Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационная структура Национального банка Республики Беларусь




Содержание

 

Введение

Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

Функции Национального банка Республики Беларусь

Операции Национального банка Республики Беларусь

Заключение

Список использованных источников

 

 


Введение

Центральный банк финансовый беларусь

Самым главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Центральный банк в любом государстве занимает особое место в кредитно-финансовой системе.

Центральным банком Республики Беларусь является Национальный банк. На современном этапе развития белорусской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка, а также в результате влияния с 2008 года последствий мирового финансово-экономического кризиса, ключевую роль играет эффективная деятельность, как Национального банка, так и всей банковской системы в целом.

Национальный банк Республики Беларусь является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика, а в условиях нынешней экономики она продолжает ещё больше возрастать. Национальный банк является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота. Список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

В настоящее время деятельность Национального банка Республики Беларусь приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала нашей страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке. Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

Целью курсовой работы является определение роли Национального банка Республики Беларусь в банковской системы страны, через рассмотрение его основных функций и операций.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

·   раскрыть сущность Национального банка как элемента банковской системы;

·   изучить организационную структуру Национального Банка;

·   рассмотреть основные операции и функции Национального банка Республики Беларусь.

Объектом исследования курсовой работы является Национальный банк Республики Беларусь как центральный банк нашей страны.

Предметом исследования являются функции и операции Национального банка Республики Беларусь.

К основным методам исследования можно отнести системный подход, метод сравнительного анализа, группировок.

Среди источников, хочется отдельное внимание обратить на учебные пособия: «Организация деятельности центрального банка» (С.С.Ткачук, И.О.Румянцева), «Банковское дело» (Е.П.Жарковская), а также «Деньги. Кредит. Банки» под редакцией как Кравцовой Г.И., так и Тарасова В.И, в которых достаточно полно изложена теоретическая база по изучаемым в курсовой работе вопросам.

Также были рассмотрены основные законодательные акты, касающиеся деятельности Национального банка Республики Беларусь, такие как: Конституция Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О Национальном банке Республики Беларусь"

В курсовой работе были использованы данные с официального сайта Национального банка Республики Беларусь, а именно Годовой отчет Национального банка Республики Беларусь за 2009 год.

 

 


Организационная структура Национального банка Республики Беларусь

 

Главным звеном банковской системы любого государства является Центральный банк страны. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики, которая вместе с бюджетно-налоговой и ценовой политикой, фактически составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Первые центральные банки появились более 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия ХХ в. [5, с. 66]. Возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию кредитного средства обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, поскольку выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В результате эти банки утвердились в качестве центров национальных кредитных систем, обеспечивающих регулирование деятельности национальной банковской системы в целом.

Исторически между центральным банком и правительством сложились тесные связи. В большинстве стран капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Банк Англии, Банк Франции, Банк России, Национальный банк Республики Беларусь). Однако Центробанки могут быть и акционерными (Федеральная резервная система США), и со смешанным капиталом, часть из которого принадлежит государству (Банк Швейцарии, Национальный банк Австрии). Суть деятельности центральных банков заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой. Таким образом, тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику Центробанка. Независимо от принадлежности капитала Центральный банк является юридически самостоятельным[13, с. 162]. Фактически независимость центрального банка можно рассматривать с позиций его статуса и независимости денежно-кредитной политики. Представленный на рис. 1 двусторонний подход к пониманию независимости центрального банка показывает, что существенная степень независимости центрального банка, являясь необходимым условием эффективности его деятельности, нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами экономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты относительно независимого от государства банка и государственного органа.

 

Рисунок 1- Статусная и денежно-кредитная независимость центрального банка


Становление Национального банка Республики Беларусь как центрального банка - первого уровня отечественной банковской системы - связано с принятием в декабре 1990 г. За конов «О Национальном банке Республики Беларусь», «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и постановления Верховного Совета «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь.

Процессы, происходящие в экономике и банковской сфере, потребовали совершенствования нормативно-правовой базы банковской деятельности. В 1990-е гг. был принят ряд дополнений и изменений в действующие законы, что потребовало пересмотра ведомственных нормативных актов. Поэтому одним из важнейших этапов законотворческой деятельности, регулирующей банковскую систему республики, стало принятие Палатой представителей одобренного Советом Республики и подписанного Президентом страны Банковского кодекса Республики Беларусь (2000 г.). Одновременно с этим утратили силу ранее действовавшие законы, регулирующие банковскую деятельность. В новой редакции Банковский кодекс принят 17.07.2006 г. [20, с. 25]

В Кодексе четко и подробно описаны задачи главного банка страны, оговорены его права и особенности функционирования; определено участие в деятельности международных организаций; проведено разграничение ответственности НБ, банков и не банковских кредитно-финансовых организаций. Все это привело к усилению самостоятельности денежно-кредитной власти.

Национальный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь и подотчетен только Президенту Республики Беларусь. Он является юридическим лицом и состоит из центрального аппарата, а также структурных подразделений и организаций, находящихся как на территории республики, так и за ее пределами. Структурные подразделения представлены главными управлениями по шести областям республики с отделениями в разных городах. Отдельным структурным подразделением является учебный центр. По согласованию с Президентом Республики Беларусь банк имеет право создавать организации, необходимые для обеспечения его деятельности. В настоящее время функционируют УО «Полесский государственный университет», ОАО «Белгран», ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», центр оздоровления «Озерный». Работа структурных под разделений и организаций банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом НБ.

Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Высший орган управления - Правление Национально го банка - определяет основные направления деятельности Национального банка, осуществляет общее руководство им на основе принципа коллегиальности. Правление Национального банка Республики Беларусь принимает решения в форме постановлений и приказов. Правление состоит из Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, заместителей Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь, включая первых заместителей. Кроме того, членами Правления Национального банка Республики Беларусь являются представители Совета Министров, председатель правления одного из коммерческих банков, официальный представитель уставных банковских объединений, избираемый совместным решением данных банковских объединений. Компетенция правления Национального банка Республики Беларусь и порядок созыва заседаний Правления Национального банка Республики Беларусь определяются в Уставе Национального банка Республики Беларусь. Количественный состав Правления определяется Президентом Республики Беларусь и назначается Президентом Республики Беларусь при согласовании с Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на 5 лет. Правление Национального банка выполняет ряд важнейших функций. В их числе [15, с. 357]:

· разработка (совместно с Правительством Республики Беларусь) Основных направлений денежно-кредитной политики на очередной год;

·   утверждение годового отчета о работе Национального банка;

· установление (по согласованию с Президентом Республики Беларусь) размера участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь;

· принятие основных решений в сфере денежно-кредитного, валютного регулирования в области надзора за банковской деятельностью, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, лицензирование банковской деятельности и т.д.

Исполнительным коллегиальным органом Национального банка являетсяСовет директоров. Совет директоров Национального банка Республики Беларусь руководит деятельностью центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, организует исполнение законодательных актов, нормативных документов Правления Национального банка Республики Беларусь, дает разъяснения по их применению, обеспечивает контроль за исполнением своих решений. Совет директоров вправе издавать соответствующие распоряжения, указания, предписания и другие акты, которые обязательны для исполнения работниками центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь, подведомственных учреждений и организаций банков и других кредитных учреждений, действующих на территории Республики Беларусь. [6] Количественный состав Сове та директоров определяется Правлением Национального банка. Руководителем Совета директоров Национального банка является Председатель Правления. Члены Совета директоров назначаются Правлением Национального банка в порядке, установленном Уставом Национального банка.

Совет директоров также выполняет широкий круг функций, основные из которых следующие [21, с. 70]:

·   организация выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики;

·   определение организационной структуры Национального банка;

·   утверждение порядка проведения отдельных операций Национальным банком;

·   принятие решений в области процентной и эмиссионной политики, минимальных обязательных резервов;

·   выполнение прочих функций, отнесенных Правлением к компетенции Совета директоров.

Национальный банк и правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность НБ регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями правительства и протоколами совещаний у премьер-министра, а также совместными постановлениями правительства и Национального банка.

Поскольку Национальный банк подотчетен Президенту страны, он ежеквартально информирует Президента и Правительство об объеме эмиссии денег и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Кроме того, НБ и Правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях по вопросам единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики, проводят регулярные консультации.

При Национальном банке создан Консультационный совет в составе представителей Президента страны, Палаты представителей Национального собрания, Совета Министров, НБ, банков и экспертов. Председателем Консультационного совета является председатель Правления Национального банка.

Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством Республики Беларусь.

Уставный фонд НБ сформирован из средств государственно го бюджета.

Так на 1 января 2010 г. уставный фонд Национального банка составил 250 млрд. рублей[26]. Его пополнение осуществляется за счет прибыли, целевых поступлений и других источников. Часть прибыли используется для создания резервного и иных фондов, в том числе и специальных резервов общих банковских рисков. Средства из резервного фонда идут на покрытие убытков по операциям банка, он являйся одним из источников погашения затрат на осуществление долгосрочных финансовых вложений, затрат капитального характера. Прибыль, образующаяся в результате деятельности банка, в определенной части, перечисляется в доход республиканского бюджета. В соответствии с Законом Республики Беларусь "О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2009 год" 80 процентов полученной прибыли перечислено в республиканский бюджет (62,1 млрд. рублей). Прибыль, остающаяся в распоряжении Национального банка и подлежащая распределению, составляет 15,5 млрд. рублей.

К основным целям деятельности Национального банка относят [3, с. 25]:

·   защиту и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;

·   развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, поддержание ее стабильности;

·   обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...