Нормативно-правовой акт как основная форма права в россии. Классификация нормативно-правовых актов.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Сегодня в правовой науке доминирует точка зрения, что основной формой установления правовых норм являются юридические нормативно-правовые акты органов государства. Следующей по значимости формой являются юридические нормативные договоры. Правовой обычай имеет ограниченное применение, а судебный прецедент не используется в России вообще. Нормативно-правовой акт-это юридический документ, который носит общеобязательный характер, принят компетентным органом, поддерживается и охраняется государственной властью от нарушений, направлен на регулирование общественных отношений и охрану социальных ценностей. Нормативно-правовой акт обладает всеми признаками права и относится к правовым актам. Правовых актов очень много, и их необходимо отличать один от другого. Термин “правовой акт” в правоведении имеет три значения: вопервых, это правило правомерного действия-юридический факт; вовторых, результат правомерных действий как элемент правовой системы (юридическая норма, индивидуальное предписание (акт), акт автономного регулирования); втретьих, юридический документ. В данном случае подходят два последних значения. Поэтому правовой акт-это письменный документ, который соответствующим образом оформлен и во внешней форме выражает волю государства, его органов, классов, социальных групп, отдельных индивидов, обобщение практики. В учебниках по теории государства и права все эти акты представлены изолированно друг от друга, нет их систематического анализа. Вместе с тем, такое обобщение и классификация актов необходимы для того, чтобы найти их роль и место в правовой системе. Все правовые акты имеют общие черты:
они выражаются в письменно-документальной форме, имеют объективный характер и выступают как юридические документы, которые выражают реальность правовых норм или процесс их реализации; они имеют волевой характер. в этих актах закрепляются элементы правовой системы все эти акты составляют единую систему правотворчества, а также реализации и применения правовых норм. Ликвидация или вытеснение какой-нибудь группы актов приводит к нарушению механизма правового регулирования общественных отношений; через правовые акты население получает информацию о содержании права-правовые знания, о субъективных правах и обязанностях. Эти акты выполняют идеологическую, ориентирующую, информационную, регулирующую, охранительную и иные функции права. Они существуют в виде фрагментов физического (материального) мира и воспринимаются людьми как образ права, ощущение права и законности. Нормативный акт-доминирующий источник права во всех правовых системах права. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ: 1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы. 2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации. 3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм. 4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона. Нормативно-правовые акты: дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную систему органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;
иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе равновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимм положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить; конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках. Как уже указывалось ранее, все нормативноправовые акты носят официальный характер, поскольку они издаются государством или отдельным его органом. В связи с этим они обладают юридической силой. Юридическая сила-это специфическая особенность нормативно-правовых актов, которая раскрывает их соотношение и зависимость по формальной обязательности и определяется местом правотворческого органа в аппарате государства. Они носят властный характер и издаются в пределах компетенции того или иного государственного органа или всенародных или местных референдумов; должны иметь правовой характер, отвечать Конституции, принципам правового государства и гражданского общества или актам всенародного референдума. Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка. Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии. Нормативно-правовые акты классифицируются по разным критериям: 1. По субъектам их издания: акты органов государства; санкционированные государством акты общественных организаций;
акты органов самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума). К данной классификации примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т. д. Дума издает законы и постановления; Президент-указы. Органы исполнительной власти издают такие нормативно-правовые акты: Кабинет министров-декреты и постановления; руководители министерств и ведомств-инструкции, указания, нормативные приказы; местные советы-решения и нормативные утверждения; исполнительные комитеты местных советов-решения, а руководители их управлений и отделов и руководители областных и районных государственных администраций-нормативные приказы; администрация государственных предприятий, учреждений, организаций-нормативные приказы и инструкции. 2. По сфере действия: общеобязательные; специальные; локальные. 3. По степени конкретизации правовых норм: общие; конретизирующие. 4. По характеру волеизъявления: правоустанавливающие; правоизменяющие; правопрекращающие. 5. По отраслям законодательства: гражданские; уголовные; гражданско-процессуальные; уголовно-процессуальные и т. д. 6. По времени действия: определенносрочные; неопределенносрочные. 7. По юридической силе: законы; подзаконные нормативные акты. Центральным и главным является подразделение нормативных актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативных актов к тому или другому виду служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт, от конституционных его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержания законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.
Закон-это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы принимаются в особом порядке высшими органами власти государства или непосредственно народом в ходе референдума. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т. п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс. Законы с точки зрения их юридических качеств обладают высшей юридической силой. Это означает, что: 1. все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения акта с законом действует последний; 2. законы не подлежат утверждению со стороны какого-нибудь другого органа; 3. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его издал. Первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия-вот особенности этой разновидности нормативных актов. Отсюда вытекают и требования к ним: законы должны регулировать действительно коренные вопросы; они должны быть совершенными по содержанию и по форме; их соблюдение должно быть неприкасаемым. Все законы в России разделяются на три большие группы в зависимости от их юридической силы: 1. Конституционные законы или основные: Например, Конституция (основной закон) России7, закон “О гражданстве”, закон “О президенте России, законы о выборах; 2. Обычные или текущие законы, которые регулируют иные важные общественные отношения: Например, закон “О статусе судей” от 15 декабря 1992 г., “О предпринимательстве” от 7 февраля 1991 г. 3. Чрезвычайные законы, которые принимаются в необходимых случаях, предусмотренных Конституцией. Но Россия пока что таких законов не имеет. По субъектам издания законы в России делятся на: 1. Законы, принятые Верховной Думой России; 2. Законы бывшего СССР, которые регулируют отношения, которые не регламентированы законами России и не противоречат Конституции и законам;
Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, глупых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение не возможно без оснований, указанных в законе. Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Подзаконные нормативно-правовые акты-это такие акты, которые приняты компетентными государственными органами или уполномоченными государством иными субъектами на основе закона, в соответствии с законом и в порядке его исполнения. Подзаконных нормативных актов чрезвычайно много, но их можно классифицировать на пять больших групп: 1. акты государственных органов России (Указы Президента, Декреты, Постановления Кабинета Министров, Постановления Верховной Думы России и ее Президиума, инструкции и приказы министерств, администраций области, района, предприятий); 2. акты бывшего Президента СССР, Совета Министров по вопросам, которые не урегулированы, и не противоречат законам России; 3. иные подзаконные нормативные акты: решения отдельных гражданских объединений, уполномоченных государством (делегированное законодательство); решения трудовых коллективов (сборов и советов трудового коллектива); протесты органов прокуратуры по поводу незаконности нормативных актов, если ими приостанавливается действие таких актов. Все эти акты должны иметь определенные реквизиты: кто издал, дата издания, название акта, подпись уполномоченного лица, печать. Заключение В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве. Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России? Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы. Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву. В-третьих, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. Так В. М. Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы. Список литературы 1. Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание 2, переработанное и дополненное/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстова. -М.:Проспект,1997. -600 с. 2. Договор в народном хозяйстве (вопросы общей теории). М. К. Сулейменов, Б. В Покровский и др. -АлмаАта, 1987. -395 с. 3. Конституционное право. Опорные конспекты. В. В. Молдован. -К.:Вентури, 1996. -224 с. 4. Конституционное право. Учебник отв. ред. А. Е. Козлов-М.: Издательство БЕК, 1996. -464 с. 5. Общая теория государства и права. /Под редакцией академика АпрН России, доктора юридических наук, профессора В. В. Копейчикова. -К.: Юринком,1997. -320 с. 6. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В. В. Лазарева. -2е издание.,перераб и доп. -М.: Юристъ,1997. -472 с. 7. Теория государства и права. Учебник для юридических факультетов и вузов. Под редакцией В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. -М.: Издательская группа НОРМАИНФРАМ,1998-570 с. 8. Теория государства и права: Учебное пособие. Сурилов А. В. -Одесса.: Астропринт, 1998. -224 с. 9. Теория права:Курс лекций. Учебное пособие для юридических факультетов и вузов-К.: Вентури,1996-208 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|