Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Своеобразие религиозной ситуации в ЯПОНИИ.




Основные учения, которые существовали в Японии – конфуцианство, полученное из Китая; буддизм, полученный через Китай. Родина буддизма – Индия, но в Японию буддизм пришел через Китай. И местная религия – синтоизм.

Основным идеологическим учением при сёгунате Токугава стало конфуцианство. Причем конфуцианство – достаточно широкое многостороннее учение, которое охватывает очень многое, и в котором правители разных периодов и в разной ситуации могут находить то, что отвечает их сегодняшним потребностям. Там есть и такая имперская доктрина подчинения старшинству, императору. Конфуцианство предлагает достаточно строгую иерархию.

Даже китайское средневековое уголовное право весьма своеобразное. Там в подробностях будет изложено, что при одном и том же преступлении наказание очень сильно зависит от степени родства между потерпевшим и жертвой. Например свёкор побил невестку, ему пальчиком погрозят. Но если невестка подняла руку на свёкра – ее приговорят к удавлению.

Степень родства – определяющая. Важны старшие, младшие, по мужской линии, по женской линии. У китайцев очень сложная система родства.

Например, даже если отец готовит заговор антигосударственный, и если сын на него донесет, то сын будет наказан, потому что это вопиющая непочтительность к отцу. Что бы отец ни делал, сын не имеет право подвергать это сомнению.

Сыновняя почтительность в странах дальне-восточного региона развита в такой степени, в какой мы себе и представить не можем. В современном Китае невозможно увидеть грязных одиноких старичков, как бывает у нас.

Это переносилось и на отношения императора и подданных.

В раннем конфуцианстве был мыслитель ________, у него есть тема о праве народа на восстание. Если император плохо окормляет народ, он не прибран и неухожен, то народ имеет право поднять восстание и свергнуть такого правителя. Если правитель не исполняет волю неба, и не кормит свой народ, поэтому народ имеет право его свергнуть.

В конфуцианстве правитель должен привлекать достойных помощников. Сам он должен обладать магической силой. Он должен привлекать мудрых советников, которые будут заниматься реальной политикой.

В Японии времен последнего сёгуната бралась на вооружение имперская доктрина, идея беспрекословного подчинения старшему, правителю. При этом некоторые стороны конфуцианства оказались созвучны кодексу поведения самурая, беспрекословному подчинению сюзерену. Так что конфуцианство во многом оказало влияние на формирование отношений самураев и власти, многие самурайские обычаи осветило.

Из истории 2й мировой войны, когда Япония капитулировала, многие правоверные японцы совершили харакири, не выдержав позора.

Конфуцианство – это не религия, а социально-политическое учение. Конфуцианство помогало обосновывать власть сёгуна, но оно и оказалось созвучным многим японским традициям, потому что другие 2 религии, буддизм и синтоизм, они не очень помогают в реальном управлении обществом. Буддизм говорит о спасении из круговорота превращений, о выходе в нирвану. Это не имеет отношение к сегодняшней жизни. Буддизм очень мало внимания уделяет земным делам.

А синтоизм говорит о происхождении императорской династии, о происхождении Японии.

В Японии возник религиозный синклитизм, когда все 3 учения имели право на существование. И возникла такая концепция, что все 3 учения отражают 3 времени, разные стадии жизни человека: синтоизм объясняет прошлое, откуда все произошли, как все сформировалось; буддизм говорит о будущем, куда мы должны стремиться; а конфуцианство помогает жить настоящим.

Если вернуться к конфуцианству, то поначалу после прихода к власти Токугава были попытки использовать напрямую идеологические концепции, выработанные в Китае, для легитимизации власти Токугава. В Китае, в отличие от Японии, династии очень часто менялись, в Китае было много династия. Историки пришли к тому, что они должны были как-то объяснить приличным образом, почему это происходит? Поэтому была выработана теория небесного мандата. Одна династия приходит к власти, она обладает максимальным количеством магической силы, добродетелями, но постепенно эта сила растрачивается, династия идет к упадку, и перестает удовлетворять Небо, потому что император – это сын Неба в Китайской традиции. Небо избирает другую династию и передает ей мандат на управление, и т.д.

Конечно, напрямую эта концепция к Японии никак не подходила, потому что в Японии всегда одна династия, и никакой другой династии там нет и вообразить невозможно. Но японские мыслители на рубеже 16-17 веков попытались применить эту концепцию как раз к приходу власти Токугава, что сёгун правит в Японии на основании Мандата неба, и он поэтому является объектом морального долга подданных, верховным правителем законным. И в качестве решающего момента предлагалась решающая битва при Сакигарах, которую одержал Токугава, и взял Осаку. Напрямую божественное происхождение императора и право на власть не оспаривалась, но все-таки эта концепция почти напрямую идеологически обосновывала право сёгуна на власть. Но впоследствии это не прижилось, а скорее считалось, что сёгун – это мудрый советник, мудрый помощник, который помогает императору править, вершить реальные дела.

Сёгунат Токугава – это время тотального контроля. Чиновничество имело больше всего власти в этот период. Все было под контролем, все регламентировано. И это же касалось и религиозной жизни. Все религиозные учреждения были поставлены под контроль. С одной стороны храмы получали земли от государства, но правительство назначало чиновников, которые контролировали священников.

Для того, чтобы упростить контроль и создать более упорядоченную структуру, храмы стали подчиняться одни другим. Выделялся главный храм, и ему подчинялись другие. При этом при выделении главного храма и подчинения ему других, уже не обращали внимания на течения буддизма. В буддизме очень много течений, они разные. Это для нас они просто буддийские, а на самом деле различия существуют. Независимо от направления стали выделять главные храмы и к ним приписывать другие. И японцев стали прикреплять к храмам по месту жительства. Причем независимо от школы буддизма, которую исповедовал тот или иной подданный. Храм должен был выдавать удостоверение личности и фактически отвечать за лояльность человека. А без удостоверения личности человек оказывался вне закона. Получилось так, что священники фактически находились на службе у государства, и храмы становились частью системы обще-полицейского надзора при сёгуне Токугава.

Причем эти меры всевозможного политического, экономического и религиозного надзора применялись и для синтоистских святилищ. Они тоже получали землю. За ними тоже действовал политический контроль. При этом любой синтоистский священник должен был зарегистрироваться в буддийском храме, так что в некотором смысле получалось, что синтоизм подчинен буддизму.

И вообще значительно усилился синклитизм буддизма и синтоизма. При Токугава нередко буддийские храмы и синтоистские святилища совместно владели землями. И даже некоторые ритуалы синтоистские могло выполнять буддийское духовенство. В интерьере, в архитектуре храмов могли присутствовать и буддийские, и синтоистские символы.

Кроме того, чуть раньше, чем пришли к власти сёгуны Токугава, появился новый культ – это обожествление при жизни, а особенно после смерти, сёгунов. Поначалу сёгуны это были военачальники. Один из этих первых объединителей в Японии уже требовал, чтобы ему поклонялись. Потом следующий тоже был обожествлен. А после смерти первого сёгуна Токугава – Токугава Иоясу, был построен целый мавзолейный комплекс в его честь, и в этом комплексе его почитали в качестве божества. Там стояла деревянная статуя Токугава Иоясу в качестве предмета, воплощавшего божество, и там надо было совершать обряд почитания. Этот мавзолейный комплекс превратился в одно из главнейших святилищ страны, практически равный по значению святилищу солнечной богини Амотерасу. Даже император посещал его.

Так что все 3 эти учения существовали в комплексе, в синклитизме. И в разные периоды, в зависимости от того какой сёгун больше склонялся к тому или иному учению, возрастало значение того или иного религиозно-социально-политического учения.

Как мы помним, история сёгуната Токугава началась в начале 17 века. Рубеж 17-18 веков считается высшим подъемом в развитии японского феодализма и вместе с тем началом его упадка. С началом 18 века постепенно сёгунат стал двигаться к упадку. В чем это выражалось? Экономическая зависимость самураев, князей и даже самого сёгуна от торгово-ростовщического капитала становилась все более ощутимой. Долги князей, даймё и самураев частично были связаны с системой заложничества. И сёгуны тоже потихонечку стали влезать в долги. Размеры этих долгов князей и сёгунского правительства были намного больше, чем находилось денег в обращении в Японии. Расходы некоторых сёгунов намного превосходили их доходы.

И чтобы пополнить казну, сёгуны применяли разные меры. Это увеличение поборов с крестьян, с ремесленников, купцов. С другой стороны конфискация состояний крупных купцов, владений князей, владений самураев, держателей земли.

В конце 17 века сёгун в целях преодоления финансового кризиса прибегнул даже к порче золотой монеты. Т.е. монеты были перечеканены с уменьшением золотого содержания. Это вызвало падение курса денег, рост цен на товары.

Впоследствии в начале 18 века была произведена денежная реформа, выпущены опять полноценные золотые монеты, запрещено их обращение. Это привело к снижению цен.

Вот так волнами это продолжалось. Для оздоровления экономики в начале 18 века были предприняты меры по борьбе со взяточничеством, с коррупцией. Была продолжена политика экономии государственных средств. Поощрялось поднятие целины, хотя в Японии таких невозделанных земель было мало.

В 18 веке в разные моменты произошел ряд стихийных бедствий. В Японии бывают и тайфуны и цунами. Но были и небольшие природные бедствия, но которые приводили к уменьшению урожая, например засухи. А это приводило к голоду. В 1732 году были нашествия саранчи. Начались голод и эпидемии. Взлетели цены на рис, начались рисовые унты, восстания городской бедноты.

Во 2й половине 18 века было много стихийных бедствий в Японии, эпидемии, массовый голод. Обращали ли вы внимание, что иногда бывают климатические условия падения и взлета разных стран? На первый взгляд, казалось бы, какое имеет значение, что среднегодовая температура повысилась на 1 градус? Всего-то. Но для Китая, например, это влечет повышение урожая на 10%. А 10% урожая в такой огромной стране это немало. Так что изменение климата даже чуть-чуть влечет за собой целый ряд очень глубоких последствий. Поэтому, изучая страну, нужно обращать внимание не только на политику.

В одной стране голод повлечет за собой то, что затянут потуже пояса и перераспределят продовольствие, а в другой стране будет восстание и падет династия.

В Японии во 2й половине 18 века стихийные бедствия имели довольно тяжелые последствия.

По независимым от климата причинам возрастали налоги, поборы с крестьян. Был увеличен крестьянский оброк, т.е. эксплуатация крестьян усиливается. К этому времени относится поговорка: Крестьянин – что кунжутное зерно: чем больше жмешь, тем больше выжмешь.

Развивались товарно-денежные отношения. Это углубляло расслоение в деревне. Изменились и формы протеста. Если раньше основной формой протеста крестьян была подача петиций своему князю или сёгуну, то в 18 веке все больше стало происходить крестьянских восстаний. Видимо люди уже меньше рассчитывали на доброжелательное отношение. Восстания были против землевладельцев, против ростовщиков.

Участились восстания городской бедноты, в основном из-за цен на рис. С в основном из-за цен на рис. бедноты против ростовщиков.таний. ается.рераспределят продовльствие ____________________________амый крупный рисовый бунт был в 1787 году, когда были разгромлены практически все рисовые лавки, все склады, дома рисовых торговцев. С большим трудом удалось подавить восстание.

Жизнь Японии к концу 18 века стала значительно тяжелее и жестче. В частности это выражается в том, что увеличилось количество детоубийств родителями, в основном убийство девочек, как наиболее ненужного товара. Стало труднее прокормить семью. Это был одним из методов регулирования рождаемости. В том регионе девочка – это лишний рот, которая не будет в этой семье работать, а выйдет замуж и будет работать на чужую семью. А ты ее корми, пока она выйдет замуж.

Исследования проблемы детоубийств вообще начались с исследований этих убийств в Токугавской Японии.

В бедных семьях девочек хуже кормили, хуже лечили. Смертность девочек была выше, чем у мальчиков. Особенно это было в Китае. В Китае сын, мужчина должен будет ухаживать за престарелыми родителями, поэтому сын, мальчик ценнее в семье, чем девочка. В Китае поэтому наблюдается ужасающая диспропорция: мужчин гораздо больше, чем женщин. В Китае порядка 30 миллионов мужчин, которые никогда не смогут жениться, им не хватит женщин. Поэтому идет дискуссия, куда этих лишних мужчин использовать: либо на войну какую-нибудь, либо на стройку.

В 18 веке в Японии началась довольно тяжелая жизнь. Начали созревать предпосылки кризиса сёгуната Токугава. Сформировался большой слой людей, которые были недовольны политикой сёгунов. Естественно, что политикой сёгунов были недовольны те князья, которые находились на юге и юго-западе, всегда считались княжествами второго сорта, хотя они были достаточно сильными, независимыми, эффективно управлявшимися, но не имели доступа к управлению страной. Они хотели торговать, в том числе с иностранцами, а это было запрещено.

Кроме того, недовольны были все крупные землевладельцы, их власть тоже была строго регламентирована. Торговцы, ремесленники – их экономическая мощь росла, а политически и идеологически они считались на нижней ступени конфуцианской иерархии, лишились права обращения к императору, которым они раньше обладали. Жизнь строго регламентирована.

Императорский двор тоже был недоволен. Они никакого участия в управлении не принимали, были совсем отстранены. При сёгунах Токугава император даже не покидал своего дворца, он никуда выйти не мог. Только в случае пожара во дворце он мог укрыться в каком-нибудь буддийском храме.

Политика централизации Японии, которую проводили сёгуны Токугава, с одной стороны способствовала преодолению внутренних барьеров и образованию более-менее единого экономического пространства, внутреннего рынка. По темпам экономического развития Япония даже начала опережать Китай в этот период. Но с другой стороны страна отгородилась от внешнего мира, прекратились все экономические и культурные связи. Это многих не устраивало, не давало развиваться.

Самураи были недовольны, их статус был сильно понижен. Они потеряли возможность участвовать в военных действиях, утратился смысл их существования.

Все это предопределило создание широкой антисёгунской оппозиции.

Идеологической подготовкой, идеологическим обоснованием антисёгунской оппозиции занимались 2 общественно-политические школы. Одна из них школа Мит о – по названию княжества, в котором она возникла. Другая – школа национальных наук. Общее было то, что они проповедовали идею почитания императора. Считалось, что сёгун узурпировал власть, которая традиционно принадлежит императору. Школа Мито больше базировалась на конфуцианстве и ориентировалась на самурайские слои населения, а школа национальных наук ориентировалась на синто, и на торгово-ремесленные слои.

Представители, ученые школы Мито издали почти 400 томов Истории великой Японии. Они проводили мысль, что истинным владетелем Японии является император. А сёгун – это орудие его власти, и власть император может передать кому хочет.

Было создано специальное учреждения – Школа выяснения прошлого и определения будущего. Толкование конфуцианства. Представители этой школы отрицательно относились к буддизму. Они старались отчленить от буддийских элементов синтоистские святилища. Поэтому в княжестве Мито количество буддийских храмов резко сократилось.

В 19 веке они уже выдвигали лозунг «Почитание императора, изгнание узурпатора». А после проникновения иностранцев в Японию, к этому лозунгу прибавилось «изгнание варваров», т.е. иностранцев – большеносых, рыжеволосых, большеглазых.

Школа национальной науки начиналась с изучения древних японских письменных памятников с целью восстановления японской традиции и очищения ее и отказа от китайского влияния. Т.е. если первая школа исследовала историю Японии с конфуцианской точки зрения, то школа национальных наук – с точки зрения синто. Они утверждали, что все зло в Японии проистекает от подражания китайскому. Необходимо обратиться к национальному, к японскому, изучать японские летописи, японскую историю, развивать национальную культуру, национальную религию синто. По их мнению все японское выше китайского. Японская традиция более стабильная. Концепция истинности и уникальности всего японского.

Что привлекало в учении этой школы торговцев и ремесленников, что принадлежность к тому или иному сословию вторична. А первично то, что ты японец. Это главное в человеке.

Из превосходства всего японского над всем китайским делался вывод, что сёгун, который стоит у власти, опираясь на китайское учение конфуцианство, он должен быть отстранен. Он живого бога отстранил от власти, и сам должен быть отстранен, потому что власть императора вечна, безусловна в силу происхождения императора, а власть сёгуна преходяща и должна быть упразднена. Это учение носило анти-сёгунский и откровенно анти-китайский характер.

Появление этого учения было одним из показателей начала формирования собственно японского мироощущения, потому что в Японии, как во многих странах восточных того периода, вычленение японского самосознания от общего дальневосточного, происходило довольно поздно. Тем более, что Япония – это островное государство, которое не так уж контактировало с соседями. До этого люди более себя ассоциировали со своими княжествами, ощущали себя жителями княжества, а не японцем. Окончательное формирование японского сознания относится к более позднему периоду – периоду реставрации Мети (?) с конца 1860х годов 19 века, когда японцы окончательно поняли, что это их страна, их народ.

Сёгуны пытались совершать реформы еще в конце 18 века и в первой половине 19 века. Это борьба за сокращение государственных расходов, за экономию, против взяточничества, за развитие сельского хозяйства. Но значительных плодов эти реформы не принесли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...