Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов




 

Важное значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда.

Расходы бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда.

Названные экономические категории оказывают воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, но различны по своим функциональным характеристикам. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эту возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них.

Обе рассматриваемые формы механизма бюджетного воздействия связаны как между собой, так и с экономикой в целом, что проявляется в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюджета, в конечном счете ограничен рамками поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, от количественных показателей развития экономики.

С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможности производства на базе содействия росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно же, влияет и на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств.

Доходы бюджета.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

·   собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы;

·   полностью собственные неналоговые доходы;

·   доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий.

В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

·   федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорциях распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

·   таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи;

·   государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

·   доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов государственной власти, - в полном объеме.

·   доходов от продаж имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;

·   части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

·   прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами;

·   доходы от внешнеэкономической деятельности;

·   доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих корректив в налоговое законодательство.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расходы бюджета.

Являясь важной составной частью государственных расходов в целом, расходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п.

Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших - финансирования выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов:

·   содержание органов государственной власти РФ;

·   осуществление экономической деятельности РФ;

·   оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство;

·   обустройство государственной границы;

·   финансирование фундаментальной науки;

·   образование государственных материальных и финансовых резервов;

·   регулирование финансового потенциала субъектов РФ;

·   погашение и обслуживание государственного долга РФ;

·   другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы:

·   на социально-культурные мероприятия и науку;

·   развитие экономики;

·   правоохранительную деятельность;

·   другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете.

Расходы бюджета подразделяются также на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть:

·   внутренние - ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей, инвестиционные кредиты, зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства;

·   внешние, относящиеся к компетенции федерального уровня, - государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.

Следующий признак экономической классификации расходов - их роль в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей хозяйства и социальной сферы.

Текущие затраты:

·   содержание органов государственной власти и управления;

·   содержание правоохранительных органов;

·   текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

·   отдельные компенсационные расходы по отраслям хозяйства;

·   проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу;

·   бюджетные ссуды на текущие расходы и др.;

·   расходы капитального характера:

новое строительство;

развитие объектов государственной и муниципальной собственности;

реконструкция и др.

Наибольшую долю в консолидированном бюджете 2000 г. имели расходы на образование - 11,5% от объема расходов, расходы на ЖКХ - 10,6%, расходы по обслуживанию государственного долга и на оборону составили одинаковую величину - 10,2% расходованной части консолидированного бюджета.

Полная характеристика федерального бюджета невозможна без анализа принципов формирования бюджета развития. Важнейшими принципами выделения государственных инвестиций через бюджет развития являются:

·   высокая экономическая эффективность реализуемых проектов;

·   исключительно долевой характер финансирования и диверсификации риска государства с частным капиталом;

·   конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств.

Подводя итог анализа структуры доходов и расходов федерального бюджета, можно сказать, что параметры федерального бюджета и их фактическое исполнение во многом определяют финансовый и бюджетный «климат» страны.

Таблица 1 Структура расходов Федерального бюджета РФ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...