Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рационализм в психологии XVII века




С именем Рене Декарта (1596 – 1655), связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании он ввел критерий для выделения психики из аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставление телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность – главный пункт учения Декарта.

Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности (это следует применять в области научного исследования). Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований.

По существу, сомнению может быть подвергнуто все, кроме самого акта сомнения. Но сомнение – это деятельность мысли. Если я сомневаюсь, значит, я мыслю. Но мышление не может быть без субъекта мышления. Таким образом, если я мыслю – я существую.

Вслед за этим выводом Декарт приступает к определению сущности «Я». Все прежние представления о «Я» (Я – человек; Я – душа + тело) отвергаются им, т.к. нет доказательств, что все это необходимо для «Я». Если отделить все сомнительное, то остается только сомнение, а сомнение – это акт мышления. Т.е. от сущности «Я» неотделимо только мышление. Под мышлением Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Таким образом, психику Декарт отождествляет с сознанием. Значит и интроспекцию, с его точки зрения можно рассматривать как объективный метод познания психики, хотя ее данные должны проверяться сомнением. Эта точка зрения утвердилась в психологии на долгое время.

В содержании сознания Декарт выделял 3 вида идей (или понятий):

- порожденные самим человеком – основываются на собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем с помощью индукции (энумерации, как называет ее Декарт);

- приобретенные – результат обучения, общения с др. людьми и чтения книг. Это знания более полные и совершенные, т.к. являются обобщением опыта разных людей.

- врожденные идеи – содержатся в разуме изначально, только они открывают истину. Способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, - рациональная интуиция. Главные врожденный идеи – идея Бога, «Я» и числа.

Итак, в целом мышление – это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает нематериальной мыслящей субстанции. Таким образом, он приходит к учению о 2-х субстанциях:

- мыслящая (духовная);

- протяженная (телесная) – занимает пространство.

Таким образом, все взгляды Декарта разделяются на 2 части:

- физику (природа – материалистическое учение);

- метафизику (учение о душе – идеалистическое).

Тело животного и человека Декарт описывает как физик, опираясь на науку своего времени: «Все тепло и все движения, которые у нас имеются, поскольку они совершенно не зависят от мысли, принадлежат только телу». Декарт называет большой ошибкой, которую делало большинство, когда связывало такие процессы как движение и тепло с душой. «Смерть никогда не наступает по вине души, но исключительно потому, что разрушается какая-нибудь из главных частей тела». Тело человека он сравнивает с часами или иным автоматом и дает описание «устройства машины нашего тела». Таким образом, в вопросах физиологии, как и природы в целом, Декарт – материалист.

В объяснении движений Декарт использует понятие «животных духов»:

Это тела, которые очень малы и движутся очень быстро. Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за движения «духов» по мышцам. В каждом мускуле имеются отверстия, через которые «духи» могут проходить. Мускул, из которого «духи» выходят, растягивается и слабеет, а мускул, в который приходит больше «духов», сокращается и приводит в движение ту часть тела, к которой он прикреплен.

«Духи» движутся по нервам. Нервы – это трубочки, в которых есть сердцевина, которая тянется в виде тонких ниточек от мозга (откуда нерв берет свое начало), до оконечностей других членов. Также у нерва есть оболочка, которая является продолжением той, которая покрывает мозг. Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Предмет, касаясь той части тела, где находится коней одной из нитей, приводит в движение ту часть мозга, откуда эта ниточка выходит. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться, – и происходит движение.

Таким образом, предмет действует на тело ® к мозгу ® к мускулам (движение).

Так Декарт объяснял движения, которые производятся без участия воли. Это исторически первая попытка рефлекторного объяснения непроизвольных движений.

Рефлекс не зависит от психики, от души. В этом проявляется механистическая односторонность Декарта. Обсуждая возможность изменить течение рефлекса (т.е. возможность обучения), Декарт использовал понятие ассоциации. Он распространяет понятие ассоциации и на поведение и говорит о связи между двумя действиями или между действием и образом предмета. (Так выстрел, который приводит к естественному движению – убежать, при обучении может изменить свою функцию, например, у солдата стать сигналом к атаке, а у охотничьей собаки – к поиску дичи). Такое изменение поведения не связано с влиянием души, а происходит потому, что ассоциации, возникающие в результате упражнения или привычки, деформируют клапаны мозга в результате натяжения определенных «нитей». Это приводит к нарушению естественного движения животных духов, они перемещаются в новом направлении, попадают в новую мышцу и вызывают, соответственно, другое движение. Описанные идеи Декарта получили развитие в теории Гартли. Итак, рефлекс не зависит от психики, от души.

Чем же тогда занимается душа? Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание, какое только может быть у субъекта, о собственных актах и состояниях, невидимых ни для кого другого. Тем самым произошел поворот в понятии о душе, ставший опорным пунктом для построения нового предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

Как же две независимые субстанции – душа и тело - сосуществуют в человеке? Решение, которое предложил Декарт, было названо психофизическим взаимодействием.

Душа соединена со всем телом, но наиболее ее деятельность связана с мозгом, с частью его, которая расположена глубже всех. Душа помещается в очень маленькой «шишковидной» железе, находящейся в мозге (эпифиз). Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные» состояния (страсти) в виде чувственных восприятий, эмоций и т.п. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. Таким образом, мы видим глубокое противоречие в учении Декарта. С одной стороны, душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой, - тесно с ним связана и помещается в железе мозга.

Дуализм Декарта стал источником трудностей для дальнейшего развития психологической науки. Через всю историю психологии проходит проблема соотношения души и тела. Декарт их противопоставил (как и многие его предшественники). Но им была создана новая форма дуализма. И тело, и душа приобрели содержание, неведомое прежним эпохам. Тело может только двигаться, душа – только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души – рефлексия (от лат. «обращение назад»).

Попытки справиться с декартовым дуализмом предпринял ряд великих мыслителей XVII века. Их исследования ставили целью утвердить единство мироздания, покончив с разрывом телесного и духовного, природы и сознания.

 

Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) - нидерландский философ-материалист, атеист и пантеист (пантеизм – все Бог – философское учение, отождествляющее Бога и мир).

Выступил одним из первых оппонентов Декарта. Главное его сочинение «Этика» (1677). Основная цель сочинения – помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. В отличие от Декарта Спиноза разработал монистическое учение. Он учил, что имеется единая вечная субстанция, Бог или Природа. Он определил ее, как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Субстанция несотворима, неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве.

Спиноза различает сущность и существование. Сущность – это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование – это есть она или нет. Сущность субстанции несет в себе свое существование. Таким образом преодолевается разрыв между физическим (существованием) и метафизическим (сущностью). Согласно Спинозе, физическое подчиняется метафизическому.

Сущность субстанции отражается в ее коренных свойствах – атрибутах. Из всех атрибутов нашему ограниченному разумению открыты только 2 – протяженность и мышление.

Каждая вещь как частичка субстанции (ее модус) также имеет эти 2 атрибута: мышление и протяженность. Под атрибутом протяженности мы видим вещь как тело; со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа вещи. Таким образом, душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело) и строго соответствуют друг другу, и в этом соответствии неотделимы друг от друга.

Человек – особо сложная модификация атрибутов мышления и протяжения, модусов души и тела.

Система Спинозы – материалистический монизм. Субстанция протяженна и она же может мыслить. Нет особой духовной субстанции. Однако проблему материи и мышления Спиноза не смог разрешить до конца. Возникают трудности с ответами на такие вопросы: всякое ли проявление субстанции имеет душу? какова функция психики? и др.

 

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 –1716) – немецкий философ-идеалист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед.

Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма, первичными элементами которого являются неделимые и замкнутые в себе центры жизненных сил. Таким образом, не разделяя положения Спинозы о единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. «монос» - «единое»). Монада – простая субстанция, которая входит в состав сложных, (простая, значит не имеющая частей) – атом природы, элемент вещей. Основными свойствами монады является восприятие (перцепция) и стремление. Лейбниц подчеркивал, что перцепцию следует отличать от сознания (апперцепции). Он считал ошибочным не признавать неосознаваемые восприятия (как это делали картезианцы). Тем самым представление о психическом расширялось, т.к. в его сферу включалось не только сознание, но и бессознательное. Введенное Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт).

Душа в теории Лейбница – это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа представляет собой высший уровень развития монад. Поскольку монады отличаются друг от друга, и не существует 2-х совершенно тождественных монад, то и души людей отличаются друг от друга, делая каждого конкретного человека уникальным и неповторимым.

Монада всегда остается неизменной и независимой замкнутой единицей, которая, по определению Лейбница, «не имеет окон». Поэтому внешнее влияние на самоопределение человека невозможно. (Такая точка зрения характерна для представителей феноменологии (Э.Гуссерль) и частично экзистенциализма). Эта точка зрения стала одной из самых дискутируемых в ходе развития социально-психологических исследований.

Вместе с тем Лейбниц не отрицал связь монады с окружающей действительностью. Он говорил о том, что монада представляет собой «живое зеркало Вселенной». Основой этой связи является восприятие, которое активно и субъективно, т.к. каждой монаде присущи стремление (активность) и индивидуальность.

Одним из важнейших открытий Лейбница было положение о том, что субъективность познания есть результат не пассивного усвоения материала, но активного его постижения. Поэтому собственная точка зрения не противоречит истинности понятий, объективности знаний (как это считали большинство философов, начиная с Демокрита). Это позволило Лейбницу сделать вывод о принципиальной познаваемости мира.

В своих воззрениях на проблемы познания Лейбниц стоял на позициях рационализма. Он выделял 3 вида идей (понятий), или 3 ступени познания:

- понятия, образующиеся на основе данных органов чувств (или чувственное познание) – это знания об отдельных качествах предметов – цвет, звук, запах и т.д.;

- одновременно чувственные и умопостигаемые понятия - открывают связи и отношения, строятся на основе обобщения данных органов чувств;

- умопостигаемые понятия (или рациональная интуиция), которые не нуждаются в опоре на чувственное восприятие – это знания о всеобщем и необходимом.

Лейбниц подчеркивал, что бессознательную часть души можно познать только интуицией, а не логическим мышлением. Таким образом, была введена связь между интуицией и мистикой, которая стала доминирующей во многих направлениях психологии.

Обращаясь к вопросу о взаимосвязи души и тела, Лейбниц подверг критике взгляды Декарта о возможности их взаимного влияния. Он считал, что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам – позиция психофизического параллелизма. Но они действуют так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не законами природы, а божественной мудростью, которая проявилась в «предустановленной гармонии» между психическим и физическим. Душа и тело подобны паре часов, которые в любых условиях показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо.

Согласно Лейбницу, все в мире подчиняется закону непрерывности. Природа не делает скачков. Неорганическое и органическое, растение и животное, животное и человек лишь кажутся противоположностями. При ближайшем же рассмотрении они оказываются соседними ступенями, связанными между собой непрерывным прогрессом.

Этот общий закон Лейбниц применяет и к душевной жизни. Она также непрерывна. Наряду с ясно сознаваемыми (апперцептируемыми) восприятиями в душе есть бесчисленные малозаметные восприятия, «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознать или вспомнить,… мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющиеся мысли». Сознание не отличается от бессознательного какой-то особенной сущностью, в душе происходят постоянные переходы сознательных представлений в бессознательные и обратно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...