Функции управления применительно к таможенным органам РФ
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Таможенное дело в Российской Федерации основывается на таможенной политике Российской Федерации и представлено порядком и условиями перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, порядком взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики в жизнь. Таможенное дело относится к ведению федеральных органов власти. В Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, которая является составной частью внешней и внутренней политики России. Целями таможенной политики Российской Федерации являются обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулирование развития национальной экономики, содействие проведению структурной перестройки и других задач экономической политики России. Россия стремится к активному международному сотрудничеству в области таможенного дела, которое развивается в Российской Федерации в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из Таможенного кодекса, Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и других актов законодательства Российской Федерации, принятых в соответствии с Таможенным кодексом. Организация управления в таможне осуществляется следующим образом. Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Центральным органом федеральной исполнительной власти, который осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в России, является Федеральная таможенная служба.
Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы, которые являются правоохранительными и составляют единую систему, в которую входят: Федеральная таможенная служба Российской Федерации; региональные таможенные управления Российской Федерации; таможни Российской Федерации; таможенные посты Российской Федерации. Существуют также таможенные органы, направленные на развитие таможенной инфраструктуры. Так в составе региональных управлений существуют: региональное таможенное управление по борьбе с таможенными правонарушениями; региональное таможенное управление по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений; региональное таможенное управление по капитальному строительству объектов таможенных учреждений; региональное таможенное управление по эксплуатации и социальному развитию таможенных объектов. Вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо в любое время в порядке контроля за соблюдением законности вправе отменить или изменить решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий или бездействия нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов. Все функции, выполняемые таможенными органами, в том числе и функции управления связаны с экономическими интересами России. Таможенные органы: обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность России, которая является экономической основой суверенитета Российской Федерации; защищают экономические интересы Российской Федерации;
применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимают таможенные пошлины, налоги и другие таможенные платежи; участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу России; обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; ведут борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, которое относится к товарам, перемещаемым через таможенную границу, пресекают незаконный оборот наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, находящихся под угрозой исчезновения животных и растений, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом; создают условия для ускорения товарооборота через таможенную границу; ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику - товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности; содействуют развитию внешнеэкономических связей; осуществляют меры по защите нравственности населения, жизни и здоровья человека, по охране окружающей среды, по защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов государства материалов; осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции; проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Существует ряд основных принципов, в соответствии с которыми организована государственная служба, в том числе и в таможне: законность; обязательность решений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих органов и должностных лиц; подконтрольность и подотчетность нижестоящих органов и должностных лиц перед вышестоящими органами и должностными лицами;
внепартийность; В таможенных органах не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Должностные лица таможни не должны быть связаны в своей служебной деятельности решениями политических партий и общественных объединений с политическими целями. равный доступ граждан Российской Федерации к службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации; социальная защищенность; стабильность службы. Планирование деятельности таможенных органов осуществляется, исходя из плановых сумм, которые необходимо внести в бюджеты соответствующего уровня и в фонд развития таможни. Федеральная таможенная служба распределяет плановую сумму по региональным таможенным управлениям, а те, в свою очередь по таможням и таможенным постам. На рис. 3 отображена доля наполняемости федерального бюджета РФ за счет деятельности таможенных органов.
Рис 3 - Доходы федерального бюджета в 2005 году за счет деятельности таможенных органов РФ в общей доле поступлений в федеральный бюджет
Как видно из рис. 2.1 таможенные органы РФ обеспечивают 69% дохода федерального бюджета. За 2005 год таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 2 триллиона 102,2 миллиарда рублей, что составило 103 процента от планового задания. По сравнению с 2004 годом в 2005 году таможенных и иных платежей в доход бюджета перечислено на 882,7 миллиарда рублей больше. Товарооборот по оформленным таможнями Южного Таможенного Управления товарам в 2005 году составил более 35 млрд. долл., что на 47% выше уровня соответствующего периода прошлого года. Физические объемы превысили объемы 2004 года на 9% и составили 121 млн. тонн. Наибольшие объемы оформляемых грузов обеспечивают Новороссийская (50%), Туапсинская (15%), Краснодарская (7,6%), Волгоградская (7,6%), Ростовская (7,4%) таможни. В настоящее время таможни Юга России являются одними из основных бюджетообразующих источников. Таможенные службы принимают энергичные меры по развитию и совершенствованию таможенной инфраструктуры региона, улучшению управляемости таможенной службы, повышению эффективности таможенного оформления и контроля, защите экономических интересов страны на юге России.
Исходя из плановых заданий, формируется структура таможенных органов. Можно выделить следующие типовые структурные блоки, существующие в таможенных органах: 1). Финансово-экономический блок под руководством заместителя начальника таможни по экономическим вопросам, состоящий из следующих подразделений: отдел таможенной стоимости и валютного контроля; отдел таможенных платежей; отдел таможенной статистики и анализа; отдел таможенной инспекции; группа АСУ; группа по работе с конфискатами и взиманию штрафов; отдел бухгалтерского учета и контроля. 2). Блок таможенного оформления под руководством первого заместителя начальника таможни, который включает в себя: отдел таможенного оформления и таможенного контроля; отдел нетарифного и экспортного контроля; отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров. 3). Правоохранительный блок под руководством заместителя начальника таможни по правоохранительной работе, который представлен: отделом по борьбе с таможенными правонарушениями; отделом по борьбе с контрабандой наркотиков; отделом таможенных расследований; отделом дознания; отделом таможенной охраны; юридическим отделом. 4). Кадровый блок под руководством заместителя начальника таможни по работе с личным составом, который объединяет следующие подразделения: отдел кадров; инспекцию по работе с личным составом; отдел подготовки кадров; отдел социального развития. 5). К блоку околотаможенной инфраструктуры относятся: отдел капитального строительства и эксплуатации таможенных объектов; автотранспортная группа. Этот блок подчиняется заместителю начальника таможни по капитальному строительству. В таможне, как правило, существуют подразделения, которые в блоки не объединены. Это отдел собственной безопасности, отдел документационного обеспечения и специальной информации, отдел по контролю за доставкой товаров, группа технических средств таможенного контроля и связи. Координация как функция управления играет важную роль в деятельности таможенных органов. Приведем следующие примеры. Один из видов таможенных платежей - адвалорные таможенные пошлины - начисляются по ставкам, определенным в процентах от таможенной стоимости товара, то есть сумма адвалорной таможенной пошлины находится в прямой зависимости от таможенной стоимости товара. В результате получаем следующую взаимосвязь: для того, чтобы обложить товар адвалорной пошлиной, необходимы усилия двух отделов - отдела таможенной стоимости и валютного контроля, который осуществляет контроль таможенной стоимости, и отдела таможенных платежей, который начисляет и взимает таможенные платежи.
Отдел таможенной стоимости и валютного контроля осуществляет проверку фактов не поступления валютной выручки от экспорта товаров; если подобный факт подтверждается, участник внешнеэкономической деятельности несет ответственность в соответствии с Таможенным кодексом, а именно, платит штраф, сумма которого определена в процентах от суммы не поступившей валютной выручки. Для того, чтобы появилась возможность взимания штрафа, факт не поступления валютной выручки необходимо доказать в процессе таможенного расследования. Его производит отдел таможенных расследований, который выносит постановление по делу о нарушении таможенных правил. А сама процедура взимания штрафа отнесена к компетенции группы по работе с конфискатами и взиманию штрафов. Многие отделы в таможне есть совокупность нескольких групп, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой. Например, отдел таможенной стоимости и валютного контроля представлен тремя группами: группой контроля таможенной стоимости, группой валютного контроля и группой проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности; отдел таможенного оформления и таможенного контроля включает в себя: группу приема и регистрации грузовых таможенных деклараций, грузовую группу, валютную группу, платежную группу, досмотровую группу. По всем должностям таможни Федеральной таможенной службой устанавливаются свои квалификационные требования, которые отражаются в должностных инструкциях. Должностная инструкция к любой должности в таможне включает в себя общие положения, обязанности, права и ответственность должностного лица. Должностные инструкции разрабатываются под конкретную должность, так как должности одного и того же уровня, но включенные в состав разных подразделений таможни, отличаются спецификой самого подразделения. Должности одного и того же уровня, но уже в пределах одного подразделения, также имеют отличия, связанные с функциональными обязанностями лиц, занимающих эти должности. Каждая должность в таможне имеет свое наименование. Все должности таможни можно разделить на три звена: руководящее звено; среднее звено; низовое звено. К руководящему звену относятся должности начальника таможни и заместителя начальника таможни. Среднее звено представлено должностями начальника отдела, заместителя начальника отдела и главного инспектора. Низовое звено включает в себя должности ведущего инспектора, старшего инспектора и инспектора. Все вышеуказанные должности представлены по нисходящей шкале - от верхней ступени иерархии до ее низшей ступени. Для должностных лиц таможни, как, впрочем, и любого другого таможенного органа, Таможенным кодексом вводится ряд обязательных ограничений, с которыми должностное лицо не может не считаться. Эти ограничения связаны с запретом на: предпринимательскую деятельность, в том числе через посредников; какую бы то ни было оплачиваемую работу на условиях совместительства, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности; связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера; использование своего служебного положения для оказания не предусмотренного законодательством Российской Федерации содействия лицам и получение за это вознаграждения, услуг или льгот; участие в управлении хозяйствующими субъектами, самостоятельно или через представителя; организацию забастовок и участие в них. Поскольку таможня - организация военизированная, карьера в ней приобретает одну важную особенность. Должностным лицам таможенных органов, в том числе и таможни, присваиваются специальные звания. Это означает, что служащий таможни имеет возможность не только должностного роста, но и повышения в звании. Звания должны соответствовать должностям, то есть любая должность имеет свой предел по званию. Специальные звания могут быть очередными, то есть присвоенными в последовательном порядке по истечении установленного срока выслуги в специальном звании в соответствии с занимаемой должностью и при наличии положительной аттестации, и внеочередными или досрочными, присвоенными либо за особые отличия при выполнении служебного долга, либо при выдвижении на вышестоящую должность, но не более, чем на два звания выше того, в котором состоял служащий и не чаще одного раза в год. При присвоении специального звания также учитывается образование и стаж работы в таможенных органах. Соответствующие новой должности звания присваиваются, как правило, по нижнему пределу за исключением случаев, когда специальное звание присваивается лицу, перешедшему в таможенные органы из Вооруженных Сил, Пограничных и Внутренних войск, правоохранительных органов, а также других организаций и учреждений Российской Федерации, где им присваивались воинские или другие специальные звания. Первичное звание может быть присвоено такому лицу выше нижнего предела по занимаемой им должности. Служащие таможенных органов могут поощряться: за успешное выполнение должностных обязанностей, за общественно-полезные дела, за проявление активности и инициативы, за отвагу и высокий профессионализм, за безупречную продолжительную работу. Поощрения могут быть формальными и неформальными. Формальные поощрения (с занесением в трудовую книжку) объявляются приказами. К ним относятся: объявление благодарности, вручение ценного подарка, выдача премии, вручение почетной грамоты, занесение в Книгу или на Доску Почета, присвоение звания «лучший работник», нагрудный знак - отличник или почетный, досрочное присвоение специального звания. По содержанию различают меры морального, материального и смешанного поощрения: так благодарность - это моральное поощрение, премия - материальное, досрочное звание - смешанное. За служебные правонарушения таможенные служащие могут привлекаться к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Контроль деятельности таможенных служащих осуществляется, прежде всего, посредством аттестации. Аттестация в таможне проводится только аттестационной комиссией. Работа по поиску путей совершенствования и самореализации сотрудника, исправления его ошибок осуществляется в таможне непосредственными руководителями, но аттестацией она не называется. Основными задачами аттестации согласно Положения о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации являются: формирование высокопрофессионального кадрового состава; установление соответствия сотрудника занимаемой должности; использование каждого сотрудника в соответствии с его специальностью и уровнем квалификации; выявление перспективы применения профессиональных и деловых качеств, способностей и возможностей сотрудника; стимулирование роста профессионализма сотрудника; определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки сотрудника; обеспечение возможности передвижения кадров, формирование резерва кадров для выдвижения. Основные принципы аттестации в таможне - это: законность; гласность; коллегиальность. Для определения аттестации приказом начальника таможни образуется комиссия в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 3-11 членов комиссии, которыми могут быть начальники структурных подразделений таможни, специалисты кадровых и юридических служб. Проведению аттестации предшествует подготовительная работа. Ее организует начальник таможни, а осуществляют аттестационная комиссия и кадровые службы. Подготовительная работа включает в себя следующие мероприятия: проведение разъяснительной работы среди сотрудников о задачах аттестации и порядке ее проведения; ознакомление каждого сотрудника, подлежащего аттестации, с Положением о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации; утверждение графика проведения аттестации; подготовка необходимых документов на сотрудников, подлежащих аттестации. По окончании аттестации сотрудника таможни комиссией может быть дана одна из следующих оценок: соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии улучшения результатов службы и выполнения рекомендаций комиссии с прохождением повторной аттестации через год; не соответствует занимаемой должности. Помимо обязательной оценки в результате аттестации комиссия может также вносить различные рекомендации, указывая конкретные мотивы. Например: о поощрении сотрудника за достигнутые им успехи в работе; о представлении сотрудника к досрочному присвоению очередного специального звания; о включении в резерв на выдвижение; о назначении на вышестоящую должность; о понижении в должности; об освобождении от занимаемой должности; о мерах по повышению деловой квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки, направленных на улучшение служебной деятельности сотрудника. Аттестация сотрудников таможни проводится не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года.
Заключение Создание принципиально новой для современного российского государства таможенной службы - это уже свершившийся факт. И сейчас наступило время, когда решение задач ее дальнейшего развития уже нельзя обеспечить экстенсивными формами, свойственными начальному этапу становления. Необходимо применять интенсивные методы развития, в первую очередь, совершенствование функций управления таможенными органами. Главным критерием оценки эффективности работы таможенных органов являются результаты их деятельности в решении возложенных на них задач. Научные основы менеджмента в значительной степени применяются на практике в отношении таможенной системы России. За последние два года совершенствование планирования, прогнозирования, организации мотивации и контроля таможенной деятельности выделена в таможенных органах в разряд приоритетных направлений. И это - не случайно, поскольку без совершенствования кадровой работы, форм управленческой деятельности, повышения профессионализма, организованности и дисциплины невозможно решить задачи, поставленные перед таможенной службой страны.
Литература 1. Таможенный кодекс Российской Федерации. М., 2005. 2. Закон «О таможенном тарифе Российской Федерации» (с изм. и доп.). М, 2005. 3. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: 2001. 4. Голубков Е.П. Менеджмент. М.: 2002. 5. Грачев Ю.Н. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: Экономика, 2004. 6. Кибанов А.Я. Менеджмент - наука управления. М.: 1997. 7. Месхон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: 2004. 8. Мягин А.Н. Таможенное дело. «Логос-СПб», С-Петербург, 1994. 9. Основы таможенного дела. Учебник. / Под общ. ред. Драганова В.Г.: Рос. тамож. акад. ГТК РФ -- М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2003, 687 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|