Понятие и сущность аттестации
Содержание
Введение Глава 1 Аттестация как одна из форм оценки персонала 1.1. Понятие и сущность аттестации 1.2. Цели и задачи аттестации 1.3. Этапы организации аттестации 1.3.1. Подготовка к проведению аттестации. 1.3.2.Проведение аттестации и принятия решения по ее результатам 1.3.3. Подведение итогов аттестации 1.4. Нормативно – правовое обеспечение аттестации 1.5. Выводы по главе 1 Глава 2. Аттестация в администрации Центрального района г. Новосибирска 2.1. Особенности проведения аттестации работников администрации Центрального района г. Новосибирска 2.2. Анализ аттестации, проводимой в администрации Центрального района 2.3. Основные проблемы аттестации 2.4. Предложения по устранению проблем Заключение Список литературы Приложение Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Вопросы к интервью Введение
Актуальность данной работы, по-моему, можно объяснить тремя причинами. Во-первых: современная кадровая политика предъявляет серьезные требования не только к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, но и к оценке кадров. Поэтому неуклонно возрастает значение одной из важнейших организационно – правовых форм проверки (контроля) и оценки профессиональных и других качеств руководителей и специалистов – аттестации. Во-вторых: аттестация руководителей и специалистов является важнейшим инструментом в работе с управленческими кадрами, так как она осуществляется систематически и имеет юридическую силу. Большие возможности аттестации связаны также с тем, что на ее основе руководители имеют возможность определить, в какой степени рабочие результаты подчиненных соответствуют установленным требованиям, а организация может создать такие программы управления персоналом, которые позволяли бы максимально использовать потенциал человеческих ресурсов организации, также, сам работник получает крайне необходимую для него обратную связь. В третьих: аттестация государственных служащих - чрезвычайно значимый вопрос именно потому что от эффективной работы управленцев- государственных служащих зависит стабильное существование государства.
Следует, добавить, что в России политическая нестабильность ведет к постоянным реорганизациям госаппарата, регулярным «сокращениям», которые, как правило, надолго снижают эффективность его деятельности. Подобные «мероприятия» деморализуют персонал, он замирает в ожидании событий, перестает доверять руководителям, в большинстве случаев лучшие специалисты покидают службу и уходят частный сектор экономики. В результате, государственная служба на федеральном, региональном уровнях повсеместно ощущает нехватку высокопрофессиональных специалистов. Но общая численность госслужащих продолжает расти, как следствие неэффективности управления. Изученность темы: оценка персонала одна из важнейших составляющих кадровой политики, поэтому аттестация постоянно находится под пристальным вниманием отечественных и западных специалистов кадрового управления. Это: Беннет Роджер, Магура М. И., Курбатов М. Б., А. В. Карпова, Зеер Э. Ф., Егоршин А. П., А. Я. Кибанов, Шекшня С. В. Типы аттестаций были изучены в трудах Калачева С., Бондаренко М. Целью данной работы является изучение аттестации, как одной из важнейших форм оценки деятельности персонала. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: · изучить теоретические источники; · выявить основные подходы к определению понятия «аттестация»; · описать цели и задачи аттестации; изучить основные этапы ее проведения;
· исследовать организацию аттестации работников Администрации Центрального района г. Новосибирска; · изучить основные проблемы аттестации; разработать предложения по решению данных проблем. Предмет исследования – аттестация, объект – служащие администрации Центрального района г. Новосибирска. Гипотеза: аттестация в администрации регулярно проводится, но недостаточно эффективно. Методы исследования: наблюдение, за время прохождения учебно-ознакомительной практики; беседа с начальником организацинно-контрольного отдела, ее заместителем; сравнительный анализ теории и практики. Апробация – подобное исследование в администрации проводится впервые. Курсовая работа включает: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Глава 1 Аттестация как одна из форм оценки персонала Понятие и сущность аттестации
К сожалению, Федеральное законодательство о государственной гражданской службе не дает легального определения понятия аттестации. В общем смысле аттестация (от лат. аttestatio – свидетельство) определение квалификации, уровня знаний работника, является основанием для присвоения работнику звания, ранга и т. п.; отзыв о способностях, знаниях, деловых и иных качествах кого-либо, и т. п.; характеристику, отзыв.[1] Но при этом нужно учитывать, что в научной литературе существует множество определений понятия «аттестация», например: Аттестация – кадровые мероприятия, призванные оценивать соответствие уровня исполнения трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности требованиям выполняемой работы.[2] Аттестация – наиболее распространенная форма оценки работы персонала. Аттестация кадров – один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое (1 раз в 3-5 лет) освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории.[3] По мнению А. Ф. Ноздрачева: «аттестация в системе государственной гражданской службыпредставляет собой государственную проверку деловой квалификации служащего в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, а также решения вопроса о присвоении государственному гражданскому служащему квалификационного разряда (классного чина, дипломатического ранга), в том числе очередного».[4]
Аттестация может носить очередной(регулярный) внеочередной характер. Как правило, очередная аттестация проводится раз в три – пять лет. Однако нормативно – правовым актом, регламентирующим порядок проведения аттестации, может быть предусмотрена возможность проведения досрочной аттестации, в частности, Положением о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта предусмотрена досрочная аттестация в случаях, когда в деятельности предприятия транспорта выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями. Внеочередная аттестация государственных служащих проводится в зависимости от ситуации, возникшей в связи с реализацией таких важнейших мероприятий, например, как борьба с коррупцией в системе государственного управления. При внеочередной аттестации должны максимально использоваться ее возможности для укрепления кадрового состава организации, улучшения работы по подбору, подготовке и расстановке кадров. Как правило, работник, прошедший повторную (внеочередную) аттестацию, не освобождается от прохождения очередной аттестации в данной организации. Исключение составляют случаи, когда внеочередная аттестация по срокам совмещена с очередной аттестацией. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом (при его наличии в организации) и должны быть заблаговременно доведены до сведения аттестуемых работников. Аттестация может быть обязательной и добровольной. Для проведения аттестации руководитель организации приказом назначает аттестационную комиссию (председателя, секретаря и членов комиссии) из числа руководящих работников и высококвалифицированных специалистов.[5]
В российской практике сложились три типа аттестации по принадлежности к сферам деятельности персонала: аттестация государственных служащих, аттестация научных и научно - педагогических работников и аттестация персонала организаций основного звена управления. Аттестация государственного служащего – оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы, а также с целью решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда. Основным нормативным актом, который регулирует аттестацию государственных служащих является Положение «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» от 1 февраля 2005 г. Аттестация проводится один раз в три года. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестации не подлежат гражданские служащие: а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года; б) достигшие возраста 60 лет; в) беременные женщины; г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска; д) замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт; е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. Расходы, связанные с организацией и проведением аттестации государственного гражданского служащего, производятся за счет средств, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание органов государственной власти или их аппаратов.[6] Аттестация научных и научно- педагогических работников – процедура присуждения ученых степеней доктора наук и кандидата наук, а также присвоения ученых званий профессора, доцента и старшего научного сотрудника по специальности. Аттестация персонала организаций основного звена управления – процедура определения квалификации, уровня знаний, практических навыков, деловых и личностных качеств работников, качества труда и его результатов и установления их соответствия (несоответствия) занимаемой должности.[7]
Цели и задачи аттестации
Аттестация не является самоцелью, т. е. организация не должна проводить аттестацию ради аттестации. Целью ее проведения является рациональная расстановка кадров и их эффективное использование. Аттестация имеет целью изыскание резервов роста повышения производительности труда и заинтересованности работника результатах своего труда и всей организации, наиболее оптимальной использование экономических стимулов и социальных гарантий, а также создание условий для более динамичного и всестороннего развития личности. Таблица 1. Основные цели аттестации
Основными задачами аттестации являются: Ø Определение соответствия работника занимаемой должности; Ø Выявление перспективы использования потенциальных способностей и возможностей работника; Ø Стимулирование роста постоянной компетенции работников организации; Ø Создание резерва кадров на выдвижение; Ø определение необходимости повышения квалификации работников; Ø внесение предложений и рекомендаций о перемещении кадров, освобождении работника от должности, а также переводе на более или менее квалифицированную работу. Согласно ст. 48 ФЗ «О государственной гражданской службе» основными задачами аттестации государственного гражданского служащего являются: 1. формирование кадрового состава государственной гражданской службы РФ; 2. повышение профессионального уровня гражданского служащих; 3. решение вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы в государственном органе; 4. решение вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|