Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наличие и обеспеченность трудовыми ресурсами на ОАО

«Полоцкий комбинат хлебопродуктов»

 

№ п/п   Показатели   2003г.   2004г.   2005г. 2005г в % к 2003г.
1 Среднегодовая численность всех работающих, чел. 513 530 500 97,5
2 Обеспеченность предприятия чел/1тонну продукции 34,5 35,2 14,5 42
3 Нагрузка на 1 среднегодового работника, тонн/чел 2,9 2,8 6,9 237,9
4 Отработано за год тыс. Чел/час на 1 т прод., тыс. чел/час на 1 работн., тыс.чел/час 868 65,7 1,6 947 71,7 1,8 908 26,8 1,8 104,6 40,8 112,5

 

Большую роль в производственном процессе играют основные фонды. Одним из основных показателей, характеризующих предприятие, являются показатели его материально-технической базы (Табл. 2.2).

 

                                                                                         Таблица 2.2

Состав и структура основных средств ОАО «Полоцкий КХП»

 

 

Виды основных средств

2003г.

2004г.

2005г.

Тыс.руб % Тыс.руб % Тыс.руб %
Здания 2695448 42,8 8579691 60,4 11173538 63,2
Сооружения 1692999 26,8 2831142 19,9 3103492 17,5
Передаточные устройства 214463 3,5 313551 2,2 328555 1,9
Машины и оборудование 1347155 21,4 1732431 12,2 2144063 12,1
Транспортные средства 172971 2,7 228796 1,6 294311 1,7
Инструмент и инвент. 27964 0,4 370085 0,3 42144 0,2
Другие виды основных средств 152175 2,4 486972 3,4 601072 3,4
ИТОГО: 6303175 100 14209581 100 17687175 100
В том числе: - производственные; - непроизводственные   6143362 159813   97,5 2,5   13974340 235211   98,3 1,4   17445525 241650   98,6 1,4

Немаловажную роль в характеристике предприятия играют показатели наличия, использования и обеспеченности предприятия основными фондами (Табл. 2.3).

 

                                                                                 Таблица 2.3

Показатели наличия, использования и обеспеченности

основными фондами ОАО «Полоцкий КХП»

 

  Показатели   2003г.   2004г.   2005г. 2005г.в % к 2003г.
Фондоотдача, руб. 1,6 0,9 0,8 50
Энергооснащенность, тыс.л.с.-1т 3,5 3,5 1,4 40
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб. 103,1 101,1 93,3 90,5
Наличие энергетических мощностей, тыс.л.с. 1083972 6354819 12424788 1146,7
Коэффициент изношенности основных средств 46 47 46 100
Коэффициент годности основных средств 0,4 0,3 0,3 75
Коэффициент обновления 0,002 0,0065 0,005 250

 

О результатах производственно-финансовой деятельности ОАО «Полоцкий КХП» свидетельствуют следующие данные (Табл. 2.4).

 

                                                                                         Таблица 2.4

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Полоцкий КХП» за период 2003-2005гг.

 

  Показатели     2003г.   2004г.   2005г. 2005г. в разах к 2003г.
Произведено на 1 среднегодового работника ВП, тыс.руб.   16949   30706   49369   2,9
Произведено ВД на 1 среднегодов Работника, тыс.руб.   26728   31501   56868   2,1
Произведено прибыли на 1 средне Годового работника, тыс.руб.   4322   1662   2009   0,5
Уровень рентабельности (+), убыточности (-) по предприятию.   19,3   5,6   3,4   -5,6

 

Предприятие является низкорентабельным.

 

2.2. Добровольное страхование имущества

на ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов»

 

Как экономическая категория на ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов», страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования для возмещения ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях.

Страхование является обязательным, если это предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования нашли свое отражение в Декрете Президента Республики Беларусь от 28.09.2000 № 20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 № 1).

В случаях, когда обязанность страхования не вытекает из законодательства, а основана на договоре, в т.ч. обязанность страхования имущества - на договоре с владельцем имущества или учредительных документах юридического лица, являющегося собственником имущества, такое страхование не является обязательным.

Законом Республики Беларусь от 03.06.1993 № 2343-XXII «О страховании» (с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 10.12.1993 № 2634-XII и 31.01.2000 № 368-3), закреплено, что страхование может осуществляться в формах добровольного и обязательного страхования.

Добровольные виды страхования перечислены в Перечне составляющих страховую деятельность работ и услуг (приложение к Положению о лицензировании страховой деятельности, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2003 № 1346, с изменениями).

К обязательным видам страхования относится страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, медицинское страхование граждан Республики Беларусь, временно выезжающие за ее пределы, медицинское страхование иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающие в Республику Беларусь и другие виды страхования.

К добровольным видам страхования относится страхование имущества, страхование жизни, страхование грузов, страхование строительно-монтажных рисков, предпринимательского риска, страхование ответственности за нарушение договора оказания обязательных аудиторских услуг, страхование гражданской ответственности перевозчика и экспедитора, страхование гражданской ответственности организаций, создающих опасность для окружающих и другие виды страхования.

На ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» осуществляются такие виды добровольного и обязательного страхования как страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страхование имущества (автотранспорта), страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

На ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» по договору добровольного страхования предусмотрено страхование имущества - транспортных средств.

Законом Республики Беларусь от 03.06.1993 № 2343-XXII «О страховании» (с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 10.12.1993 № 2634-XII и 31.01.2000 № 368-3), закреплено, что страхование имущества юридических лиц может осуществляться в формах добровольного и в некоторых случаях в форме обязательного страхования (когда часть имущества страхователя находится в республиканском ведомстве).

Страхование имущества предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенному объекту страхования – имущественным интересам застрахованного лица, которые связаны с владением, пользованием, распоряжением транспортным средством, вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) транспортного средства и др.

Виды рисков, от которых может быть застраховано имущество или имущественный интерес, многообразны. Часто имущество подвержено угрозе пожара, наводнения, землетрясения, аварии, взрыва и т.п.

При страховании транспортных средств предприятия основными рисками являются:

- повреждение или уничтожение транспортного средства в результате стихийных бедствий (наводнения, затопления, урагана и т.п.);

- дорожно-транспортное происшествия (авария, столкновение, наезд, опрокидывание, падение);

- пожар, самовозгорание, взрыв;

- попадание камней и падение предметов, груза при погрузке;

- противоправные действия третьих лиц, а также угон.

В страховом договоре возможна комбинация объектов страхования и видов рисков и ограничение по объекту страхования. Страхование называют комбинированным или комплексным, если один договор объединяет несколько разнородных объектов или видов страхования.

Договор страхования автотранспортных средств юридических лиц заключается сроком на один год.

Страхование на ОАО «Полоцкий КХП» производится от:

- похищения транспортного средства - по стоимости (с учетом износа);

- уничтожения транспортного средства - по стоимости (с учетом износа) за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования;

- повреждения транспортного средства – по стоимости ремонта в следующем порядке: стоимость новых частей, деталей и принадлежностей уменьшается соответственно проценту износа, указанному в договоре страхования, к полученной сумме прибавляется стоимость ремонтных работ, а затем вычитается стоимость остатков, годных для дальнейшего использования, переоценивается по проценту износа и степени их обесценивания, вызванного страховым случаем. В сумму ущерба включаются также затраты по спасению транспортного средства (в том числе дополнительный ущерб, вызванный спасением людей) во время страхового случая, по приведению в порядок и транспортировке до ближайшего ремонтного пункта. Страховщик оплачивает работы по составлению сметы затрат на ремонт, но не оплачивает ущерб потери товарного вида транспортного средства.

Страхование средств транспорта, при котором страхуется только само транспортное средство (исключая перевозимое имущество, багаж и т.д.), называется страхованием каско.

При заключении страхового договора необходим предварительный осмотр транспортного средства. Полис, как правило, выдается страхователю после того, как он уплатил страховую премию либо страховой взнос.

В страховых документах фиксируются сведения о транспортном средстве: марка автомобиля, модель, номер шасси, двигателя, год выпуска, мощность и объем двигателя, стоимость транспортного средства и дополнительного оборудования, цвет и регистрационный номер средств транспорта, количество мест застрахованных в автомобиле, условия хранения транспортного средства, наличие сигнализации и др., а также цель использования транспортного средства. На основании полученных сведений страховщик оценивает риски, включаемые в договор страхования, размер франшизы и другие условия договора.

Страховая премия выплачивается единым платежом или в рассрочку.

Размер страховой премии рассчитывается по ставкам, установленным в зависимости от вида транспортного средства и варианта страхования.

При наступлении страхового случая размер ущерба и сумма страхового возмещения определяются на основании страхового акта и приложенных к нему документов (органов МВД, пожарного надзора, следственных, судебных органов, медицинских учреждений и др.), подтверждающих факт и обстоятельства страхового случая (аварии, хищения, угона, пожара, неправомерных действий третьих лиц и т.д.), а при частичном повреждении средств транспорта помимо этого – на основании сметы на ремонт.

При наступлении страхового случая страхователь подает заявление страховщику о возмещении ущерба. Страховщик обязан в день получения заявления осмотреть поврежденный автомобиль, составить по установленной форме страховой акт и в течение установленного договором срока произвести выплату страхового возмещения.

Страховое возмещение за угнанную автомашину выплачивается обычно не ранее, чем через два месяца после угона, т.е. по окончании срока предварительного расследования органами МВД.

По договору страхования возмещается только ущерб, нанесенный непосредственно в результате страхового случая.

На ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» по состоянию на 2006 год застраховано 26 транспортных средств, в том числе 6 легковых автомобилей, 6 муковозов, 2 трактора, 10 грузовых автомобилей без прицепа и 2 грузовых автомобиля с прицепами.

Структура страховых платежей по страхованию транспортных средств на ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов представлена в таблице (Табл. 2.5).

Таблица 2.5

 

Структура страховых платежей по страхованию транспортных средств на ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов»

 

Наименование Платежа 2003г. руб. 2004г. руб. 2005г. руб. 2005г. в % к 2003г.
Страховая премия 857640 910402 910589 106

 

В 2004 году сумма страховой премии по сравнению с 2003 годом увеличилась на 52762 рубля, что связано с возрастанием рисков в связи с увеличением износа автотранспортных средств.

В 2005 году сумма страховой премии по сравнению с 2004 годом фактически не увеличилась, так как на ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» произошло списание в 2004 году автомобиля «Москвич-412» ГН 24-58 ВА. В 2005 году сумма страховой премии составила 106 % к уровню 2003 года, что связано с инфляционными процессами в стране.

 

Выводы:

1. ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» осуществляет добровольное имущественное страхование.

2. Имущественному страхованию в ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» подлежат страхованию транспортные средства.

2. Порядок страхования транспортных средств и возмещения ущерба на ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» регламентируется законодательными актами и в соответствии с договором страхования.

3. В динамике за три года произошло незначительное увеличение размера страховой премии за счет списания транспортного средства и инфляционных процессов в стране.

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННОГО

СТРАХОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

 

Состояние и перспективы имущественного страхования непосредственно зависят от экономического положения страны, наличия развитой сети страховых компаний, имеющих устойчивое финансовое положение и предлагающих широкий ассортимент страховых услуг. Разгосударствление и приватизация собственности, свобода предпринимательства, формирование рыночной инфраструктуры порождают потенциально новых страхователей, которым не свойственно государственное подчинение и бюджетное финансирование возмещения непредвиденных убытков. Рынок активизирует и по-новому востребует буквально все экономические инструменты, а также предопределяет роль страхования.

Эффективность и доступность страховых услуг зависят от многих параметров, основные из которых – страховая сумма, тарифы и выплачиваемое возмещение.

В связи с этим для страхователя возникает необходимость в проведении маркетинга страховых услуг.

Развитие страхового маркетинга является важнейшим элементом страхового рынка. Страховой маркетинг подразумевает двуединый подход к рынку: тщательное изучение страхового рынка (потребностей, интересов, спроса на страх услуги, общих тенденций экономического развития страны) и сознательное воздействие на рынок и сложившийся спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

В состав задач страхового маркетинга входят:

- изучение потенциального страхового поля, т.е. изучение потенциальных потребностей страхователей различных страховых услуг;

- изучение ситуации на рынке страховых услуг (необходимо знать, сколько компаний действуют на рынке и какие услуги они оказывают);

- изучение экономической ситуации в регионе.

В частности на ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» следует ввести штатную единицу работника, который будет заниматься маркетингом страховых услуг и осуществлять сделки по страхованию. Указанный работник будет изучать рынок страховых услуг, выбирать страховщиков, которые предлагают наилучшие условия по страхованию и с приемлемыми страховыми тарифами, осуществлять контроль совместно с другими работниками предприятия за содержанием застрахованного имущества и следить за проведением предупредительных мероприятий. Содержание такого работника для предприятия станет дешевле, чем обращение к страховщику напрямую при возникающей необходимости в страховании, поскольку размер страховой премии будет напрямую зависеть от спектра оказываемых страховых услуг и тарифов. Предприятие должно самостоятельно выбрать подходящие для него условия страхования.

Проведение предупредительных мероприятий по недопущению страхового случая также оказывает влияние на эффективность страхования. Простой и неиспользование застрахованного имущества может отразиться на производственном процессе предприятия и повлиять на оборачиваемость оборотных средств, что в свою очередь может ухудшить финансовое положение предприятия. В этом случае уплаченный размер страховой премии по договору страхования будет несоразмерен со стоимостью нанесенного предприятию ущерба при простое застрахованного имущества.

Таким образом, при страховании имущества (транспортных средств) на ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» в целях недопущения страхового случая следует проводить следующие предупредительные мероприятия:

- следить за сохранностью транспортного средства, не оставлять автомобили в местах, не предназначенных для стоянки;

- проводить ежегодный технический осмотр транспортного средства, своевременно проводить ремонт и замену запасных частей;

- следить за физическим здоровьем водителей, осуществлять контроль за проведением медицинского осмотра;

- воздержаться по возможности от выезда автотранспорта из гаража при неблагоприятных погодных условиях;

- следить за изменениями в правилах дорожного движения, а также за прочими изменениями в законодательстве, касающихся транспортных средств.

 

Вывод:

Для ОАО «Полоцкий комбинат хлебопродуктов» предложено внести штатную единицу работника маркетинга страховых услуг, а также проводить предупредительные мероприятия по недопущению страхового случая.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принципы организации страхового дела в наши дни основаны на общих условиях функционирования рыночной экономики и объясняется своеобразием формирования страхования в Республике Беларусь. Страхование в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как один из элементов регулирования, обеспечения устойчивости производства и потребления, а с другой стороны – как объект регулирования, функционирующий в рамках общих и специфических для него правил.

Главной целью страховой деятельности является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Республике Беларусь, обеспечивающей:

- реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;

- формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;

- максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

Для достижения указанных целей необходимо:

- обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;

- проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг;

- повышения эффективности государственного регулирования страховой деятельности;

- развитие взаимоотношений отечественного и международного страховых рынков;

- совершенствование нормативной базы страховой деятельности.

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

- прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;

- обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования;

- повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, предоставление им государственной поддержки;

- законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка;

- совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью;

- совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, обеспечивающих защиту страховой лицензированной деятельности.

При имущественном страховании помимо вышеуказанных условий необходимо проведение маркетинга страховых услуг и предупредительных мероприятий по недопущению страхового случая.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон Республики Беларусь от 03.06.1993г. № 2343-II «О страховании» (с изменениями, внесенными Законами Республики Беларусь от 10.12.1993г. № 2634-II и 31.01.2000г. № 368-3).

2. Указ Президента Республики Беларусь от 19.02.1999г. № 100 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в ред.Указа Президента Республики Беларусь от 04.07.2004г. № 320).

3. Декрет Президента Республики Беларусь от 19.02.1999г. №8 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями и дополнениями, внесенными Декретом Президента Республики Беларусь от 16.02.2004 № 1).

4. Закон Республики Беларусь от 17.07.2002г. № 132-3 «О дорожном движении».

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.10.2003г. № 1258 «О лицензировании страховых организаций».

6. Закон Республики Беларусь от 21.07.2001г. № 50-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 24.07.2002г. № 134-3).

7. Закон Республики Беларусь от 06.01.1999г. № 237-3 «О железнодорожном транспорте» (с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 21.05.2002г. № 100-3).

8. Закон Республики Беларусь от 18.06.1993г. № 2435-II «О здравоохранении» (с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 11.01.2002г. № 91-3).

9. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией. – М.: ИНФРА-М, 2002г. – 669с.

10. Сербиновский Б.Ю., Гаркуша В.Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов, Ростов-н-Д.: Феникс, 2000г. – 315с.

11. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект. - М.: Финансы и статистика, 1992г. – 265c.

12. Шахов В.В. Страхование. Учебное пособие. – М.: Фининсы и статистика, 2002г. – 192с.

13. Экономика предприятия. Учебное пособие. Под общ.ред. Л.Н.Нехорошевой, - Мн.: Вышэйшая школа, 2004г. – 383с.

14. Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002г – 208с.

15. Кондакова Н. Особенности учета взносов по отдельным видам обязательного и добровольного страхования. / Главный бухгалтер, 2004г. №32, с.61.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...