Компенсации за работу во вредных условиях
Согласно положениям Трудового кодекса РФ, вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические (и иные) нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и его потомство. Действующее законодательство Российской Федерации гарантирует сотрудникам, работающим во вредных условиях различные льготы и компенсации. Безусловно, компенсации за работу во вредных условиях труда не смогут вернуть людям потерянного здоровья, но они помогут по возможности восстановить его. Следует отметить, что наличие вредных условий труда на рабочем месте (основание для предоставления компенсации), равно как и их отсутствие, а также обоснованность предоставления работникам компенсаций, подтверждается только аттестацией рабочих мест по условиям труда. При аттестации выявляются факторы, из-за которых производство считается вредным. Размеры компенсаций за работу во вредных условиях труда устанавливаются Правительством РФ. Повышенные или дополнительные компенсации устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом. Согласно ст. 224 Трудового кодекса РФ работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда, работодатель обязан предоставить дополнительные гарантии и компенсации в целях уменьшения воздействия вредных производственных факторов, которые не могут быть устранены в настоящее время, а также соблюдать установленные для некоторых категорий работников ограничения, которые выражены в следующем:[5] ▬ ограничение на привлечение некоторых категорий работников к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, а также к выполнению работ в ночное время и выполнению сверхурочных работ;
▬ осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с соответствующим медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с соответствующей оплатой труда; ▬ устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; ▬ создавать для инвалидов (и лиц приравненных к ним) условия труда в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации; ▬ проводить другие мероприятия аналогичного типа. Так, в статье 96 Трудового кодекса РФ определены категории работников, которые не могут быть привлечены к работе в ночное время. К таковым относятся, прежде всего беременные женщины; работники, не достигшие в 18-летнего возраста, за исключением лиц, участвующих в создании и (либо) исполнении художественных произведений, а также другие категории работников в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. В этой же статье ограничено использование труда в ночное время следующих категорий работников: женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет; инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением; матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет, опекунов детей указанного возраста. Указанная категория граждан может привлекаться к работе в ночное время с их письменного согласия и только при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.[6] Закон определяет три категории работников, которые с их согласия могут быть переведены на более легкую работу: лица, нуждающиеся в предоставлении такой работы по состоянию здоровья (ст. 73 ТК РФ); беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет (ст. 254 ТК РФ).
Также в настоящее время предусматриваются другие дополнительные гарантии и компенсации для работников занятых на работах с тяжелыми и (или) вредными условиями труда:·это денежные доплаты (компенсации). Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ, оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. При этом денежные компенсации (доплаты) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не подлежат налогообложению ЕСН (единый социальный налог) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц) согласно ст. 238, 217 Налогового кодекса РФ. Как следует из ст. 219 Трудового кодекса РФ, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, он имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором. [2, 3] Механизм установления повышенной оплаты работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда состоит из следующих элементов: перечень соответствующих работ, аттестация рабочих мест, определение конкретных размеров компенсационных выплат за вредные условия труда. Для оценки условий труда на рабочих местах может быть применено совместное Постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 3 октября 1986 г. №387/22-78 «Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда», которым установлены размеры доплат к тарифной ставке (в процентах) за работы с вредными и тяжелыми условиями труда, особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. По результатам аттестации рабочих мест в организации разрабатываются работодателем с учетом мнения представительного органа и принимаются свои Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, в которых устанавливаются конкретные размеры доплат за работу в указанных условиях.[7]
При этом ст. 147 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что доплата должна быть выше, чем тарифные ставки (оклады), установленные для работ с нормальными условиями труда. При этом они не должны быть ниже размеров, установленных законодательством. Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными, иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В рамках трудового, коллективного договоров, локальных нормативных актов размеры повышения оплаты труда этой категории работников могут быть увеличены. Так, Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. №387/22-78, регламентировано, что размер доплат на работах с тяжелыми и вредными условиями труда не может превышать 12%, а на работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда - 24% тарифной ставки (оклада). Хотя данное Положение вступает в противоречие с нормами ч. 3 ст. 147 Трудового кодекса РФ, где сказано, что конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и их верхний предел законодателем никак не ограничен.[8] Так, например, в законодательстве предусмотрено, что размеры окладов (ставок) работников учреждений (структурных подразделений) для лечения больных СПИД, ВИЧ-инфицированных, лепрозных, психически больных, больных туберкулезом и других учреждений (структурных подразделений) с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда повышаются на 60%, 40%, 30%, 25% и 15% соответственно. Здесь следует отметить, что во всех случаях, когда доплаты к должностным окладам (ставкам) работников предусматриваются в %, абсолютный размер доплаты исчисляется из должностного оклада (ставки) без учета других надбавок и доплат. [10]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|