Анализ проведения методики №2 (социометрия)
Методика №3.
Социометрия
Цель: изучить социометрический статус каждого учащегося в группе, особенности взаимоотношений, состав группировок. Ход эксперимента: эксперимент проводится с учащимися всей группы. Каждому учащемуся дается лист бумаги. В правом верхнем углу учащиеся пишут свою фамилию. Учащимся зачитывается один из ниже перечисленных вопросов и предлагается ответить на него, записав фамилии трех своих одногруппников, кого они хотели бы выбрать для совместной деятельности. Варианты вопросов 1. С кем из одногруппников ты хотел бы сидеть за одной партой? 2. Представьте, что вам предстоит идти в поход. С кем из 3. Представьте, что вы летите в космос. Кого бы из одногруппников вы взяли? Обработка: сначала определяется статус каждого члена коллектива. Для этого все данные, полученные в ходе опроса, заносятся в матрицу №1. Далее следует подсчитать число выборов, полученных каждым участником эксперимента, и описать его в графе «Количество выборов». Затем на матрице отмечаются взаимные выборы и отмечается их количество в графе «Из них взаимных». Проанализировав полученные результаты, дать характеристику социометрического статуса учащихся на основе полученных ими выборов: «социометрические звезды» 6 и более выборов, «предпочитаемые» 4-5 выборов, «принятые» 1-3 выбора, «изолированные» 0 выборов. Высказать предположения о возможных причинах того или иного статуса ученика. Данные матрицы позволяют вычислить коэффициент взаимности выборов (КВ): Высокий показатель взаимности 67-100%, средний показатель 33-67%, низкий 0-33%. Далее следует определить уровень благополучия межличностных отношений, для чего сравнивают количество учащихся, имеющих высокий и средний статус («звезды» и «предпочитаемые») с количеством учащихся, имеющих низкий статус («принятые» и «изолированные»).
Уровень благополучия считается: · высоким, если большинство учащихся имеют высокий статус; · средним если учащихся с высоким статусом столько же, сколько с более низким; · низким если число учащихся с низким статусом превышает число учащихся со средним и высоким статусом. Уровень благополучия межличностных отношений тем выше, чем меньше коэффициент изолированности (КИ), который вычисляется по формуле:
КИ считается высоким, начиная с 15%.
Матрица №1
Данные социометрии могут быть использованы для определения микрогрупп в классном коллективе. Для этого на основании матрицы №1 составляется матрица №2, которая показывает микроклимат группы.
Техника составления матрицы №2: 1. Заготовить сетку, аналогично матрице №1. 2. Выделить в матрице №1 любого школьника, имеющего взаимный выбор с кем-либо из учеников. 3. Вписать, сохранив номер из 1-й матрицы, его фамилию в первую строчку и в первую колонку, поставить сохранившийся номер. 4. Во вторую строчку вписать фамилию ученика, оказавшегося во взаимном выборе. Фамилию вписать под тем номером, под которым он значится в матрице №1. Этот же номер проставляют во второй колонке. 5. В клетках пересечения этих двух номеров поставить знак взаимного выбора. 6. В последующих строчках и колонках вписываются фамилии и номера всех учеников, которые находятся во взаимном выборе с двумя предшествующими. 7. После того, как исчерпан круг учащихся, которые находятся во взаимном выборе, все значки, проставленные в матрице, обводятся жирной линией. Учащиеся, оказавшиеся в пределах этой линии составляют одну микрогруппу. 8. Аналогичная работа проделывается с оставшимися учащимися. В классе может быть несколько микрогрупп. Учащиеся, не имеющие взаимных выборов, записываются в конце матрицы.
Данная матрица позволяет определить количество микрогрупп в классе (они на матрице обведены), сопоставить официальные и неофициальные микрогруппы. После этого необходимо дать характеристику неофициальных микрогрупп: их половой состав, причину объединения детей в микрогруппу, кто является лидером в ней, на чем основано лидерство, каков характер отношений в данной микрогруппе с другими и т. д.
Матрица №2
Анализ проведения методики №2 (социометрия)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|