Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов
Важное значение в обеспечении стабильности финансовой системы РФ имеет федеральный бюджет. Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями. Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. Расходы бюджета представляют собой экономические отношения, которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями, организациями и гражданами - с другой в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда. Названные экономические категории оказывают воздействие на формирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственных потребностей, но различны по своим функциональным характеристикам. Изъятие части стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектов хозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетные расходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают эту возможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые из них. Обе рассматриваемые формы механизма бюджетного воздействия связаны как между собой, так и с экономикой в целом, что проявляется в их тесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюджета, в конечном счете ограничен рамками поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, от количественных показателей развития экономики.
С другой стороны, через бюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможности производства на базе содействия росту его эффективности и ускорению научно-технического прогресса, что, конечно же, влияет и на объемы доходов самого основного централизованного фонда денежных средств. Доходы бюджета. В доходы федерального бюджета зачисляются: · собственные налоговые доходы федерального бюджета, кроме передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы; · полностью собственные неналоговые доходы; · доходы субъектов РФ, предназначенные для целевого финансирования централизованных мероприятий. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: · федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорциях распределения между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; · таможенные пошлины, таможенные сборы и другие таможенные платежи; · государственная пошлина в соответствии с действующим законодательством. Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет: · доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых органами государственной власти РФ и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов государственной власти, - в полном объеме. · доходов от продаж имущества, находящегося в государственной собственности, - в порядке и по нормативам, установленным федеральными законами и другими правовыми актами органов государственной власти РФ;
· части прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ. В доходах федерального бюджета также учитываются: · прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами; · доходы от внешнеэкономической деятельности; · доходы от реализации государственных запасов и резервов. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам. Установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих корректив в налоговое законодательство. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Расходы бюджета. Являясь важной составной частью государственных расходов в целом, расходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. Формой проявления этих отношений выступают конкретные виды бюджетных расходов, причем их многообразие обусловлено действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой, административно-территориальным устройством государства и т.п. Расходы бюджета могут классифицироваться по разным признакам. Один из важнейших - финансирования выполняемых государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. Из федерального бюджета финансируются следующие виды обязательных расходов: · содержание органов государственной власти РФ; · осуществление экономической деятельности РФ; · оборона и обеспечение безопасности, оборонное производство; · обустройство государственной границы; · финансирование фундаментальной науки; · образование государственных материальных и финансовых резервов;
· регулирование финансового потенциала субъектов РФ; · погашение и обслуживание государственного долга РФ; · другие расходы, предусматриваемые в федеральном бюджете на соответствующий год. За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются расходы: · на социально-культурные мероприятия и науку; · развитие экономики; · правоохранительную деятельность; · другие мероприятия, предусматриваемые в федеральном бюджете. Расходы бюджета подразделяются также на собственно расходы и на предоставление ссуд. Ссуды в свою очередь могут быть: · внутренние - ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей, инвестиционные кредиты, зарубежные кредиты, предоставляемые хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства; · внешние, относящиеся к компетенции федерального уровня, - государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам. Следующий признак экономической классификации расходов - их роль в процессе общественного воспроизводства. Это текущие расходы и расходы капитального характера, обеспечивающие развитие отраслей хозяйства и социальной сферы. Текущие затраты: · содержание органов государственной власти и управления; · содержание правоохранительных органов; · текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу; · отдельные компенсационные расходы по отраслям хозяйства; · проценты по внутреннему и внешнему государственному долгу; · бюджетные ссуды на текущие расходы и др.; · расходы капитального характера: новое строительство; развитие объектов государственной и муниципальной собственности; реконструкция и др. Наибольшую долю в консолидированном бюджете 2000 г. имели расходы на образование - 11,5% от объема расходов, расходы на ЖКХ - 10,6%, расходы по обслуживанию государственного долга и на оборону составили одинаковую величину - 10,2% расходованной части консолидированного бюджета. Полная характеристика федерального бюджета невозможна без анализа принципов формирования бюджета развития. Важнейшими принципами выделения государственных инвестиций через бюджет развития являются:
· высокая экономическая эффективность реализуемых проектов; · исключительно долевой характер финансирования и диверсификации риска государства с частным капиталом; · конкурсность, срочность, возвратность и платность выделяемых на инвестиционные нужды средств. Подводя итог анализа структуры доходов и расходов федерального бюджета, можно сказать, что параметры федерального бюджета и их фактическое исполнение во многом определяют финансовый и бюджетный «климат» страны. Таблица 1 Структура расходов Федерального бюджета РФ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|