Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы заряда аккумуляторов

Значение и употребление слова

Термин «аккумулятор» используется для обозначения:

· отдельного элемента: например аккумулятор, аккумуляторная банка, аккумуляторная ячейка

· нескольких отдельных элементов, соединённых последовательно (для увеличения напряжения) или параллельно (для увеличения силы тока) друг с другом: например аккумуляторная батарея

История

Первый прообраз аккумулятора, который, в отличие от батареи Алессандро Вольты, можно было многократно заряжать, был создан в 1803 году Иоганном Вильгельмом Риттером. Его аккумуляторная батарея представляла собой столб из пятидесяти медных кружочков, между которыми было проложено влажное сукно. При пропускании через данное устройство тока от вольтова столба оно само стало вести себя как источник электричества[1].

Принцип действия

Замена аккумулятор­ной батареи на электро­погруз­чике

Принцип действия аккумулятора основан на обратимости химической реакции. Работоспособность аккумулятора может быть восстановлена путём заряда, то есть пропусканием электрического тока в направлении, обратном направлению тока при разряде. Несколько аккумуляторов, объединённых в одну электрическую цепь, составляют аккумуля́торную батаре́ю.

Свинцово-кислотный аккумулятор

Основная статья: Свинцово-кислотный аккумулятор

Принцип работы свинцово-кислотных аккумуляторов основан на электрохимических реакциях свинца и диоксида свинца в среде серной кислоты. Химическая реакция (слева направо — разряд, справа налево — заряд):

{\displaystyle Pb+SO_{4}^{2-}-2e^{-}\longrightarrow PbSO_{4}}

Литий-ионный аккумулятор

Основная статья: Литий-ионный аккумулятор

Литий-ионный аккумулятор состоит из электродов (катодного материала на алюминиевой фольге и анодного материала на медной фольге), разделенных пропитанными электролитом пористыми сепараторами. Переносчиком заряда в литий-ионном аккумуляторе является положительно заряженный ион лития, который имеет способность внедряться (интеркалироваться) в кристаллическую решетку других материалов (например, в графит, окислы и соли металлов) с образованием химической связи, например: в графит с образованием LiC6, окислы (LiMO2) и соли (LiMRON) металлов.

Литий-полимерный аккумулятор

Основная статья: Литий-полимерный аккумулятор

В качестве электролита используется полимерный материал с включениямигелеобразного литий-проводящего наполнителя. Используется в мобильных телефонах, цифровой технике и пр.

Алюминий-ионный аккумулятор

Алюминий-ионный аккумулятор состоит из металлического алюминиевого анода, катода из графита в виде пены и жидкого ионного невоспламеняющегося электролита. Батарея работает через электрохимическое осаждение и растворение алюминия на аноде, и интеркаляцию / деинтеркаляцию анионов хлоралалюмината в графит, используя ионный жидкий электролит. Количество возможных перезарядок батареи — более 7,5 тыс. циклов без потери мощности. Время перезарядки — 1 минута.

Характеристики

Мкость аккумулятора

За емкость аккумулятора принимают количество электричества равное 1 Кл, при силе токе 1 А в течении 1 с, переведем в часы, получаем 1 А*ч=3600 Кл. Но как было сказано ранее — принимают, а не измеряют. Существует распространенное заблуждение, о том, что емкость аккумулятора измеряется в А*ч, это не правда, т.к в 1 А*1 с=1 Кл или 1 А * 1 ч =3600 Кл измеряется количество электричества или электрический заряд; по формуле Q= I*t, где Q -количество электричества или электрический заряд, I — сила тока, t — время протекания электрического тока.

Например, АКБ 12 В на 55 А*ч — это значит, что аккумулятор выдает количествоэлектричества 198 кКл (кило Кулон) по какому-либо контуру, при токе разряда 55 А за 1 ч (3600 с) до порогового напряжения 10,8 В, при токе разряда 255 А за 12,9 минут, но на практике это совсем не так, он разряжается гораздо быстрее. Как видно 55 А*ч — это никакая не емкость, тем более, что емкость измеряется в Фарадах, 1 Ф= 1 Кл / 1 В, её также не стоит путать. Поэтому на АКБ написано количество электричества Q, которое он выдает, при определенном токе разряда и определенном времени его прохождения, но совсем никакая не емкость.

Плотность энергии

Плотность энергии — количество энергии на единицу объёма или единицу веса аккумулятора.

Саморазряд

Саморазряд — это потеря аккумулятором ёмкости после полной зарядки при отсутствии нагрузки. Саморазряд проявляется по-разному у разных типов аккумуляторов, но всегда максимален в первые часы после заряда, а после замедляется.

Для Ni-Cd аккумуляторов считают допустимым не более 10 % саморазряда за первые 24 часа после проведения зарядки. Для Ni-MH саморазряд чуть меньше. У Li-ion он пренебрежимо мал и значительно себя проявляет в течение месяцев.

В свинцово-кислотных герметичных аккумуляторах саморазряд составляет около 40 % за 1 год при условии 20°С и 15 % при 5°С. Если температуры хранения более высокие, то саморазряд возрастает: батареи при 40°С теряют ёмкости 40 % всего за 4-5 месяцев.

Температурный режим

Берегите аккумуляторы от огня и воды, чрезмерного нагревания (охлаждения), резких перепадов температур.

Не используйте аккумуляторы при температурах выше +40°С и ниже −25°С.

Нарушение температурного режима может привести к сокращению срока службы или потере работоспособности.

Тип аккумулятора

Тип аккумулятора определяется используемыми материалами. Различают следующие:

· Cn-Po — Графен-полимерный аккумулятор.

· La-Ft — лантан-фторидный аккумулятор

· Li-Ion — литий-ионный аккумулятор (3,2-4,2 V), общее обозначение для всех литиевых аккумуляторов

·

· Li-Co — литий-кобальтовый аккумулятор, (3,6 V), на базе LiCoO2, технология в процессе освоения

· Li-Po — литий-полимерный аккумулятор (3,7 V), полимер в качестве электролита

· Li-Ft — литий-фторный аккумулятор

· Li-Mn — литий-марганцевый аккумулятор (3,6 V) на базе LiMn2O4

· LiFeS — литий-железно-сульфидный аккумулятор (1,35 V)

· LiFeP или LFP — Литий-железно-фосфатный аккумулятор (3,3 V) на базе LiFePO4

· LiFeYPO4 — литий-железо-иттрий-фосфатный (Добавка иттрия для улучшения свойств)

· Li-Ti — литий-титанатный аккумулятор (3,2 V) на базе Li4Ti5О12

· Li-Cl — литий-хлорный аккумулятор (3,99 V)

· Li-S — литий-серный аккумулятор (2,2 V)

· LMPo — литий-металл-полимерный аккумулятор

· Fe-air — железо-воздушный аккумулятор

· Na/NiCl — никель-солевой аккумулятор (2,58 V)

· Na-S — натрий-серный аккумулятор, (2 V), высокотемпературный аккумулятор

· Ni-Cd — никель-кадмиевый аккумулятор (1,2 V)

· Ni-Fe — железо-никелевый аккумулятор (1,2-1,9 V)

· Ni-H2 — никель-водородный аккумулятор (1,5 V)

· Ni-MH — никель-металл-гидридный аккумулятор (1,2 V)

· Ni-Zn — никель-цинковый аккумулятор (1,65 V)

· Pb — свинцово-кислотный аккумулятор (2 V)

· Pb-H — свинцово-водородный аккумулятор

· Ag-Zn — серебряно-цинковый аккумулятор (1,85 V)

· Ag-Cd — серебряно-кадмиевый аккумулятор (1,6 V)

· Zn-Br — цинк-бромный аккумулятор (1,8 V)

· Zn-air — цинк-воздушный аккумулятор

· Zn-Cl — цинк-хлорный аккумулятор

· RAM — щелочной элемент (1,5 V)

· Ванадиевый аккумулятор (1,41 V)

· Алюминиево-графитный аккумулятор (2 V)

· Алюминиево-ионный аккумулятор (2 V)

Электрические и эксплуатационные характеристики аккумулятора зависят от материала электродов и состава электролита. Сейчас наиболее распространены следующие аккумуляторы:

Тип ЭДС(В) Область применения
свинцово-кислотные Pb 2,1 троллейбусы, трамваи, воздушные суда, автомобили, мотоциклы, электропогрузчики, штабелеры, электротягачи, аварийное электроснабжение, источники бесперебойного питания
никель-кадмиевые Ni-Cd 1,2 замена стандартного гальванического элемента, строительные электроинструменты, троллейбусы, воздушные суда
никель-металл-гидридные Ni-MH 1,2 замена стандартного гальванического элемента, электромобили
литий-ионные Li‑ion 3,7 мобильные устройства, строительные электроинструменты, электромобили
литий-полимерные Li‑pol 3,7 мобильные устройства, электромобили
никель-цинковые Ni-Zn 1,6 замена стандартного гальванического элемента

По мере исчерпания химической энергии напряжение и ток падают, аккумулятор перестаёт действовать. Зарядить аккумулятор (батарею аккумуляторов) можно от любого источника постоянного тока с бо́льшим напряжением при ограничении тока. Наиболее распространённым считается зарядный ток (в амперах) в 1/10 номинальной ёмкости аккумулятора (в ампер⋅часах), однако эта величина не имеет никакого научного обоснования.

Однако, основываясь на техническом описании, распространяемом изготовителями широко применяемых электрических аккумуляторов (NiMh, NiCd), можно сделать предположение о том, что данный режим заряда, обычно именуемый стандартным, рассчитывается исходя из продолжительности восьмичасового рабочего дня, когда разряженный в конце рабочего дня аккумулятор подключается к сетевому зарядному устройству до начала нового рабочего дня. Применение такого режима заряда для этих типов аккумуляторов при систематическом использовании позволяет соблюсти качественно-стоимостной баланс эксплуатации изделия. Таким образом с подачи изготовителя данный режим можно применять только для никель-кадмиевых и никель-металлгидридных аккумуляторов.

Многие типы аккумуляторов имеют различные ограничения, которые необходимо учитывать при зарядке и последующей эксплуатации, например NiMH-аккумуляторы чувствительны к перезаряду, литиевые — к переразряду, напряжению и температуре. NiCd- и NiMH-аккумуляторы имеют так называемый эффект памяти, заключающийся в снижении ёмкости, в случае когда зарядка осуществляется при не полностью разряженном аккумуляторе. Также эти типы аккумуляторов обладают заметным саморазрядом, то есть они постепенно теряют заряд, даже не будучи подключенными к нагрузке. Для борьбы с этим эффектом может применяться капельная подзарядка.

В большинстве случаев возможность систематического использования аккумуляторов есть только в портативных устройствах радиосвязи и иной цифровой технике, где используются литий-ионные аккумуляторы и система контроля заряда и разряда встроена в устройство. В бюджетном сегменте «простые» никель-металл-гидридные и никель-кадмиевые аккумуляторы используются в качестве бюджетной замены щелочных элементов питания. В качестве источника тока для бюджетного аккумуляторного электроинструмента используются никель-кадмиевые аккумуляторы. Если в первом случае обычно есть возможность выбирать между бюджетным устройством «стандартного» заряда и з. у. с контролем заряда (капельный заряд, импульсный заряд, ускоренный заряд с контролем напряжения и т. д.), то во втором случае изделие комплектуется как правило трансформаторным источником питания для зарядки постоянным током, что при несоблюдении технических условий эксплуатации аккумулятора снижает срок его службы.

Внешний аккумулятор

Внешний аккумулятор (аккумуляторная батарея) — устройство для многократной подзарядки мобильного устройства (телефона, смартфона, планшетного компьютера) при отсутствии источника переменного тока (электросети).

Причиной появления этих устройств стало то, что при активном использовании современных смартфонов и планшетов заряда их аккумуляторов хватает на сравнительно короткое время — полдня или день. Для их зарядки в полевых условиях и были разработаны портативные аккумуляторы[6][7]. Типичный вес таких устройств — от нескольких сотен грамм, ёмкость от нескольких тысяч мА·ч до 10-20 А·ч[8], с их помощью можно перезарядить телефон два-три раза. Чаще всего они предоставляют для подключения порт USB, некоторые имеют разъёмы или переходники для популярных мобильных телефонов. Самые ёмкие устройства могут иметь переходники для зарядки ноутбуков. Иногда на внешних аккумуляторах имеется индикатор заряда или встроенный светодиодный фонарик.

История

СССР

Первые советские дисковые и пальчиковые аккумуляторы Д-0,26 и НКГЦ собирались на заводе «Аналог» (г. Ставрополь), практически вручную.

Методы заряда аккумуляторов

Для заряда аккумуляторов применяется несколько методов. Как правило, метод заряда зависит от типа аккумулятора и обеспечивается зарядным устройством.-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...