Методика для исследования стадий психотерапии
Опросник для исследования стадий психотерапии URIСA (the University of Rhode Island Change Assessment Scale,) создан группой авторов (McConnaughy, Prochaska, Veliser) в начале 80-х годов. Методика дает возможность определить 4 терапевтические стадии изменения (предразмышление, размышление, действие и сохранение). С помощью методики можно проводить непрерывное исследование отношений и установок пациентов в процессе психотерапии, характерных для каждой стадии изменений. На основании результатов исследования определяется стадия психотерапевтического процесса, на которой находится в данный период пациент, или выделяются характерные признаки нескольких стадий. Первоначально методика для исследования стадии психотерапии предназначалась для описания проблем пациентов с аддиктивным поведением, проходящих психотерапию. Однако методика является общей по своему содержанию, так как пациенты должны ответить на вопросы относительно имеющейся проблемы. Таким образом она использовалась для измерения стадий терапии, связанных с широким кругом поведенческих проблем. Стадии терапии являются важнейшим аспектом психотерапии, которому до недавнего времени не уделялось достаточного внимания как в литературе, так и в конкретных исследованиях. Методика описывает содержание стадий психотерапии, основанное на их последовательности. Цель методики заключается в том, чтобы отнести пациента к той или иной стадии терапии, выделяя шкалы, по которым он обнаруживает наибольшие показатели. Первые исследования стадий психотерапии свидетельствали о том, что пациенты в каждый конкретный момент могут находиться только на одной стадии терапии. Однако позднее выяснилось, что пациент может находиться одновременно более чем на одной стадии.
Сопротивление, отрицание и различные уровни мотивации представляют собой серьезные проблемы для процесса и результата психотерапии. Чаще всего готовность к изменениям рассматривается как наличие или отсутствие мотивации. Была выдвинута концепция изменения как стадиального феномена. Процесс изменения представляет собой движение от предразмышления (для которого характерно непонимание или нежелание работать с проблемами и недостаточная активность) до размышления над проблемой (которое связано с серьезными намерениями и принятием решений). Стадия действия сопряжена с усилением активности, последняя стадия успешных изменений — стадия сохранения, представляет собой непрерывную деятельность, направленную на закрепление новых форм поведения и восприятия. Связь между четырьмя оценочными шкалами методики предполагает простейшую модель поведения, смежные пункты более связаны, чем не смежные. Поэтому переход от одного элемента к другому можно охарактеризовать как возрастающую прогрессию, а не как случайность или неожиданность. Методика включает 32 пункта, предназначенных для измерения четырех стадий терапии. К каждой стадии относится 8 высказываний, которые оцениваются пациентом по 5-балльной шкале: 1 — высказывание мне вообще не соответствует, 2 — едва соответствует, 3 — соответствует в достаточной степени, 4 — сильно соответствует, 5 — очень сильно соответствует. Любое высказывание содержит описание того, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем. Количество баллов по каждой шкале переводится в стандартизованные показатели (Т). Основные стадии терапевтических изменений. 1. Стадия предразмышления. Большинство больных, находящихся на данной стадии, не понимают или не до конца понимают характер своих проблем или вовсе не признают у себя проблем, которыми следовало бы заниматься. По словам Прохазка, «Дело не в том, что они не видят решения. Они не видят проблемы». Больной не испытывает желания что-либо менять в себе или в ближайшем будущем, не понимает, каким образом сам способствовал возникновению своих трудностей, не видит смысла в лечении. Члены семьи, друзья, коллеги, напротив, понимают, что пациент имеет определенные проблемы. Часто только под влиянием окружения, зачастую использующего уговоры или даже угрозы, пациент соглашается обратиться к психотерапевту и даже демонстрирует некоторые изменения в поведении — до тех пор, пока сохраняется давление на него со стороны значимых людей. Пациенты, находящиеся на стадии предразмышления, могут заявлять о своем желании измениться, что вовсе не означает серьезных намерений сделать это. Сопротивление пониманию и разрешению проблемы — отличительная черта данной стадии. Примеры высказываний, характерных для стадии предразмышления:
«Пребывание здесь — для меня пустая трата времени, так как проблема не имеет ко мне никакого отношения». «Вся эта болтовня о психологии скучна. Люди должны просто забыть о своих проблемах». 2. Стадия размышления. Пациент признает наличие проблемы и всерьез интересуется, возможно ли разрешить ее, поможет ли психотерапия, но готовность действовать выражена недостаточно. Другой важный аспект стадии размышления — взвешивание «за» и «против» между проблемой и ее решением. Пациенты, находящиеся на стадии размышления, часто раздумывают, стоит ли избавление от проблемы усилий, энергетических и временных затрат, необходимых для борьбы с ней. Тем не менее, центральный аспект данной стадии — серьезное намерение разрешить проблемы. Примеры высказываний, характерных для стадии размышления: «Над моими проблемами стоило бы поработать». «Я уже думал о том, чтобы что-то в себе изменить». 3. Стадия действия. Пациент активно изменяет свое поведение, поступки и окружение с целью преодоления проблемы. Стадия действия предполагает наиболее явные, открытые поведенческие изменения и требует значительных затрат времени и энергии. Пациенты часто ошибочно приравнивают действия к изменениям и в результате упускают из вида необходимость активной работы (которая является своего рода подготовкой к конкретным действиям) и усилий, направленных на сохранение результатов. Характерная черта стадии действия — модификация привычного образа восприятия и поведения и применение значительных усилий для изменения. Примеры высказываний, характерных для стадии действия:
«Иногда моя проблема трудна, но я работаю над ней». «Каждый может говорить о том, что он хочет измениться, я же действительно что-то делаю для этого». 4. Стадия сохранения. Пациент достиг определенных результатов в решении своей проблемы и его беспокоит и тревожит, что проблема, которую он считал решенной, может вернуться. На данной стадии идет работа, направленная на предупреждение возвращения проблемы и закрепление результатов, полученных в ходе лечения. Традиционно стадия сохранения рассматривалась как статичная, однако стоит помнить, что сохранение — это продолжение, а не отсутствие действия. Основное положение данной стадии — сохранение позитивных изменений и предотвращение возобновления проблем. Примеры высказываний, характерных для стадии сохранения: «Пожалуй, сейчас я нуждаюсь в содействии, чтобы помочь мне сохранить то, чего я уже достиг». «Меня беспокоит, что опять может вернуться проблема, с которой я уже частично справился, поэтому я ищу здесь помощи». Прохождение данных стадий представляет собой не линейный, как описано выше, а циклический процесс. Пациенты могут начинать со стадии размышления, прийти к решению ничего не менять и прекратить лечение. Действие и сохранение нередко прерываются возвращением к привычному образу поведения. Пациенты подчас совершают несколько оборотов этого цикла, прежде чем достигают успешных, позитивных изменений. Инструкция и текст. Этот опросник должен помочь нам улучшить лечение. Каждое высказывание описывает, что человек может чувствовать, когда начинает лечение или подходит к решению своих жизненных проблем. Укажите, пожалуйста, насколько соответствует или, напротив, не соответствует вам каждое высказывание. Пожалуйста, отмечайте то, что вы чувствуете именно сейчас, а не то, что вы чувствовали раньше или могли бы, или хотели бы чувствовать. В тексте опросника постоянно встречаются слова «проблема» и «здесь».
«Проблема» — это то, что Вы напишите в графе «проблема», т. е. то, в связи с чем Вы обратились в нашу клинику. «Здесь» — относится к вашему пребыванию в нашей клинике, данному конкретному периоду вашего лечения и его программе. Когда речь идет об изменении вашей проблемы, имеется в виду, избавление от симптомов, улучшение самочувствия, решение какой-либо проблемы, конфликта или ситуации. Пожалуйста, обведите кружком соответствующую цифру, которая лучше всего указывает, насколько соответствует или, напротив, не соответствует Вам каждое высказывание. Для каждого вопроса имеется пять возможных ответов: 1 — вообще не соответствует 2 — едва соответствует 3 — соответствует в достаточной степени 4 — сильно соответствует 5 — очень сильно соответствует
Обработка результатов. Ключ к методике. 1-я шкала — стадия «Предразмышление» включает пункты: 1,5, 11, 13,23, 26,29,31 2-я шкала — стадия «Размышление» включает пункты: 2,4, 8, 12, 15, 19,21, 24 3-я шкала — стадия «Действие» включает пункты: 3, 7,10, 14,17, 20, 25,30 4-я шкала — стадия «Сохранение» включает пункты: 6, 9, 16, 18,22, 27,28, 32 По каждой шкале подсчитывается суммарный балл. Далее суммарный балл по каждой шкале переводится в стандартизованные показатели (Т) по специальной, прилагаемой таблице перевода сырых баллов в стандартные показатели. Пример обработки результатов: В качестве примера приведем подсчет баллов по 1-й шкале «Предразмышление» 1-й пункт — ответ 2 5-й пункт — ответ 1 11-й пункт — ответ 4 13-й пункт — ответ 3 23-й пункт — ответ 1 26-й пункт — ответ 5 29-й пункт — ответ 3 31-й пункт — ответ 2 Суммарный балл — 21 Допустим, по всем шкалам получены следующие сырые оценки: 1-я шкала — 21 балл 2-я шкала — 25 баллов 3-я шкала — 13 баллов 4-я шкала — 7 баллов Соответственно стандартизованные показатели (Т) составят (Таблица 1): 1-я шкала — 75 Т 2-я шкала — 30 Т 3-я шкала — 15 Т 4-я шкала — 10 Т Эти результаты свидетельствуют о том, что в данный момент наш пациент находится на 1-й стадии — стадии предразмышления, основной характеристикой которой является сопротивление пониманию и разрешению проблем. Однако следует отметить, что в данном случае также в определенной степени представлены признаки стадии размышления: пациент уже задумывается над своими проблемами, однако его мотивация к активной работе еще явно недостаточна и не является устойчивой. Показатели стадии действия и стадии сохранения указывают на отсутствие активности, направленной на переработку проблем с целью их преодоления и изменения своего поведения. Таблица № 1. Перевод сырых баллов в Т баллы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|