Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Четвертая типология уроков.

В неё можно вывести уроки с «непредсказуемыми результатами». Это происходит, когда в ходе дискуссии возник вопрос, не касающийся данной темы.

 Учителю важно понимать, что продолжать обсуждение этого вопроса надо тогда, когда у детей есть для этого средства. В противном случае лучше воспользоваться тетрадью «нераскрытых секретов».

Исходя из практики средней школы № 18 г. Армавира, можно сделать вывод, что типология уроков №1 оказалась более приемлемой.

Развитие и совершенствование знаний – важнейшие условия их прочности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Урок должен строиться не на механическом повторении пройденного материала, а формировать новые научные понятия, использовать анализ, синтез, сравнение и другие формы мыслительной деятельности учащихся.

Методическая цель – это создание на уроке условий для проявления познавательной активности школьников. Эта цель достигается следующими путями:

1. Учитель создаёт проблемную ситуацию, использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся;

2. Составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;

3. Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

4. Стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п;

5. Использует в ходе урока дидактический материал.

6.  Оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика.

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных, компьютерных наглядных пособий), практические.

Для самостоятельной работы используется дидактические материалы: тетради на печатной основе (например, «Дневник наблюдений», человек и его здоровье и д.р.) и сборники заданий для учащихся.

Дидактические материалы условно делят на 3 типа (Г.М. Муртазин, 1989 г.):

1. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

· Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

· Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы и словесные ответы.

· Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.

· Карточка с вопросами для размышлений.

· Карточка с расчетной задачей.

· Карточка с заданием выполнить рисунок.

3. Дидактические материалы с целью контроля знаний и умений.

· Карточка с немым рисунком;

· Тестовые задания.

Последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ. Для того чтобы избежать таких случаев, учитель должен работать над различными формами тестов.

Перед выполнением каждого задания обсуждается цель и связь с предыдущим заданием.

Урок начинается с проверки и краткого повторения изученного материала. Для этого используют различные методические приёмы: беседу, проверочный диктант, ответы учащихся у доски, по карточкам и т.д.

Проверка знаний способствует их усвоению на более высоком уровне. Помощь во время проверочной работы создаёт атмосферу сотрудничества, устраняет страх наказания плохой отметкой. Это важно на первых этапах изучения биологии.

В старших классах подход к контролю психологически строится по – иному, ибо в юношеском возрасте растёт стремление к самоутверждению, пробе своих сил и способностей. Качество и объём выполненной учеником работы оценивается не с точки зрения её соответствия субъективному представлению учителя о посильности. Оценка должна отражать персональное развитие ребёнка, совершенства его учебной деятельности. Поэтому, если ученик работает на пределе своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможности другого ученика это весьма посредственный результат. Иначе будет потеряна их воспитательное и образовательное значение.

Повторение завершается постановкой перед учащимися познавательного вопроса. При проведении обобщающих уроков учителя часто используют метод самостоятельной работы с учебником.

Учащиеся внимательно знакомятся с заданием, используют имеющиеся знания, сведения из учебника.

Результат работы они записывают на отдельных листочках – черновиках. Предварительная, самостоятельная проработка вопроса на листочках с последующим обсуждением у доски даёт возможность формировать у учащихся уже в 6-м классе навыки самоконтроля; закреплять приобретённые ранее знания у каждого из школьников, опираясь на моторную, зрительную, эмоциональную, слуховую память.

В ходе фронтальной проверки выполнения задания выясняется окончательные варианты ответа.

Таким образом, в результате активной мыслительной деятельности школьники шаг за шагом решают познавательную задачу.

В старших классах с целью лучшего выявления логической структуры необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно составляли план рассказа учителя или план – конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

Используя план – конспект, учащиеся успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания.

Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нём главной мысли, работа с научно – популярной литературой, помогают формированию у учащихся теоретического и образно – предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыков работы с литературой, предлагают ученикам выполнить различные посильные задания. Например, в 7 классе при изучении темы:

«Кишечнополостные» сделать сообщение о представителе кишечнополостных. Оформить сообщение на альбомных листах, титульный лист – рисунком животного. В классе ученик пересказывает своё сообщение.

При таком виде работы ученики учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

Учителя используют на уроках биологии лабораторные методы, в ходе которых учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты. Эксперимент как метод всегда занимал достойное место среди других видов деятельности, применяемых в школе. Это один из вариантов развития практических навыков у школьников, как в результате сотрудничества с учителем, так и в ходе индивидуальной работы.

Во время экскурсии на природу учитель организует работу детей таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами путем наблюдения в природе, и обсуждения решили поставленную задачу.

Использование данных направлений в реализации технологий развивающего обучения позволяет добиваться стабильных результатов в работе с обучающимися, активизирует мыслительную деятельность школьников и разнообразные методические приёмы: моделирование, варианты дифференцированных заданий, учебные игры, тесты, аудио- и визуальные материалы. Из компьютерных и информационно – коммуникативных средств используют мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса биологии.

На уроках в 6 –7 классах в целях активизации познавательной деятельности применяют загадки, ребусы, кроссворды. При изучении биологии растений в этих классах могут быть использованы игровые моменты, в основном в конце урока. В этом возрасте дети очень любят играть и стимул игры позволяет активизировать их деятельность при изучении нового материала. В виде игры проводят обобщающие уроки, например, в виде соревнований между командами в 6 классе при повторении тем: «Лист», «Стебель» и «Цветок».

Чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

1. Компетентное и независимое жюри (учитель и ученики – консультанты).

Задания в команде должен распределять учитель, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые.

2.Оценивать деятельность команды и индивидуально каждого ученика.

3. Вовлечь всех ребят в активную деятельность.

4.Давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя ученики тихие, незаметные, на фоне более активных. В старших классах используют групповой метод. Класс учитель делит на группы по 3 –4 человека. Каждая группа получает своё задание и выполняет его.

В конце изучения темы проводят в старших классах семинарские занятия и тематический зачет.

Возникновение и развитие теоретического мышления является одним из первых и важнейших результатов развивающего обучения, которые были получены в ходе применения данной системы на практике.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Ядром целостности педагогического процесса являются ведущие направления воспитания: гражданское, духовно – целостное и нравственное. Они объединяют вокруг себя другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия и воздействия на детскую личность. В каждом виде воспитания решаются не только прямые, но и косвенные задачи умственного, нравственного, эстетического, патриотического, физкультурного и других направлений педагогической деятельности.

Общая атмосфера целостной организации детской жизни и деятельности формирует у школьников такие качества личности, как коллективизм, патриотизм, стремление к гуманистическим идеалам, социальная активность, единство слова и дела, уважительность и требовательность, инициативность и дисциплинированность. Через детский воспитательный коллектив школьники включаются в систему общественных отношений.

Образовательные задачи состоят в передаче детям знаний основ наук, а также навыков и приёмов интеллектуального труда, владение компьютерной техникой.

Воспитательные задачи включают формирование у школьников на основе научных знаний мировоззрения, системы взглядов на законы развития природы, общество и мышление, способности отстаивать свои убеждения. Они предполагают развитие у школьников в процессе учебной деятельности трудолюбия, воли, настойчивости, целеустремленности, прилежания, сознательной дисциплины, умения доводить дело до конца, честности, критичности в отношении самого себя, самостоятельности и ответственности.

Развивающие задачи требуют формирования у детей психических процессов (ощущения, восприятия, представления, мышления, воображения, воли, речи), теоретико–логического и образно–художественного типов мышления, творческого подхода к решению любых задач.

Появление и интенсивное развитие подлинно произвольной памяти, являются одним из специфических результатов развивающего обучения, которая отчётливо обнаруживается уже к концу младшего школьного возраста.

Если в основе абстрактно–ассоциативного мышления уже в младше – школьном возрасте начинает формироваться рассудочный интеллект, который обеспечивает успешное поведение в стандартных условиях, но оказывается не состоятельным, когда ситуация требует самостоятельного поиска средств и способов деятельности, то содержательно – теоретическое мышление интенсивно формирующееся в процессе развивающего обучения, становится надежным фундаментом интеллекта, способного обеспечить разумный выбор целей, средств и способов их достижения на основе понимания реальной ситуации, учета объективных условий и своих возможностей, критической оценки собственной деятельности и её результатов, вот этот – то вектор интеллектуального развития, четко определяющийся уже в первой половине младшего школьного возраста, и следует считать одним из основных результатов развивающего обучения.

 


Заключение

С введением развивающего обучения в массовую практику выявляется ряд проблем:

1. Сосуществование развивающего обучения с традиционной системой в рамках одного и того же учебного заведения.

2. Подготовка специалистов по развивающему обучению.

3. Не описана целостно технология обучения в новой для учителя образовательной системе, где старые методы и формы работы оказываются не эффективными.

Особенность технологии развивающего обучения заключается в том, что она выстраивается в совместных действиях учителей и учащихся. Методы работы и приёмы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Всё это делает технологию развивающего обучения много функциональной.

Несмотря на существующие проблемы, система развивающего обучения, я думаю, актуальна и перспективна. Многие школы приступили к освоению данной системы. С целью решения научно – практических задач развивающего обучения создана Ассоциация «Развивающего обучения», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России и других стран.

 Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям ХХI века. Новый век требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. Создать такую личность можно использовав систему развивающего обучения.

 


Литература:

1.  Г. К. Селевко «Технологии развивающего обучения» Москва, «Народное образование», 1998г.

2.  И. С. Якиманская «Развивающее обучение» Москва, «Педагогика», 1979 г.

3.  Е. С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Москва, «Академия», 2001г.

4. В. В. Давыдов «Проблемы развивающего обучения» Москва, «Просвещение», 1986 г.

5. Т. С. Сухова Т. С. «Технологии развивающего обучения на уроке  биологии» Москва, «Вентана - граф», 2001 г.

6. В. В. Репкин, Н. В. Репкина «Развивающее обучение: теория и практика» Томск, «Пеленг», 1997 г.

7. Г. Д. Кириллова «Теория и практика урока в условиях развивающего обучения» Москва, «Просвещение», 1980 г.

8. Т. П. Сальникова «Педагогические технологии» Москва, «Просвещение», 2005.г.

9. Т. С. Сухова «Урок биологии. Библиотека учителя.»  Москва, «Вентана – Граф», 2001г.

10.  Т. С. Сухова, В. И. Строганов «Природа. Введение в биологию и экологию. Методика для учителя», второе издание, Москва, «Вентана – Граф»,2005г.

11. Журнал «Биология в школе» № 3, 2005г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...