Примеры реализации компетентностного подхода на уроках информатики
Рассмотрим пример реализации компетентностного подхода на уроке информатики в 8 классе.
Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Условия поиска и простые логические выражения"
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цель урока:
Обучающие:
формирование у учащихся понятий "Условия поиска" и "Логическое выражение".
Развивающие:
развитие у учащихся учебно-познавательной, общекультурной, ценностно-смысловой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования;
формирование у учащихся грамотной речи в области информатики.
Воспитательные:
Воспитание общей культуры.
Задачи.
Ввести понятия "Условия поиска" и "Простые логические выражения".
Рассмотреть знаки отношений и определение лексикографического порядка, его использование при расположении слов в алфавитном порядке.
Рассмотреть запись команд для получения справки с помощью использования условий поиска.
Объяснить порядок выполнения домашнего задания с разбором по одному примеру из каждого задания.
Этапы урока.
Организационный момент (2 минуты).
Актуализация опорных знаний (3 минуты).
Ознакомление с новым материалом (20 минут).
Первичное осмысление и закрепление изученного (9 минут).
Домашнее задание (8 минут).
Подведение итогов урока (3 минуты).
Дидактические материалы и оборудование: учебник по информатике для 7-9 классов И. Семакин и др., мультимедийная доска, проектор, ноутбук, раздаточный материал.
Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
Цель: активировать умственную деятельность учащихся, развивать логическое мышление.
Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции, общекультурной и компетенции личностного самосовершенствования.
|
Слайд 1. Здравствуйте, садитесь. Проверить готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, присутствие всех учащихся). Тема нашего сегодняшнего урока: "Условия поиска и простые логические выражения". Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? А ответить на этот вопрос вам поможет определение БД и знание того, для чего она нужна. Правильно, на уроке мы должны будем познакомиться с такими понятиями как условие поиска, логическое выражение, лексикографический порядок и другие, и научиться находить нужную нам информацию в "БД".
| Слушают учителя.
БД - организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения. Предназначена для быстрого поиска нужной информации.
Говорят, что будут работать с понятиями "условие поиска" и "логическое выражение".
|
Актуализация опорных знаний
После того, как дан ответ кем-либо из учащихся, остальные ученики его "рецензируют".
Цель: активировать умственную деятельность учащихся.
Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции.
|
Прежде чем изучать новые понятия, давайте вспомним, что вы уже знаете.
Что такое информационная система?
Что такое БД?
Какие БД называются реляционными?
Что такое запись и поле?
Какой формат имеет команда получения справки?
| Поднимают руки и дают определения.
Информационная система - совокупность БД и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.
БД - организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения.
БД с табличной формой организации называются реляционными.
Записью в реляционных БД называется строка таблицы, а столбец - полем.
. справка <список выводимых полей> для <условия поиска>
|
Изучение нового материала
Цель: учить исследовательской работе, отрабатывать умение делать выводы и обобщения.
Результативность: формирование общекультурной компетенции, ценностно-смысловой компетенции.
|
Чаще всего для справки требуются не все записи, а только часть из них, удовлетворяющие какому-то условию. Это условие называется условием поиска.
|
|
Слайд 2. Запишем определение логического выражения: "Логическое выражение - некоторое высказывание, по поводу которого можно заключить истинно оно или ложно".
| Записывают определение логического выражения.
|
Логическое выражение, подобно математическому выражению выполняется (вычисляется), но в результате получается не число, а логическое значение: истина (true) или ложь (false). Логическая величина - это всегда ответ на вопрос: истинно ли данное высказывание. Есть вопросы?
| Если есть вопросы, то задают их.
|
Слайд 3. Ребята, перед вами лежат листочки с БД "Домашняя библиотека" "Факультативы" и "Погода". Вашей задачей будет: определить логическое значение для высказываний, которые выведены на экран. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. Потом устно проговорим.
| Выполняют задание.
Проводится проверка.
|
Слайд 4. А теперь посмотрим, как выглядят логические выражения для данных высказываний.
ОСАДКИ = светит солнце. Для следующих высказываний называете вы.
| Говорят логические выражения для высказываний.
1. ОСАДКИ = светит солнце
2. ДАВЛЕНИЕ <> 1
3. ДАВЛЕНИЕ > 745
4. ПОЛКА > 3
5. АВТОР = Толстой Л.Н.
6. ФАМИЛИЯ = Русанов
7. ЦВЕТОВОДСТВО
8. ТАНЦЫ.
|
Шесть первых выражений называются отношениями. Отношение есть форма логического выражения. В них имена полей базы данных связываются с соответствующими значениями знаками отношений. Слайд 5. Вот все возможные знаки отношений:
= равно< меньше
<> не равно>= больше или равно
> больше<= меньше или равно
| Записывают отношения в тетрадь.
|
Отношение "равно" истинно для двух символьных величин, если их длина одинакова и все соответствующие символы совпадают.
|
|
Символьные величины можно сопоставлять и в отношениях <, >, <=, >=. Здесь принцип такой: сравниваются между собой не сами символы, а их внутренние коды. Откройте учебник на странице 75. По таблицам 3-1 и 3-2 определите связь между порядковым номером элемента и его кодом. Какие отношения будут между латинскими, русскими буквами, заглавными и строчными буквами?
Слайд 6. Тогда упорядоченность слов (последовательностей символов) определяется по алфавитному принципу: сначала по первой букве, потом по второй и так далее, как это делается в словарях или энциклопедиях. Такой принцип называется лексикографическим порядком.
Слайд 7. Запишите определение в тетрадь: "Лексикографический порядок - это упорядочивание слов по алфавитному принципу".
| Говорят, что чем больше порядковый номер элемента тем больше его код.
Смотрят на слайд:
A<B<C<D<E<…<X<Y<Z.
a<b<c<d<e<…<x<y<z.
A<a; B<b; … Z<z.
А<Б<В<Г< Д <Е <... <Ю<Я.
а <б<в<г<д<е<…<ю<я.
А<а; Б<б; … Я<я.
Д>D и т.д.
Записывают в тетрадь.
|
Слайд 8. Давайте рассмотрим расположение в лексикографическом порядке слов квартет, компонент, конверт, конвульсия и запишем для них отношения.
Квартет< Компонент < Конверт < Конвульсия.
| Смотрят на соответствующий слайд презентации.
|
Слайд 9. Теперь вам будет дано задание, которое вы будете выполнять по вариантам в парах. Сначала вы делаете самостоятельно, а потом в парах проговариваете друг другу как вы сделали это задание.
| Выполняют задание, выведенное на экран. Проводится взаимопроверка.
|
Пусть в некоторой БД поле ВРЕМЯ содержит значения в таком формате: ХХчасХХминХХсек (здесь символ X обозначает любую цифру). Тогда сравнение таких величин на "больше-меньше" будет давать верный по смыслу результат.
Слайд 10. Как вы думаете, с чего надо начинать сравнение времени? Истинными будут следующие отношения:
12час35мин08сек>03час40мин00сек, 23час05мин12сек<23час05мин13сек.
Значения полей типа "дата" при выполнении отношений сравниваются в соответствии с календарной последовательностью.
Слайд 11. Как вы думаете, с чего надо начинать сравнение дат? Например, истинны отношения:
3/12/56<23/04/65, 24/09/79>23/09/79
Слайд 12. Отношения можно применять и к логическим величинам. Истинно следующее отношение:
true > false
1 > 0
Это нетрудно понять, поскольку код логической величины true равен 1, а код false равен 0. Но, очевидно, 1 > 0.
Слайд 13. А теперь вернемся к приведенным выше примерам логических выражений. В примерах 7 и 8 нет никаких знаков отношений. Дело в том, что поля с именами ЦВЕТОВОДСТВО и ТАНЦЫ имеют логический тип. Поэтому в каждой записи их значения - это логические величины: 1 - истина, 0 - ложь.
Одна величина логического типа - простейшая форма логического выражения. Следовательно, условие поиска может содержать в своей записи лишь имя логического поля.
| Говорят, что сначала сравнение ведется по часам, потом - по минутам, а затем - по секундам. Определяют знаки, стоящие между величинами, объясняя, почему поставили этот знак.
Говорят, что сравнение сначала ведется по годам, затем - по месяцам и только потом - по дням.
Записывают в тетрадь.
|
Слайд 14. Запишем определение: "Простое логическое выражение - выражение, состоящее из имени поля логического типа или одного отношения".
| Записывают определение в тетрадь.
|
Первичное осмысление и закрепление изученного
Цель: сформировать умения выполнять задания по данной теме.
Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.
|
А теперь запишем несколько команд для получения справки, используя условия поиска.
Слайд 15. Вот как выглядит команда запроса информации из БД "Погода" о датах всех дождливых дней:
. справка ДАТА для ОСАДКИ = дождь.
Что здесь является условием? Для какого поля это условие?
В итоговую справку попадут лишь те записи, для которых истинно условие поиска.
Какая запись выведется при таком запросе?
| Следят за рассуждениями и действиями учителя. Участвуют в обсуждении.
Говорят, что получится:
|
Слайд 16. Следующая команда позволяет вывести даты и влажность, соответствующие тем дням, когда атмосферное давление было выше 745 мм. рт. ст.
. справка ДАТА, ВЛАЖНОСТЬ для ДАВЛЕНИЕ >745.
Что здесь является условием? Для какого поля это условие?
Какая запись выведется при таком запросе?
| Выведется следующая запись:
ДАТА
| ВЛАЖНОСТЬ
| 15.03.97
| 67
| 16.03.97
| 62
| 19.03.97
| 87
|
|
Слайд 17. Запишем команду запроса справки к БД "Домашняя библиотека": вывести названия книг и авторов, фамилии которых начинаются с букв О, П, Р и далее по алфавиту.
. справка АВТОР, НАЗВАНИЕ для АВТОР >= О
Что здесь является условием? Для какого поля это условие?
Какая запись выведется при таком запросе?
| Выведется запись:
| АВТОР
| НАЗВАНИЕ
|
|
| Тургенев И.С.
| Повести и рассказы
|
|
| Олеша Ю.К.
| Избранное
|
|
| Тынянов Ю.Н.
| Кюхля
|
|
| Толстой Л.Н.
| Повести и рассказы
|
|
|
Слайд 18. А теперь - запрос к БД "Успеваемость": вывести список учеников, у которых сумма баллов по гуманитарным предметам больше, чем по естественным. Следует отдать команду:
. справка УЧЕНИК для РУССКИЙ+ИСТОРИЯ+МУЗЫКА>АЛГЕБРА+ХИМИЯ+ФИЗИКА.
Что здесь является условием? Что сравнивается в этом условии? Для какого поля это условие?
Что получится в результате?
|
В результате получим:
Ботов Иван
Галкина Нина.
|
Домашнее задание
Цель: проверить усвоение материала урока, формировать умение подбирать примеры.
Результативность: формирование компетенции личного самосовершенствования.
|
Слайд 19. Записываем домашнее задание. Параграф 28, прочитать его и выучить основные определения, которые мы записывали в тетрадь. И выполнить задания 6, 7,8.
Давайте разберем с вами как выполнять домашнее задание.
| Записывают домашнее задание.
Разбор заданий пишут в тетрадь.
|
Слайд 20.6 задание. Смотрим таблицу 2. Погода, запись номер 3. Какая влажность соответствует этой записи? Какой знак отношения надо поставить, чтобы получить верное неравенство?
Какие осадки в этой записи? Какой знак отношения надо поставить?
| Говорят, что влажность составляет 100%. Надо поставить знак "Больше", "Больше или равно" или "Не равно".
Говорят, что туман. Нужно поставить знак "Не равно".
|
Слайд 21.7 задание. Смотрим таблицу 1. Домашняя библиотека, запись номер 3. Какое слово мы выделим из высказывания "Книга издана в 1982 году", чтобы составить для него простое логическое выражение? Как оно запишется? Теперь мы должны определить результат вычислений для данной записи. То есть определить - истинным или ложным оно является. Для этого ответим на вопрос: "Какой год стоит в записи номер 3 таблицы?".
Какое слово мы выделим из высказывания "Книга находится ниже пятой полки", чтобы составить для него простое логическое выражение? Истинным или ложным является это высказывание?
| Мы должны выделить слово "Год".
Запишется так: "ГОД = 1982".
В таблице стоит 1982 год. То есть высказывание является истинным.
Мы должны выделить слово "Полка".
Запишется так: "ПОЛКА < 5". В таблице номер полки - 1, а 1<5, поэтому высказывание является истинным.
|
Слайд 22.8 задание. Рассмотрим высказывание под буквой г: " Дата не позже 23 сентября 1996 года". Для него нам требуется составить логическое выражение. Какое основное слово мы выделяем в этом высказывании? Как по-другому можно сказать "Не позже"? Какой знак отношения соответствует этому? Что в итоге получаем?
Рассмотрим высказывание под буквой д: " Алгебра не отлично". Для него нам требуется составить логическое выражение. Какое основное слово мы выделяем в этом высказывании? Какой знак отношения соответствует запросу "Не отлично"? Что в итоге получаем?
| Выделяем слово "Дата".
Можно сказать: "Раньше или в этот день".
Соответствует знак "Меньше или равно". Получаем: ДАТА <= 23 сентября 1996 года.
Выделяем слово "Алгебра".
Соответствует знак "Не равно". Получаем: АЛГЕБРА < > отлично.
|
Подведение итогов урока
Цель: формировать умение обобщать материал и делать вывод.
Результативность: формирование общекультурной, коммуникативной и информационной компетенций.
|
Что сегодня нового узнали на уроке?
Что такое логическое выражение? Назовите варианты отношений. Что такое простое логическое выражение?
| Говорят, что узнали понятия логического выражения, простого логического выражения, а также варианты отношений. Дают определения.
Логическое выражение - некоторое высказывание, по поводу которого можно заключить истинно оно или ложно.
Существует шесть вариантов отношений: "равно", "не равно", "больше", "меньше", "больше или равно", "меньше или равно".
Простое логическое выражение - выражение, состоящее из имени поля логического типа или одного отношения.
|
Заключение
В ходе научного исследования по теме "Урок информатики как средство формирования ключевых компетенций" были изучены учебно-методическая литература, статьи по исследуемой теме, нормативная документация (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегия модернизации содержания общего образования).
На основе этого рассмотрены понятия "Компетентностный подход", "Ключевые компетенции", классификация ключевых компетенций А.В. Хуторского, а также возможные направления деятельности учащихся и учителя на уроках информатики с целью реализации компетентностного подхода.
В §4 приведены примеры уроков информатики с использованием компетентностного подхода.
Цели и задачи достигнуты.
Работа может быть продолжена в следующих направлениях:
рассмотреть приемы формирования информационной компетенции учащихся на уроках информатики;
сравнить эффективность формирования ключевых компетенций на уроках информатики у учащихся разных профилей;
разработать приемы формирования ключевых компетенций на уроках информатики у слабоуспевающих учеников.
Список литературы
1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С.89-94.
2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. № 10.2003. - с.26.
3. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.86-92.
4. Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? [Текст] / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - №2. - С.42-47.
5. Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.
6. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С.28-35.
7. Запольских, И.А. Развитие ключевых компетенций средствами информатики [Электронный ресурс] / И.А. Запольских // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/503408/, свободный.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
9. Казанцева, Ж.Л. Формирование социально-личностной компетенции школьника как одно из условий современного образования [Электронный ресурс] / Ж.Л. Казанцева // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/411646/, свободный.
10. Камалеева, А.Р. Компетентность как результат образовательного процесса [Текст] / А.Р. Камалеева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2009. - №5. - С.6-18.
11. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
12. Куртяник М.А. Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе внедрения информационных технологий [Электронный ресурс] / М.А. Куртяник - Педсовет.org. - 2006. - 10 октября. - Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2486/Itemid,188/, свободный.
13. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.3-12. - Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev. htm, свободный.
14. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
15. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14. htm, свободный.
16. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования [Текст]. - М.: Минобразования, 2001. - 72 с.
17. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова.М., 1935-1940.
18. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". -2002. -23апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423. htm, свободный.
19. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58-64.
20. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm, свободный.
21. Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету "Информационные технологии" [ Электронный ресурс] / Н.П. Черных. - Вопросы Интернет образования. - Режим доступа: http://ipk. admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot. files/Jornal/Vio_38/Vio_38/cd_site/Articles/art_3_5. htm, свободный.
22. Чкалова, Н.В. Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами информатики [Электронный ресурс] / Н.В. Чкалова // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415466/, свободный.
23. Шишкина, Л.П. Инновационный опыт. Организация деятельности учащихся на основе компетентностного подхода [Электронный ресурс] / Л.П. Шишкина. - Муниципальное Образовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №72 с углублённым изучением отдельных предметов. - Режим доступа: http://education. simcat.ru/school72/info/6, свободный.
24. Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С.39-41.
Приложения
Приложение 1
Конспект урока информатики в 8 классе по теме "Простые запросы в БД Microsoft Access"
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цель урока:
Обучающие:
Способствовать выработке у учащихся навыков и умений выполнения запросов в БД Microsoft Access.
Развивающие:
развитие у учащихся учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, ценностно-смысловой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования;
формирование у учащихся грамотной речи в области информатики.
Воспитательные:
Воспитание общей культуры.
Задачи.
Провести проверочную работу для определения уровня усвоения учащимися материала по теме "База данных".
Выполнить с учащимися практическую работу на компьютерах по выполнению запросов в БД Microsoft Access.
Этапы урока.
Организационный момент (2 минуты).
Актуализация опорных знаний (2 минуты).
Проверочная работа (15 минут).
Изучение нового материала (5 минут)
Практическая работа (17 минут).
Домашнее задание (2 минуты).
Подведение итогов урока (2 минуты).
Дидактические материалы и оборудование: учебник по информатике для 7-9 классов И. Семакин и др., ПК, мультимедийная доска, проектор, раздаточный материал.
Ход урока:
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
Здравствуйте, садитесь. Проверить готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, присутствие всех учащихся). Тема нашего сегодняшнего урока: "Простые запросы в БД Microsoft Access". На прошлом уроке мы с вами рассматривали лишь теоретический материал, связанный с запросами в базах данных, а сегодня мы будем отрабатывать умения выполнять запросы в БД на компьютере, то есть отработаем практическую часть.
| Слушают учителя.
|
Актуализация опорных знаний
Цель: активировать умственную деятельность учащихся.
Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции.
|
Ребята, сейчас вы будете писать проверочную работу по определениям из всей темы "База данных". Вам дается 2 минуты, чтобы повторить команды вывода информации и определения, записанные в тетради.
Сдаем тетради для проверки домашнего задания.
| Повторяют по тетради определения и команды вывода информации.
Сдают тетради.
|
Проверочная работа
Цель: активировать умственную деятельность учащихся.
Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
|
Перед вами лежат листочки с заданиями проверочной работы. На выполнение этой работы вам дается 15 минут. При выполнении проверочной работы, можете пользоваться табличными моделями (см. приложение 2). Задание выполняем самостоятельно, не совещаемся. Если возникнут какие-либо вопросы по самим заданиям, позовете меня, я подойду.
" 5" - одна ошибка;
"4" - если выполнено 75% работы;
"3" - даны определения, но не выполнены запросы.
( См. приложение 3)
Сдаем листочки.
| Выполняют проверочную работу.
Сдают листочки с ответами.
|
Изучение нового материала
Цель: учить исследовательской работе, отрабатывать умение делать выводы и обобщения.
Результативность: формирование общекультурной компетенции, ценностно-смысловой компетенции.
|
Перед тем, как вы непосредственно приступите к выполнению практической работы, рассмотрим пример того, как вы будете работать с заданиями, и что надо будет сделать в БД.
Допустим, нам надо выбрать имена автомобилистов, начинающиеся на П.
1. Во вкладке создать нажать конструктор запросов. В окне добавление таблиц добавьте таблицу и закройте окно.
2. В появившемся окне выбираем список выводимых полей.
3. В записи условие отбора записываем условие поиска в виде логического выражения: "Пишем: "П*"".
4. Во вкладке Конструктор нажимаем выполнить (красный восклицательный знак).
Мы видим, что вывелось два имени: Петр и Павел.
Рассмотрим второй пример: "У кого номер квартиры не больше 47". Теперь вы сами говорите, что будем делать.
Что у нас выводится при этом запросе?
Правильно.
| Следят за рассуждениями учителя, смотрят на экран.
1. Во вкладке создать нажать конструктор запросов. В окне добавление таблиц добавьте таблицу и закройте окно.
2. В появившемся окне выбираем список выводимых полей.
3. В записи условие отбора записываем условие поиска в виде логического выражения: "<= 47".
4. Во вкладке Конструктор нажимаем выполнить (красный восклицательный знак).
Выведутся следующие фамилии: Федоров, Левченко, Сидоров, Климов, Климова.
|
Практическая работа
Цель: сформировать умения выполнять запросы в БД Microsoft Access. Результативность: формирование информационной, учебно-познавательной, коммуникативной компетенций.
|
Ребята, теперь вы будете выполнять работу на компьютере. Перед вами лежат листочки с заданиями. Обратите внимание, что в самом верху листочка описан алгоритм создания запросов, по которому вы должны будете выполнить практическое задание. Все увидели алгоритм? Теперь объясню, что вам необходимо будет сделать: в БД создать запросы, чтобы ответить на вопросы, которые записаны на листочке: на оценку "3" - 5 запросов, на "4" - 7 запросов, а на "5" - 10. Можно получить дополнительную оценку, если сделаете больше 10 запросов. Есть вопросы?
Рассаживайтесь за компьютеры, где вы обычно работаете, и приступайте к выполнению практической работы. (См. приложение 4)
| Слушают учителя, смотрят задания практической работы.
Если есть вопросы, задают их.
Выполняют задания практической работы на компьютере.
|
Домашнее задание
|
Дома вам необходимо повторить параграфы 26-28 и прочитать параграф 29.
| Записывают домашнее задание в дневник.
|
Подведение итогов урока
Цель: формировать умение обобщать материал и делать вывод.
Результативность: формирование общекультурной, коммуникативной и информационной компетенций.
|
Что сегодня мы повторили на уроке? Чем занимались на уроке? Чему научились сегодня на уроке?
Я проверю правильность выполнения вами заданий практической работы и на следующем уроке их сообщу. Если отметка будет неудовлетворительной, то можно будет задание доработать.
Есть вопросы по сегодняшнему уроку?
| Сегодня на уроке мы повторили определения БД, основные понятия, связанные с БД. А также учились выполнять простые запросы на компьютерах в БД Microsoft Access.
Если есть вопросы, задают.
|
Приложение 2
Табличные модели
Таблица 1. Домашняя библиотека
Номер
| Автор
| Название
| Год
| Полка
|
0001
| Беляев А.Р.
| Человек-амфибия
| 1987
| 5
|
0002
| Кервуд Д.
| Бродяги севера
| 1991
| 7
|
0003
| Тургенев И.С.
| Повести и рассказы
| 1982
| 1
|
0004
| Олеша Ю.К.
| Избранное
| 1987
| 5
|
0005
| Беляев А.Р.
| Звезда КЭЦ
| 1990
| 5
|
0006
| Тынянов Ю.Н.
| Кюхля
| 1979
| 1
|
0007
| Толстой Л.Н.
| Повести и рассказы
| 1986
| 1
|
0008
| Беляев А.Р.
| Избранное
| 1994
| 7
|
Таблица 2. Погода
День
| Осадки
| Температура (градусы С)
| Давление
(мм. рт. ст)
| Влажность
(проценты)
|
15.03.97
| Снег
| -3,5
| 746
| 67
|
16.03.97
| Без осадков
| 0
| 750
| 62
|
17.03.97
| Туман
| 1,0
| 740
| 100
|
18.03.97
| Дождь
| 3,4
| 745
| 96
|
19.03.97
| Без осадков
| 5,2
| 760
| 87
|
Таблица 3. Успеваемость
Ученик
| Русский
| Алгебра
| Химия
| Физика
| История
| Музыка
|
Аликин Петр
| 4
| 5
| 5
| 4
| 4
| 5
|
Ботов Иван
| 3
| 3
| 3
| 3
| 3
| 4
|
Волков Илья
| 5
| 5
| 5
| 5
| 5
| 5
|
Галкина Нина
| 4
| 4
| 5
| 2
| 4
| 4
|
Таблица 4. Дороги
| Дачи
| Озерная
| Подгорная
| Елово
| Бобры
|
Дачи
| 1
| 1
| 1
| 1
| 0
|
Озерная
| 1
| 1
| 0
| 0
| 0
|
Подгорная
| 1
| 0
| 1
| 0
| 1
|
Елово
| 1
| 0
| 0
| 1
| 1
|
Бобры
| 0
| 0
| 1
| 1
| 1
|
Таблица 5. Факультативы
| Геология
| Цветоводство
| Танцы
|
Русанов
| 1
| 0
| 1
|
Семенов
| 1
| 1
| 0
|
Зотова
| 0
| 1
| 1
|
Шляпина
| 0
| 0
| 1
|
Приложение 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: