Государственный долг и управление им
Государственный долг - это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. По мнению А. К. Назарова, «…налоговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством» [16, c. 12]. Государственный долг включает капитальный и текущий долги. Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты. По мнению А. В. Антонова, «…при управлении государственным долгом используются следующие способы: 1. Рефинансирование (привлечение кредитными организациями дешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов) - активно используется в операциях по обслуживанию внешнего государственного долга при условии экономической и политической стабильности страны-заемщика средств. Поэтому важно обеспечить и в дальнейшем поддерживать высокую финансовую репутацию страны. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования;
2. Новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством; . Унификация (обмен облигаций по регрессивному соотношению) - объединение ранее выпущенных займов, при котором несколько старых облигаций приравниваются к одной новой. Этот метод предпочтителен в условиях выхода из экономического кризиса, сопровождавшегося инфляцией, когда погашение раннее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним производят в новых полноценных деньгах; . Конверсия - это изменение первоначальных условий займа (чаще доходности). Как правило, государство снижает доходность займов для кредиторов; . Консолидация - изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения. Консолидация может совмещаться с конверсией; 6. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов должна направляться на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Этим отсрочка погашения отличается от консолидации займов, при которой владельцам облигаций продолжает выплачиваться доход; . Аннулирование государственного долга - отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Это крайняя мера, чаще всего применяемая в странах, где произошла смена политической власти. Однако следует помнить, что внешние долги государства не списываются» [1, c. 15]. По мнению С. Д. Самсоновой, «…существует два подхода к определению государственного долга в рыночной экономике: классический и альтернативный. Классический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании государственного долга в качестве субститута налогов и заключается в том, что объем государственных займов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.
Недостатком классического подхода служат риски ошибочного планирования сальдо бюджета. Дело в том, что в фазе снижения деловой активности решение о наращивании займов принимается на основе прогноза будущей динамики реального ВВП. Нужно знать, чем закончится фаза снижения деловой активности - фазой оживления или экономическим спадом. Наращивание объемов займов в фазе снижения деловой активности превращается в ошибку, если фаза снижения деловой активности перерастает в фазу экономического спада. Классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество классического подхода. Альтернативный подход к определению роли государственного долга в экономике основан на прямо противоположной концепции - в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг. В данном подходе есть свое рациональное ядро. Он обладает рядом преимуществ перед классическим подходом. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл. Во-вторых, при реализации альтернативного подхода при прочих равных условиях наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Максимальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше. В-третьих, решение об оптимальном размере государственных займов принимается не на основе прогнозных оценок фаз экономического развития, а на основе фактических данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности - увеличили займы, наступил спад деловой активности - сократили займы, наступил экономический спад - минимизировали займы. Это означает, что риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже.
В рамках рассматриваемого подхода государственный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие» [25, с. 27] По мнению Н. Е. Зайца, «…в фазе усиления деловой активности правительство наращивает объем займов, тем самым получает возможность направить дополнительные денежные ресурсы на финансирование проектов, обеспечивающих снижение издержек экономической деятельности и тем самым усилить устойчивость экономического роста. Растущая экономика, в свою очередь, обеспечит рост доходов бюджета, который позволит правительству выполнить свои финансовые обязательства» [27, c. 286]. Для того чтобы определить роль государственного долга в экономике, исходя из классического и альтернативного подхода, рассмотрим все возможные варианты выбора сальдо бюджета в зависимости от фазы экономического развития. Выделим три варианта сальдо бюджета - профицит, увеличивающийся дефицит, снижающийся дефицит. Установим четыре фазы экономического развития: 1. Экономический рост в период усиления деловой активности хозяйствующих субъектов; 2. Экономический рост в период снижения деловой активности; . Краткосрочный экономический спад; . Долгосрочный экономический спад. Всего получается 12 пар возможных сочетаний сальдо бюджета и фаз экономического развития. Перечислим эти пары: · увеличивающийся дефицит в фазе повышенной деловой активности. Данный вариант характеризуется увеличивающимся дефицитом бюджета и экономическим ростом в фазе усиления деловой активности хозяйствующих субъектов, приносит экономике наибольшую выгоду. Правительство приобретает в данной ситуации возможность привлечь в бюджет заемные денежные ресурсы без каких-либо отрицательных последствий и за счет них поддержать экономический рост. Государственный долг в этом случае играет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие;
· сокращающийся дефицит в фазе повышенной деловой активности. В этом случае, также как и в первом, экономика получает выгоду. Однако правительство в этом случае не использует в полной мере экономическую конъюнктуру, благоприятную для привлечения в бюджет заемных денежных ресурсов. Переход из первой области во вторую снижает экономическую выгоду от использования государственного долг и может быть обусловлен потребностью в снижении его объема и/или улучшении каких-то других характеристик долга, например, снижении ставки обслуживания. Поэтому второй вариант характерен как для случая использования государственного долга в качестве механизма ускорения экономического развития, так и для случая, когда государственный долг играет роль заменителя налогов; · сокращающийся дефицит в фазе пониженной деловой активности. Данный вариант используется в том случае, если государственный долг выполняет функцию финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. Сокращение дефицита бюджета в период снижения деловой активности повышает устойчивость государственных финансов; · увеличивающийся дефицит в фазе пониженной деловой активности. При этом государственный долг используется в качестве заменителя налоговых поступлений. Данный вариант не лишен экономической целесообразности, однако его полезность самая низкая среди рассмотренных первых четырех вариантов, поскольку альтернативный подход обладает тремя преимуществами над классическим подходом, о которых уже говорилось; · профицит бюджета в фазе повышенной деловой активности; · профицит бюджета в фазе пониженной деловой активности. Два вышеперечисленных варианта не позволяют государству извлечь какую-либо выгоду из долгового механизма финансирования дефицита бюджета. Профицит бюджета в фазе экономического роста имеет место только в тех случаях, когда решается задача о снижении объема долга и улучшении долговых характеристик. В рассматриваемых случаях профицит бюджета направляется либо на досрочное погашение государственного долга, либо на пополнение государственных резервов. В любом случае государство не получает никакой пользы от государственного долга; · профицит бюджета в фазе краткосрочного экономического спада; · профицит бюджета в фазе долгосрочного экономического спада. В период экономического спада государственный долг превращается в негативный фактор. В это случае правильной стратегией управления государственным долгом является курс на профицит бюджета т.е. седьмой и восьмой варианты;
· сокращающийся дефицит в фазе краткосрочного экономического спада; · увеличивающийся дефицит в фазе краткосрочного экономического спада; · сокращающийся дефицит в фазе долгосрочного экономического спада; · увеличивающийся дефицит в фазе долгосрочного экономического спада. По мнению А. С. Шабалина, «…выбор оставшихся шести вариантов сопровождается риском долгового кризиса. Дефицит бюджета очень плохо сочетается с экономическим спадом. Такова неприятная специфика государственного долга, и с этим ничего нельзя сделать. Государственный долг может быть полезен для экономики только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики. Дефицит бюджета в фазе краткосрочного экономического спада ухудшает параметры долга, но это явление все же остается временным. В период долгосрочного экономического спада дефицит бюджета приводит к существенному ухудшению долговой ситуации, которая если и не перерастает в долговой кризис, то, во всяком случае, потребует многолетнего периода нормализации долговой ситуации» [31, c. 52].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|