Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что должен знать и уметь опытный наблюдатель




Что должен знать и уметь опытный наблюдатель

 

Теперь, после прочтения предыдущих разделов, читатель сможет более квалифицированно оценить увиденное им на небе. Впрочем, вполне вероятно, что однажды он окажется свидетелем такого небесного зрелища, которое опознать ему будет не под силу. Как же поступить в этом случае?

Во время наблюдения обязательно следует использовать все имеющиеся под рукой технические средства: бинокль, подзорную трубу, фотоаппарат, кино- или видеокамеру, магнитофон и т. д. Если под рукой ничего нет, как это бывает чаще всего, тогда надо постараться быть предельно внимательным ко всем деталям происходящего и, по возможности, привлечь к наблюдению других свидетелей.

Сразу после наблюдения — как только позволят обстоятельства — нужно максимально подробно изложить все увиденное на бумаге. Чем больше в сообщении будет, помимо сведений чисто описательного характера, всевозможных числовых характеристик и фактических данных, тем большую ценность представит такой документ.

Какие же характеристики должны фигурировать в описании увиденного?

Прежде всего, это общие сведения: дата, место и точное время начала и конца наблюдения. Важно подробно описать погодные условия (облачность, ветер, видимость), которые необходимы для сужения круга возможных причин наблюдаемого.

Затем следует описать форму объекта, оценить его видимые размеры, расстояние до него (если объект наблюдался вблизи), положение на небе (если он двигался, то в момент начала и конца наблюдения), направление и скорость движения, характер траектории (прямолинейная, извилистая и т. д. ).

Наконец, необходимо остановиться на цвете объекта и его изменениях во время наблюдения, а также на яркости, сравнив ее с яркостью Солнца, Луны, планет и звезд разного блеска и указав на переменный или постоянный характер свечения.

Сообщение будет более значимо, если к тексту прилагается рисунок или схема.

Остановимся более подробно на тех характеристиках, определение которых обычно вызывает наибольшие трудности: видимые размеры объекта, расстояние до него и положение на небе.

 

Определение видимых размеров объекта

 

С большого расстояния линейные размеры оценить затруднительно, поэтому очевидцы часто прибегают к сравнениям:

«Повисев, шар полетел к лесу и скрылся. Если принять, что самолет казался величиной с комара, то этот предмет выглядел орехом».

Или:

«Через 30–35 минут явление начало исчезать. В 9-кратный бинокль едва улавливался оранжевый огонек величиной с апельсиновую дольку».

Беда подобного рода сравнений с «орехами», «апельсиновыми дольками» и тому подобным в том, что они, к сожалению, практически не содержат никакой полезной информации. Ведь тот же орех можно держать прямо перед глазами, и тогда он перекроет чуть ли не все поле зрения, но можно и удалить его на такое расстояние, откуда он будет еле заметен.

Для характеристики величины удаленных объектов существует только один способ: указать их угловой, или видимый, размер.

Угловой размер задается углом, под которым виден данный объект.

Так, например, если объект в поперечнике имеет 10 метров, а расстояние до него 1000 метров, то он будет виден под таким же углом, как и 50-метровый объект при расстоянии 5000 метров. Вот почему приведенные выше примеры оценки размеров наблюдаемых объектов бессмысленны. Но если бы очевидцы в своих сообщениях добавили всего лишь одну маленькую деталь, а именно: свои «орехи» или «дольки» они держат в вытянутой руке, — тогда бы эти сравнения сразу же приобрели смысл.

Сама по себе рука может служить простым угломерным инструментом. Для такого ее использования нужно знать ее основные «параметры». Если вытянуть руку перед глазами, то:

— ноготь большого пальца будет иметь угловой размер около 2 градусов дуги;

— кулак будет иметь угловой размер около 10 градусов дуги;

— от мизинца до большого пальца угловое расстояние составит около 20 градусов дуги.

При желании легко проверить себя по следующим примерам:

— под углом 20 градусов с 5 метров виден человек среднего роста;

— под углом 10 градусов с 25 метров виден легковой автомобиль, с 1, 5 метров — футбольный мяч;

— под углом 2 градуса с 290 метров виден автобус, с 6 метров — тарелка (не «летающая», а обыкновенная);

— под углом 0, 5 градуса на небе видны Солнце и Луна, а с 200 метров — человек среднего роста.

Солнце и Луна, как и рука, являются весьма удобными «измерителями». Если они видны на небе во время наблюдения НЛО, то полезно сравнить его угловые размеры с ними. В облачную погоду для сравнения вполне можно использовать и какие-то удаленные, выступающие на горизонте постройки, детали рельефа.

 

Определение расстояния до объекта

 

Расстояние до объекта может быть надежно определено только тогда, когда тот находится относительно близко. Бинокулярное зрение человека позволяет оценивать расстояние до объекта, находящегося не далее 200–300 метров. Дальше этого судить о расстоянии можно только с помощью какой-либо дополнительной зрительной информации (перекрытие одного объекта другим, наличие фона с известным до него расстоянием и т. д. ).

Если же далекий объект виден на фоне ясного неба, то оценка расстояния до него становится невозможной, и не следует даже пытаться этого делать, так как она будет основана лишь на чисто субъективных впечатлениях, как, например, в следующем типичном случае:

«В 14: 15 мы с женой и сыном видели в небе летящий объект необычной формы… Объект наблюдался под углом примерно 45 градусов к горизонту на высоте около 1000–1500 метров».

Очевидец грамотно охарактеризовал высоту НЛО над горизонтом (мы поговорим об этом ниже). При такой большой угловой высоте ясно, что объект наблюдался на фоне неба. Но в этом случае почему «1000–1500 метров», а не, к примеру, 3200 или 7600 метров? Глаз не способен определить расстояния такого порядка, и потому оценка очевидца не содержит никакой полезной информации, а лишь говорит, что объект находился далеко от него.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...