Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Изучение отношения населения города Югорска к проблеме социального сиротства

Как было отмечено выше, число социальных сирот в России, и, в частности, нашем городе возрастает с каждым годом. Государство проводит немало мероприятий, направленных на улучшение жизни детей в детских учреждениях, разрабатывает законодательство о новых формах устройства детей-сирот. Однако решение проблемы социального сиротства зависит и от активности всего общества и каждого человека в частности.

С целью выявления отношения населения города Югорска к проблеме социального сиротства было проведено социологическое исследование. Исследование проводилось методом анкетирования (Приложение 1), в котором приняли участие 162 человека: 59% женщин и 41% мужчин. Возраст респондентов 23 – 55 лет.

Чтобы определить точку зрения югорчан о причинах социального сиротства, респондентам было предложено выделить несколько вариантов ответа (Приложение 2). Главными причинами социального сиротства 55% опрошенных считают распространение пьянства и наркомании, 49% - падение нравственности в семье и обществе. Значимых расхождений мнений у мужчин и женщин не наблюдается. На третье место в рейтинге респонденты поставили рост разводов, увеличение числа неполных семей. А вот рост социального сиротства в настоящее время связали с экономической ситуацией в стране 31% женщин и 10% мужчин. Но ведь можно вспомнить о том, что после Великой Отечественной войны состояние экономики и, тем более, уровень жизни населения находились в весьма плачевном состоянии, но масштабы социального сиротства (не физического!) были минимальны по сравнению с современными.

Для выявления личных позиций по проблеме сиротства респондентам был задан вопрос: «Беспокоят ли вас судьбы детей-сирот?» (Приложение 3). Общий уровень обеспокоенности югорчан высок - 80%. Необходимо отметить, что в наибольшей степени озабоченность данной проблемой характерна для женщин (86%), что объясняется их эмоционально-психологическими качествами, отзывчивостью, 5% опрошенных мужчин выбрали среди предложенных ответ «нет, это не мои проблемы».

Но можно предположить, что беспокойство носит скорее абстрактный характер и не связывается с личной готовностью к реальному действию. Об этом свидетельствуют ответы на последующий вопрос: «Могли бы Вы взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Приложение 4).

Число людей, согласных взять ребенка на воспитание, достаточно велико – 70% с учетом всех вариантов согласия, но доминирующей является позиция "Да, но в том случае, если это мой родственник" (40% респондентов). Количество югорчан, выбравших ответ «да, конечно» невелико - 12%. Не согласных ни при каких условиях взять на себя заботу о ребенке - 4% опрошенных. Люди в возрасте старше 50 лет проявляют меньшую готовность к принятию ребенка в семью, объясняя это тем, что не позволяет возраст. Другая проблема, которая снижает количество кандидатов в замещающие родители – это размышления следующего характера: «Я чувствую, что могу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка?». В варианте "Другое" фигурировали следующие ответы: "не позволяют жилищные условия», "не могу решиться", "не позволяет материальное положение". 24% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос.

Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит выраженный позитивный характер (Приложение 5). Большинство респондентов (85%) положительно относятся к семьям, воспитывающим приемных детей, при чем значимых расхождений между мужчинами и женщинами нет. 6% респондентов считают, что семьи обречены на трудности и разочарования, а 5% сделали вывод, что эти люди руководствуются корыстными целями. В варианте "Другое" были и такие ответы: «если ребенок попал в хорошую семью, то положительно», «положительно, если будут любить, как собственного ребенка».

На вопрос анкеты о «поддержке семей, принимающих к себе детей», респонденты могли выделить несколько вариантов ответа (Приложение 6). Равное количество, 48% респондентов, считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи и улучшении жилищных условий. Среди тех, кто выбрал эти варианты ответа, преобладают женщины (62% и 60% соответственно), 36% женщин так же отмечают необходимость предоставления льгот. 49% опрошенных женщин обращают внимание на то, что семьям, принимающим к себе детей, необходима квалифицированная педагогическая, психологическая, правовая помощь, среди мужчин этот показатель почти в два раза ниже, 9% респондентов уверены, что вообще никакая поддержка не нужна, так как люди знают, на что идут.

На вопрос о наличии или отсутствии собственных детей у приемных родителей (Приложение 7) были получены следующие ответы: для 28% респондентов наличие собственных детей у приемных родителей (воспитателей) представляется желательным, при чем среди мужчин этот ответ встречается в два раза чаще. Наличие собственных детей у приемных родителей не имеет значения для 54% опрошенных, 11% считают, что собственных детей иметь нежелательно, так как приемным детям достанется меньше любви, заботы и внимания.

Что касается требований к наличию собственного жилья, то подавляющее большинство респондентов (72%) настаивает на его необходимости (Приложение 8).

На вопрос «Как Вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?» ответы распределились следующим образом: значительное число респондентов (43%) исходит из того, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае, когда нет другого выхода. Такую точку зрения высказали большинство женщин – 54%, а вот 49% мужчин считают, что это необходимая мера. Вариант «Отрицательно, это губит ребенка, ломает его судьбу» выбрали лишь 8% респондентов. В варианте «Другое» высказывается мысль о том, что детский дом - это реальная помощь, средство спасения детей, но указывается необходимость улучшения условий жизни в детских домах (Приложение 9).

Анализируя полученные ответы на вопрос о формах устройства социальных сирот, известных респондентам (Приложение 10), можно сделать вывод о недостаточной информированности югорчан: большинству опрошенных известны не все формы устройства социальных сирот, особенно, такие как патронат, наставничество: «Где-то слышал, что-то читал, смотрел по телевизору» и т.п. Кроме того, респондентов волновали вопросы: можно ли усыновлять детей, родители которых живы, чем отличается патронат от приемной семьи или от наставничества, сколько детей может быть в приемной семье, какие требования предъявляются потенциальным воспитателям и т.п.

Одним из наиболее сложных для респондентов стал вопрос о желаемых личностно-психологических качествах потенциальных воспитателей. Среди наиболее часто называемых характеристик доброта – 49%, любовь к детям – 45%, терпение – 31%, ответственность – 23%, бескорыстие – 15%, понимание, порядочность, честность - 14%. Только 10% опрошенных отметили необходимость таких качеств как «педагогическая подготовка», «педагогические способности», «знание психологии».

В анкете было также предложено оценить деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства (Приложение 11). Анализируя ответы, можно сделать вывод о том, что количество людей, позитивно оценивающих деятельность городских властей по решению проблем социального сиротства, относительно невелико (15%) и среди них преобладают женщины (процентный показатель в два раза больше, чем у мужчин). 10% опрошенных считают, что городские власти «ничего не делают». Большинство респондентов (65%) придерживается варианта «отдельные меры предпринимаются, но этого недостаточно». В немалой степени существование такого мнения объясняется слабой информированностью населения о деятельности в этой области социальных служб, воспитательных учреждений, городской администрации.


Заключение

 

На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Проблема социального сиротства приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы и была обозначена правительством среди первоочередных задач общефедерального уровня. Проблемы устройства детей-сирот являются одним из приоритетов социальной политики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.

2. Никакие меры не смогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будет привлечено внимание общественности.

3. Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных югорчан беспокоят судьбы детей, оставшихся без попечения родителей. Отношение к семьям, воспитывающим приемных детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в свою семью готов не каждый.

4. Точку зрения о том, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случае высказывают большинство опрошенных женщин, а мужчины отмечают, что это необходимая мера.

5. Большинство опрошенных считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются в денежной помощи, улучшении жилищных условий, меньшее внимание уделяя квалифицированной педагогической, психологической, правовой помощи.

6. Несмотря на большую работу, которую осуществляют городской отдел опеки и попечительства, центр «Доверие», югорчане слабо информированы о деятельности этих служб, о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Каковы же пути преодоления социального сиротства?

Для решения проблемы предусматривается комплексное осуществление реформ, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. В профилактике сиротства в России приоритетной является поддержка и укрепление статуса социально-здоровой семьи.

Как показало исследование, в нашем городе особая роль отводится информированию граждан о возможностях семейного устройства детей. Информацию целесообразно размещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио (видеоролики, социальная реклама, специализированные программы), в печатных средствах массовой информации, в буклетах, брошюрах и т.п.

Также необходимо организовать психолого-педагогическую подготовку граждан, желающих принять ребенка в свою семью.

Я считаю, что подобные меры будут способствовать решению проблемы социального сиротства.


Список литературы

 

1. Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 декабря 2005 г. N 148-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дети Югры" на 2006 – 2010 годы».

2. Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 -2010 годы [Текст]: [федер. программа утверждена распоряжением Правительства РФ 26 янв. 2007г.]. // Официальные документы в образовании. – 2007.- №9. – С. 7-26.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации // Официальные документы в образовании. – 2006.- №15. – С. 3-24.

4. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - [4-е изд.]. - СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001.

5. Васильев А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России [Текст] / А.Ю. Васильев, Н.А. Шергенг // Современные проблемы науки и образования. – 2006. - №2. - С. 108.

6. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика [Текст]: учебник для ВУЗов / Ф.А. Мустаева – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 305-319.

7. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы [Текст] / Т.И.Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В.Быков. - М., 2003. - С. 99.

8. Чечет В. Альтернатива социальному сиротству [Текст] / В. Чечет // Социальная педагогика. - 2001. -№9.- С.105.

9. Яковлева И. Сердце не может не остановиться [Текст] // Соленое детство / А. Гезалов. - М.: Издательство «Благо», 2005. - С. 50-151.

10. Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.tula.net/tgpu/Bschool/Forms/forms3.htm

11. Истоки и причины социального сиротства в России и пути его преодоления [Электронный ресурс] - Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http//www.tula.net/tgpu/Bschool/Reasons/reason1.htm

12. Социальное сиротство в зеркале мнений [Электронный ресурс].


Приложение 1

Господа! Вы принимаете участие в социологическом опросе, целью которого является изучение отношения к проблеме социального сиротства. Просим вас ответить на вопросы анкеты.

Укажите Ваш пол_______(м / ж) и возраст________

I Беспокоят ли Вас судьбы детей, оставшихся без попечения родителей?

· Да, беспокоят

· Беспокоят, но не слишком

· Нет, это не мои проблемы

· Затрудняюсь ответить

II С чем, на Ваш взгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время? (возможно несколько вариантов ответа)

 

· Экономическая ситуация в стране: рост бедности · Кризис семьи (рост разводов, неполные семьи) Военные конфликты, стихийные бедствия · Распространение пьянства, наркомании · Падение нравственности в семье, в обществе · Другое · Затрудняюсь ответить

 

III Делают ли что–либо городские власти, с Вашей точки зрения, для борьбы с социальным сиротством?

· Да, делают всё, что могут

· Отдельные меры предпринимаются, но этого не достаточно

· Ничего не делают

· Другое

· затрудняюсь ответить

IV Как вы относитесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?

· Положительно, это необходимая мера

· Это можно делать только в крайнем случае

· Отрицательно, это губит ребёнка, ломает его судьбу

· Затрудняюсь ответить

V Какие формы устройства социальных детей-сирот Вам известны?

 

· Детский дом · Усыновление / удочерение · Опека / попечительство · Патронат · Приемная семья · Наставничество · Семейный детский дом · Затрудняюсь ответить

 

VI Могли ли бы Вы взять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью на воспитание?

· Да, конечно

· Да, но только в крайнем случае и на короткий срок

· Да, но только если это мой родственник

· Да, но только при условии материальной поддержки со стороны государства

· Нет, ни при каких условиях

· Другое

· Затрудняюсь ответить

VII Как Вы относитесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?

· Положительно, эти люди достойны уважения

· Мне их жаль, их ждут трудности и разочарования

· Отрицательно, это люди, руководствующиеся корыстными целями

· Другое

· Затрудняюсь ответить

VIII Какая поддержка в первую очередь будет необходима семьям, принимающим к себе детей? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)

· Денежная помощь

· Улучшение жилищных условий

· Помощь педагогов, психологов, юристов

· Предоставление льгот

· Никакая, они знают, на что идут

· Другое

· Затрудняюсь ответить

IX Возможно ли наличие собственных детей у приёмных родителей?

· Желательно

· Нежелательно

· Не имеет значения

· Затрудняюсь ответить

X Обязательно ли наличие собственного достаточно просторного жилья?

· Обязательно

· Необязательно

· Не имеет значения

· Затрудняюсь ответить

XI Какие, на Ваш взгляд, должны быть личностно – психологические качества у потенциальных воспитателей?

Большое спасибо за участие в опросе!


Приложение 2

 

Приложение 2

 

Приложение 3


Приложение 4

 

Приложение 5


Приложение 6

 

Приложение 7


Приложение 8

 

Приложение 9


Приложение 11

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...