Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности

 

Процесс ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности школьника.

Как отмечала И.Н. Садовникова, для формирования графической грамотности необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к ознакомлению элементов графической грамотности. При этом любой графические умения имеют свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования данных умений. Иногда они могут образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого умения.

По мнению Е.Н. Российской очень важно для овладения графической грамотности развитие движений пальцев и кисти руки [32, с.339].

Развитие тонкой моторики определяет готовность руки к обучению графической грамотности. На этот факт указывали и такие авторы как Т.П. Сальникова, Е.И. Скиотис. Отмечено, что мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы младший школьник мог правильно держать ручку, чтобы не уставал быстро при письме. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности [33, с.370].

Наряду с традиционной методикой ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности существуют и авторские технологии по формированию графических умений. Поэтому многие методисты предлагают свои методики обучения письму, считая каждую из них лучшей. Многие методисты делают упор на то, что формулирование графических умений должно сегодня работать на решение общей стратегической задачи обучения – на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей.

Такую позицию признает и методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при ознакомлении с элементами графической грамотности усилия нужно направлять, прежде всего, на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.

Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно способствовать [26, с.638]:

- поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления младших школьников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;

- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

- становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;

- укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;

- доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).

Еще одним условием успешного ознакомления с элементами графической грамотности, по мнению многих методистов, следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.

Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения графическим умениям, полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с письменными буквами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы букв, а также для ознакомления с элементами графической грамотности на основе определенного обобщения.

На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы букв, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены письменные буквы (прописная и строчная). Буквы вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой буквы. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме.

Альбом с письменными буквами и их элементами используется для проведения различных аналитико-синтетических упражнений [19, с.248].

Дети, проведя вместе с учителем анализ конфигурации буквы, познакомившись с формой конкретного ее элемента, находят его в конверте альбома. Затем, рассматривая поочередно каждую страницу, они обнаруживают данный элемент в разных буквах, проверяя себя путем закладывания выбранной детали на обследуемую букву. В случае совпадения элемент пишется в альбоме под соответствующим элементом буквы. Кроме того, дети из уже знакомых элементов моделируют нужную букву и, накладывая ее на образец в альбоме, проверяют себя – так они обучаются синтезу.

Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с предметными рисунками.

Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По заданию учителя младшие школьники должны найти названный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными предметами.

Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувства контура», путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или вырезать рисунок по его контуру. Те же задания затем применимы и к буквам.

При выполнении многих из приведенных выше упражнений происходит активное укрепление двигательного аппарата пишущей руки, однако необходимы для этого и, специальные упражнения. Важнейшее из них – штриховка, поскольку это действие не затрудняет ученика. Н.А. Федорова предлагает 4 вида штриховки, которые способствуют развитию и укреплению мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений:

- раскрашивание короткими частыми штрихами;

- штриховка с возрастом;

- центрическая штриховка (штриховка от центра);

- штриховка длинными параллельными отрезками [26, с.218].

Н.А. Федорова также предлагает применять дополнительную разлиновку тетради. При этом важно помнить, что ориентиры должны постепенно упрощаться.

Сначала исполняют вертикальные (наклонные) линии в межстрочном пространстве – заменяют их точками, в дальнейшем остается рабочая строка и редкие (через 30 мм) вертикальные (наклонные) линии. Такая смена разлиновки обеспечивает постепенное усложнение действий ученика, повышения его самостоятельности.

Мотивационная сторона обучения имеет существенное значение. Нередко ученик выводит буквы, старается четко и разборчиво писать преимущественно для того, чтобы удовлетворять определенные требования учителя.

Формирование автоматизированности графической грамотности у учащихся основано на логическом принципе группировки письменных знаков. Суть этого принципа заключается в том, что все буквы объединены в 8 групп по признаку наличия в них общего (одного из восьми) элемента. Границы между выделенными группами подвижны, так как один и тот же буквенный знак одновременно входит в разные объединения в зависимости от его поэлементного состава. Если буква имеет 3 разных по форме элемента, то она включена в 3 группы.

Последовательность отработки начертания букв определяется частотность повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент: линия с закруглением с одной стороны – входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь 16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а 11 букв повторяются. При изучении 3-й группы появляются еще 10 новых букв в сравнении с первыми двумя группами. Таким образом, только первые 3 группы включают в себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9 букв изучаются в следующих 5 группах.

Методисты Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. тоже считают, что, учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно было бы начать ознакомление с элементами графической грамотности не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов [7, с.110]. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда овал. В русском курсивном письме не так уж много основных элементов. В строчных буквах это прямая черта, черта с закруглением внизу, черта с закруглением вверху и внизу, овалы, правые и левые полуовалы. Есть еще начальный элемент бук короткие петли, петли, выходящие за строку вверх и вниз точки, но для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам: все элементы должны быть стандартизованы. Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же «на вид» элемент пишется по-разному в буквах. Основные элементы заглавных букв прямая черта, черта с закруглением внизу и влево, овалы, полуовалы левые и правые, петли и другие элементы.

Для конструирования букв можно использовать специальные лото с элементами букв или лото, в каждой клеточке которого – часть буквы, «разделенной» не только по вертикали на элементы, но и по горизонтали. Лото поможет быстро найти общие элементы в разных буквах и составить буквы из прямых элементов.

Дальнейшая компьютеризация школы позволит использовать для таких игр компьютеры.

Логические принципы группировки письменных букв позволяет в довольно короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графической грамотности.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: 1) зрительных и 2) двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй – закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности графического навыка.

«Успешное овладение графическим навыком во многом зависит от знания и выполнение учеником в процессе письма трех видов соединения с последующей буквой: верхнее, нижнее и среднеплавное», – пишет Н.Г. Агаркова [3, с.260].

К верхнему виду соединения относятся буквы, воспроизведения которых начинается на верхней линейке рабочей строки или на середине строки, если ученик пишет в тетради с разлиновкой «в линейку».

К нижнему виду соединения относятся буквы, которые начинаются чуть выше нижней линейки рабочей строки: к среднеплавному виду – буквы, начало которых на середине рабочей строки.

В процессе отработки соединений букв ученики должны пользоваться следующим алгоритмом:

Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки (или середины строки, если тетрадь «в линейку»).

Если следующая в сочетании относится к нижнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки.

Если следующая буква в сочетании относится к среднеплавному виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до середины строки и, не останавливались, плавно перейти к начертанию первого двигательного элемента.

Значительные трудности овладении графической грамотностью обусловлены неумением младшего школьника управлять последовательным чередованием напряжения и расслабления мышц руки. Прием тактирования формирует у учащихся умение чередовать напряжение мышц пишущей руки с расслаблением. Это создает благоприятные условия для отдыха руки и позволяет избежать утомления.

При этом ученику необходимо знать, что все линии, которые пишутся сверху вниз – «на себя» (прямые или полуовальные), являются опорными и поэтому воспроизводятся с достаточным напряжением мышц руки. Линии, выполняемые в обратном направлении – «от себя», вверх или в сторону (плавные и полуовальные), пишутся при расслабленном состоянии мышц руки. Все опорные линии надо писать под основной счет («раз-два-три-четыре»), а некоторые – под счет «и».

Таким образом, прием тактирования является инструментом целенаправленного управления ритмикой и пронацией письма, что способствует успешной выработке графического навыка.

Как уже говорилось выше, вопрос о том, как эффективно формировать у младших школьников графические навыки письма приобрел в последние годы особую актуальность. И это понятно: там, где сформирован графический навык письма, обнаруживается и достаточно высокий уровень графической грамотности.

Традиционным способом обучить детей письму удается. Но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму элементов букв, их соединений не развивается: монотонность и однообразное написание элементов букв его утомляет, не вызывает в нем интереса, не активизирует мыслительных и творческих способностей, его речь.

В.А.Илюхина считает, что понятие образуется, когда сформируются ощущения. Таким образом, понятие о букве сначала формировать через ощущения [15, с.70].

Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй этап – развитие тактильной памяти, и третий этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Как видно, все этапы между собой связаны.

Сложнее всего детям написать те элементы букв, где присутствует овал. Поэтому В.А.Илюхина постаралась заменить его прямой линией. И все обучение графической грамоте сводится к обучению написания нескольких основных элементов.

Прежде всего – это написание прямой наклонной линии. Причем линии должны располагаться строго на одинаковом расстоянии друг от друга и быть одинаковой высоты (высота сточной и заглавной букв).

Следующее – умение делить линию на 2, 3 равных части. В.А.Илюхина учит детей таким элементам, как «поворот на месте» (закругление), «крючок до середины», или, как называют его еще дети, «туфелька балерины», которая не должна быть слишком узенькой, чтобы «балеринка-буквочка не упала», но и не слишком широкой, «чтобы было красиво». А также ученики В.А.Илюхиной знают особый «секрет», а он состоит в том, что при письме таких букв и многих других, при написании последнего элемента «палочка с закруглением внизу», мы ведем ручку по уже написанной линии, повторяем ее, «прячем секретик». Написание каждой буквы сопровождается проговариванием ее элементов [15, с.208].

Первые уроки – очень важный период. Именно на них и закладывается основной принцип письма по методике В.А.Илюхиной. Описанные выше упражнения выполняются постоянно. Дети приучаются писать в такт, по команде. Такт для пишущей руки значит то же самое, что и для танцующей ноги. Строгий размер в движении – вот вся тайна красивого и быстрого письма.

Кроме того, эти упражнения ведут не только к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с одного раза услышать и воспроизвести то, что говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеуказанные упражнения пишутся без отрыва руки от тетради. При этих упражнениях не нужно слишком спешить: чем основательнее они будут пройдены, тем вернее и быстрее пойдет дело потом.

В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. После применения такого метода перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой, так как математический расчет самой буквы помогает им сохранить написание и без верхней опорной линии.

Такое обучение письму помогает получить не только качество работ, но и грамотное письмо, дети быстрее усваивают геометрический материал, делают гораздо меньше ошибок при чтении, и у них, несомненно, появится желание учиться, родится радость от соприкосновения со школой, уверенность в себе.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности, мы пришли к выводам:

1. Графическая грамотность – это один из показателей сформированности навыка письма. Целостная система формирования графической грамотности оказывает значительное влияние на становление правильного графического навыка и повышение грамотности письма.

2. Особенности графической грамотности в младшем школьном возрасте состоят в том, что дети сосредотачивают свое внимание на множество деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения («откуда начинать, куда вести, где закончить»), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодировки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе дети должны осознавать не только, «что они должны сделать», но и «как это сделать правильно» в соответствии с требованиями. Выписывание каждого элемента в отдельности требует на этом этапе цельного выполнения буквы, а тем более написания нескольких букв сразу, безотрывно, невозможно. Объективная закономерность первого этапа ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности - сосредоточенное внимание к графике (т.е. постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу действия) и определяет временную структуру движений при письме на первом этапе.

3. Для ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности необходимо учитывать психофизиологические особенности младших школьников; учитывать гигиенические условия; учитывать специфику учебного материала и дидактических задач урока; знать потенциальные возможности данного УМК и путей повышения эффективности учебных упражнений; знать технику работы над усвоением графического навыка.

Следующая глава будет посвящена экспериментальному исследованию условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...