» севера. Религиозные же меньшинства не расселены в Индии компактно (за исключением Кашмира и Пенджаба). Помимо цивилизационного единства и даже определенного роста паниндийских чувств, реальному развитию регионального сепаратизма препятствуют также заметно усилившееся за годы независимости втягивание всех регионов в общенациональное разделение труда; образование значительного многонационального слоя предпринимателей, ведущего операции по всей стране, а также огромного слоя государственных служащих, заинтересованных в сохранении единства страны; бескомпромиссное применение силы в случае поддержки сепаратистов внешними силами (Пенджаб, Ассам).

Изменение границ штатов находится в исключительном ведении Центра, и протест штата может быть полностью отклонен. Ряд экспертов полагает, что излишняя централизация в Индии способствует обострению этно-конфессиональных конфликтов, а регионализм, который развивается в стране относительно стихийно, наоборот, ведет к укреплению стабильности и совершенствует систему управления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...