| Дата
| Тема
| Оборудование
| Виды упражнений для развития моторики
| Планируемые результаты
| Деятельность учащихся
| |
| | |
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
| | |
| | Самомассаж
рук
| Массаж рук, использование массажеров, упражнение с резиновым кольцом,
упражнения с мячами, бирюльками
| Обучение самомассажу рук и другим упражнениям, развивающим кистей и пальцев рук Формирование представлений о строении и возможностях рук. Знакомство с расположением, названием и назначением пальцев.
| Научится выполнять массаж и самомассаж рук
| Познавательные УУД
- овладеть умением выполнять массаж, - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и результатов.
Коммуникативные УУД
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, серии массажа для рук,- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Регулятивные УУД
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных задач;
- уметь рационально строить самостоятельную деятельность,
- уметь организовать место занятий.
| Понимать роль самомассажа в жизни человека;
формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
| Выполнять массаж рук и понять, что массаж способствуют развитию мелкой моторики, укреплению мышц рук, подвижности пальцев.
| |
2.
| | Осязательное обследование различных предметов и их изображений
| Предметы различной формы, чучела, рельефные рисунки, трафареты.
| Обследование различных предметов (из дерева, металла, пластмассы, тканей, стекла, и других материалов) с целью тренировки дифференцирования их форм, величины, фактуры и температурных ощущений.
| Научится видеть различия в различных предметах, форме, цвете, материале
| Находить, рассматривать красоту в обыкновенных предметах рассуждать об увиденном.
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела.
Сравнивать различные предметы на основе выявления их геометрических форм, цвета, ма-териала.
| |
3.
| | Сортировка мелких предметов (горох, фасоль, гречка, бусинки, пуговицы) по форме, величине и материалу. Работа с ними
| Горох, фа-соль, гречка, бусинки, пуговицы) по форме, величине и материалу.
| Сортировка мелких предметов (камушки, бусинки, жёлуди, фишки мозаик, ракушки и т.п.) по форме, величине и материалу.
Совершенствование навыков осязательного восприятия предметов с помощью дидактических игр (пирамидки, стаканчики- вкладыши, почтовый ящик, чудесный мешочек, матрёшки и т.п.).
| Научится сортировать различные мелкие предметы по форме, величине, материалу.
Развитие зрительных функций для адекватного восприятия основных свойств предметов;
| Перетирание пуговицы (бус) между ладонями; пересыпание их из ладошки и ладошку; дождь, град; сортировка; «Отгадай, какая крупа в мешочке»
| |
| | Чтение рельефных изображений: приемы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом или его моделью
| Предметы различной формы, чучела, рель-ефные ри-сунки, тра-фареты
| Приёмы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметов или его моделью (грифель, расчёска, замок, машина и т.п.); восприятие сюжетных рельефных картинок по книге О.И.Егоровой «Приключение сказочного человечка», воспроизведение учащимися различных поз «человечка» по его рельефному изображению.
| Научится: определять основные пропорции, характерные формы обобщать обследования
Развитие воспри-ятия простых изображений, количественных и пространственных соотношений;
| Характеризуют качества предметов: физические – твёрдый, мягкий, шероховатый и др.,
объектные - чешуйчатый, узловатый, пушистый и др.
| |
| | Занятия лепкой (работа с пластилином, соленым тестом)
|
Пластилин, солёное
тесто.
| Обучение приёмам разминания пластилина, лепка палочек и колбасок при раскатывании пластилина между ладонями рук и пальцами, лепка колечек и шариков, составление орнаментов из палочек, колечек и шариков: лепка предметов из колбасок (огурец, морковь, яйцо и т.п.) и шариков (плоды овощей, фруктов и др.), лепка отдельных предметов и составление композиций из них.
(заполнение рельефного рисунка пластилином, солёным тестом): подбор деталей- заготовок из пластилина для наложения их на определённые части рисунка, размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка (огурец, морковь, репка, грибы, веточки вишни, машина, цветок и т.п.).
| Научится превращать пластилин, солёное тесто в различные изделия.
Например научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку спо-собами вытягива-ния и вдавливания.
| Познавательные УУД
- находить и наблюдать линии и их ритм в природе, в жизни;
- сравнивать цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.),
-приводить примеры,
-У УД полно передавать партнерам информацию с помощью линейных изображений;
рефлексия своих действий; формулировать собственное мнение и позицию при обсуждении выставки, задавать вопросы по содержанию предметов Регулятивные УУД
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
ориентация на образец и правило выполнения задания; формулировать и удерживать учебную задачу.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану предложенную учителем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД ориентироваться в технологической карте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; допускать существование различных точек зрения.
| Адекватная мотивация учебной деятельности.
Умение использовать адекватные выразительные средства при общении.
-умение участвовать в диалоге, - иметь эстетическую потребность в
творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
Участвовать в обсуждении выставок размаха движения руки при рисовании, глазомерной оценки величины предметов и умение предавать разную величину в рисунке, коррекция формообразующих движений.
| Находить выразительные, образные объемы
Воспринимать выразительность наглядно сохраняющих образ исходного предмета
| |
1.
| | Работа с палочками
| палочки
| Вынимание полочек из коробочки (по одной, две, три и т.д.) попеременной правой и левой рукой, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр плоскопечатного шрифта, выкладывание колодца и т.п.
| Научится собирать из палочек различные плоскостные изделия.
| Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры.
Экспериментировать, исследовать возможности краски, формы в процессе создания различных предметов.
| |
1.
| | Занятия с использованием мозаики
| мозаика
| Знакомство с рабочим полем, видами фишек, заполнение фишками рабочего поля, выкладывание горизонтальных и вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций из них (по образцу и по памяти). предмет.
| Научится собирать различные плоскостные изделия из мозаики.
| Выкладывание фигур из деталей мозаик способствует освоению детьми движений сгибания кисти правой руки, а отыскивание отверстий левой руки, подготавливает детей к умению контролировать движения правой руки.
| |
1.
| | Рисование
| акварель, альбом
| Освоение разных видов движения, как: приёмов рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, волнистые, отрывочные), воспроизводимые в начале в воздухе, а затем для слепых на плёнке прибора для рельефного рисования и черчения «Школьник» или на пласткомпе прибора Н.А.Семевского, а для слабовидящих на бумаге (дорожка, дождик, травка, волны, море, яйцо, колобок и т.п.); работа с линейкой (фиксация линейки пальцами левой руки, расположение у края линейки с лёгким упором на неё кончика стержня шариковой ручки, рейсфедера или карандаша при работе соответственно на плёнке прибора «Школьник», прибора Н.А.Семеновского, бумаге; проведение линии чётко вдоль края линейки); обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание.Формируем первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.
.
| Научится: рисовать радоваться общению с красками
| Рисование на снегу и песке, на запотевшем окне, мелом на асфальте.
Отпечатки пальцев, ладоней, костяшек пальцев, опознание фигур написанных на левой, правой руке,
делать отпечатки кусочком ваты, фигурным срезом картофеля, скомканной
бумаги.
| |
7.
| | Работа с бумагой
| Презентация: Как делают бумагу? (Виды и свойства бумаги. Использование бумаги человеком).
| Ознакомление с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, обёрточная и др.), сгибание листа бумаги по различным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание бумаги по контуру рельефных рисунков предметов, составление из них композиций накладыванием на контрастный фон; поделки из бумаги приёмом сгибания (лодка, кошелёк и т.п.).
| Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью.
| |
| | Конструиро-
вание
| конструктор
| Знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением; подбор деталей по форме, размеру с помощью наложения и приложения; обучение скрепле-нию деталей кон-структоров, сборка отдельных предметов (лесенок, башен, стен без проёмов и с проёмами); построение домика, предметов мебели и др.; составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж и др.).
| Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки
| РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану предложенную учителем.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЕ УУД сравнивать и группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, находить общее и различие; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; допускать существование различных точек зрения.
| Эскиз, сборка, конструктор, аппликация, природный материал, план выполнения работы
| Упражнения в конструировании также способствуют развитию мелкой моторики, укреплению мышц
рук, подвижности пальцев.
| |
| | Занятие с нитями. Выполнение различных плетений
| Разноцветные резинки для волос, резинка, верёвочки
| Наматывание клубков, связывание нитей, распутывание узлов, выполнение различных плетений типа макраме.
| Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы
| |
1.
| | Работа с ватой
| вата
| Формовка из ваты различных поделок
| Проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью.
| Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изделиях и украшениях.
Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации и т. д.
| |
| | Пальчиковые и речевые игры. Игры на свежем воздухе (игры с мячами, в кольцеброс, упражнения со скакалкой, метание мячей в мишень)
| театр в руке, теневой театр, штриховка, графические диктанты, пальчиковая гимнастика.
| преодоление осязательных и моторных нарушений у детей: манипуляции с предметами, исследование предметов окружающего мира, пальчиковая гимнастика. Система заданий на зрительно-моторную координацию. Внимание ребёнка сфокусировано на тактильной чувствительности при обследовании предметов.
| Научится пальчиковым, речевым, на свежем воздухе играм.
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога
и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль; действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; формулируют вопросы; контролируют действия партнера; используют речь для регуляции своего действия
| Развитие этических чувств.
Умение участвовать в диалоге, уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
| | |