Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика для исследования стадий психотерапии

Опросник для исследования стадий психотерапии URIСA (the University of Rhode Island Change Assessment Scale,) создан группой авторов (McConnaughy, Prochaska, Veliser) в начале 80-х годов. Методика дает возможность определить 4 терапевтические стадии изменения (предразмышление, размышление, действие и сохранение). С помощью методики можно проводить непрерывное исследование отношений и установок пациентов в процессе психотерапии, характерных для каждой стадии изменений. На основании результатов исследования определяется стадия психотерапевтического процесса, на которой находится в данный период пациент, или выделяются характерные признаки нескольких стадий. Первоначально методика для исследования стадии психотерапии предназначалась для описания проблем пациентов с аддиктивным поведением, проходящих психотерапию. Однако методика является общей по своему содержанию, так как пациенты должны ответить на вопросы относительно имеющейся проблемы. Таким образом она использовалась для измерения стадий терапии, связанных с широким кругом поведенческих проблем. Стадии терапии являются важнейшим аспектом психотерапии, которому до недавнего времени не уделялось достаточного внимания как в литературе, так и в конкретных исследованиях.

Методика описывает содержание стадий психотерапии, основанное на их последовательности. Цель методики заключается в том, чтобы отнести пациента к той или иной стадии терапии, выделяя шкалы, по которым он обнаруживает наибольшие показатели. Первые исследования стадий психотерапии свидетельствали о том, что пациенты в каждый конкретный момент могут находиться только на одной стадии терапии. Однако позднее выяснилось, что пациент может находиться одновременно более чем на одной стадии.

Сопротивление, отрицание и различные уровни мотивации представляют собой серьезные проблемы для процесса и результата психотерапии. Чаще всего готовность к изменениям рассматривается как наличие или отсутствие мотивации. Была выдвинута концепция изменения как стадиального феномена. Процесс изменения представляет собой движение от предразмышления (для которого характерно непонимание или нежелание работать с проблемами и недостаточная активность) до размышления над проблемой (которое связано с серьезными намерениями и принятием решений). Стадия действия сопряжена с усилением активности, последняя стадия успешных изменений — стадия сохранения, представляет собой непрерывную деятельность, направленную на закрепление новых форм поведения и восприятия. Связь между четырьмя оценочными шкалами методики предполагает простейшую модель поведения, смежные пункты более связаны, чем не смежные. Поэтому переход от одного элемента к другому можно охарактеризовать как возрастающую прогрессию, а не как случайность или неожиданность.

Методика включает 32 пункта, предназначенных для измерения четырех стадий терапии. К каждой стадии относится 8 высказываний, которые оцениваются пациентом по 5-балльной шкале: 1 — высказывание мне вообще не соответствует, 2 — едва соответствует, 3 — соответствует в достаточной степени, 4 — сильно соответствует, 5 — очень сильно соответствует. Любое высказывание содержит описание того, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем. Количество баллов по каждой шкале переводится в стандартизованные показатели (Т).

Основные стадии терапевтических изменений. 1. Стадия предразмышления. Большинство больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не до конца понимают характер своих проблем или вовсе не признают у себя проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам Прохазка, «Дело не в том, что они не видят решения. Они не видят проблемы». Больной не испытывает желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не понимает, каким образом сам способствовал возникновению своих трудностей, не видит смысла в лечении. Члены семьи, друзья, коллеги, напротив, понимают, что пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием окружения, зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается обратиться к психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведении — до тех пор, пока сохраняется давление на него со стороны значимых людей. Пациенты, находящиеся на стадии предразмышления, могут заявлять о своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных намерений сделать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы — отличительная черта данной стадии. Примеры высказываний, характерных для стадии предразмышления:

«Пребывание здесь — для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения».

«Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах».

2. Стадия размышления. Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно ли разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена недостаточно. Другой важный аспект стадии размышления — взвешивание «за» и «против» между проблемой и ее решением. Пациенты, находящиеся на стадии размышления, часто раздумывают, стоит ли избавление от проблемы усилий, энергетических и временных затрат, необходимых для борьбы с ней. Тем не менее, центральный аспект данной стадии — серьезное намерение разрешить проблемы. Примеры высказываний, характерных для стадии размышления:

«Над моими проблемами стоило бы поработать».

«Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить».

3. Стадия действия. Пациент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение с целью преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наиболее явные, открытые поведенческие изменения и требует значительных затрат времени и энергии. Пациенты часто ошибочно приравнивают действия к изменениям и в результате упускают из вида необходимость активной работы (которая является своего рода подготовкой к конкретным действиям) и усилий, направленных на сохранение результатов. Характерная черта стадии действия — модификация привычного образа восприятия и поведения и применение значительных усилий для изменения. Примеры высказываний, характерных для стадии действия:

«Иногда моя проблема трудна, но я работаю над ней».

«Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же действительно что-то делаю для этого».

4. Стадия сохранения. Пациент достиг определенных результатов в решении своей проблемы и его беспокоит и тревожит, что проблема, которую он считал решенной, может вернуться. На данной стадии идет работа, направленная на предупреждение возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения. Традиционно стадия сохранения рассматривалась как статичная, однако стоит помнить, что сохранение — это продолжение, а не отсутствие действия. Основное положение данной стадии — сохранение позитивных изменений и предотвращение возобновления проблем. Примеры высказываний, характерных для стадии сохранения:

«Пожалуй, сейчас я нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить то, чего я уже достиг».

«Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи».

Прохождение данных стадий представляет собой не линейный, как описано выше, а циклический процесс. Пациенты могут начинать со стадии размышления, прийти к решению ничего не менять и прекратить лечение. Действие и сохранение нередко прерываются возвращением к привычному образу поведения. Пациенты подчас совершают несколько оборотов этого цикла, прежде чем достигают успешных, позитивных изменений.

Инструкция и текст. Этот опросник должен помочь нам улучшить лечение. Каждое высказывание описывает, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем. Укажите, пожалуйста, насколько соответствует или, напротив, не соответствует вам каждое высказывание. Пожалуйста, отмечайте то, что вы чувствуете именно сейчас, а не то, что вы чувствовали раньше или могли бы, или хотели бы чувствовать. В тексте опросника постоянно встречаются слова «проблема» и «здесь».

«Проблема» — это то, что Вы напишите в графе «проблема», т. е. то, в связи с чем Вы обратились в нашу клинику.

«Здесь» — относится к вашему пребыванию в нашей клинике, данному конкретному периоду вашего лечения и его программе.

Когда речь идет об изменении вашей проблемы, имеется в виду, избавление от симптомов, улучшение самочувствия, решение какой-либо проблемы, конфликта или ситуации. Пожалуйста, обведите кружком соответствующую цифру, которая лучше всего указывает, насколько соответствует или, напротив, не соответствует Вам каждое высказывание.

Для каждого вопроса имеется пять возможных ответов:

1 — вообще не соответствует

2 — едва соответствует

3 — соответствует в достаточной степени

4 — сильно соответствует

5 — очень сильно соответствует

 

 

1. У меня нет личных проблем, которыми надо было бы заниматься   1 2 3 4 5
2. Я думаю, что сейчас готов что-то изменить в себе к лучшему 1 2 3 4 5
3. Я собираюсь что-то делать с проблемами, которые меня заботят 1 2 3 4 5
4. Над моими проблемами стоило бы поработать 1 2 3 4 5
5. У меня нет никакой проблемы, поэтому пребывание здесь не имеет для меня никакого смысла 1 2 3 4 5
6. Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи 1 2 3 4 5
7. Наконец-то я занимаюсь своей проблемой 1 2 3 4 5
8. Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить 1 2 3 4 5
9. Я уже с успехом работал над своей проблемой, но я не знаю, хватит ли у меня сил продолжить это 1 2 3 4 5
10. Иногда моя проблема трудна, но я работаю над ней 1 2 3 4 5
11. Пребывание здесь — для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения 1 2 3 4 5
12. Я надеюсь, что мне здесь помогут лучше понимать самого себя 1 2 3 4 5
13. Я предполагаю, что у меня есть слабости, но нет ничего такого, что я действительно должен был бы изменить 1 2 3 4 5
14. Я действительно усердно работаю над тем, чтобы что-то в себе изменить 1 2 3 4 5
15. У меня есть проблема, и я действительно думаю, что должен над этим работать 1 2 3 4 5
16. Те изменения, которых я уже достиг, не так легко сохранить, как я надеялся, и я здесь для того, чтобы помешать возврату того, что было (рецидиву проблемы) 1 2 3 4 5
17. Хотя мне и не всегда удается что-то изменить в себе, я, по крайней мере, занимаюсь своей проблемой 1 2 3 4 5
18. Я думаю, что однажды разрешив свою проблему, я должен был бы от нее освободиться, но иногда я снова вынужден бороться с ней 1 2 3 4 5
19. Я хотел бы иметь больше идей в отношении того, как решить свою проблему 1 2 3 4 5
20. Я уже начал работать над своей проблемой, но хотел бы помощи в этом 1 2 3 4 5
21. Возможно, здесь мне смогут помочь 1 2 3 4 5
22. Пожалуй, сейчас с нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить то, чего я уже достиг 1 2 3 4 5
23. Возможно, я как-то сам и способствовал проблеме, но я не думаю, что это действительно так 1 2 3 4 5
24. Я надеюсь, что здесь кто-нибудь даст мне хороший совет 1 2 3 4 5
25. Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же действительно что-то делаю для этого 1 2 3 4 5
26. Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах 1 2 3 4 5
27. Я здесь для того, чтобы предотвратить рецидив (возврат) проблемы 1 2 3 4 5
28. Меня тревожит, что проблема, которую я считал уже решенной, может вернуться снова 1 2 3 4 5
29. У меня есть заботы, но они есть и у других, поэтому незачем тратить время, думая об этом 1 2 3 4 5
30. Я активно работаю над моей проблемой 1 2 3 4 5
31. Лучше бы я научился избегать своих ошибок, чем потом пытаться их исправлять 1 2 3 4 5
32. После всего, что я сделал для того, чтобы изменить свою проблему, она все равно снова и снова преследует меня 1 2 3 4 5

 

Обработка результатов.

Ключ к методике.

1-я шкала — стадия «Предразмышление» включает пункты:

1,5, 11, 13,23, 26,29,31

2-я шкала — стадия «Размышление» включает пункты:

2,4, 8, 12, 15, 19,21, 24

3-я шкала — стадия «Действие» включает пункты:

3, 7,10, 14,17, 20, 25,30

4-я шкала — стадия «Сохранение» включает пункты:

6, 9, 16, 18,22, 27,28, 32

По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Далее суммарный балл по каждой шкале переводится в стандартизованные показатели (Т) по специальной, прилагаемой таблице перевода сырых баллов в стандартные показатели.

Пример обработки результатов:

В качестве примера приведем подсчет баллов по 1-й шкале «Предразмышление»

1-й пункт — ответ 2

5-й пункт — ответ 1

11-й пункт — ответ 4

13-й пункт — ответ 3

23-й пункт — ответ 1

26-й пункт — ответ 5

29-й пункт — ответ 3

31-й пункт — ответ 2

Суммарный балл — 21

Допустим, по всем шкалам получены следующие сырые оценки:

1-я шкала — 21 балл

2-я шкала — 25 баллов

3-я шкала — 13 баллов

4-я шкала — 7 баллов

Соответственно стандартизованные показатели (Т) составят (Таблица 1):

1-я шкала — 75 Т

2-я шкала — 30 Т

3-я шкала — 15 Т

4-я шкала — 10 Т

Эти результаты свидетельствуют о том, что в данный момент наш пациент находится на 1-й стадии — стадии предразмышления, основной характеристикой которой является сопротивление пониманию и разрешению проблем. Однако следует отметить, что в данном случае также в определенной степени представлены признаки стадии размышления: пациент уже задумывается над своими проблемами, однако его мотивация к активной работе еще явно недостаточна и не является устойчивой. Показатели стадии действия и стадии сохранения указывают на отсутствие активности, направленной на переработку проблем с целью их преодоления и изменения своего поведения.

Таблица № 1. Перевод сырых баллов в Т баллы.

Т-оценки 1 шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала
  30-35      
  29-30      
  27-28      
  25-26      
  23-24      
  21-22      
  19-20      
  17-18   33-34 33-34
  15-16 34-35 31-32 31-32
  13-14   29-30 28-29-30
  11-12 31-32 27-28 26-27
  09-10   25-26 23-24-25
    28-29 23-24 21-22
      21-22 18-19-20
    25-26 19-20 16-17
      17-18 13-14-15
    22-23 15-16 11-12
      13-14 08-09-10
    19-20 11-12  
      09-10  
    16-17 07-08  
-05        
-10   13-14    
-15   07-12    
           

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...