Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская песня не знает рабства

Певица Надежда Плевицкая и генерал Николай Скоблин. История их жизни и любви окутана легендами, домыслами, мифами, которые тянутся шлейфом за детективной историей 1937 года. С тех пор одни называют эту звёздную пару русского зарубежья предателями, другие - патриотами, любившими Россию и принявшими её такой, какая она была.

 

…22 сентября 1937 года руководитель Русского общевоинского союза (РОВС) генерал-лейтенант Евгений Миллер бесследно исчез на парижской улице. Спустя несколько часов обнаружилось, что пропал и его заместитель Николай Скоблин, муж Надежды Плевицкой. Профессионалы сыскного дела говорят о том, что следы после преступления остаются всегда, но не всегда бывает их нужно обнаружить. Скорее всего, именно такой подход французской полиции сыграл свою роль в истории непонятного исчезновения русских генералов в Париже. Надежду Плевицкую арестовали по подозрению в соучастии похищения генерала Миллера, а главным виновником заочно объявили генерала Скоблина. Осуждённая за уголовное преступление, первая звезда русской эстрады Надежда Плевицкая, умерла в 1941 году, на чужбине, во французской тюрьме при неизвестных обстоятельствах.

Запутанная история. По материалам из зала суда, опубликованным в зарубежной прессе в 1937 году, очевидно, что прямых доказательств вины Плевицкой не было. Учитывая политическую ситуацию в предвоенной Европе, можно сказать, что раздор между русскими воинскими организациями был нешуточным. Очевидно, что некоторым силам было выгодно направить активность белоэмигрантских организаций на поиск шпионов в своей среде. Сотрудничал ли Скоблин с советской военной разведкой? Трудно сказать. Документами эта версия не подтверждена. Быть может, их не существует вовсе? В начале 30-х годов прошлого века многие эмигранты подумывали о возвращении в Советскую Россию и искали пути для этого. В одном из писем к брату Николаю, которые приходили в Советский Союз до ареста артистки в 1937 году, певица писала, что мечтает вернуться на Родину: «Хотя бы умереть на родной земле».

Вернёмся в предвоенную Францию. Удобно осудить того, кто не может ответить. В Париже по делу Плевицкой и Скоблина так и поступили: Скоблина судили заочно, Плевицкую – публично. По словам современников, этот удивительный процесс больше походил на фарс или шоу и строился на эмоциях. А в зале судебных заседаний не было ни одного усомнившегося в справедливости обвинения, но даже эта публика удивилась суровости приговора для Плевицкой: десять лет каторги. В истории французского судопроизводства самый суровый приговор для женщины, хотя, бывшие соотечественники старательно подливали масла в огонь, припомнив знаменитости и крестьянское происхождение, и американские гастроли певицы, где совместно с Рахманиновым Плевицкая давала концерты в пользу советских детей-сирот. Надежда Васильевна проявляла своеволие и беззаконие не только на сцене, создавая по сути новый жанр вокального искусства, она отличалась той свободой суждений, которую умело обернули портив неё. Как некогда своих земляков из деревни Винниково она приглашала в Курское дворянское собрание на концерт, так и сотрудников советского консульства певица приглашала в Париже на выступления, где главным действующим лицом оставалась русская песня. На обвинения в политической всеядности Плевицкая отвечала: «Я артистка, и пою для всех!»

На судебном процессе Плевицкая держалась достойно и свою вину в похищении генерала Миллера полностью отрицала. Хроникёры детально описывали негодование обвиняемой в первые дни суда, признанное злопыхателями за прекрасную актёрскую игру…

Из выступления обвинителя: «Пусть те, кто толкнул эту женщину на преступление, знают, что рука французского правосудия умеет карать беспощадно!» Влиятельные французские адвокаты Илья Френкель и Луи Сафран, защищавшие Плевицкую, подготовили документы для пересмотра дела, будучи уверенными в справедливости. Но министр юстиции решительно отказал в пересмотре дела.

На сегодняшний день в публикациях о Надежде Плевицкой нет ни одной ссылки ни на один документ из архивов, кроме предполагаемых расписок Скоблина и Плевицкой о раскаянии в сопротивлении Советской власти о дальнейшем сотрудничестве, представленных в книге «Очерки истории российской внешней разведки».

Белое пятно в биографии Надежды Васильевны – период жизни с 1917 по 1919 год – даёт богатую почву для шпиономанов всех мастей: «Женщина-вамп, охмурившая юного Скоблина и заброшенная чекистами в Белый стан» или вот ещё: «Предательница Белого движения, сотрудничавшая с красными из-за денег». Однако, психологический портрет певицы, созданный по мемуарам и материалам, собранным историком- краеведом Юрием Бугровым и другими курскими краеведами, не совпадает с подобными эффектными выводами беллетристов. Плевицкая была самой высокооплачиваемой артисткой Российской империи. Знаменитая Клавдия Шульженко, побывшая ребёнком на концерте Плевицкой и впоследствии многое вобравшая для себя из творческой манеры Надежды Васильевны, вспоминала, как поразили её детский взгляд огромные бриллианты на туфельках певицы, ярко сиявшие на сцене холодным алмазным блеском. А начинала профессиональную певческую карьеру Надежда Плевицкая в Киеве, в знаменитом Русском хоре Липкиных. С 1909 года она – в зените заслуженной славы: неслыханные гонорары, огромные тиражи пластинок, гастрольные турне по всей стране, знакомство со Станиславским, Савиной, Москвиным и другими видными театральными деятелями, которые высоко ценили умение Плевицкой «играть песню», и Надежда Васильевна, общаясь с «московскими кудесниками» всё больше совершенствовала своё мастерство. Она, вообще, училась у жизни, собирая в творчество, всё лучшее из окружающего мира, будь то монастырская жизнь или кафешантан, оперная сцена или великосветский приём, а может быть и деревенская свадьба! Музыковеды отмечают удивительное сочетание в творчестве Плевицкой устной народной традиции с изысканной артистичностью, умением чутко филировать песенный текст от задушевного шёпота до удалых выкриков. Несравненная звезда русской эстрады, она впервые возвела русскую народную песню в степень высокого искусства.

«Русская песня не знает рабства, - писала надежда Плевицкая, - в мемуарах «Мой путь с песней» – И нет такого музыканта, который мог бы записать музыку русской души: нотной бумаги, нотных знаков не хватит. Несметные сокровища там таятся, только ключ (надо) знать, чтобы отворить сокровищницу».

Щедро делилась с миром Надежда Васильевна не только песнями. Помнила среди цветов и оваций про человеческое горе и нужду. Выступала в пользу земляков-погорельцев, детей-сирот, солдат-инвалидов. Высокими связями пользовалась на благо других: сложит, бывало, в конверт все прошения, приходившие пачками на её имя, и адресует своему другу: «Петербург, Мойка, 91. Его превосходительству М. А. Стаховичу» Кто откажет члену Государственного совета? Михаил Александрович Стахович называл Надежду Васильевну «умная дурочка» и… отчитывался ей по каждому пункту ходатайств.

«На эстраде я пьянела от песен, от рукоплесканий, и могла ли я думать тогда, что за спиной каждого из нас стоит призрак ужасный, что надвигается диая гроза, которая согнёт наши спины и выжжет глаза, как огнём…» - писала Надежда Плевицкая о годах Первой Мировой войны. Но что происходило с певицей дальше, в переломные годы революции и Гражданской войны, которые не описаны в мемуарах? Как, когда и с кем очутилась она в Белом стане?

 

В Государственном архиве Курской области сохранилась церковно-приходская книга села Винниково, откуда родом была Надежда Васильевна, где впоследствии выстроила сказочную усадьбу, церковь и школу. В книге сохранилась запись, что в ноябре 1917 года в церкви села Винниково состоялось венчание Надежды Плевицкой и поручика гренадерского полка Юрия Левицкого. Это был второй брак певицы, о котором певица ни слова не пишет в мемуарах, хотя находит особые слова о любви, с теплотой вспоминая первого мужа – танцора Варшавского театра оперы и балета Эдмунда Плевицкого, и своего любимого человека - офицера Владимира Шангина, погибшего на полях сражений Первой Мировой. О войне певица знала не понаслышке, она служила в госпитале под Ковно, отправлялась на передовую с перевязочными материалами, попадала и под бомбёжки и продолжала давать концерты в пользу раненых. В январе 1915 года, после известия о смерти Шангина, у певицы пропал голос, но она продолжала выходить на сцену, собирая средства для инвалидов и раненых. Но стремление к личному счастью у женщины неистребимо.

Разрешение на второй брак по церковному обряду дал отец Николай из родного села Винниково, хотя пытался отговорить невесту: жених был намного моложе. В мемуарах певица пишет об отце Николае как о строгом и принципиальном священнике. Но венчание всё-таки состоялось. В стране бушевали революционные страсти, а певица, казалось, нашла своё счастье. Она наслаждалась тихой семейной жизнью в доме-тереме в Винниково под Курском. Но семейная идиллия длилась недолго. Зимой 1918 года, когда Советская власть укрепилась в Курске, Юрий Левицкий был мобилизован в Красную Армию. Сложный выбор стоял в те годы перед совестью каждого русского офицера. Юрий Левицкий принял решение стать одним из командиров артиллерийского отряда, где обучали красноармейцев. В числе новобранцев оказался и Александр Ратиев – сосед Надежды Плевицкой по улице Золотой в Курске, где располагался её дом. В своих мемуарах он писал, что Левицкого и Плевицкую в Курске всегда видели вместе, даже подшучивали над похожестью фамилий новоявленных супругов. В курском краеведческом музее сохранились афиши концертов Надежды Плевицкой для солдат Красной армии – были в репертуаре и «Марсельеза», и «Дубинушка», и «Варяг»…

Осенью 1919 года, Белая армия, наступая с юга, захватила Харьков, Белгород и решительно двигалась к Курску. По воспоминаниям Александра Ратиева тогда «Ю. Левицкий сам напросился в разведку под деревню Медвенка, где прорвались белые, и взял с собой неразлучную с ним Надежду Васильевну. Ни он, ни она из разведки не вернулись, чем вызвали страшный переполох среди начальства».

Перебежки к белым случались частенько после того, как люди хлебнули лиха от новой власти. Но чтобы сбежал красный командир и козырная карта советской пропаганды Надежда Плевицкая?!

 

По воспоминаниям одного из офицеров, принимавших перебежчиков с красной стороны, в их числе оказалась очень скромно одетая женщина с узелком в руках. Он опознал в ней артистку, известную по фотографиям в газетах, по почтовым открыткам, ведь до революции даже конфеты выпускались «Надежда Плевицкая» - так велика была популярность исполнительницы русских народных песен во всех слоях населения!

Следовательно, Плевицкая не попадала в плен ни к белым, ни к красным, как пишут некоторые беллетристы. Тем более не было угрозы расстрела и последующего освобождения певицы пылко влюблённым в неё Скоблиным. Это выдумки. Был факт перехода линии фронта под Медвенкой вместе с мужем Юрием Левицким. Но после этого события пара распалась. Неизвестно, что произошло в их отношениях…

Как и Первая мировая война, новая война - Гражданская разрушила личную жизнь Надежды Васильевны. Но стремление к счастью неистребимо, и певица нашла родную душу. Это был в ту пору подполковник Николай Скоблин. Судьба новой пары решилась в Галлиполи, где стояли выбитые из Крыма части Врангеля. Венчание Надежды Плевицкой и Николая Скоблина состоялась в марте 1921 года в походной армейской церкви. Плевицкую тогда буквально носили на руках и называли «матушка» И недаром – она спасала песней погибающие от тоски русские души. Но после ареста Плевицкой во Франции бывшие соотечественники рвали её фотографии, разбивали пластинки, вывезенные когда-то из России вместе с самыми ценными вещами. До сих пор крайне мало сохранилось аутентичных пластинок с голосом Плевицкой.

 

 

В советской России певицу – эмигрантку, казалось, тоже забыли, однако, не все: последовательницами и наследницами её песенного богатства стали Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Людмила Рюмина, Лидия Русланова, Надежда Крыгина, а так же все, кто знает и поёт «Хас-Булат удалой…», «По диким степям Забайкалья…», знаменитую «Дубинушку». Сейчас эти песни кажутся извечными в русской музыкальной культуре, но именно Плевицкая в начале ХХ-го века собирала их по всей России, записывая с голоса народных исполнителей.

Путь Плевицкой на родину получился долгим. Только в 1969 году искусствовед В. Нестьев впервые написал о ней, опубликовал отрывки из воспоминаний певицы «Дежкин карагод» и «Мой путь с песней», выпусти пластинку «Звёзды русской эстрады» с участием Надежды Плевицкой.

 

Жизнью и творчеством Надежды Плевицкой я заинтересовалась, когда ко мне в руки попали два раритета из курских семейных альбомов. Фотография периода 1985-1896 годов: юная Дежка Винникова – будущая звезда Надежда Плевицкая в малороссийском костюме с лентами, босоногая артистка Русского хора Липкиных. Можно себе представить, как в восторге после зачисления в хор, задорная девчонка побежала фотографироваться для родных в новом красивом костюме. Ведь она убежала от старшей сестры-прачки петь в хоре, когда узнала, что есть такая радость – учиться музыке и вокалу, петь песни! А к тому же артистам ещё и деньги платят! Для Дежки это стало открытием, но для крестьянской семьи побег дочери в «актёрки» был сроднипозору. Сколько наплакалась матушка Акулина Фроловна, пока хор Липкиных не приехал в Курск с гастролями. Тогда и состоялось их примирение: «Видно, Дежка, судьба у тебя такая. А с Богом везде жить можно!»

Второй раритет – почтовая карточка 1915 года. На ней изображена аристократичная красавица с умным, проникновенным взглядом: артистка, которая огранила свой природный талант большой учёбой и жизненной школой. Какие разные мгновения одной судьбы яркой русской патриотки Надежды Васильевны Плевицкой!

 

Ирина Кумова

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...