Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толкование Книги Екклесиаста

 

Этот труд‚ как и любой другой в моей жизни‚ я посвящаю

Одному только Спасителю и Богу моему Иисусу Христу.

 

Copyright 1998

 

 

Моя молитва о тебе‚ читающий эти строки. Я молюсь не о том‚ чтобы ты мог выучить наизусть книгу Екклесиаста‚ но чтобы эта книга перевернула твою жизнь.

Я молюсь во имя Иисуса‚ чтобы ты‚ мой друг‚ стал ближе к Небу‚ к Богу‚ чтобы эта книга послужила поворотным пунктом в твоей жизни‚ и показала тебе путь к счастью‚ которое дает Всевышний.

Возможно‚ при этом тебе придется отбросить много старых‚ привычных понятий‚ – ради новых‚ более совершенных истин. Не жалей о старом‚ если ты убедишься в своем сердце‚ что новое действительно лучше. Если вода в озере не получает приток свежей воды и отток старой‚ она начинает плесневеть‚ гнить. Не будем позволять плесени застоя покрывать наше сердце и разум. Бог есть жизнь‚ и жизнь эта постоянно обновляется в нас.

Дорогой брат (или сестра)‚ эта книга написана для зрелых Христиан‚ и ее желательно читать не всю сразу. Читайте одну главу в день‚ размышляйте‚ сравнивайте‚ молитесь. Господь Дух Святой да поможет вам в понимании.

О всех возникающих вопросах пишите по адресу:

 

Martyn Egle

2501 Edison Ave, apt # 1,

Sacramento, CA, 95821

USA

 

e-mail: [email protected]

 

 


Глава Первая.

 

Книга Екклесиаста – одна из тех книг‚ понимание которых не приходит сразу. Она требует от читающего ее определенной зрелости и духовного опыта‚ и это не удивительно‚ потому что то‚ что хочет открыть нам Екклесиаст‚ настолько удивительно и грандиозно‚ что человеку с ограниченым‚ узким кругозором его действительно не понять. Она подобна сказочно богатой стране‚ вход в которую закрыт для людей слепых‚ труден для недостаточно зрячих и свободен для тех‚ кто имеет достаточно хорошее духовное зрение. Однако я молю Духа Святого‚ чтобы Он касался и вразумлял наши сердца‚ как мое ‚ так и ваше‚ при чтении этой книги‚ и позволил мне быть скромным гидом в этой прекрасной стране.

 

Книга Екклесиаста открывается торжественно-философским вступлением ‚ повествующим о том‚ что ничего нового под солнцем нет‚ и весь материальный мир‚ окружающий нас‚ является ни чем иным‚ как суетой. Суета (по словарю Ожегова) – это нечто бесполезное‚ ничтожное‚ тщетное. Обратите внимание на стих‚ отрывающий книгу:

 

“Суета сует‚ сказал Екклесиаст‚ суета сует – все суета! ”

Как видите‚ Екклесиаст говорит‚ что все суета‚ то есть‚ все ничтожно‚ тщетно‚ бесполезно. Конечно‚ что-то более бесполезно‚ что-то менее бесполезно‚ но бесполезным является все в этом материальном мире (под солнцем).

 

“Что пользы человеку от всех трудов его‚ которыми трудится он под солнцем? ”

– вопрос риторический. Ответ на него дан стихом выше. Человек трудом своим не может остановить‚ или даже замедлить великий кругооборот событий материального мира‚ в которм он живет. Ты не единственный‚ кто пытался это сделать. Посмотри‚ сколько их было до тебя‚ а после тебя будет еще больше‚ и все попытки остановить кругооборот событий обречены на неудачу‚ – “Род проходит‚ и род приходит‚ а земля пребывает во веки.” Поколения рождаются и умирают‚ человек сначала ребенок‚ затем подросток‚ юноша‚ взрослый‚ затем становится стариком‚ – и все это было до тебя миллион раз и будет после. Ты можешь радоваться своей первой любви‚ или восхищатьсе своей юношеской силой‚ как это делали сотни поколений до тебя‚ но ты не в силах изменить кругооборот событий‚ их цикличность.

О неизменной цикличности говорит нам окружающая природа:

 

“Восходит солнце‚ и заходит солнце‚ и спешит к месту своему‚ где оно восходит.”

“Идет ветер к югу‚ и переходит к северу‚ кружится‚ кружится на ходу своем‚ и возвращается ветер на круги свои.”

– здесь приводится пример из метеорологии. Ветер – казалось бы‚ самая непостоянная вещь! Но и он цикличен. Сколько бы он ни менял направление‚ в процессе календарного года‚ с началом нового года он возвращается и дует с той же стороны‚ с которой дул в это же время в прошлом году.

 

“ Все реки текут в море‚ но море не переполняется”

— описан кругооборот воды в природе. Вода стекает с поверхности земли‚ собираясь в маленькие ручейки. Те‚ в свою очередь‚ сливаются и образуют большие ручьи‚ речки‚ реки‚ впадающие в океаны и моря планеты. Водяной пар‚ поднимаясь с этих обширных водных поверхностей‚ насыщает атмосферу и собирается в тучи‚ которые изливаются на землю‚ в результате чего “море не переполняется”. Таким образом получается‚ как написано:

“ К тому месту‚ откуда реки текут‚ они возвращаются‚ чтобы опять течь.”

 

Смысл следующего стиха в более точном переводе сводится к тому‚ что “Все вещи настолько утомительны и однообразны‚ что нет смысла их перечислять. Как бы долго ты ни смотел на все это‚ твой глаз не насытится‚ и сколько бы ты ни слушал‚ твое ухо не наполнится.”

 

Действительно‚ однообразие материального мира‚ это постоянное движение “по кругу” вызывает гнетущее чувство обреченности‚ вызывает желание разорвать цепи‚ заставляющие нас описывать один круг за другим‚ желание обрести свободу. Подобно белке в колесе‚ которой кажется‚ что она куда-то бежит‚ но на самом деле она остается на месте‚ человеку кажется‚ будто он к чему-то стремится‚ и даже достигает‚ а на самом деле ничего не меняется.

 

“Что было‚ то и будет; и что делалось‚ то и будет делаться‚ и нет ничего нового под солнцем.”

— именно так. Если ты думаешь‚ что ты высказал какую-то новую мысль‚ то поищи хорошенько в книгах‚ и ты найдешь‚ что где-то давно ее уже высказывал кто-то другой. Если даже ты открыл новый континент – Америку‚ и стыпил ногой на неведомую землю‚ с любопытством рассматривая окружающий тебя мир‚ и тогда где-то за кустом уже притаился индеец‚ который ходит по этой земле уже сорок пять лет‚ с момента своего рождения.

 

“Бывает нечто‚ о чем говорят: “смотри‚ вот это новое;” но это уже было в веках‚ бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем‚ да и о том‚ что будет‚ не останется памяти у тех‚ которые будут после.”

 

Вот такими философско-торжественными словами заканчивается вступление.

 

Понимаете ли вы‚ уважаемые читатели‚ что здесь Екклесиаст наносит удар — неотразимый удар всему материальному‚ будь то предметы или идей. Многие люди считают книгу Екклесиаста наполненной пессимизмом. Это неправда. Только человек‚ чье сознание пропитано материальным мышлением‚ может так думать. Книга Екклесиаста исключительно оптимистична‚ хотя в каждом стихе ее звучит неумолимый приговор всему материальному. Действительно‚ если ты жил до сих пор только материальными ценностями‚ то после того как ты прочитаешь вступление‚ или всю первую главу книги Екклесиаста‚ ты почувствуешь в сердце печаль. Такая печаль возникает у каждого‚ когда он узнает‚ что то‚ что он считал раньше ценным‚ оказалось не имеющим никакой ценности. Через это нужно пройти. Но когда человек осознает истинные‚ нематериальные ценности‚ тогда он будет смеяться над всем‚ чем он раньше дорожил — так ‚ как это делает мудрый старик Екклесиаст.

С двенадцатого стиха первой главы начинается собственно изложение темы.

Человек‚ который делится с нами собственным опытом‚ заслуживает доверия‚ тем более если это царь.

“Я‚ Екклесиаст‚ был царем над Израилем в Иерусалиме; И предал я сердце мое тому‚ чтобы исследовать и испытать мудростию все‚ что делается под небом;”

Таким образом‚ перед нами даже не обычный царь‚ а мудрый царь‚ и если это Соломон‚ как считают многие исследователи‚ то это мудрейший из царей.

Ведь недаром Господь в ночном видении сказал ему: «Вот‚ Я даю тебе сердце мудрое и разумное‚ так что подобного тебе не было прежде тебя‚ и после тебя не восстанет подобный тебе.” ( 3 Цар. 3: 12)

И вот этот мудрый царь решил исследовать своей мудростью мир‚ в котором он родился‚ и законы‚ по которым он существует. “Зачем? ” – спросит внимательный читатель‚ –“ведь в стихе 3 он же утверждает бесполезность любого труда‚ совершаемого под солнцем? ” Это так‚ но отрицая полезность‚ он не отрицает необходимости этого труда‚ как данного нам Богом по мере сил каждого.

 

“Это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим‚ чтобы упражнялись в нем.” – Конечно‚ сколько бы человек ни исследовал тайны окружающего мира‚ всей вечности не хватит‚ чтобы понять его до конца. Даже занимаясь этим всю свою жизнь‚ человек к концу жизни постигает лишь ничтожно малую долю всего знания. К чему тогда это состязание с вечностью? – Бог хочет‚ чтобы мы упражняли себя.

Это как бы человек‚ долгое время вынуждено бездействовавший‚ вышел на улицу и увидел тяжелую железную болванку. Он‚ упражнения ради‚ берет ее на плечо и относит в другой конец двора. Там‚ опустив ее на землю‚ он делает небольшую передышку‚ затем поднимает ее снова и несет на то же место‚ откуда он ее принес‚ и так несколько раз. Случайно выглянувший в окно сосед может удивиться занятию‚ которому посвящает эти минуты товарищ его. Возможно‚ он даже окликнет его‚ сказав: “Эй‚ друг‚ оставь-ка это бесполезное занятие! Что за суетой ты занимаешься? ” Он‚ конечно‚ не сразу поймет‚ что сосед решил поупражняться.

То же относится‚ говорит Екклесиаст‚ ко всякому делу.

 

“Видел я все дела‚ какие делаются под солнцем‚ и вот‚ все — суета и томление духа! ”

 

Возможно‚ не все еще понимают то‚ что хочет сказать здесь Соломон. Я попытаюсь обьяснить. Человеку свойственно распределять все свои предметы‚ действия‚ понятия по определенной “шкале ценностей” ‚ где один предмет ценится больше‚ другой – меньше‚ и т.д. Для любого человека существует так называемый нижний предел ценности‚ ниже которого он уже не разделяет предметы на более или менее ценные‚ а просто рассматривает их как мусор.

Так вот‚ в процессе духовного роста человека те ценности‚ которые для него раньше что-то значили‚ постепенно опускаются все ниже и ниже‚ уступая место новым‚ пока не окажутся на том уровне‚ который Соломон называет презрительным словом “суета.”

Так‚ человек‚ вышедший из нищеты‚ и для которого обьедки в мусорных ящиках представляли раньще какую-то ценность‚ теперь не будет даже смотреть на них. Взгляд его не прельстится случайно блеснувшей в траве бутылкой‚ которую можно сдать в пункте приема стеклотары. Эти предметы для него стали как бы мусором‚ — он ест из тарелки теперь‚ работает на заводе‚ и не нуждается в каких-то грязных бутылках‚ которые он раньше собирал.

Точно так же происходит и с духовным обогащением. Истинное богатство нематериально‚ оно не покупается за деньги‚ оно представляет собой... Ну‚ а что оно представляет собой‚ мы узнаем позже.

Для человека‚ достигшего настолько высоких духовных сокровищ‚ каким был Екклесиаст‚ ничто материальное уже не представляло какой-либо ценности.

По сравнению с тем‚чем он владел‚ все‚ даже самое прекрасное‚ казалось “кривым‚” которое никогда не выпрямится.

 

“Кривое не может сделаться прямым‚ и чего нет‚ того нельзя считать.”

 

Самое интересное‚ что эти слова относятся не только к богатству и удовольствиям‚ но и к мудрости и знаниям. Как!? То‚ к чему миллионы людей стремились‚ за что отдавали жизнь и шли на костры – то мудрость-то и знания ты‚ Соломон‚ считаешь суетой? Не ты ли сам просил ее у Бога‚ и Он‚ благоволивший к тебе‚ дал ее тебе сверх всякой меры? А теперь ты говоришь:

 

“Говорил я с сердцем моим так: вот‚ я возвеличился и приобрел мудрости больше всех‚ которые были прежде меня над Иерусалимом‚ и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому‚ чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал‚ что и это – томление духа.”

 

Что же ты нашел‚ о счастливейший из царей‚ что даже мудрость теряет свой блеск перед этим сокровищем‚ равно как луна блекнет перед солнцем?

Неужели есть цель жизни более достойная‚ нежели приобретение мудрости?

Ты сравнял мудрость с безумием и утверждаешь‚ что и то и другое – погоня за ветром! Почему?

 

“Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания‚

умножает скорбь.”

 

Глава Вторая

Жизнь... Какое это загадочное и великое слово! Многие люди‚ умные и не очень‚ пытались дать обьяснение жизни‚ постичь цель и смысл существования человека на земле. Вопрос о цели жизни хотя бы однажды вставал перед каждым осознающим себя человеком. Никто не хочет‚ чтобы жизнь его была бессмысленной‚ и люди‚ как правило‚ находят себе смысл жизни – кто-то в славе‚ кто-то в служении обществу‚ кто-то в богатстве‚ а кто-то – в вине. Не удивительно‚ что этот вопрос встал и перед Соломоном‚ мудрейшим из царей.

Поэтому он решил провести так называемый “конкурс” на вакантное место цели своей жизни в частности‚ и цели жизни человека вообще. Во второй главе один за другим проходят кандидаты; среди них – веселье‚ вино‚ богатство‚ удовлетворение своих желаний‚ плоды человеческой деятельности и мудрость. После тщательного рассмотрения ничто из вышеупомянутого не признается достойным стать целью жизни‚ и классифицируется как суета.

 

“Сказал я в сердце моем: “дай‚ испытаю я тебя веселием‚ и насладись добром;” но и это – суета! ”

 

Веселье и смех – в сущности‚ хорошие вещи. Кто из нас не хочет‚ чтобы жизнь его была радостной‚ веселой? Екклесиаст не опускается до того‚ чтобы начать обьяснять ничтожность заведомо плохих вещей‚ как например‚ глупость‚ бедность или аморальность‚— подразумевается‚ что читающий уже должен понимать это. Но если человек понимает‚ что радость и печаль – две стороны одной медали‚ он понимает и то‚ что без печали не бывает радости – это всего-навсего эмоции‚ сменяющие друг друга‚ как день сменяет ночь. Человек‚ поставивший своей целью никогда не печалиться‚ должен для этого аннулировать все свои эмоции‚ то есть‚ отказаться и от радости. Поэтому радость не может стать целью жизни‚ хотя‚ в сущности‚ это очень хорошая вещь.

 

“О смехе сказал я: “глупость! ” а о веселии: “что оно делает? ”

 

Екклесиаст не отвергает начисто юмор и смех‚ как составные части человеческой культуры. Возможно‚ кто-то ‚ читающий эту книгу‚ мог бы так его понять. Но при прочтении книги Екклесиаста важно понимать каждый стих в контексте всех остальных‚ и не упускать из виду‚ что основная цель книги – поиски смысла жизни. В данном случае веселье и смех отвергаются лишь как цель жизни человека‚ но я уверен‚ что сам Екклесиаст‚ наверное‚ обладал неплохим чувством юмора. Итак ‚ конкурс продолжается. На сцене появляется очередной кандидат – вино.

 

“Вздумал я в сердце своем услаждать вином тело мое и ‚ между тем‚ как сердце мое руководилось мудростью‚ придержаться и глупости.”

 

Не секрет‚ что вино отнимает разум у человека‚ однако оно приносит наслаждение телу. Поэтому человек испытывает от него чисто физическое удовольствие‚ как ‚ например‚ от сытного обеда. Опуская сознание человека на уровень животного‚ вино никогда не будет ценным настолько‚ чтобы стать целью жизни человека. У нас есть немало примеров того‚ как низко может опуститься человек‚ заболевший алкоголизмом. Именно поэтому Екклесиаст и называет вино “глупостью” в этом стихе.

Сказанное можно отнести ко всем чувственным наслаждениям: их удовлетворение никогда не может быть целью жизни‚ а человек‚ поставивший себе такую цель‚ постепенно опускается до животного уровня. В одной из старинных книг я прочел очень удачное сравнение‚ где душа человека сравнивается с колесницей‚ запряженной несколькими конями. Каждый из коней олицетворяет желания и эмоции человека. Дух человеческий – возница‚ управляющий этими конями. Если дать полную волю желанию поесть‚ или желанию выпить‚ или желанию поспать‚ то колесница увязнет в непроходимом болоте; Если дать волю эмоциям и чувствам‚ не контролируя их‚ колесница перевернется в какой-нибудь канаве. Поэтому Бог и дал в руки возницы вожжи‚ чтобы он мог управлять своим телом и душою‚ направляя колесницу своей души по прямой дороге. Не секрет‚ что страсть – это эстесия[1]‚ присущая каждому человеку. Нет смысла утверждать‚ будто человек может жить без желаний‚ без страстей‚ без эмоций. Лишь в определенные минуты своей жизни он способен стать совешенно бесстрастным‚ возвысившись над материальным миром. Но управлять ими‚ направляя их в нужное русло‚ он может и должен.

Используя вино‚ Екклесиаст делал это не ради услаждения своего тела‚ а чтобы на опыте узнать‚ что хорошо‚ а что плохо‚ –

 

“Доколе не увижу‚ что хорошо для сынов человеческих‚ что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.”

 

Особенность жизни человека в том‚ что ему даны “немногие дни”, и чем раньше он осознает цель своей жизни‚ тем лучше для него. Вопрос “что делать? ”, который интересовал любого сознательного человека‚ приобретает особую остроту; Кто будет более напряженно размышлять‚ как потратить свои деньги‚ — богач‚ имеющий миллионы‚ или бедняк‚ имеющий всего сто гривен? Я думаю‚ что бедняк‚ потому что для него ценность каждой гривны будет увеличиваться осознанием того‚ что его средства ограничены. То же самое относится и ко времени жизни человека на земле: ему даны “немногие дни” ‚ и каждый желает использовать их как можно лучше.

Далее Соломон описывает‚ как конкретно он использовал полученный от Бога дар под названием “время”.

 

“Я предпринял большие дела: построил себе домы‚ посадил себе виноградники‚ устроил себе сады и рощи‚ и насадил в них всякие плодовитые дерева‚ сделал себе водоемы для орошения из них рощей‚ произращяющих деревья...”

 

Мы видим‚ Соломон не терял даром времени. Особое внимание стоит обратить на местоимение “себе”‚ так часто повторяющееся в этих стихах. Мысль о том‚ что целью жизни человека может стать труд во благо общества‚ настолько абсурдна для еврейского склада ума‚ что Соломон даже не останавливался на ней.

Однако и в наши дни бытует мнение‚ что если ты посадил дерево‚ построил дом и вырастил сына — ты прожил жизнь не даром. Соломон доказывает ошибочность подобных воззрений. Уж кто-кто‚ а он наверняка насадил деревьев намного больше любого из нас. Да и сыновей у него было немало. Я не думаю‚ что он сьедал весь урожай‚ собранный в своих садах. Наверняка большая часть его продавалась‚ превращаясь в деньги. Но будучи богат‚ Соломон не нуждался в деньгах‚ о чем он и повествует в следующих стихах. Изобилие денег дало ему власть над людьми‚ поэтому он и говорит‚ что “Приобрел себе слуг и служанок‚ и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше‚ нежели у всех‚ бывших прежде меня в Иерусалиме.”

Власть над людьми не приносит человеку счастья. Он остро чувствует‚ что любовь и подчинение‚ оказываемые ему‚ находятся в прямой зависимости от толщины его кошелька‚ при этом любому другому на его месте служили бы с тем же рвением и усердием.

Столь же мало счастья приносит удовлетворение чувственных желаний‚ — в английском переводе в следующем стихе речь идет о наложницах‚ которых Соломон имел в великом множестве‚ благо это позволяли ему средства и здоровье‚ —

“Собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей;

завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – много наложниц.”

(английский перевод)

 

Как я уже отмечал ранее‚ удовлетворение желаний и страстей‚ заложеных в человеке‚ поставляет человека ва зависимость от них. Как необузданные кони‚ они уносят человека все дальше от разума‚ добра. Когда такой человек теряет все‚ что имел‚ он не задумывается над тем‚ что именно слепое подчинение страстям привело его в столь бедственное положение. Он не задумывается над тем‚ что страсть к вину сделала его бедным‚ или страсть к деньгам привела его в тюрьму‚ а страсть к пище стала причиной многочисленных недугов. Сюда же относится и страсть к женщинам‚ из-за которой пострадал отец Соломона‚ Давид‚ пострадал Самсон и многие другие сильные люди. Все вышеукасанные желания вложены в человека Богом и безвредны‚ если ими управлять при помощи разума. Если же они превращаются в цель жизни‚ то сами разрушают жизнь.

 

“И сделался я великим и богатым больше всех‚ бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною.”

И вот‚ казалось бы‚ человек достиг вершины славы. Его честолюбивые стремления пришли к желаемому. Он ‚ подобно немногим из смертных‚ получил их полное удовлетворение. Но это – случай исключительный‚ один из миллиона. Вообще же человек не может поставить себе целью достичь вершины славы‚ так как в 99% из 100% это – недостижимая цель. Как ни трудно бывает в этом сознаться‚ но честолюбие живет во всех нас‚ проявляясь при этом по-разному. Это – еще одна разновидность страсти‚ и подобно всем страстям‚ не должна обладать человеком. В случае‚ если человек не контролирует эту страсть‚ а целенаправленно следует за ней‚ она разрушает его самого. Но при разумном контроле она служит на пользу человеку (речь идет об относительной пользе).

 

“Чего бы глаза мои ни пожелали‚ я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих‚ и это было моею долею от всех трудов моих.”

 

Радость‚ испытываемая человеком‚ завершившим успешно труд свой‚ имеет совершенно другую‚ намного возвышенную природу‚ нежели веселье‚ возникающее от вина (стихи 1-3 второй главы). Но даже в этом‚ последнем случае‚ радость имеет также материальную основу‚ – человек радуется хорошо сделанной работе (как будто ее нельзя было сделать лучше)‚ или мудрому решению вопроса (который мог бы быть решен еще лучше). Человек радуется большой прибыли денег (которые не что иное‚ как кусочки холодного металла)‚ или деревьям‚ которые посадил (плоды с них он все равно продаст‚ ну‚ может‚ с десяток килограммов сьест сам). Как видите сами‚ радость эта чем-то сродни радости ребенка‚ построившего домик из песка. Материальная основа – очень шаткая основа для радости. Мудрый Соломон почувствовал это все и подвел итог:

 

“И оглянулся я на все дела мои‚ которые сделали руки мои‚ и на труд‚ которым трудился я‚ делая их: и вот‚ все – суета и томление духа‚ и нет от них пользы под солнцем! ”

 

Есть ли польза от ребенка‚ строящего песочные домики? Вряд ли. Так же мудрый Соломон расценивает свой труд. И действительно‚ если бы он побывал в современном городе‚ в метро‚ увидел многоэтажные дома‚ то наверняка он бы повторил эти слова. Все в этом мире относительно. Не надо обольщаться‚ что мол‚ у нас цивилизация. Лет через 500 археологи будут вести раскопки и наткнувшись на наши дома‚ скажут: “ну‚ как можно было жить в таких домах? Это же настоящие песочные домики! ” Этим еще раз доказывается‚ что материальная основа – шаткая основа для радости.

Но Соломон радовался. Он радовался‚ как ребенок‚ нашедший красивый камешек. Он не топил радость свою в философских размышлениях‚ но и не тешил себя мыслями о том‚ будто сделанное им имеет какое-то значение‚ или какую-нибудь ценность. Он не обольщал себя. Он просто радовался.

 

“И обратился я‚ чтобы взглянуть на мудрость и безумие и глупость: ибо что может сделать человек после царя сверх того‚ что уже сделано? ”

 

Мне кажется уместным следующее толкование этого стиха: поскольку в древнееврейском языке не употреблялись большие и маленькие буквы‚ то слово “царь” можно написать с большой буквы‚ подразумевая тем самым‚ что добавить к труду Бога‚ сделать этот мир более совершенным человеку не удастся‚ равно как и не удастся ему стать таким же мудрым‚ как Бог. Ибо перед мудростью Всевышнего любая человеческая мудрость есть безумие и глупость – все познается в сравнении. Но Соломон не отрицает превосходства мудрости одного человека над глупостью другого‚ он лишь уточняет‚ что перед Богом оба они – глупы.

Невежество есть эстесия‚ присущая всем людям‚ и в процессе духовного роста человек все отчетливей осознает свое невежество.

“И увидел я‚ что преимущество мудрости перед глупостью такое же‚ как преимущество света перед тьмою. У мудрого глаза его – в голове его‚ а глупый ходит во тьме.”

Мудрость помогает человеку жить‚ она ведет его к совершенству‚ наполняет жизнь человека светом‚ но она ограничена. Бесконечно мудр лишь один Бог‚ у людей же нет мудрости в том смысле‚ в каком мы понимаем ее‚ когда говорим о Боте. Люди по своей природе бесконечно невежественны‚ и если кто-то из них‚ совершенствуя свой разум‚ попытается вырваться из клетки своей эстесии невежества‚ он обречен на неудачу. Об этом и Соломон говорит: “Но узнал я‚ что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: “и меня постигнет та же участь‚ как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым? “

Со знаниями происходит то же‚ что и с материальными благами. Человек стремится иметь все больше‚ и больше‚ и больше. Это – тоже страсть. Я разумею то‚ что стремление к знаниям и мудрости может стать так же губительным‚ как и стремление к богатствам. Душа не насытится знаниями‚ сколько их ни приобретай‚ покажется мало. Так человек приобретает телевизор‚ магнитофон‚ машину‚ дачу‚ и всегда ему кажется мало.

 

“И сказал я в сердце моем ‚ что и это – суета.”

 

Начиная с этого стиха‚ мы как бы сами начинаем ощущать то гнетущее чувство безысходности‚ которое становилось все сильнее в сердце Соломона. В то время‚ как он писал это строки‚ он вспоминал те переживания‚ через которые ему довелось пройти на пути познания истины. В свое время он пережил глубокий душевный кризис‚ когда понял всю глубину своего невежества‚ всю бессмысленность попыток отыскать истинную цель жизни. Екклесиаст показывает‚ что мудрость не может быть целью жизни даже с человечекой точки зрения:

“Потому что мудрого не будут помнить вечно‚ как и глупого; в грядущие дни все будет забыто‚ и увы! мудрый умирает наравне с глупым.”

 

Увы! Грядущие поколения не оценят твою мудрость‚ знание не освободит от необходимости умереть в свое время. Тот труд‚ что ты совершал с такой настойчивостью и самопожертвованием‚ будет забыт в грядущих поколениях. Зачем же ты его делал?...

В последующих стихах мы узнаем о том‚ что в свое время Соломон переживал глубокий душевный кризис‚ задавая себе подобные вопросы. И даже его огромная мудрость была бессильна помочь ему в этом отношении‚ вырвать его из тисков бессмысленного материального существования.

 

“И возненавидел я жизнь: потому что противны стали мне дела‚ которые делаются под солнцем; ибо все – суета и томление духа! “

 

Результат этот неизбежен для любого человека‚ выполняющего какую-либо деятельность ради ее плодов. Такой человек обязятельно возненавидит жизнь‚ видя бессмысленность своего труда. Мы должны просто добросовестно выполнять возложенные на нас обязанности‚ не привязываясь к конечным результатам деятельности.

Я приведу пример: Слесарь-сборщик‚ работая на заводе‚ поставил своей целью заработать к концу месяца 200 гривен. Он старается‚ трудится‚ и вдруг в середине месяца обнаруживает‚ что гаек‚ которые нужны для сборки‚ не хватает. Завод-поставщик не сумел в срок выполнить обязательства‚ и слесарь получает не 200 гривен‚ которые он поставил целью перед собой‚ а только 150 гривен. Конечно‚ он расстроен‚ его планы расстроены. А если он посвящает плоды своей деятельности Господу‚ то он не будет огорчаться из-за неадекватного вознаграждения. Делающий для Господа вообще не ожидает вознаграждения‚ он просто от души выполняет свои обязанности. Таким образом‚ человек этот радуется‚ зная что Господь им доволен. Это относится к любой деятельности – она должна выполняться как жертвоприношение Богу.

Если ты рабочий – не ставь своей целью приобрести деньги‚ просто трудись из-за любви к своей работе и любви к Богу.

Если ты проповедник – не ставь целью создать церковь – это в руках Божиих‚ просто проповедуй Слово.

Если ты художник‚ музыкант – не ставь целью добиться успеха у людей‚ просто работай‚ создавая шедевры‚ настолько красиво‚ насколько можешь.

 

Осознание этих истин не было моментальным‚ даже для Соломона. Вначале он пытался трудиться ради достижения каких-либо целей. Результат – очевиден:

 

“И возненавидел я весь труд мой‚ которым трудился под солнцем; потому что должен оставить его человеку‚ который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он‚ или глупый? а он будет распоряжаться всем трудом моим‚ которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем.”

 

Итак‚ Соломон посадил сады и рощи‚ сделал водемы – а сьедал ли он все‚ что вырастало в этих садах? – нет. Кому же тогда он все это оставлял? – получается‚ что наследнику своему‚ который будет царствовать на его престоле.

А достоин ли человек‚ даже если это мой сын‚ чтобы я с таким усердием и тщательностью трудился для него‚ – спрашивал он сам себя. А если он будет глупым? Тогда получится‚ мудрый человек всю жизнь трудился‚ чтобы отдать глупому? Где же тогда мудрость?

Терзаясь этими вопросами‚ он не находил себе места...

 

И тут произошло нечто удивительное. Озаренный Божественным светом‚ Соломон вдруг увидел удивительно простое решение. Продолжая жить в теле‚ он вдруг освободился от цепей материальных стремлений‚ вырвался из клетки материального существования и поднялся над мудростью и разумом! Как он это сделал? Очень просто. Соломон изменил образ мыслей своих и решил посвящать труды своей деятельности Тому‚ Кто действительно достоин этого — Богу Иегове.

 

“ И обратился я‚ чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда‚ которым я трудился под солнцем.”

 

Истинное обращение всегда требует самоотречения. Соломон отрекся от плодов своей деятельности. Он больше не стремился к ним‚ хотя и продолжал трудиться. Раз и навсегда он посвятил их Богу‚ и обрел тот желанный мир и покой душевный‚ которого ему не хватало. Именно это изменение ценностей и позволило ему приблизиться к Богу и обрести неземное блаженство общения с Ним‚ которое нельзя сравнить с приобретением какой бы то ни было мудрости или знания.

Дорогой друг! Я думаю‚ что ты – человек‚ верующий в Бога. Может быть‚ ты все еще продолжаешь стремиться к плодам своей деятельности‚ к деньгам‚ к признанию‚ к знаниям‚ к славе или к любви. Может быть‚ что-то из приобретенного ты все еще считаешь своим‚ заработанным‚ кровным?

В таком случае‚ я предлагаю тебе ощутить реальность духовного мира — откажись от всего‚ что ты имеешь‚ или хочешь иметь‚ и отдай (в смысле посвяти) все это Богу‚ как принадлежавшее тебе раньше‚ но отныне принадлежащее только Ему. Это не значит‚ что ты перестанешь ощущать радость‚ скажем‚ покупая какую-нибудь новую вещь‚ но источник этой радости уже будет нематериальный‚ – ты приобретаешь что-то для Господа. Это как если бы ты покупал подарок любимому человеку‚ только Господь бесконечно достойнее любимого человека. Сделай это‚ не откладывая! А мы тем временем возвратимся к предмету нашего исследования.

 

“Потому что иной человек трудится мудро‚ с знанием и успехом‚ и должен отдать все человеку‚ не трудившемуся в том‚ как бы часть его. И это – суета и зло великое! ”

Между прочим‚ с Соломоном так и случилось. Сын его‚ Ровоам‚ вступил на престол после отца своего и наследовал царство. Встал вопрос о том‚ поднимать или нет и без того высокие налоги. В этот момент все труды Соломона‚ который старался всеми способами укреплять царство Израиля‚ оказались в зависимости от решения его молодого сына‚ и тот принял неправильное решение. В результате этого неразумного решения одиннадцать колен отошло от него и образовало самостоятельное Северное Царство. Вот вам и результат всех трудов мудрого отца. Прав был Соломон‚ когда говорил:

“Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего‚ что трудится он под солнцем? ”

Человек‚ который трудится‚ чтобы что-то иметь‚ будет иметь. И я скажу вам‚ что: он будет иметь беспокойство‚ постоянные заботы‚ скорби от тяжелого труда и волнение в сердце. Его душевные потери не окупятся эфемерной денежной прибылью. Может быть ‚ будет какая-то польза его телу‚ или разуму; Может быть‚ тело будет лучше одеваться и спать на мягких перинах. Но это — тело‚ принадлежащее ему‚ а не он сам. А сам человек‚ дух человеческий‚ что будет иметь? – Ничего.

“Потому что все дни его – скорби‚ и труды его – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета.”

Как видите‚ даже ночью такой человек не будет иметь покоя‚ что же говорить днем? Но человек‚ который выполняет любую работу‚ как жертвоприношение Богу‚ трудится просто потому что Господь оставил нам заповедь трудиться‚ потому что лень – это грех. Такой человек будет иметь. Он будет иметь мир и общение с Богом. Он будет иметь радость трансцедентальную‚ духовную‚ источник которой лежит далеко за пределами материального мира. И он будет иметь полное удовлетворение в Боге. То удовлетворение‚ которого не дают ни богатство‚ ни вино‚ ни мудрость‚ ни знания. Человек богатый не удовлетворяется‚ он хочет еще богатства. Человек мудрый не удовлетворяется – он хочет еще знаний и мудрости. И лишь в общении с Творцом вселенной человек получает полное удовлетворение. Думая о Нем с любовью каждую минуту‚ он испытывает неземное блаженство. Отдав Ему все‚ что он имеет‚ человек приобретает мир‚ превосходящий всякое разумение‚ и любовь‚ которой нет конца. Наблюдая за окружающим его материальным миром‚ он восхищается мудростью Творца всей вселенной. В восхищении своем он служит Богу‚ и дух его‚ который не может ничего иметь от кропотливого труда человеческого‚ получает общение с Творцом‚ получает его без труда. Человек‚ получивший мудрость‚ перестает стремиться к богатствам и копить их. Человек‚ получающий общение с Творцом‚ перестает стремиться к мудрости и копить знания. Потому что это общение и вытекающие из него мир‚ радость и любовь настолько превосходят любую мудрость‚ насколько любая мудрость выше материальных богатств. Впрочем‚ слова мои наверняка бессильны передать то‚ что выше слов. Такой человек не перестает трудиться‚ но делает это не ради достижения какой-либо цели; Он настолько же эмоционален‚ как и все нормальные люди. Соломон напоминает нам об этом в следующем стихе:

 

“Нет ничего лучше человеку‚ чем есть и пить и заставлять душу свою видеть доброе в труде своем. Впрочем‚ я увидел‚ что и это — от руки Божией.”

(это – более точный перевод с оригинала.)

 

Все в руке Божией. Он – источник‚ начало всех начал‚ причина всех причин. Он – выше разума‚ выше мудрости‚ выше славы и выше наслаждения‚ хотя и является источником разума‚ мудрости‚ славы и наслаждения! Да‚ именно наслаждения! Если ты решил наслаждаться без Бога‚ ты будешь только страдать‚ милый друг! Пойми это как можно скорее.

 

“ Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? ”

Пойми‚ мой друг‚ скорее‚ что ты не можешь наслаждаться без Бога‚ что в Нем – твое наслаждение и твой покой. Кому бы ты ни служил в этом материальном мире – людям ли‚ или обществу‚ науке или искусству‚ славе или мудрости‚ самому себе или церкви‚ ты не будешь име

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...