Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия икта и вакуф. Земельные ресурсы.




Внутренняя структура

Формы хозяйственных и иных отношений и роль государства в описываемое время оставались в Северной и Южной Индии в принципе теми же, что были и прежде, например в эпоху Маурьев, если даже не раньше. Но с веками сложились и определенные новые закономерности, связанные прежде всего с тем, что длительные периоды децентрализации и краткие эпохи централизации вынуждали индийское общество быть готовым к структурной перестройке и в том, и в другом случае. Практически это значило, что в каждом из государств обычно непротиворечиво сосуществовали две различные зоны политической администрации и соответственно две формы управления.

Первая из них являла собой многочисленные автономные и полуавтономные образования типа княжеств, где радже или махарадже по традиции принадлежала вся или почти вся полнота власти. В этих преимущественно небольших княжествах раджа выступал в качестве высшего правителя своих подданных, субъекта власти‑собственности в княжестве, главного редистрибутора. Чаще всего часть дохода шла в казну раджи, а другая – его воинам‑вассалам, получавшим от него служебные ненаследственные наделы, а точнее, право взимать с местного населения определенной территории фиксированное количество налога в свою пользу. Сам раджа всегда был наследственным правителем, а его вассалы, как правило, – только условными владельцами пожалованного им дохода, так что право наследования для них сводилось к праву передавать свою службу, должность наследнику. Что же касается связей княжества с внешним миром и, в частности, с тем государством, в состав которого княжество было включено (если это вообще имело место), то эти связи чаще всего ограничивались небольшой символической данью и обязательством пополнять армию своими воинами. Во всем остальном, вплоть до организации администрации, суда и т. п., княжества пользовались обычно системой иммунитетов, что делало их практически почти независимыми государствами в государстве.

Вторая зона находилась под непосредственной властью центра. Она обычно делилась на области‑наместничества, губернаторами которых чаще всего назначались родственники правителя государства, его сыновья, включая наследника, функционально власть наместника‑губернатора была близка к положению раджи: будучи членом правящего дома, знатным аристократом типа того же раджи, он почти монопольно ведал и налогами и судом, и войском во вверенном ему районе. Иными словами, объем его власти был почти равен тому, что имел и раджа. Но, в отличие от князя, губернатор был лишь назначаемым иs сменяемым чиновником, ответственным перед центром, где возглавлявшийся правителем административно‑бюрократический аппарат определял его права и полномочия. А в качестве субъекта власти‑собственности и верховного редистрибутора в этой зоне, включавшей все области‑наместничества, выступал сам правитель, чаще всего тоже сосредоточивавший в своих руках всю полноту военной, гражданской и судебной власти.

Сходство здесь не только функциональное, но до известной степени также и сущностное, а административно‑политическая с лабость системы власти в целом не только не препятствовала, но даже способствовала быстрой и безболезненной перестройке каждой из зон в том случае, если для этого складывались благоприятные условия. Так, вчерашнее княжество, усилившись и расширившись за счет соседей, легко трансформировалось в более крупное государство, в котором вновь завоеванные территории частично (если это были княжества) сохраняли прежнюю автономию. Остальные же земли, где не было устойчивой традиции наследственной княжеской власти, равно как и земли самого трансформировавшегося в большое государство вчерашнего княжества, оказывались под управлением центра, превращались в области и наместничества. И наоборот, слабо централизованные и лишенные крепких административных традиций государства при неблагоприятных для них условиях распадались на части, причем в результате этого не только княжества с устойчивой наследственной властью раджи, но и многие наместничества превращались в самостоятельные политические образования типа княжеств с наследственной властью вчерашнего губернатора‑наместника из знатной, вчера еще правящей фамилии.

Легкость и безболезненность трансформации такого рода обусловливались также тем, что бюрократическая традиция Индии – в отличие, скажем, от китайской – не знала эффективной системы централизации.

Общинно‑кастовая система

Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь. Временами жизнь вносила поправки в жесткую схему: выходившие из среды шудр правители государств и княжеств приобретали статус кшатрия. Этот же статус обретали и те иноземцы, кто, наподобие раджпутов, оставался прежде всего воином и тем самым выполнял функции древних кшатриев. Вообще варново‑кастовый статус кшатриев, более других обусловленный политическими и потому весьма динамичными факторами, был в этом смысле достаточно гибким. Гораздо более жестким был наследственный статус брахманов: его очень трудно было утратить, даже когда брахман переставал быть жрецом и занимался иными, гораздо более мирскими делами, но еще труднее, практически невозможно было обрести, заново. Что же касается вайшьев и шудр, то разница между ними в иерархии статусов с древности все уменьшалась и практически была теперь уже невелика, а вот грань несколько изменилась: к вайшьям стали преимущественно принадлежать касты торговцев и ремесленников, а к шудрам – земледельцы. Сильно возросла доля внекастовых изгоев, неприкасаемых (хариджан, как их стали называть позже), выполнявших наиболее тяжелые и грязные работы.

Традиционная индийская община в ее средневековой модификации являла собой, особенно на юге, сложное социальное образование. Территориально оно обычно включало в себя несколько соседних деревень, иногда целый округ, организационно объединенные в нечто единое целое. В каждой из деревень были свой староста, часто и общинный совет (панчаят), а представители каждой деревни, старосты и члены панчаята, входили в общинный совет всей большой общины. На севере страны, где общины были более мелкими, они могли состоять из одного крупного села и прилегающих к нему нескольких соседних небольших деревень и иметь одного старосту и один общинный совет. Возглавлявшаяся советом, избранным нередко из числа земледельцев одной, доминирующей в данной местности касты, община представляла собой некий саморегулирующийся механизм или, точнее, социальный организм, практически почти не нуждающийся в контактах с внешним миром. Внутренняя жизнь общины, строго регулировавшаяся нормами общинного распорядка и кастовых взаимосвязей, подчинялась все тому же принципу джаджмани, изученному специалистами сравнительно недавно на примере уже достаточно поздней индийской общины, но явно уходящему корнями в глубь веков. Суть его сводилась к жестко обязательному реципрокному обмену, к строго и четко отрегулированному веками порядку во взаимообмене продуктами и услугами, необходимыми каждому в замкнутых рамках общины – в обязательном соответствии с нормами варново‑кастовой иерархии.

На практике принцип джаджмани означал, что каждый член общины – будь он земледельцем, батраком, богатым брахманом, ремесленником, презираемым убойщиком скота или мусорщиком, прачкой и т. п. – словом, каждый на своем месте и в строгом соответствии со своим кастовым положением должен был не только четко знать свое место, права и обязанности, но и неукоснительно выполнять все то, что вправе ожидать от него другие. Собственно, именно это делало общину саморегулирующейся и жизнеспособной, почти не зависящей от контактов с внешним миром. При этом принцип джаджмани вовсе не означал, что каждый, пользующийся трудом, продуктами и услугами других, сам за это эквивалентно расплачивается – тем более именно с теми, кто ему что‑либо дал или сделал. Чаще всего дело обстояло как раз наоборот: каждый исполнял свои обязанности, обслуживая всех остальных, давая другим то, что он должен был дать, и получая при этом необходимые для его жизни (в соответствии с обусловленным кастой качеством его жизни) продукты и услуги. Вне системы джаджмани в общине были только частноправовые сделки типа аренды или найма батрака. Все остальное было туго завязано этой традиционной системой взаимообязательств в строгом соответствии с кастовыми обязанностями и положением каждого из тех, кто жил в общине.

Руководил всей сложной системой внутренних связей общинный совет, который разбирал также и жалобы, вершил суд, выносил приговоры, т. е. был одновременно и руководящим органом корпорации (общины), и органом власти на местах. Немалую роль в совете играл староста, престиж которого был высок, да и доход обычно тоже. Для внешнего мира, и в частности для административно‑политической и фискальной системы государства, именно староста был и представителем общины, и агентом власти на местах, ответственным за выплату налогов и порядок.

Своего рода вариантом общинно‑кастовой системы была и организация индийских городов. В городах касты играли, пожалуй, еще большую роль, чем в общинной деревне – по крайней мере в том плане, что общины здесь обычно были однокастовыми, т. е. целиком совпадали с кастами, будь то цех представителей какого-либо ремесла или гильдия торговцев. Индийское ремесло – ткацкое, ювелирное и др. – славилось на весь мир. Торговые связи соединяли индийские города с многими странами. И во всех этих связях огромной, решающей была роль каст и корпораций городских ремесленников и торговцев, решавших все вопросы и регулировавших всю жизнь их членов, от нормирования и качества продукции до судебных разбирательств и пожертвований в пользу храмов.

 

3. Индия в ХII-XIII вв. Формирование Делийского султаната.

В целом:

Индия была раздробленной страной к 10 веку (Лишь в северной индии оставалось государство Сенов в Бенгалии). К 10 веку также начались разрушительные набеги мусульманских завоевателей. С начала 13 века они стали присоединять значительные индийские территории. Переживавшие период феодальной раздробленности, индийские княжества не могли противостоять этим нашествиям, и постепенно на севере Индии утвердилось крупное государство во главе с мусульманскими завоевателями, получившее в истории название Делийского султаната. Возникновение этого государства, распространившего впоследствии свои завоевания на юге, оказало значительное влияние на всю историю Индии. Индия была втянута в сферу так называемого мусульманского мира.

Развернуто:

К 10 веку начались набеги, грабежи мусульман. Начало набегам положил эмир Махмуд Газневи. Совершал ежегодные набеги на северную Индию. Разграбил множество городов. После его смерти –борьба за власть между сыновьями.Власть его потомков ослабела.

Одно из вассальных княжеств усилилось и основало собственное государство(центр в городе Гур). Один из Гуридов- Мухаммед Гури (Муиз-ад-дин) совершил завоевательные походы в Индию. Его отряды под руководством военачальников (гулямов-рабов) уничтожали княжества. Один из гулямов Муиза в 1193 году, Кутбуд-дин Айбак, сделал своей резиденцией город Дели. После смерти Муиза, в 1206 году, Айбак объявил себя султаном. Началась история первого в истории Индии мусульманского государства (Делийский султанат). Айбак и его приемники правили до 1290 года (династия гулямов).

Династия Хильджи.

В 1290 году онабыла основана Ала ад-дином Хильджи. Амбициозный и жестокий человек.

1) Он сумел нанести решительное поражение монголам!(Индия отбивалась от монголов 80 лет)

2) Совершил ряд походов на Декан и в Юж. Индию.

3) Провел конфискацию земель у прежних владельцев(раджей) и передал в казну.

4) Регламентировал все цены

Династия Туглаков.

В 1320 году к власти пришел Мухаммад Туглак, убив своего отца.

1) Начал он с подавления восстаний.

2) На востоке дошел до Бенгалии, на севере- завоевал Декан

3) Перенес столицу из Дели в Девагири. Через несколько лет перенес столицу обратно в Дели.

4) Повысил налоги, которые разоряли людей

Начались восстания. Страна стала распадаться. Вновь стала независимой Бенгалия. Синд также стал независимым. В 1351 году Туглак умер. Его дв. брат правил какое-то время, но после его смерти смута усилилась еще больше. Возникало еще больше восстаний. Многие государства тоже становились независимыми. В момент наибольшего ослабления Делийского султаната на его границах появился грозный завоеватель – Тимур, в 1398 году. Он без труда занял Дели. Сначала он обещал пощадить жителей, но войны Тимура стали издеваться над ними. Жители подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Из голов жертв складывали пирамиды. Ремесленники были вывезены в Самарканд. Тимур ушел из Индии в 1399 году, оставив Северную Индию полностью разоренной.

Потом новые династии Сайидов и Лоди(1414-1526) ---> Бахмани ---> И уже позже империя ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ.

 

4. Социально- экономические отношения в Делийском султанате.

 

Понятия икта и вакуф. Земельные ресурсы.

В период султаната страной правили военные Первым султаном был Айбек, династия которого правила до 1290 г. Исламские воины получили условные владения в форме икта*, мусульманские духовники и мечети получили значительную часть индийских земель в форме вакуфов*

*Право на получение налога- основной предмет вожделений мусульманской знати. Монопольное право было у государства. Однако часть захваченных земель раздавалась военачальникам в качестве платы за службу. Для таких пожалований стал применяться термин ИКТА. Это не наследственное владение. Владелец пожалования назывался ИКТАДАР.

**ВАКУФ — движимое и недвижимое имущество, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели.

· С установлением Делийского султаната уплата налога стала обязательной для всех землевладельцев.

Структура управления

· В общих чертах была такая структура управления: высшая власть принадлежала верховному правителю- султану, главой исполнительной власти был великий визирь, руководивший военными делами и финансами; судебный аппарат принадлежал мусульм. Духовенству(но в делах индусов принимало участие и индусское право). Наместничества, на которые был поделен султанат, возглавляли губернаторы, отвечавшие за порядок и налоги. В их распоряжении было наемное войско. Весь аппарат власти состоял из мусульман.

· Султанат разделен на наместничества во главе которых- губернаторы. Они отвечали за сбор налогов и сохранение порядка.

Положение общины

· Главный элемент индийской жизни —общины — продолжали жить по установленным обычаям и традициям. Экономически они были самодостаточными мирками, главным принципом бытия которых была кастовость.В общинах были свои пахари, ремесленники и свои слуги. Ремесленники изготовляли необходимые орудия труда, слуги выполняли всякие вспомогательные работы, охраняли поля, следили за порядком, помогали при сборе урожая.

 

· С образованием султаната изменения затронули только размеры налогообложения общинников: если в доисламский период общинники платили 1/6 часть дохода в казну, то теперь стали платить 1/3, а порой — и половину. Более жестким стал к

Экономика.

· Период Делийского султаната ознаменовался экономическим развитием некоторых регионов страны.

-Заметна возросла площадь обрабатываемых земель.

-учрежден департамент с/х

· Подъем торговли в целом начался еще в 11-12 веках, но при мусульманах он ускорился. Мусульманская верхушка находилась в городах и предъявляла спрос на многочисленные товары. В городах концентрировались ремесленники и торговцы.

· Новой отраслью стало производство бумаги. Наиболее развитой была текстильная промышленность.

· Заметный прорыв произошел в строительном деле. Мусульмане привнесли в Индию новые методы строительства. Стал широко применяться кирпич. Было основано и застроено много новых городов, конечно, наиболее значительным был Дели.

· Развивалась внешняя торговля. Главная ударная сила мусульман- конница, мусульмане испытывали постоянный дефицит лошадей, так как в Индии рождались слишком слабые лошади для использования в кавалерии. Поэтому главный товар импорта- лошади. В то же время Индия поставляла на Ближний Восток большое количество рабов.

· Ала-ад-дин контролировал цены на базаре как административными, так и рыночными методами. Твердые цены были установлены на ткани, пшеницу, ячмень, рис, сахар, масло, соль, скот.

Был введен особый пост – управляющий рынками (его агенты следили чтобы цены не росли и покупателей не обвешивали).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...