Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная оценка Центрального Банка России и Федеральной резервной системы США




Центральный банк России и Федеральная резервная система США как центральные банки государств, прежде всего, являются посредниками между государством и экономикой через сеть коммерческих банков. В качестве таких учреждений они, будучи главным звеном денежно-кредитных систем, призваны регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ними в законодательном порядке.

Банк России, как и Федеральная резервная система, является ключевым органом, однако, по сравнению в ФРС обладает значительно более широким спектром функций и полномочий, что наглядно проявляется в отсутствии в Российской Федерации иных органов, регулирующих и контролирующих деятельность субъектов банковской системы, а также в единоличном осуществлении всех направлений банковского надзора.

Сравнивая два списка функций центрального банка государства, представленных в параграфе 1.2, на первый взгляд замечаем только два сходства: хранение вкладов банков и осуществление кредитно-денежной политики. Но на деле сходств между функциями ЦБР и ФРС США гораздо больше, а несовпадения могут возникать в виду различного названия одних и тех же функций или разного определения списка основных функций. Так, очевидно, что и ФРС США монопольно осуществляет денежную эмиссию, кредитует банки и выдает краткосрочные ссуды правительству (правительство, по сути, является для него одним из клиентов), а ЦБР контролирует банки на предмет выполнения ими гигантского числа предписанных им правил, выявляет сомнительные операции или мошенничество.

Однако, несомненно, между функциями центральных банков двух разных государств могут существовать и значительные различия. Поэтому ЦБР не выступает в роли фискального агента федерального правительства а, например, в связи с тем, что на данный момент в России чеки не получили такого распространения, как в США, функция обеспечения механизма инкассации чеков может не входить в число основных функций ЦБР.

Но основной функцией и ФРС США и ЦБР является регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики, т.е. осуществление кредитно-денежной политики. Неудивительным поэтому является совпадение основных методов кредитно-денежной политики. Ими являются:

изменение учетной ставки;

операции на открытом рынке;

изменение нормы резервирования.

При осуществлении этих операций центральный банк не только реализует свою кредитно-денежную политику, но и содействует коммерческим банкам в поддержании на необходимом уровне их ликвидности, то есть способности своевременно выполнить свои обязательства перед клиентами - как юридическими, так и физическими лицами [12].

В Америке функции Центрального Банка выполняет Федеральная резервная система США (ФРС). Федеральная Резервная Система состоит из рабочих органов трёх уровней - Совет Управляющих ФРС; двенадцать Федеральных Резервных банков; приблизительно 6000 банков-членов ФРС. Кроме того, в ФРС входят как составная часть два комитета: Федеральный Комитет Открытого Рынка (ФКОР) и Федеральный Консультационный Совет. Федеральная резервная система независимая организация. Она не может быть упразднена по прихоти президента, конгресс тоже не может изменить ее роль и функции иначе, как специальным законодательным актом. Длительные сроки полномочия членов Совета имеют целью защитить и изолировать их от политического давления [6].

Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приёме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банкам-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объёме активов коммерческих банков значительно больше.

ФРС подотчетна конгрессу США, а не одной из его палат, в отличие от Центрального Банка, который подотчетен только Государственной Думе, а не всему Федеральному Собранию. Непричастность Совета Федерации к контролю над Центральным банком РФ не оправданна, ибо означает игнорирование федеративного характера Российского государства. Соответственно кандидатуры Председателя Банка России и членов Совета директоров должны проходить утверждение не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации.

Важной проблемой является обеспечение достаточной меры открытости и ответственности деятельности Центрального банка. Ныне действующий закон о Центральном банке Российской Федерации предоставляет руководству ЦБ РФ чрезвычайно широкие полномочия и не предусматривает должной ответственности и открытости его работы. В настоящее время ЦБ РФ предоставляет раз в год Государственной Думе Федерального Собрания годовой отчет, причем с большим временным отрывом после окончания отчетного года, когда актуальность его явно теряется, и раз в год - доклад об основных направлениях денежно-кредитной политики. Причем в законе не сказано, какое значение для деятельности ЦБ РФ может иметь негативное отношение Думы к намечаемой им политике и к представленному им отчету [12].

Законодательство же США предусматривает практически непрерывную открытость и подотчетность работы Федеральной резервной системы. Баланс ФРС публикуется не раз в месяц, а каждую неделю, по четвергам. В пятницу он перепечатывается и комментируется практически во всех ежедневных газетах по всей стране. Отчет о своей деятельности, анализ хозяйственной ситуации, основные цели кредитно-денежной политики ФРС представляет конгрессу не раз в год, а дважды в год. Цели кредитно-денежной политики должны быть согласованы с конгрессом, если текущая ситуация требует внести в них коррективы; обоснование этих корректив также должно быть изложено руководством ФРС конгрессу. В законе о ФРС говорится: “Ничто в данном акте не будет истолковано как требующее осуществления целей и планов относительно денежных и кредитных агрегатов, если Совет управляющих (ФРС) и Комитет по операциям на открытом рынке решат, что данные цели и планы не могут быть достигнуты из-за изменившихся условий: в случае, если только Совет управляющих изложит причины пересмотра или отклонения от таких целей и планов”. Наше законодательство предоставляет руководству ЦБ РФ менять цели и планы по собственному усмотрению и без всякого публичного обоснования, а практика ЦБ РФ идет в этом направлении весьма далеко [11].

Связующим звеном между руководством ФРС и общественностью является также Федеральный консультативный совет из 12 членов, по одному от каждого резервного округа, избираемому ежегодно от каждого резервного банка советом его директоров из числа местных банкиров. Консультативный совет собирается не реже 4 раз в год, обсуждает совместно с Советом управляющих состояние экономики, кредита и денежного обращения, вносит свои рекомендации по вопросам деятельности ФРС. Наше законодательство не предусматривает создания такого органа. Национальный банковский совет, предусмотренный законом о Центральном банке Российской Федерации и состоящий из представителей законодательной и исполнительной власти, является консультативным органом, традиционно одобряющим все решения руководства ЦБ.

Гибкая денежная система должна обеспечиваться соответствующей системой рефинансирования. Важной составляющей системы рефинансирования должен стать переучет векселей. В США создание действенного механизма переучета векселей было одной из основных целей основания Федеральной резервной системы в 1913 году. Переучет векселей оставался важным механизмом снабжения хозяйства деньгами до 1977 года, залог векселей сохранялся до 1984 года. В нашей хозяйственной системе на нынешнем этапе ее эволюции налаживание переучета коммерческих векселей остается важнейшей проблемой. В законе “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” говорится, что “под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей”. Таким образом, переучет векселей - единственная форма рефинансирования, непосредственно названная в законе.

При распределении прибыли ФРС американские законодатели исходили из того, что главный источник этой прибыли - исключительное право денежной эмиссии, предоставленное центральному банку государством, следовательно, и прибыль центрального банка принадлежит государству, она не является результатом усилий центрального банка. В настоящее время 95% прибыли ФРС перечисляется в бюджет (законодательство требует перечисления не менее 90%). Наше законодательство предусматривает перечисление в бюджет лишь 50% прибыли ЦБ РФ. На деле перечисляется значительно меньше, поскольку все расходы ЦБ РФ бесконтрольно финансируются из его доходов [11].

Наше законодательство предусматривает возможность предоставления Центральным банком кредитов своим служащим “на личные нужды”. Американское законодательство такую возможность исключает. Кредиты физическим лицам предоставляются лишь в исключительных случаях и только в связи с их коммерческой деятельностью. Служащие ФРС собственной коммерческой деятельностью заниматься не могут.

Перейдем к законодательному регулированию деятельности Центрального банка. В США такое регулирование направлено на решение следующих задач:

) контроль над направлением использования средств, предоставленных в ссуду коммерческим банкам;

) недопущение использования этих средств в спекулятивных и “иных ненадлежащих целях”;

) дифференциация централизованных кредитов по их целям (поддержание ликвидности коммерческих банков;

) удовлетворение сезонного спроса на кредит и денежную массу;

) преодоление банками чрезвычайных неблагоприятных обстоятельств [4].

У нас соответствующее законодательство полностью отсутствует, коммерческие банки используют привлеченные средства совершенно бесконтрольно, в том числе и для спекулятивных операций (приложение 2).

Таким образом, Центральный Банк России и Федеральная Резервная Система США как центральные банки государств играют чрезвычайно важную роль в процессах регулирования денежного обращения, являются главным звеном денежно-кредитных систем стран. Среди функций ЦБР и ФРС США есть общие функции (и механизмы их реализации) центральных банков, но есть и специфические различия, связанные с различием экономической и политической ситуации в странах, с их историческим развитием.

Во второй главе раскрыли основные элементы деятельности Центрального банка России и деятельности Федеральной Резервной Системы США. Провели сравнительную оценку деятельности Центрального Банка России и США.

 


 

Заключение

 

Проделав работу на данную тему, была достигнута установленная цель - Сравнительная оценка Центрального Банка России и Федеральной резервной системы США, путем выполнения поставленных задач. Проанализировав ряд научной литературы, открылась история появления и развития Центрального Банка.

В работе раскрыта Сущность Центрального Банка. Центральный банк является ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства, выступающим официальным проводником денежно-кредитной политики. Также здесь представлены функции Центрального Банка России и Федеральной Резервной Системы США и их краткая характеристика.

С помощью характеристики деятельности ЦБ России и ФРС США можно получить информацию о целях, задачах, основных операциях и структуре управления.

В ходе сравнительного анализа были выявлены сходства и различия Центрального Банка России и Федеральной Резервной Системы США.

Говоря о роли Центрального Банка, следует отметить то, что Центральный Банк играет ключевую роль в проведении кредитно - денежной политики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Центральный банк России, по сути, организует экономическую жизнь общества, обеспечивая необходимые условия для функционирования созданной им денежной системы страны.

 


 

Список литературы

 

1. Банковское дело. Управление и технологии/ Под ред. проф. А.М. Тавасиева. - М., 2001. -863 с.

. Организация деятельности центрального банка: учебное пособие /Т.С. Бакулина; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск: УлГТУ, 2009. - 147 с

. Центральный банк в банковской системе России / А.Г. Братко. - М., 2001г. - 628 с.

. Саркисянц А.Г. Сравнительные характеристики развития банковской системы России и других стран // Финансы и кредит. 2007. № 4, 38-

. Банки ру: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.banki.ru

6. Валютный рынок - аналитика форекс: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://forexaw.com

7. Википедия: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

. Генерация Документов: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gendocs.ru

. Деловой квартал: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dk.ru

. Новый взгляд на рынки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.speculorforex.ru

. Федеральная Резервная Система [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.federalreserve.gov

. Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.cbr.ru

. Экономические новости: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sci-lib.biz

. Электронные книги: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-reading.co

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...