Гигиеническое обеспечение и предупреждение травматизма при занятиях физическими упражнениями
Содержание
Введение……………………………………………………………….
Глава 1 Урок – основная форма физического воспитания в школе………. 1.1 Педагогические требования к современному уроку физической культуры…. 1.2 Гигиеническое обеспечение урока физической культуры…………………….. 1.3 Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания…………………………………………………….
Выводы по главе 1………………………………………………
Глава 2 Профилактика травматизма на уроках физической культуры…………… 2.1 Основные причины травматизма при занятиях физическими упражнениями.. 2.2 Требования к безопасности проведения урока физической культуры. 2.3. Роль педагога в предупреждении травматизма………………
Выводы по главе 2……………………………………………
Заключение………………………………………………… Список используемой литературы…………………………
Введение
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи. Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасение материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни. Безусловно, содержание обучения максимально предусматривает физическое, трудовое, нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание учащихся. Первое место в решении проблемы обучения, несмотря на свою обособленность по отношению к другим дисциплинам учебного плана, занимает физическая культура.
Немаловажное значение имеет гигиеническое обеспечение занятий физическими упражнениями и профилактика травматизма на занятиях. Положение дел с обеспечением безопасности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях является сегодня поистине катастрофическим. Школьный травматизм составляет 12-15% от общего травматизма детей. Травмы, полученные на переменах, составляют до 80%, на уроках физкультуры – до 20%. Каковы основные причины травматизма? Если говорить о занятиях по физическому воспитанию, то, во-первых, недостаточность учебных площадей. Во многих школах педагоги вынуждены проводить в одном спортивном зале занятия со старшими и младшими школьниками одновременно. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, вовремя обратить внимание на их самочувствие. Вторая причина «физкультурного» травматизма – физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь; не прошедшие испытания снаряды не обеспечивают должной степени надежности и безопасности. Третий фактор травмоопасности – низкий уровень квалификации большого количества учителей физкультуры. Он обусловлен в первую очередь недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием методик физического воспитания, педагогических основ. И наконец, четвертая причина – медицинская. Врачебное обслуживание во многих школах находится в неудовлетворительном состоянии, главным образом из-за низкой зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Медицинское обследование школьников проводится с запозданием. Распределение обучающихся по медицинским группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в классный журнал.
Глава 1 Урок – основная форма физического воспитания в школе
1.1 Педагогические требования к современному уроку физической культуры
Физическая культура – одно из наиболее эффективных средств развития личности. Физическая культура в школе – учебный предмет, способствующий физическому развитию и совершенствованию учащихся с целью их подготовки к общественно полезному труду, к жизни, защите Родины. Основные задачи физической культуры как учебной дисциплины: укрепление здоровья учащихся; содействие их правильному физическому развитию и закаливанию; формирование и совершенствование естественных двигательных навыков и умений; обучение новым видам движений; развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); обучение специальным знаниям в области физической культуры и спорта; привитие основных гигиенических навыков. Физическое воспитание школьников состоит из следующих форм: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня; уроков физической культуры, внеклассных форм занятий физической культурой и спортом; общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из гимнастики до учебных занятий, физкультминуток во время уроков (для школьников 1-4 кл.), физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня (для школьников 1-8 кл.). Урок - основная форма физического воспитания школьников.
Урок как основная форма физического воспитания в школе Урок физической культуры в школе является ведущей формой организации учебной работы. Он проводится по расписанию и с постоянным составом учеников. Урочная форма занятий предоставляет возможность учителю применять разнообразные методы работы, обеспечивая наилучшие результаты обучения и воспитания. Каждый урок представляет собой относительно законченное мероприятие и является звеном целой системы уроков. Все уроки между собой взаимосвязаны и направлены на вооружение учащихся знаниями, двигательными умениями и навыками.
Современный урок физической культуры должен отвечать научно-педагогическим требованиям, без выполнения которых не мыслится высокое качество его проведения. Высокое качество урока - залог успешной работы педагога по физической культуре и спорту в школе. Педагогические требования к современному уроку физической культуры 1. Каждый урок физической культуры должен иметь конкретные и четкие педагогические задачи: ознакомить, разучить, закрепить, повторить, совершенствовать, подведение итогов. В уроке необходимо комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Однако это не значит, что все они должны уместиться в одной схеме конкретного урока (при написании плана урока). Имеют место задачи, исходящие из темы урока. Они и являются главными. Некоторые задачи не записывают в каждый план урока. Они проходят через весь процесс физического воспитания и практически решаются на каждом уроке. То же можно отнести и к решению задач нравственного воспитания. 2. Задачи определяют содержание урока, выбор методов обучения и воспитания, способов организации учащихся на уроке. Неясно и нечетко поставленные задачи лишают урок целевой направленности. Поэтому средства решения педагогических задач должны глубоко продумываться педагогом, быть разнообразными по содержанию и точно ориентированы на задачу (задачи) урока. Выбор методов ведения урока соподчинен как задачам, так и содержанию урока (физическим упражнениям). Способы организации занимающихся упражнениями - фронтально, поточно, по группам, индивидуально, по парам, выполнение упражнений по кругу (круговая тренировка) - направлены на решение задач и определяются с учетом характера физических упражнений и уровня воспитанности занимающихся. 3. Обучение, воспитание, физическое развитие, оздоровление и подготовленность учеников должны осуществляться в соответствии с научными достижениями теории и методики физического воспитания. Поэтому учителю необходимо знать новинки литературы. Такая работа с книгой повысит теоретический уровень педагога, расширит и углубит его знания в области физической культуры как предмета школьного обучения, будет способствовать развитию педагогического мышления.
4. Изучение и обобщение опыта работы лучших школ и опытных учителей физической культуры является важной стороной успешного ведения урока. Использование положительного педагогического опыта в своей работе - необходимое условие творческой деятельности педагога. Совсем не обязательно использовать опыт целиком. Можно взять какую-то его часть, проанализировать и, с учетом своего опыта, использовать в проведении урока. 5. Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания - одно из главных требований урока. Восхождение к качеству учебно-воспитательного процесса немыслимо без реализации этих требований в практике работы учителя физической культуры. Дифференциация обучения предполагает определение четких заданий мальчикам, девочкам, юношам, девушкам, отдельным группам учеников (основной, подготовительной) одного и того же возраста, примерно одинаковых по уровню подготовленности с целью достижения оптимального эффекта в решении педагогических задач. Индивидуализация обучения заключается в осуществлении индивидуального к каждому ученику подхода в процессе обучения и воспитания. 6. При необходимости в уроке надо закреплять сложные двигательные действия, обучать учеников умению выполнять их в изменяющейся, нестандартной обстановке. С этой целью могут быть рекомендованы различные полосы препятствий (гимнастические, легкоатлетические, смешанные), бег по различному грунту, по наклонной и восходящей плоскости, пересеченной местности. Все это формирует у школьников способность гибко владеть движениями, подготавливает учеников к реальной жизни, юношей – к службе в армии. 7. Систематическое повторение ранее пройденного учебного материала осуществляется для более прочного формирования двигательных умений и навыков, особенно тех, которые составляют основу движений человека в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, лазании, перелезании и др. Это одно из важных требований урока физической культуры. На уроках физической культуры надо осуществлять текущее повторение с целью предупреждения забывания ранее пройденного материала и закрепления двигательных действий. Обобщающее повторение проводится в конце обучения движениям (окончание прохождения темы, четверти, полугодия). Оно ставит задачей систематизацию двигательных умений и навыков, приобретенных за какой-либо отрезок времени. Заключительное повторение проводится после изучения темы, перед выполнением упражнений на оценку.
8. Постоянный педагогический контроль за усвоением учебного материала дает информацию о качестве овладения движениями, уровнем развития физических качеств, воспитанности школьников. На каждом уроке должен проводиться опрос и вызов учеников с целью демонстрации заданных на дом для закрепления упражнений, выявления теоретических знаний. Каждая оценка ученика должна быть обоснована, прокомментирована педагогом. 9. Урок физической культуры должен быть звеном системы уроков. Под системой уроков физической культуры понимают цепочку уроков в логической последовательности (на основе педагогических задач), построенных друг за другом и направлении на прохождение учебного материала. Может иметь место построение системы уроков в изучении бега, прыжков и метаний. При этом необходимо правильно увязать темы между собой, определить объем учебного материала на каждый урок с учетом этапа обучения двигательным действиям, требованиями положительного или отрицательного переноса двигательных навыков, подготовленности учащихся класса (учебной группы) к выполнению упражнений в основной части урока. 10. Обучение учеников применять усвоенные знания и двигательные действия на практике. Каждый ученик должен быть обучен на уроке правилам выполнения общеразвивающих упражнений, умению дозировать их, соединять в комплексы утренней гимнастики, индивидуальной тренировки, физкультурной минуты. С этой целью проводят урок самостоятельной физической и двигательной подготовки (см. «Структура и типы уроков физической культуры»). Ученики заводят тетрадь и записывают задания, даваемые учителем: порядок выполнения упражнений, методы воспитания двигательных качеств, рекомендуемую дозировку движений, правила самомассажа, аутогенной тренировки, приемы закаливания. В этих требованиях выражена инструктивная направленность урока физической культуры. 11. Систематическое обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний по физической культуре и спорту, пользоваться методической литературой, пособиями, изданными для учеников, учебником по физической культуре. Это позволит воспитать убежденных сторонников физической культуры и спорта, подготовить в школе всесторонне образованных людей. 12. Урок физической культуры должен иметь большое воспитательное значение, нести высокий нравственный потенциал. Надо осуществлять воспитание молодежи в духе глубокого уважения к ценностям демократического общества, заботиться об освещении в уроке вопросов физкультурного и олимпийского движения, подчеркивать положительную роль ветеранов спорта, ученых, педагогов, врачей в совершенствовании российской системы физического воспитания. 13. На уроках физической культуры действуют высокие гигиенические правила. Ученики должны соблюдать гигиенические требования к спортивной одежде, содержать в чистоте свое тело, заботиться об уборке мест занятий физическими упражнениями, проветривать спортивный зал, класс перед выполнением упражнений физкультминуты, знать правила и приемы закаливания. С целью закаливания рекомендуется круглогодично проводить уроки физической культуры на воздухе (можно по формуле 1+1: один урок на воздухе, один - в спортивном зале). 14. Применение технических средств - важная забота педагога. Известно, что использование музыкального сопровождения во время занятий физическими упражнениями повышает настроение, активность учеников, содействует воспитанию темпа и согласованности движений. Применение ТСО повышает обучаемость учащихся двигательным действиям, снижает количество ошибок при выполнении движений. 15. Использование нестандартного оборудования (снарядов группового выполнения физических упражнений) и инвентаря на уроках физической культуры повышает эффективность процесса физического воспитания, способствует лучшему овладению двигательными умениями и навыками, развитию двигательныx качеств, увеличивает плотность и физиологическую нагрузку Урока, дисциплинирует учеников, так как упражнения выполняются одновременно подгруппой учащихся. 16. Достижение высокой двигательной плотности - одно из требований, предъявляемых к совместному уроку физической культуры. Абсолютная плотность (моторная плотность) хорошо организованного урока должна быть 70 -80 % от общего времени урока. Каждый учитель обязан стремиться к максимальному использованию времени урока, не допускать простоев и опозданий учеников к месту занятий. 17.Уроки физической культуры должны быть подкреплены домашними заданиями. Выполнение домашних заданий учениками предусмотрено программой физического воспитания. Учитывая их обязательность в формировании двигательного режима ученика, следует планировать систему заданий в четверти, регулярно проверять их выполнение, ставить оценку в классный журнал. Домашние задания не должны вызывать случаи травматизма учеников. Они рассчитаны на доступность и самостоятельность выполнения их учениками дома, во дворе, школьной площадке, близлежащем от места жительства ученика стадионе. Занятия могут быть групповыми и индивидуальными. К выполнению домашних заданий ученик должен быть подготовлен на уроках физической культуры, в группе общей физической подготовки. 18. Определяя физические упражнения урока, надо помнить о необходимости решения в единстве оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Однако в содержании урока следует выделять главное, основное, существенное и, учитывая это, избирать тип, структуру урока, подбирать физические упражнения, методы обучения и воспитания учеников. Такой подход учителя к уроку позволит наметить кратчайшие пути реализации педагогических задач и приведет учеников к более Прочному усвоению знаний, двигательных умений. Надо научиться при наименьшем подборе упражнений и времени обучения решать максимально возможные задачи урока. Следует стремиться к логической взаимосвязи упражнений урока (I, II, III частей урока), наиболее полной реализации методических принципов физического воспитания. 19.Одним из важных требований является установление межпредметных связей урока физической культуры. Межпредметные связи обогащают урок, делают его более полноценным. Так, на уроках физической культуры в младших классах может быть установлена связь с природоведением в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работа мышц/режим дня. В более старшем возрасте устанавливают межпредметные связи с математикой (измерение длины и высоты прыжка, скорости, темпа и продолжительности бега). Особенно необходимо устанавливать межпредметные связи с физикой, анатомией и физиологией. 20. Обеспечение психологических условий ведения урока физической культуры является фактором повышения активности учеников, сознательного отношения их к усвоению знаний, Умений и навыков1. Создание благоприятной и доброжелательной обстановки на уроке в сочетании с формированием мотивации к занятиям физическими упражнениями влияет на результативность работы школьника и педагога. Со временем вырабатывается стиль педагогической деятельности учителя физической культуры.
Структура, типы и разновидности уроков. Урок физической культуры имеет свою типовую структуру. Под структурой подразумевается соотношение в строгой последовательности частей урока, заключенных в определенном промежутке времени (40 - 45 минут). Та часть урока, где решаются главные задачи, называется основной (ядром или центральной) частью урока. Остальные части - подготовительная и заключительная - являются как бы подсобными и носят вспомогательный характер. Подготовительная часть урока физической культуры в школе продолжается 8 - 15 минут и ставит целью: организацию класса, постепенное введение занимающихся в занятия, сосредоточение внимания школьников на задачах и упражнениях, спланированных в уроке. Постепенность в клинике и в педагогике академик И. П. Павлов считал основным физиологическим правилом. При этом должна быть обеспечена общая и специальная подготовка организма учащихся к выполнению упражнений основной части урока. В этой части урока должен быть создан эмоциональный настрой занимающихся, проведены конкретные мероприятия по выработке осанки и профилактике плоскостопия, обеспечено совершенствование общей координации движений, осуществлено повышение функциональной деятельности органов дыхания и кровообращения. В подготовительную часть урока входит построение, рапорт, приветствие, сообщение учителем задач и содержания урока, а также соответствующие ее назначению общеподготовительные и специальные подготовительные упражнения. Основная часть урока продолжается 30 - 35 минут и ставит своей целью решение главных педагогических задач. Назначение этой части урока направлено на овладение учебным материалом программы. Может быть предусмотрено выполнение упражнений для развития физических качеств. В процессе формирования двигательных действий на уроке немаловажное значение имеет последовательность расположения материала в основной части урока. Так, первыми выполняются упражнения, намеченные педагогом к изучению. Затем следуют упражнения, требующие повышенной точности движений, сложные по координации, рассчитанные на проявление быстроты. Эмоциональные и интенсивные упражнения (соревновательные, игровые) выполняются к окончанию основной части урока. Упражнения на силу и подвижность в суставах (гибкость) дают занимающимся в различных частях урока. Заключительная часть (3 - 5 минут) должна обеспечить правильное завершение урока, приведение организма в относительно спокойное состояние и, что очень важно, подготовить переход к последующей учебной деятельности. В конце заключительной части подводят итоги урока, могут быть рекомендованы упражнения на дом. Урок оканчивается организованным уходом Учеников с места занятий. Различают уроки физической культуры и уроки по типам. Тип урока определяется задачами. По целевой направленности уроки подразделяются на вводные, изучение нового материала, повторение (совершенствование), комбинированные, общей физической подготовки, учетные, самостоятельной, физической и двигательной подготовки. Каждый тип урока имеет своеобразную структуру. Нельзя установить раз и навсегда неизменную структуру урока. В зависимости от педагогической необходимости, с целью направленного решения задач общей физической подготовки (например, в случае пониженных показателей физического развития учеников какого-либо класса), можно в подготовительную часть урока в течение длительного времени (четверть, учебный год) включать специально составленные и периодически обновляемые насыщенные комплексы общеразвивающих упражнений с тем, чтобы довести класс до средней кондиции физического развития их сверстников. В этом случае появляется вводная часть урока, которая решает задачи организации внимания учеников, включения их в физическую работу. Рассмотренная структура уроков построена на базе урока, состоящего из трех частей, с выделением тех структурных элементов (частей), которые наиболее точно отвечают направленности педагогических задач. Учитель физической культуры должен уметь среди многообразных типов уроков находить наиболее рациональную структуру. Изучение опыта других учителей, творчество в работе педагога предотвратит появление шаблона при проведении урока. Вводные уроки проводят в начале четверти, при изучении нового раздела программы. На вводном уроке учитель говорит о физкультурной форме, ставит перспективные задачи учебной и внеклассной работы, сообщает основные требования к школьникам по физкультуре, содержании учебного материала на четверть. На этих уроках проводят беседу о спортивных новостях летнего времени (в 1-й четверти), сообщают ученикам о предстоящих спортивных соревнованиях. На вводном уроке рекомендуется избрать физорга, проверить физическую подготовленность школьников (провести тестирование учеников), показать короткометражный видеофильм, например, об утренней гигиенической гимнастике. Уроки изучения нового материала посвящены сообщению ученикам неизвестных знаний, формированию новых умений. Основное внимание на уроках этого типа отводится изучению учебного материала программы. Уроки повторения направлены на совершенствование ранее изученного материала, достижение высокого уровня двигательной подготовленности учеников, углубление и закрепление пройденного. Такие уроки нередко предшествуют учетным. На этих уроках учащихся обучают выполнению упражнений в изменяющихся условиях (в игровой деятельности, на местности) и различных сочетаниях последовательности. Комбинированные уроки сочетают в себе изучение нового, повторение и совершенствование разученного на предыдущих занятиях. Они имеют наибольшее распространение, гибки и вариативны по структуре. Уроки общей физической подготовки. В связи с тем, что в настоящее время наметилась тенденция к специализации уроков физической культуры в школе (урок гимнастики, уроки легкой атлетики, спортивных игр и др.), появилась необходимость выделить в специальный тип урок общей физической подготовки. Такой урок проводится с целью преимущественного решения задач общего мышечного и физического развития учеников, повышения работоспособности занимающихся. В эти уроки входят различные общеразвивающие упражнения, естественные виды движений человека (бег, прыжки, метание, лазание, перелезание и др.), подвижные и спортивные игры. Они не носят четкой предметной направленности. Уроки общей физической подготовки более характерны для учащихся начальных классов, они обеспечивают создание разносторонней двигательной базы для последующих углубленных занятий в отдельных видах спорта. Первая часть такого урока вводит занимающихся в двигательную деятельность, способствует постепенному повышению физиологической нагрузки. Уроки общей физической подготовки проводятся в системе тренировочного процесса по отдельным видам спорта. Занятия в секции общей физической подготовки построены по типу этого урока, сочетают разнообразные физические упражнения и направлены на всестороннее физическое совершенствование школьников разного возраста. Учетные уроки (проверочные) проводятся после изучения части (раздела, темы) программы в конце четверти. Они направлены на выявление успеваемости и подготовленности учеников (выполнение нормативов), проверку усвоения знаний, умений и навыков. Учетный урок может быть проведен в виде спортивного соревнования с соблюдением основных требований, предъявляемых к соревнованиям. Уроки самостоятельной физической и двигательной подготов ки проводятся учителем несколько раз в году, Они ставят задачи научить учеников самостоятельно заниматься физическими упражнениями с учетом индивидуальных особенностей, правильно определять дозировку, регулировать нагрузку, оценивать воздействие упражнений на организм ученика. Каждый ученик самостоятельно выбирает для себя упражнения общей физической подготовки, упражнения на развитие физических качеств. Разбившись по парам, тройкам школьники совершенствуют технику выполнения упражнений, в которых чувствуют себя недостаточно уверенно. К этому типу урока следует заранее готовиться: предварительно сообщают об этом ученикам, тщательно подготавливают спортивный зал (площадки) для занятий по выбору учеников, консультируют помощников учителя, помогают ученикам составить планы индивидуальных занятий. По характеру учебного материала (в основной части урока) уроки физической культуры в школе делятся по разновидностям: гимнастики, легкой атлетики, спортивных игр (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол), плавания, лыжной (кроссовой) подготовки и др.
1.2 Гигиеническое обеспечение урока физической культуры
Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на активной, целенаправленной деятельности учащихся с большим энергетическим и механическим эффектами. Система физического воспитания состоит из многократных и целесообразных повторений физических упражнений и процедур. В результате в организме происходят определенные адаптивные изменения ряда физиологических систем организма, ведущие к повышению его функциональных возможностей, способности быстро мобилизовать их для выполнения максимальных мышечных напряжений. Гигиеническое обеспечение физического воспитания школьников складывается из следующих основных элементов: · обеспечения эксплуатации спортивных сооружений школы; · контроля за состоянием экипировки учащихся при физическом воспитании; · контроля за состоянием спортивного инвентаря, используемого в процессе физического воспитания; · обеспечения организации уроков физического воспитания, используемых средств и методов, объемов и интенсивности физических нагрузок, учащихся в процессе урока. Спортивные сооружения школ. Это спортивные площадки, расположенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные крытые сооружения (спортивны залы, бассейны). Размеры спортивных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся. В соответствии с количеством учеников в школе и размерами школьного участка на территории спортивной площадки размещаются легкоатлетическая, гимнастическая площадки, малая (баскетбол, волейбол, ручной мяч) и большая (футбол) площадки для спортивных игр и метаний. Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются санитарными правилами и нормами 2.4.2576 – 96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Физкультурно-спортивная зона учебного заведения должна размещаться на расстоянии не менее 25м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины. Спортивный зал следует размещать на первом этаже здания учебного заведения в пристройке. Ее размеры должны быть рассчитаны на выполнение всей программы по физическому воспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9х18, 12х24 и 18х30 м, высотой не менее 6 м. При спортивных залах следует предусматривать помещения для спортивных снарядов (16-32 м2), раздевалки для мальчиков и девочек (10,5 м2 каждая); душевые (9 м2 каждая); туалеты (8 м2 каждый), комнату для преподавателя(9 м2). В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать «зону» - тренажерный зал, а также по возможности бассейн. Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных сооружений. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15-17°С; в раздевалке – 19-23°С. Уроки физкультуры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Во время занятий необходимо открывать одно-два окна с подветренной стороны помещения при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны проходить при открытых фрамугах, а сквозное проветривание – во время перемен в отсутствие учащихся. Когда температура воздуха в зале достигнет 15-17°С, проветривание прекращают. Требования к естественному освещению. В спортивных залах освещенность (на полу) должна составлять не менее 200 лк. Спортзал должен находиться вдали от учебных помещений, учительской и кабинета врача. Если нет возможности оборудовать собственный физкультурный зал, допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи учебного заведения при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к школьным спортивным залам.
Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями Принцип непрерывности и преемственности должен соблюдаться на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте, когда происходят бурный рост и физическое развитие организма. В этот период отмечается повышенная чувствительность растущего организма как к недостатку двигательной активности, так и к ее избыточности. Если ребенок не выполнил необходимый объем двигательной активности, в последующие годы восполнить этот недостаток трудно и даже не возможно. В развитии человека, физическом и умственном, есть определенные критические (сенситивные) периоды, в которые соответствующая функция развивается особенно быстро. Соматотип человека формируется в возрасте 6-7 лет; быстрота – в 8-10 лет, так как именно в этом возрасте развиваются морфологические субстраты нервной и мышечной систем, обеспечивающие быстроту, координацию мышечных движений. Общая выносливость развивается преимущественно в 10-14 лет, что связано в первую очередь с ростом объема мышечной массы сердца, увеличением вентиляционной и диффузной функции легких; мышечная сила в 13-16 лет, когда быстро увеличивается мышечная масса тела. Интересные данные получены в последнее время в наблюдениях за детьми 4-5 месячного возраста, которых обучают плаванию. Оказывается, в грудном и раннем дошкольном возрасте ребенок обладает значительным потенциалом физического развития, который прежде практически не использовался, так как возможности применения физических упражнений в этом возрасте очень ограничены. Плавание оказалось для этого возраста самым эффективным средством физического воспитания, стимулирующим развитие мышечной (не нагружаются слаборазвитые скелет и позвоночник), сердечной, легочной и нервной систем. Кроме того, плавание оказывает закаливающее и гигиеническое действие на кожу. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, к 7-8 годам лучше физически развиты. Таким образом, физическое воспитание должно быть непрерывным и строиться только на основе учета сенситивных периодов отдельных функций организма ребенка. С гигиенической точки зрения особенно важно, чтобы в эти периоды ребенок не испытывал недостатка в движениях, в которых развиваются быстрота, выносливость, сила. Физическое воспитание школьников, их занятия физическим упражнениями должны быть не только непрерывными, но и постоянными. Отсутствие целенаправленной двигательной активности даже в относительно короткий период времени оказывает отрицательное влияние на физическое развитие и физическую подготовленность человека: замедляется и даже нарушается возрастное развитие двигательных качеств, теряются ранее сформированные двигательный навыки и умения. Принцип комплексности. Под комплексностью понимается одновременное применение в процессе физического воспитания различных средств физической культуры, направленных на развитие основных двигательных качеств. Каждое из средств оказывает специфическое влияние на организм и здоровье человека. Принцип адекватности. Это такое планирование, организация, применение таких средств и методов физического воспитания школьников разных поло-возрастных групп, которые бы соответствовали их возрастным функциональным возможностям и индивидуальным способностям. Под функциональными возможностями той или иной систем организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимально возможной ее величиной во время работы с предельными нагрузками. Каждому возрастному этапу свойственен определенный уровень биологической потребности в двигательной активности. Границы двигательной активности для каждого человека устанавливаются в соответствии с его возрастными, половыми функциональными особенностями и возможностями, состоянием здоровья, условиями жизни. 1.3 Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания
Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на деятельности с большим калорическим и механическим эффектом. Оно состоит из многократных и целесообразных повторений тех или иных физических упражнений и процедур, в результате которых в организме происходят изменения, ведущие к повышению его функциональных возможностей. Под функциональными возможностями организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимальной ее величиной во время работы с п< Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|