Краткая характеристика особенностей изучения информатики на разных ступенях обучения в школе. Профильное изучение информатики в старших классах.
Профильное изучение информатики в старших классах. Изучение информатики и информационных технологий на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей: • систематизация знаний в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубления их с учетом профиля; • развитие компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий на уровне квалифицированного пользователя в области общепользовательстких технологий, знакомства с профессиональными информационными технологиями; • совершенствование навыков работы с информацией на уровне адекватного применения основных общепользовательских инструментов, использование возможностей ИКТ, выходящих за рамки общепользовательских, освоение минимального набора профессиональных инструментов; • развитие умения применять навыки работы с информацией: искать, отбирать, критически оценивать, организовывать, представлять и передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы сообразно учебным и производственным целям; • приобретение опыта разработки программных средств, ориентированных на решение задач профильной области; • освоение системы знаний об информационных моделях(классификационных, динамических, логико-лингвисти-ческих) и системах, формирование умения использовать компьютерные модели при решении учебных задач, в том числе в соответствии с профилем обучения, а также практаических задач; • формирование умения создавать и использования в познавательной и практической деятельности классификационные, динамические, логико-лингвистические, информационные модели;
• формирование умений самостоятельно создавать информационные модели процессов и объектов, характерных для профильной области; программные средства, ориентированные на решение задач в выбранной профильной области; • приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов с применением информационных и коммуникационных технологий, прежде всего – в соответствии с профилем обучения, в том числе, с использованием профессиональных инструментов и компьютерных моделей; модификации стандартных инструментариев; применения формальных моделей для создания собственных программных средств; • освоение основных методов познания природы и общества, характерных для информатики: использование информационных и коммуникационных технологий в наблюдении, регистрации, моделировании и анализе природных и социальных явлений в соответствии с профилем, представлении результатов в виде информационных объектов, при самостоятельном использовании основных общепользовательских и минимального набора профессиональных инструментов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности, в профильных областях и с применением специализированных профессиональных инструментов; • освоение правовых норм и воспитание качеств личности, отвечающих требованиями глобального информационного общества, с учетом приоритетов, этики поведения в профессиональном сообществе в профильной области. Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования. Система межпредметных связей информатики. Информатика не может быть без межпредметных связей. Пожалуй, нет другого такого предмета столь насыщенного ими. Зачастую информатику превратно воспринимают как служанку других «более серьезных» предметов. Провести урок физики или биологии на компьютерах, при этом используя учителя информатики как дополнительный обслуживающий персонал, зачастую бесплатный – вряд ли такое можно назвать межпредметной связью или инновацией. Конечно это никакая не инновация, а всего лишь искажение роли одного из важнейших на сегодняшний день учебных курсов.
В условиях нехватки часов, в первую очередь на предметы естественнонаучного цикла, разные учителя предметники могут, скооперировавшись помочь друг другу. К примеру, со стороны учителя информатики: - Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления. - Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики - Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре - Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков - Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики, экономики - Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования Можно выделить несколько примеров межпредметных связей: • Математические методы при решении задач информатики • Физика – представление о кодировании сигналов • Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике. • Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера • Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании • История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации • ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике. • Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы
Содержание и организация внеурочной деятельности по информатике. . Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа по информатике направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей в рамках воспитательной системы школы.
Внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают к самостоятельной работе на уроке и к постоянному поиску чего-то нового. Обучаясь или участвуя во внеклассных мероприятиях, дети познают окружающую действительность, фантазируют, у них появляется возможность раскрыться и выразиться творчески. Выделяют следующие виды внеклассной работы: 1. Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия 2. Работа с учащимися, проявляющими интерес и склонность к информатике. 3. Работа с учащимися по развитию интереса в изучении информатики.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости, эта работа имеет ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта. Последние два вида – это и есть, собственно говоря, внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина. Цели второго вида внеклассной работы могут быть очень разнообразны и зависят от интересов и учителя, и учащихся. Третий вид внеклассной работы может иметь подобные цели, но ее содержание и формы проведения определяет учитель, при этом основной целью является развитие интереса учащихся к информатике. В целом внеклассная работа как педагогическая система направлена на решение следующих задач: 1. усовершенствование умений и навыков, приобретенных на уроках; 2. создание благоприятных условий для сплочения коллектива, развития навыков сотрудничества; 3. расширение мировоззрения учащихся, развитие познавательного интереса, поскольку склонность школьников к тому или иному предмету практически невозможно удовлетворить в рамках только учебной программы; 4. организация свободного времени учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|