Функции Центрального банка Российской Федерации (кредитных организаций) в процессе исполнения бюджета
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание Банковская и казначейская системы исполнения бюджета Функции Центрального банка Российской Федерации (кредитных организаций) в процессе исполнения бюджета Оптимизация бюджетных платежей Список литературы Банковская и казначейская системы исполнения бюджета
До конца 1992 г. в России действовала банковская система кассового исполнения федерального бюджета, базировавшаяся на норме ст.15 Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". B соответствии с ней Центральный банк РСФСР, его учреждения на местах, а в случае их отсутствия - другой банк по его поручению вели счета и являлись кассирами органов исполнительной власти. При банковской системе исполнения бюджета его средства по поручению Минфина России переводились с главного счета бюджета в Центральном банке РФ на счета отраслевых министерств и ведомств, являвшихся главными распорядителями бюджетных ассигнований по соответствующему разделу функциональной бюджетной классификации. Главные распорядители самостоятельно распределяли эти средства между текущими счетами по учету бюджетных средств нижестоящих распорядителей и получателей бюджета. Средства федерального бюджета были рассредоточены между множеством разноуровневых счетов по учету средств федерального бюджета. Не было единого центра, аккумулировавшего информацию о движении этих финансовых потоков. Правительство РФ при такой системе учитывало и контролировало лишь первую стадию движения денежных средств - с главного счета расходов федерального бюджета на счета главных распорядителей бюджетных средств. Дальнейшие денежные потоки не просматривались. Предварительный и текущий вневедомственный контроль за правомерностью ассигнований, осуществляемых распорядителями бюджетных средств, вообще отсутствовал. Последующий контроль осуществлялся выборочно и нерегулярно. При такой системе нецелевое использование бюджетных ресурсов было повсеместным явлением. Наиболее распространенными видами бюджетных правонарушений на практике были:
1. использование бюджетных средств в финансово-кредитной сфере в целях получения доходов (дивидендов, процентов и проч.); 2. внесение бюджетных средств в уставные капиталы хозяйственных обществ; 3. расходование средств без оправдательных документом и сверх утвержденных лимитов финансировании. B целях борьбы с массовыми бюджетными правонарушениями и укрепления бюджетной дисциплины 8 декабря 1992 г. Президентом РФ был издан Указ № 1556 "О Федеральном казначействе". Было объявлено о переходе к казначейской системе исполнении бюджета, основанной на принципе единства кассы. Это означало передачу централизованной системе органом Федерального казначейства всех функций по исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета. До принятия Бюджетного кодекса РФ, действующего с 1 января 2000 г., из всех стадий бюджетного процесса стадия исполнении бюджета была урегулирована в наименьшей степени. Отсутствовала законодательная регламентация процесса исполнении бюджета, так как законодательные нормы в этой области сводились к нескольким статьям устаревшего закона 1991 г. "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Статья 17 этого Закона предоставляла определение порядка исполнения бюджетов Правительству РФ и фиксировала его право вносить изменении, касающиеся доходов и расходом бюджета, в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. B период с 1991 по 1998 г. практически все нормы, касающиеся исполнении бюджета, "запускались" в действие подзаконными актами Президента РФ, Правительства РФ и нижестоящих органов исполнительной власти.
C принятием и вступлением в действие с 1 января 2000 г. Бюджетного кодекса РФ был определен четкий порядок банковского обслуживания исполнения бюджетов. B настоящее время Центральный банк и его структуры на местах осуществляют банковское исполнение бюджета. Коммерческие банки осуществляют банковское исполнение бюджета лишь в случае, если на местах нет структур Центрального банка. Перспективным является полное сосредоточение в ведении Федерального казначейства всех операций, связанных с исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы России. Функции Центрального банка Российской Федерации (кредитных организаций) в процессе исполнения бюджета
Осуществление обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (если иное не установлено федеральными законами) посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, закреплено в качестве одной из функций Банка России. Функции Банка России в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций выполняют кредитные организации. Законом о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. предусмотрены особенности обслуживания Центральным банком Российской Федерации кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса. Учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации обслуживают без взимания платы: . счета, открытые Федеральному казначейству и его территориальным органам; 2. счета, открытые финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований для учета операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации проводят операции по обеспечению получателей бюджетных средств наличными денежными средствами без взимания платы.
Банк России ежеквартально представляет в Федеральное казначейство информацию: ) о счетах в валюте РФ, открытых федеральным бюджетным учреждениям, в учреждениях Банка России и кредитных организациях для учета операций со средствами федерального бюджета и средствами, полученными от приносящей доход деятельности, a также co средствами поступающими во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждении; ) о счетах в валюте РФ по учету средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), открытых финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований), бюджетным учреждениям субъектов РФ (муниципальным бюджетным учреждениям). При установлении факта незакрытия в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях счетов в валюте РФ по учету средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) Федеральному казначейству и его территориальным органам предоставлено право направлять в учреждения Банка России и кредитные организации представления о приостановлении операций на указанных счетах в порядке, установленном Минфином России. Кредитные организации в соответствии со ст.152 Бюджетного кодекса не являются участниками бюджетного процесса (в отличие от ранее действовавшей редакции указанной статьи, т.е. до внесения изменений законом 2007 г. N 63-ФЗ). Кредитные организации осуществляют лишь отдельные операции со средствами бюджета. B ч.4 ст.9 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что кредитная организация на основе государственного или муниципального контракта об оказании услуг для государственных или муниципальных нужд может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, проводить операции со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и расчеты с ними, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для выполнении федеральных и региональных программ.
Для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов кредитные организации привлекаются на основании агентского соглашения. Так, в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. (ст.21) Сбербанк России является агентом Правительства РФ по осуществлению следующих выплат (в случае, если данные выплаты не осуществляются через организации федеральной почтовой связи): . компенсационных и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (за исключением выплат, осуществляемых ПФР и ФСС России); 2. компенсаций членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти в связи с оплатой ими жилых помещений, коммунальных и других видов услуг; . выплат на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявших кормильца; . ежемесячных пособий детям военнослужащих, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом на территории Северокавказского региона с погибших (пропавших без вести) при выполнении обязанностей военной службы по призыву; . компенсационных выплат женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным и связи с ликвидацией организаций. Функции агента Правительства РФ осуществляются Сбербанком России в соответствии с соглашениями, заключенными между Сбербанком России и ФОИВ, являющимися главными распорядителями указанных средств федерального бюджета. За выполнение функций агента Правительства РФ по осуществлению указанных выплат Сбербанку России выплачивается вознаграждение, не превышающее 0,5% суммы произведенных выплат. Так, в соответствии с ч.3 ст.21 Закона о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. Сбербанк России является агентом Правительства РФ по осуществлению на территории России выплаты пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел РФ, учреждениях и органах ФСИН России, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах и органах прокуратуры, и членам их семей. Функции агента Правительства РФ осуществляются Сбербанком России в соответствии с соглашениями, заключенными между Сбербанком России и ФОИВ, осуществляющими пенсионное обеспечение указанных лиц. Указанные соглашения могут содержать положении об оказании Сбербанком России на платной основе дополнительных услуг, их перечень и размер вознаграждения, который не должен превышать 0,4% суммы пенсионных выплат.
B части 5 ст.21 Закона о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. установлено, что ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" является банком-агентом в соответствии с Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". B соответствии с ч.8 указанной статьи в субъектах РФ, в которых отсутствует региональная сеть филиалов ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", ему предоставлено право привлекать на основании отдельных соглашений другие кредитные организации для выполнения функций банка-агента в соответствии с Федеральным законом "O финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей". Предусмотрено право субъектов РФ, муниципальных образовании в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|