Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эффективность снижения экраном концентраций оксида и диоксида азота

 Кроме того, в исследовании НТЦ «Экология» дана оценка снижения концентраций диоксида азота в жилом массиве, прилегающем к транспортной магистрали, за счет экрана.

Эффективность снижения концентрации загрязняющих веществ за счет установки экрана определялась экспериментальным способом. Результаты измерений концентраций оксидов азота, полученные на территории ОАО «НПО СПУ», где установлен АЭ, а в качестве источника загрязнений использовался грузовой автомобиль, приведены в табл. 11:

Эксперименты, проведённые на территории ОАО «НПО СПУ», показали, что при установке АЭ концентрации оксида и диоксида азота снизятся на 30%. Таким образом рассматриваемый экран одновременно выполняет 2 функции: защищает от шума и снижает концентрации загрязняющих веществ в воздухе.

Зеленые защитные насаждения

Зеленые защитные насаждения позволяют одновременно решать две природоохранных проблемы: снижать уровни шума и концентрации загрязняющих веществ в воздухе, хотя эффективность их несколько ниже, нежели у экранов.

Для компенсации ущерба, причиняемого вырубкой деревьев и кустарников в полосе отвода, в проекте предусматривается посадка зеленых насаждений в соответствии со схемой, изображенной на рис.15, общей площадью 3 га.

Высаживаемые растения помимо декоративной роли обеспечивают дополнительное снижение концентраций загрязняющих веществ и уровней шума в зоне, примыкающей к транспортной развязке.

Эффективность зеленых насаждений по снижению концентраций загрязнений в воздухе принята в соответствии [1] и приведена в таблице 12.

Концентрации загрязняющих веществ в воздухе после проведения природоохранных мероприятий

В результате использования шумозащитного экрана вдоль КАД, а также зеленых насаждений, концентрации загрязняющих веществ в приземной атмосфере заметно снижаются. Определяющую роль для назначения ширины СЗЗ при этом играет группа суммации (NO2 + SO2), причем участие SO2 здесь в силу очень малой его эмиссии пренебрежимо мало. В расчетах учет снижения концентраций за счет экранов и насаждений опирается на данные разделов 3.2 и 3.3, а при моделировании с помощью программы УПРЗА «Эколог» учитывается адекватным снижением эмиссии на конечных расчетных площадках, прилегающим к средствам защиты. Загрязнение воздуха другими веществами охватывает существенно меньшие по размерам зоны и потому далее не рассматривается.

Результаты расчетов загрязнения атмосферы по определяющей группе суммации при эксплуатации транспортной развязки представлены на рис. 14.

Полученные результаты показывают, что за счет мероприятий удается ощутимо уменьшить размеры СЗЗ, особенно там, где установлены экраны. Западнее Приморского шоссе ширина СЗЗ сокращается в меньшей степени. Это объясняется тем, что экран на КАД заканчивается на путепроводе, а также низменным расположением западного участка, дополнительным влиянием таких объектов, как Приморское шоссе и ветви транспортной развязки на которых скорость транспортного потока снижается до 40 км/ч и в результате существенно увеличивается эмиссия загрязняющих веществ. Жилая зона пос. Горская (восточнее Приморского шоссе), будучи расположенной на возвышении и отгороженной широкой полосой зеленых насаждений, в незначительной степени подвергается влиянию этих объектов. 

Мероприятия по охране почв

Проектом предусмотрена рекультивация брошенных участков дорог, временных строительно-технологических проездов и территорий, занимаемых на период проведения строительства.

Предусматривается снятие растительного слоя, его складирование, сохранение и последующее использование для рекультивации и при укреплении откосов.

Для обеспечения противоэрозионной устойчивости откосов предусмотрен посев трав из расчета 20 кг на гектар. Для укрепления крутых откосов предусмотрено использование геосинтетических материалов.

Мероприятия в процессе строительства

Городок строителей и строительная площадка во избежание дополнительных воздействий располагаются за пределами жилой зоны пос. Горская. Отвод коммунальных стоков в объеме 2,8 м3 в сутки частично направляется в выгребные ямы, откуда вывозится ассенизационными машинами, а частично направляется на гидроботанические площадки для очистки. Производственные стоки в объеме 1,3 м3 в сутки для очистки направляются на гидроботанические площадки.

Для снижения уровней шума и запыленности воздуха строительные площадки огораживаются типовыми ограждающими конструкциями. В летнее время в сухие периоды для уменьшения запыленности производится увлажнение технологических грунтовых дорог, расположенных на стройплощадке.

Планом проведения работ по сооружению путепровода предусматривается обеспечение непрерывного движения транспорта по Приморскому шоссе.

Планом строительных работ для обеспечения допустимых условий по шумности исключается проведение работ в ночное время.

По окончании строительных работ производится разборка и вывоз временных конструкций, остатков строительных материалов и мусора.

Санитарно-защитная зона.

Рекомендации по использованию территорий

Границы СЗЗ определяются по совокупности двух определяющих видов воздействия:

- загрязнения воздуха диоксидом азота, а точнее по группе суммации (NO2 + SO2);

- уровнями шума по нормативам для зон жилой застройки.

Границы СЗЗ указаны на рис.15.

Следует отметить, что часть жилых построек в пос. Горская находится в пределах санитарно-защитной зоны железной дороги, устанавливаемой СНиП 2.07.01-89, т.е. на расстоянии менее 50 м от оси железнодорожного полотна.

Внутри санитарно-защитной зоны транспортной развязки не допускается размещение жилых строений, школьных и дошкольных учебных заведений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования, спортивных сооружений.

Допускается размещение предприятий, не являющихся дополнительными источниками шума и выбросов диоксида азота, при наличии необходимого экологического обоснования. Допускается размещение складов, магазинов, гаражей, стоянок транспорта, предприятий общественного питания, офисов.

Разрешается сельскохозяйственное использование земель, но не ближе 18 м от кромки проезжей части КАД и 16 м от кромки Приморского шоссе из-за возможного загрязнения почвы соединениями свинца.

За пределами санитарно-защитной зоны угрозы здоровью людей нет.

Заключение

Выполненный дипломный проект по инженерно-экологической оценке воздействия на окружающую природную среду при строительстве и эксплуатации транспортной развязки КАД с Приморским шоссе в районе ст. Горская фиксирует исходное состояние среды, дает прогнозы ее изменения на перспективу, определяет необходимые природоохранные мероприятия.

В соответствии с процедурой ОВОС значительный объем работ был выполнен по инженерно-экологическим изысканиям, преследующим цель определить картину исходного состояния окружающей среды. В ходе этих работ были выполнены в частности:

- измерение фоновых уровней радиации и поиск радиационных аномалий в зоне строительства (имеется положительное санитарно-эпидемиологическое заключение городского ЦГСЭН);

- измерение загрязненности почв нефтепродуктами и тяжелыми металлами в зоне строительных работ (имеется положительное санитарно-эпидемиологическое заключение городского ЦГСЭН);

- измерение фоновых уровней шума в жилой зоне пос. Горская и в зоне влияния Приморского шоссе;

- определение фоновых концентраций загрязняющих веществ в воздухе.

Результаты этих исследований позволяют характеризовать исходную экологическую обстановку в пос. Горская, как нормальную и допускающую строительство на его территории нового объекта.

Прогноз изменения экологической ситуации в связи со строительством и последующей эксплуатацией развязки показывает, что основными видами воздействия, определяющими объемы необходимых природоохранных мероприятий, являются:

- загрязнение воздуха диоксидом азота в результате работы двигателей автомобилей, участвующих в движении по транспортной развязке;

- повышение уровней шума в зоне, примыкающей к развязке.

Загрязнение воздуха диоксидом азота и транспортный шум являются определяющими факторами, влияющими на размеры санитарно-защитной зоны вокруг размещаемого объекта.

Поскольку трассу дороги невозможно вынести за пределы населенного пункта из-за привязки к комплексу защитных сооружений от наводнений и ее строительство влечет за собой снос строений, а также отчуждение ценных территорий, в проекте приняты все допустимые технические решения, минимизирующие размеры объекта, среди которых следует выделить следующие:

- устройство шумозащитного экрана вдоль КАД справа (по ходу движения на Кронштадт) от ПК 1282+00 до ПК 1290+60 и слева от ПК 1284+40 до ПК 1290+60 высотой 3м; экран позволяет снизить уровни эквивалентного шума на 13 –14 дБА и уменьшить концентрации загрязняющих веществ в воздухе на 25- 30%; эффективность экрана подтверждена экспериментально;

- устройство повышенной шумозащиты за счет тройного остекления в домах, подверженных воздействию транспортного шума в пределах 55-65 дБА.

- посадку зеленых насаждений общей площадью 3 га для снижения уровней шума и концентраций загрязняющих веществ в воздухе, а также для компенсации ущерба, причиняемого рубкой деревьев в полосе отвода;

- проведение рекультивации брошенных участков дорог, временных строительно-технологических проездов и территорий, занимаемых на период строительства;

- обеспечение противоэрозионной устойчивости откосов за счет посева трав и использования геосинтетических материалов на крутых откосах.

Принятые меры позволили существенно сократить размеры СЗЗ. Внутри установленной санитарно-защитной зоны, запрещено строительство жилых домов, дошкольных и школьных образовательных учреждений, а также лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений общего пользования.

Выполненные в настоящей работе оценки и расчеты позволяют заключить, что в проекте предусмотрены все доступные меры, позволяющие минимизировать негативное воздействие на окружающую природную среду и обеспечить соблюдение современных нормативных требований по ее качеству вне пределов установленной санитарно-защитной зоны.

Полученные в дипломной работе результаты автора вошли составной частью в ОВОС «Инженерный проект транспортной развязки Кольцевой автомобильной дороги с Приморским шоссе в районе пос. Горская».

Список литературы

1. Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. (Согласованы с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 19.06.1995 №03-19/АА). М. 1995. –124 с.

2. Материалы инженерно-геологических изысканий по транспортной развязке на пересечении КАД с Приморским шоссе и железной дорогой. СПб., - 1999. – ГП «Трест ГРИИ».

3. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения городов (Утверждена приказом Госкомэкологии России № 66 от 16 февраля 1999 г.). – СПб.: НИИ Атмосфера. –16 с.

4. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД – 86). – Л. Гидрометеоиздат. – 1987.

5. Отчет о НИР «Измерение шумового фона в поселке Горская в зоне строительства транспортной развязки», рег. №2617).СПБ Гос. Университет путей сообщения, - 1999. – 9 с.

6. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. ГОСТ 20444-85. –М.: Изд-во стандартов. – 21 с.

7. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки (СН 2.2.4/2.1.8.562-96).

8. Экологическая безопасность транспортных потоков (под ред. А.Б.Дьякова) – М. Транспорт. 1989. – 127 с.

9. Отчет по теме «Расчет прогнозируемых уровней шума, эффективности шумозащитных мероприятий и измерение концентраций диоксида азота в зоне строительства транспортной развязки в пос. Горская». СПб.: НТЦ «Экология». Руководитель – Н.И. Иванов. – 1999. – 14 с.

10. Проектирование автомобильных дорог. Сборник научных трудов. Москва, МАДИ, 1999. Под. Ред. П.И. Поспелова, Ю.М. Ситникова, В.И. Пуркина.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...