Административно-правовой статус государственных гражданских служащих
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Государственный гражданский служащий президент
Введение
Административно-правовой статус - это правовое положение, набор факторов, которые характеризуют положение лица, обладающего данным статусом; это совокупность прав и обязанностей, которые регулируются административно-правовыми нормами и возникают в административно-правовых отношениях. В широком смысле административно-правовой статус - это права и обязанности, ограничения, требования, запреты и юридическая ответственность индивида за правонарушения. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего отражает положение индивида в обществе и его место в системе власти, опираясь на законодательство. Несмотря на вышеприведенные определения, единого мнения о составляющих административно-правового статуса государственных гражданских служащих нет. Соответственно, из-за отсутствия определенности нет упорядоченности и системности в распределении полномочий и функций различных органов власти. Это составляет на данный момент очень значительную проблему, т.е. возникает множество конфликтов между различными властными структурами. Происходит дублирование функций, перегрузка одних органов и малая загруженность других, конфликты интересов, что, в конечном счете, приводит к малой эффективности реализации власти и медленному решению поставленных задач и проблем, а также препятствует достижению намеченных целей. Более того, низкая степень контроля, которая вытекает из-за большого числа властных органов, которые необходимо контролировать, ведет к распространению одной из крупнейших бед современности - коррупции. Наличие таких проблем ведет к подрыву авторитета государственных органов и потере доверия со стороны населения.
Цель работы: исследование административно-правового статуса государственного гражданского служащего. Задачи: рассмотреть определения, связанные с государственной службой, данные в законодательной базе. Развести понятия федерального государственного служащего и государственного служащего субъектов Российской Федерации. рассмотреть элементы административно-правового статуса государственных гражданских служащих, а т.е. права, обязанности, ограничения, запреты и юридическую ответственность. рассмотреть классификацию должностей и классных чинов государственных гражданских служащих. на примере практической части описать административно-правовой статус государственного гражданского служащего.
Административно-правовой статус государственных гражданских служащих
Прежде чем говорить о статусе государственных служащих, нужно разобраться с определениями "государственной службы", "государственной гражданской службы" и самих "государственных служащих". Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией Российской Федерации и двумя федеральными законами: "О системе государственной службы" от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) - определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба; "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) - детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.
Помимо ФЗ и Конституции данный социально-правовой институт регулируется подзаконной нормативной правовой базой, т.е. указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативно-правовыми актами регионов России. Согласно ФЗ "О системе государственной службы" от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. 02.07.2013), государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (ст. 1). Также в данном ФЗ в статье 2 говорится о том, что система государственной службы включает в себя 3 вида: государственную гражданскую службу, государственную военную службу и государственную правоохранительную службу. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (ст.2). Определение же государственной гражданской службы дано в ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014). По нему государственная гражданская служба - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 3).
Из вышенаписанного следует, что определение государственного служащего разделяется на "федерального государственного служащего" и "государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации". Оба определения даны в ФЗ "О системе государственной службы" от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. 02.07.2013): Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета (ст.10). Государственным служащим в России может стать любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, владеющий государственным языком Российской Федерации и соответствующий квалификационным требованиям, установленным ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) - (п.1, ст. 21, гл. 4). Определенного набора признаков, характеризующих административно-правовой статус государственного служащего, не существует. Но, тем не менее, большая часть ученых в сфере юриспруденции склоняется к тому, что в административно-правовой статус государственного служащего входят: его права, обязанности, ограничения, запреты и юридическая ответственность.
1.1 Права и обязанности государственного гражданского служащего
Основные права государственного гражданского служащего перечислены в ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) - ст. 14, глава 3. По данному НПА к ним относятся права на: обеспечение надлежащих организационно-технических условий; ознакомление с должностным регламентом и иными документами, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; отдых, за счет нормальной продолжительности служебного времени, предоставления выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; оплату труда и другие выплаты; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, если связано с исполнением должностных обязанностей; доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; защиту сведений о гражданском служащем; должностной рост на конкурсной основе; дополнительное профессиональное образование; Также пункт 2 статьи 14 гласит, что при предварительном уведомлении представителя нанимателя (которым в данном случае выступает государство) государственный гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу, если это не создает конфликт интересов. Текст статьи см. в приложении А. Что касательно обязанностей государственного гражданского служащего, то по статье 15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) в обязанности гражданского служащего входит: соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и обеспечение их исполнения; исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
исполнение поручений соответствующих руководителей, данных в пределах их полномочий; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций; соблюдение служебного распорядка государственного органа; поддержание необходимого уровня квалификации; не разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; сбережение государственного имущества; представление сведений о себе и членах своей семьи. (Данная обязанность введена п.9 в ред. ФЗ от 21.11.2011 N 329-ФЗ). оповещение о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства или в день приобретения другого гражданства; соблюдение ограничений, выполнение обязательств и требований к служебному поведению, соблюдение запретов; оповещение представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принятие мер по предотвращению такого конфликта. Также государственные гражданские служащие в обязательном порядке должны проходить дактилоскопическую регистрацию (регистрация, основанная на методе идентификации человека по папиллярным узорам пальцев рук, т.е. по отпечаткам пальцев, основанном на уникальности рисунка кожи)) в случаях и порядке, который предусматривает ФЗ от 25.07.1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Текст статьи см. в приложении Б.
1.2 Ограничения и запреты для государственных гражданских служащих, связанные с гражданской службой
Статья 16 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) содержит перечень ограничений, из-за которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу и гражданский служащий не может находиться на службе: если признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным; если осужден к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных по приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости; если отказался от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну и если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; если имеет заболевания, препятствующие поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденные заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью гражданскому служащему, с которым имеется близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); если гражданин вышел из гражданства Российской Федерации или приобрел гражданство другого государства; если есть гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; если при поступлении на гражданскую службу гражданин предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения; если при поступлении на гражданскую службу гражданин не предоставил установленные ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014), сведения или представил заведомо ложные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; если представитель нанимателя теряет доверие к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; если гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту). Текст статьи см. в приложении В. Запреты же для государственных гражданских служащих, связанные с несением службы, регулируются ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014). По нему гражданскому служащему запрещается следующее: участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; замещение должностей гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; осуществление предпринимательской деятельности; приобретение ценных бумаг, по которым может быть получен доход; выступать в роли поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает; получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждений от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок; использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам; разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации; допущение публичных высказываний, суждений и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, если это не входит в его должностные обязанности; принятие без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений; использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума; использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в должностные обязанности; создание в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование их созданию; прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора; вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений; занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Также гражданскому служащему и его семье (супруга, несовершеннолетние дети) запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами". Полный текст статьи см. в приложении Г.
Юридическая и уголовная ответственность государственных служащих
Кроме общеправовых наказаний за совершение уголовного преступления, административного проступка и гражданского правонарушения, которые были совершены вне служебного времени, государственные гражданские служащие несут ответственность за правонарушения и проступки, которые непосредственно связаны с государственной службой, а конкретнее, за невыполнение, ненадлежащее выполнение служебных обязанностей и нарушение установленных правил и норм. Такие правонарушения характеризуются повышенной опасностью, потому что они затрагивают непосредственно интересы государства, правопорядок, права и свободы граждан, а потому должны сопровождаться повышенной юридической ответственностью. Под юридической ответственностью государственных служащих понимаются меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение государственным служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным служащим своих обязанностей. Юридическая ответственность государственных служащих обладает рядом особенностей: в некоторых случаях к государственным служащим применяются меры повышенной ответственности; к тому же, для государственных служащих существуют специальные санкции, которые применяются только к ним; Юридическая ответственность государственных служащих разделяется на 4 категории в зависимости от того, насколько серьезным было правонарушение, от степени вины, от обстоятельств, в которых было совершено правонарушение. Выделяют: уголовную ответственность; административную ответственность; дисциплинарную ответственность; гражданско-правовую ответственность; Первая и самая тяжкая из вышеперечисленных видов юридической ответственности - это уголовная ответственность. Она устанавливается в соответствии с Уголовным Кодексом РФ. В УК РФ имеется ряд составов преступлений, субъектами которых являются только государственные служащие. К ним относятся: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); дача взятки (ст. 291 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ); контрабанда (ст. 188 УК РФ); провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ). Помимо перечисленных составов преступлений имеются также другие, но при этом они могут применяться и к не должностным лицам. Например, совершение преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 126-130 УК РФ). Несмотря на то, что наказание понесут любые лица, которые совершат данное правонарушение, ответственность государственного служащего намного выше, и соответственно уголовное наказание, которое он понесет, будет значительно тяжелее.
Административная и дисциплинарная ответственность государственных служащих
За правонарушения административного характера, которые не связаны с исполнением служебных обязанностей, государственные служащие несут ровно такую же ответственность, что и остальные граждане. Меры такой ответственности прописаны в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации. За некоторые административные правонарушения, которые связаны с государственной службой, привлекаются только определенные группы и категории государственных служащих - те должностные лица, которые по служебным обязанностям должны выполнять определенные правила или требования. В конечном итоге административная ответственность государственных служащих - это воздействие в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, которые не преследуются уголовным законодательством. Согласно ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. При этом под должностным лицом понимается лицо, постоянно или временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административные-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. К должностным лицам, нарушившим законодательство в административной сфере могут применяться такие виды наказаний, как предупреждение и штраф. Законодательство разграничивает ответственность государственных служащих на дисциплинарную и административную. Согласно ст. 25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в соответствующих органах. Однако за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Наложение административных взысканий осуществляется специальными органами исполнительной власти и в некоторых случаях судами (судьями). Дисциплинарные же взыскания, согласно российскому законодательству, могут налагаться на государственного служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей (за должностной проступок) - п.1, ст. 57, гл.12 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014). Обязанности, которые следует выполнять государственному служащему, перечислены в Трудовом кодексе Российской Федерации, правилах внутреннего трудового распорядка государственного органа, трудовом договоре (контракте) и должностной инструкции. Также в данной статье содержится перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, которые перечислены в ст. 37 Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014). Ст. 58 данного ФЗ содержит информацию о порядке применения и снятия дисциплинарного взыскания: До того, как возложить на служащего дисциплинарное взыскание представитель нанимателя должен потребовать от служащего объяснение в письменной форме. Если государственный гражданский служащий отказался от написания объяснения, то составляется соответствующий акт. Кроме того, отказ от написания не считается основанием для отмены наложения дисциплинарного взыскания. Перед применением же дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка, которая определяет тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. После издания акта о применении дисциплинарного взыскания с указанием оснований применения копия данного акта должна быть предоставлена гражданскому служащему под расписку о получении в течение пяти дней. Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в судебные органы. Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания государственный гражданский служащий не получает новое взыскание, то он считается не имеющим дисциплинарное взыскание. Также представитель нанимателя вправе по своей инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя снять дисциплинарное взыскание до истечения года.
Гражданско-правовая ответственность государственного гражданского служащего
Гражданско-правовая ответственность государственного служащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка). Суть данного вида ответственности состоит в том, что государственный служащий обязан возместить нанесенный вред, в том числе и в случае, если он уже прекратил несение государственной службы. По большому счету обязанность государственного служащего возместить причиненный материальный ущерб существует только в отношении государственного органа. Если вред причинен имуществу гражданина или юридического лица по вине государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей и иск о возмещении предъявлен, то в соответствии со ст. 1069 ГК РФ государственный орган обязан вмешаться и взять на себя ответственность за допущенные государственным служащим неправомерные действия или бездействия. Таким образом, вся полнота материальной ответственности ложится на бюджет государственного органа, однако, если бюджета органа не хватает, то обязанность по уплате частично перекладывается на Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации. В соответствии со ст. 120 ГК РФ, где упоминается, что Российская Федерация или субъект РФ являются собственниками, финансирующими соответствующий государственный орган. Определенные группы государственных гражданских служащих несут ответственность за причинение вреда государству при исполнении должностных обязанностей на основе специальных нормативно-правовых актов. Государственные служащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность. Как правило, таким пределом является определенная часть месячного денежного содержания государственного служащего. Привлечение государственного служащего к полной материальной ответственности производится в судебном порядке. Руководитель государственного органа может обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании материального ущерба с государственного служащего в течение года со дня обнаружения материального ущерба. Государственный служащий вправе обжаловать применение к нему мер материальной ответственности в соответствующий государственный орган или суд. Жалоба подается в письменной форме в трехмесячный срок со дня объявления взыскания.
Должности и классные чины государственных гражданских служащих
Перечень должностей государственной гражданской службы перечислен в главе 2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014). Во-первых, нужно уточнить кем учреждаются должности государственных гражданских служащих. Как было сказано ранее, государственные гражданские служащие подразделяются на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации. Ст. 8 главы 2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) определяет, что должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Должности государственной гражданской службы разделяются на категории и группы. Категории: руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; Вышеуказанные категории, т.е. руководитель и помощник (советник), подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; Данная категория подразделяется только на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Категория подразделяется на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы. Группы должностей государственной гражданской службы: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие д<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|